Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мне как-то приходилось читать одного духовного пастыря, архипастыря. Он очень хорошее сравнение привел. Нередко мы подходим на Исповедь как бы формально, получить пропуск ко святому Причастию и вот так сбросить: да, согрешил тем, тем, тем. И, как он выразился, «прошмыгнуть», чтобы причаститься.
То есть исполнить формально. И в этом величайшее заблуждение и большая опасность.
Священник – только свидетель, а Исповедь принимает Бог, и Господь видит не только содеянное, но и помышления. Исповедь начинается не у аналоя, а может быть, за много дней, а иногда и лет: человек начинает духовно осознавать свои пороки, свое нечестие, свою неправду перед Богом. А подходя к аналою и исповедуясь в своих грехах, мы должны уже как бы гореть этим покаянным чувством.
Надо сожалеть о своих грехах – и прошлых, и настоящих, и о наших намерениях. О прошлом – сожаление, если можно, то плач и скорбь душевная; не всегда она может выразиться в словах. И настоящее: «вот я, Господи, Ты стоишь передо мной, и я Тебя не вижу. Но вот крест, символ страдания, Евангелие и священник как свидетель. Я еще не готов увидеть Тебя рядом». Как учит Церковь и святые отцы, с одной стороны – ангелы, ангел-хранитель со свитком жизни, но и бесы тоже будут. Обвинительная сторона и адвокатура. Ангелы говорят: «у него такие-то и такие-то добродетели», а бесы говорят: «ничего подобного, нет у него этих добродетелей, он то и то творил». Ангелы говорят: «он каялся». А бесы говорят: «нет, давайте того священника, перед которым он каялся. Нет, он не раскаялся, он обманул – думал, что священника обманул, а обманул Бога».
Вот она где, правда, вот где стыд, вот где нет уже лицеприятия, а только истина. Мы часто задаем себе вопрос, особенно во время Великого поста, особенно часто на Страстной седмице, когда слышим и читаем о страданиях Спасителя: «как иудеи могли требовать распятия Христа?» И думаем, что мы бы этого не сделали. Но забываем, что и сами – да, я не оговариваюсь, – тоже являемся соучастниками распятия. Ибо суть спасительной Жертвы и распятия – за грехи всех людей, и до, и при Христе живущих, и после Него вплоть до Страшного Суда.
Нередко на Исповеди, бывает, что-то пробурчим, перечислим грехи как бы между прочим, не затронув сущности и даже внутренне понимая, что будем их повторять. Что мы делаем в этот момент? Мы там, на Голгофе, с толпой кричим: распни, распни Его! И вновь распинаем Христа.
Но с нас спроса больше еще, ибо они распяли, еще не веря, что Он Воскреснет и вознесется на Небо. А мы уже знаем это. Церковь учит нас с младенчества: знавший и творивший зло будет наказан больше. Поэтому, дорогие мои, особенно в дни Великого поста помните: в веру играть нельзя. Надо или жить по вере, или, если не так, придется расплачиваться.
У Бога много терпения, милосердия, но в тайны Божии мы проникнуть не можем. А все эти страшные катаклизмы, происходящие в наши дни, – это напоминание каждому из нас, что все мы ходим под Богом. И мы не знаем, цунами или землетрясение, как в Японии, или сосулька падает на нас. И все... И для нас Страшный Суд начинается, ибо уже нет времени на покаяние, а только то, о чем говорит Сам Спаситель: «В чем застал, в том и буду судить» – то есть какой был твой внутренний мир, к чему он предрасположен, в добрую ли сторону или ко злу – по этому и судить будет. А не по благим намерениям без дел, которыми известно куда устлана дорога.
Поэтому, дорогие мои, еще и еще раз напоминаю, себе в первую очередь говорю: «брат Феофан, и тебе нужно точно так же смотреть, и тебе придет пора, когда надо будет умирать». Ибо каждому из нас придется пройти эти врата смертные и встать перед Богом. И пусть молитва мытаря, искренняя, с полным раскаянием, с сердечным вздохом будет нам путеводителем:
– Боже, милостив будь ко мне, грешному, прости мое окаянство и дай мне силы пронести мой жизненный крест, через покаяние с радостью встретить Твое Светлое Воскресение. Аминь.
– Телекомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий программы –Евгений Зызин. Владыка, здравствуйте.
Как часто мы не ценим того, что имеем. Свечки на торте в день рождения уже вошли в привычку и кажутся нам обыденностью. А ведь многие воспитанники детского дома не имеют даже этой маленькой радости…
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.