Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (618) → Архиепископ Викентий: «Нужно проверять свою душу по заповедям Божиим»

Архиепископ Викентий: «Нужно проверять свою душу по заповедям Божиим»

№9 (618) / 1 марта ‘11

Архипастырь

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Владыка, вопрос из Новочеркасска, от Раисы Андреевны, ей 96 лет: «Я прожила долгую жизнь, и в ней было всякое. Жду смерти, не могу дождаться; может быть, меня наказал Господь – почему я так долго не могу умереть?»

– Есть такое в истории нашей Церкви. К примеру, в житии святителя Иоасафа Белгородского описывается случай, когда один священник очень долго не мог спокойно умереть и святитель своим прозорливым взором посмотрел на него. И (видя, что старец в преклонном возрасте, за сто лет, до сих пор не отходит) он увидел, что у него есть какой-то грех, который не пускает его уйти из жизни прежде, чем он не покается. И святитель Иоасаф ему напомнил об этом, Господь открыл ему эту тайну, и он покаялся в своем грехе, который он совершил, а потом мирно отошел ко Господу.

Может быть, здесь возникла та же ситуация, может быть, есть какой-то грех. Поэтому нужно проверить свою душу по заповедям Божиим и глубоко осознать свои ошибки, которые по каким-то причинам, может быть, были забыты или не приняты во внимание, раскаяться, и Господь уже Сам усмотрит, как дальше определить Свое Промысление об этом человеке.

– Владыка, следующий вопрос – наш телезритель спрашивает: «Есть ли молитва от зависти?»

– Мы в утренних и вечерних молитвах просим Господа, чтобы Он помог нам избавиться от разных наших греховных наклонностей, наших страстей. И если внимательно прочитать эти молитвы, то можно найти и что мы просим избавления от зависти. Кроме того, у нас есть православный молитвослов, где много молитв на разные случаи. И в нем есть молитва от зависти, то есть молитва, обращенная к тому или иному святому, который в своей жизни, может быть, очень многое претерпел от завистливых людей, и он, преодолевая эти трудности, будучи искушаем от завистливых людей, сейчас мог бы помочь, чтобы человек терпеливо перенес эти испытания и лишения, которые бывают в жизни.

– Владыка, раб Божий Юрий из Нижневартовска спрашивает: «Если один из родственников самоубийцы уйдет в монастырь, будет ли усопшему послабление?»

– Я думаю, что да; я уже говорил о том. Мне кажется, что если смерть, такая страшная, тяжелая, греховная смерть самоубийц отвращает от ложного пути родственников, и люди, видя такую страшную смерть, обращаются к Богу, меняют свою жизнь, и если раньше они о Боге ничего не хотели слышать, а стали интересоваться, ходить в церковь, молиться, жить церковной жизнью, то это может очень во многом повлиять на участь усопшего; тем более, если человек уйдет в монастырь и, надеемся, там будет жить очень благочестиво, молиться келейно за своего близкого, родного... Господь услышит его молитвы и даст утешение этому усопшему.

– Владыка, следующий вопрос – из Туапсе: «Моя православная внучка встречается с мальчиком из протестантской семьи. Что делать?»

– Есть два выхода. Один выход из этого положения – обратить этого человека в Православие и жить жизнью семейной, нормальной. Если это невозможно, то нужно постараться избрать нового человека, чтобы потом в семейной жизни не было проблем из-за религиозных убеждений.

Хотя, конечно, есть и такие случаи, когда живет семья, в которой муж одной веры, а жена другой. Но это очень тяжело, очень сложно, хотя бывает и так, что никто никому не мешает. Пускай каждый ходит в свою церковь, выполняет свои потребности в той или иной религиозной конфессии, но это, конечно, уже не то. Поэтому лучше всего в самом начале отношений как-то этот вопрос решить, чтобы потом не было проблем.

– Владыка, Лариса Васильевна из Московской области спрашивает: «Можно ли усопших поминать вином?»

– Мы должны усопших поминать не вином, а милостыней и молитвой, это самое важное. Это неправильная традиция, когда мы идем на кладбище, берем стакан водки, накрываем сверху кусочком хлеба и ставим на могилу. Это языческая традиция, не наша, не православная, она привнесена к нам, не знаю, откуда, но не должно такого быть – это неправильно, это не церковно, неправославно – не по-христиански и противоречит нашему пониманию о поминовении усопших, о душах усопших.

Бывает, что усопший находится в тяжелом положении, ему нужна особая помощь, и в этом мы ни водкой, ни вином не поможем. Мы можем помочь ему только нашим исправлением, нашей добродетельной жизнью, нашим милосердием к ближнему, нашей глубокой молитвой и верой в то, что Господь может из глубины ада вывести человека, если мы будем исправляться, жить православно ради него, чтобы как-то помочь ему, и делать много добрых дел.

– Владыка, еще один подобного рода вопрос: «Почему на поминках не пользуются вилками, это суеверие или так положено?»

– Это суеверие, тоже привнесенное нам из других каких-то соображений, из других вер, может быть. Но в христианской нашей традиции мы этого не придерживаемся, мы едим так, как и положено всегда есть.

– Владыка, Ольга Олеговна из Чайковского спрашивает: «Как правильно нужно носить нательный крестик, закрывать его от посторонних глаз или можно в открытую, нужно ли стесняться его показывать – летом многие напоказ его выставляют, и надо ли снимать, когда купаешься?»

– Снимать его нежелательно даже и тогда, когда человек купается или принимает ванну, крест постоянно должен быть при себе – это наше оружие, наша защита, которой мы защищаемся от вражьих нападений, поэтому мы должны всегда быть с этим оружием.

Как носить его? Носите обычно, на шее, чтобы он был закрыт верхней одеждой. Если он будет просматриваться или будет поверх одежды надет или просто его будет видно, в этом нет ничего страшного. Если, конечно, мы это делаем с намерением показать себя, свои украшения, то это плохо, а если мы показываем свой крест как свидетельство, что мы христиане: «да, я христианин и не стесняюсь этого, я не стесняюсь носить крест на своих персях, я могу креститься в том месте, где это нужно, и я могу исповедовать свою веру в любом месте» – это хорошо. Это нужно даже.

Но это все зависит от того, как человек настроен, с какой мыслью он это делает. Или демонстрирует с целью показухи, что он имеет такой красивый и дорогой крест из драгоценного материала с очень красивыми камешками, или он это делает, потому что хочет свидетельствовать, что он христианин, что крест есть символ его веры и символ той силы Божией, которая его ограждает и помогает ему.

– Владыка, Неонила из Татарстана спрашивает: «Встретила в тексте святых отцов такое высказывание, что нельзя переезжать с места на место, нужно жить на одном месте. А я по работе вынуждена много ездить, как мне быть?»

– Тут нет запретов переезжать с одного места на другое; если есть такая необходимость, потребность, то почему бы нет? Все зависит от человека, от его жизненной ситуации, которая имеет место быть, а запрета такого, как закон, нет.

– Владыка, Алла из Вологодской области спрашивает: «Никак не могу бросить курить, это для меня большой ли грех? Купила в православной лавке брошюру «Как бросить курить?», следую ее рекомендациям, но ничего не получается».

– У нас очень большая беда, что женщины курят; сначала они курят из чувства гордости, чтобы показать, что они такие храбрые, такие взрослые, такие умеющие – гордость заставляет. А потом человек привыкает к этой страсти, она уже становится тяжестью, не удовольствием, а тягой, от которой никак избавиться невозможно. Особенно тяжело это сделать женщинам, поэтому очень важно, чтобы девочки, девушки с самого детского возраста были воспитаны так, чтобы не курить: потом очень тяжело бросить. И очень важно, чтобы в данном случае, если женщина попала в такую беду, она предостерегла бы от этого других. И это будет одно из средств ослабить эту страсть и через подвиг молитвы и твердости характера положить конец курению.

Некоторые бросают очень быстро и сразу, помолясь перед иконой Божией Матери или того или иного святого, и Господь дает им силу отказаться от курения. Но бывает, что люди бросают курить постепенно, день ото дня уменьшая количество выкуриваемых сигарет. Поэтому нужно стараться уменьшить дозу употребления этого гадкого ядовитого дыма, который отравляет не только самого человека, но и окружающих его людей.

Открытое курение – это пропаганда курения, а если человек совестлив и намерен бросить курить, то он не должен курить при людях. И это тоже будет одним из средств бросить свою дурную привычку. Средств очень много можно найти, если хорошо задуматься о вреде для себя, для других людей, о том, что курением человек вредит не только своему телу, но и душе своей. И если все это положить на чашу весов, то разумный человек должен решить так: нет, это болезнь, это грех, с ним нужно бороться. И с молитвой и при помощи Божией бросить курить.

– Владыка, еще один вопрос от наших телезрителей: где лучше устанавливать иконы дома?

– Иконы обычно устанавливаются в доме в том углу, который обращен к востоку. И вот в этом месте можно установить божницу, как мы говорим, киот со святыми иконами, и там должна быть лампадочка, чтобы она постоянно горела. Там же нужно поместить те святыни, которые у нас есть: воду крещенскую, святое миро и масло, освященное в святых местах.

– «Владыка, позволительно ли православному христианину заниматься астрологией?» – спрашивает Галина из Новосибирска.

– Я думаю, что непозволительно. Потому что изучать звезды – это одно, а изучать явления, которые с ними связаны, это другое. Если люди стремятся общаться со звездами и угадывать через них какие-то предстоящие события, это, конечно, не православное и не христианское мероприятие. От этого нужно отказываться.

– Владыка, Ольга из Чайковского задает вопрос, который связан с праздником Крещения Господня: «Чем отличается крещенская вода от богоявленской, и сколько она бывает святой – сутки или сорок дней? Все говорят по-разному, а как правильно?»

– Богоявленская и крещенская вода – одна и та же: мы знаем, что праздник Крещения называется также праздником Богоявления, потому что явилась вся Святая Троица на Иордане, Бог явился в Троице, един по существу в троичном лице – Бог Отец вещал Сыну Своему, что Он Сын Его возлюбленный, Дух Святой в виде голубя явился над Спасителем, а Сам Спаситель, вторая ипостась Святой Троицы, крестился и освятил воды Иорданские, водное естество. Поэтому это и называется Богоявлением. Богоявление, Крещение, просвещение – это одна и та же святая вода.

Но мы по опыту наших отцов знаем, что, когда у нас не было храмов, не было священнослужителей в достаточном количестве, чтобы можно было прийти и набрать крещенскую воду, люди шли на водоемы после двенадцати ночи на праздник Крещения, набирали воду, и эта вода долгое время оставалась в доме и не портилась: в это время освящается все водное естество, и поэтому вся вода святая. А потом, конечно, эту воду черпали и освящали в храмах, и она хранилась там долгое время, чтобы все люди могли взять ее для себя – за один день не все люди смогут прийти, чтобы взять освященную крещенскую воду, поэтому они приходят и после Крещенского дня в течение целой недели, а иногда и до дня отдания праздника, который бывает 27 января.

– Владыка, вопрос из Кировограда. Наш телезритель спрашивает, кто может печь просфоры, какие существуют правила для этого? Только ли замужние женщины или женатые мужчины могут это делать?

– Действительно, к этому нужно относиться серьезно. Потому что приготовление святых просфор для совершения Божественной службы, Божественной литургии, для совершения таинства Причащения Тела и Крови Христовых – это великое делание. И поэтому каждый человек, который трудится на изготовлении просфор, должен быть чист и душой, и телом. Если это женщина – то та, которая сохранила свою чистоту (если приходят так называемые критические дни, она в это время не должна заниматься изготовлением просфор). А что касается мужчин, особенно в монастырях, то там соблюдаются особые правила благочестия. Исповедь и молитва перед началом работы, молитва во время изготовления этих просфор. Так же могут делать и женщины не только в монастырях, но и в обычных приходских просфорнях. Можно с молитвой, с пением псалмов, молитвословия совершать это великое дело, с благоговением, со страхом Божиим, с любовью и с такой добротой своего сердца, чтобы эти просфоры послужили великому таинству для нашего очищения, Исповеди и спасения.

– Владыка, один из наших телезрителей спрашивает: «Можно ли молиться за умерших домашних животных?»

– Нет, конечно, мы не молимся за животных, потому что у них нет той разумной души, ради спасения которой Господь пришел на землю, чтобы искупить все грехи рода человеческого. Мы говорим о том, что Господь пришел, чтобы род человеческий искупить, но не животный мир, поэтому мы молимся о искуплении, о очищении, о спасении своей души, а о животных мы не молимся.

– Владыка, мы узнали, что в Екатеринбурге, на Уктусе, будет возводиться часовня в честь убиенных младенцев. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой часовне, где она будет стоять, как сделать пожертвование на ее строительство?

– Действительно, в храме в честь Преображения Господня на Уктусе, где настоятель протоиерей Николай Ладюк, будет строиться часовня в честь Вифлеемских святых мучеников, младенцев, убитых Иродом. Для нее уже определено место в ограде Преображенского храма, разработан эскиз часовни. Так что, если есть желание пожертвовать на строительство часовни, нужно обратиться к отцу настоятелю, и он с благодарностью примет вашу помощь, чтобы как можно быстрее и успешнее завершить строительство этой часовни.

– Владыка, вопрос из Свердловской области, из Волчанска – Валентина спрашивает: «Для постоянного ежедневного чтения молитв Димитрия Ростовского нужно ли брать благословение у священника, у батюшки?»

– Я думаю, лучше взять благословение у батюшки, потому что батюшка, зная человека, может дать полезные советы и нужные наставления, чтобы ежедневное чтение этих молитв было для него правильным и спасительным.

– Владыка, от лица всех наших телезрителей я благодарю Вас за ответы, а всех телезрителей – за присланные нам вопросы. Владыка, и, может быть, какое-то напутственное слово для всех нас в конце передачи...

– Спаси, Господи, всех наших телезрителей, за то, что они так активно участвуют в нашей программе, и за то, что они с любовью относятся к программам нашего телеканала «Союз». Дай Бог всем вам здравия, благополучия, спасения и помощи Божией, чтобы мы действительно могли исполнить свой долг православного христианина, чтобы отвечать перед Богом и перед людьми за высокое призвание называться православными христианами во имя Христа Спасителя, нашего Спасителя, Который желает нам спастись и в разум истинный прийти. Спаси Господи всех вас.

Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.


Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
События

Подписано соглашение между Киевским университетом и духовной академией

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, ректор Киевской Духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний подписал договор

 
Церковный календарь

«Каждый должен найти свою меру поста»

Протоиерей Евгений Попиченко

12 марта – день памяти великомученика Феодора Тирона На первой седмице в пятницу любого Великого поста совершаются чин благословения колива и молебный канон святому Феодору Тирону, память которого мы и совершаем 12 марта.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс