Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (617) → «Блаженная Ксения, сделай так, чтобы «Зенит» победил!»

«Блаженная Ксения, сделай так, чтобы «Зенит» победил!»

№8 (617) / 22 февраля ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Середина XVIII века. Санкт-Петербург. Вышедший в 1757 году императорский указ запрещает нищим и убогим побираться на улицах столицы. Странная женщина в красной кофте и зеленой юбке, которая бродит по городу, кажется, тоже подпадает под этот указ. Но полиция ее не трогает. Во-первых, Ксения и не просит милостыни – добрые люди сами дают ей что-либо, стараясь, чтобы она непременно приняла их подношение. А, во-вторых, в результате слежки уже выяснено, где и как она проводит холодные питерские ночи: в любую погоду она уходит в поле за городом и молится, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света. Когда Ксения проходит по рынку, торговцы наперебой угощают ее, и хорошим знаком считается, если она возьмет что-либо в лавке. Извозчики всегда готовы подвезти эту нищенку: если она проедет хоть немного или просто присядет на ступеньку коляски, выручка в этот день будет большой. А матери стремятся к ней со своими детьми, чтобы те получили ее благословение.

О святой блаженной Ксении Петербургской повествует одноименный сборник Александра Худошина, представляемый сегодня на нашей книжной полке. В него включены исторические повествования о жизни блаженной Ксении, сведения о святых местах в Петербурге, связанных с памятью подвижницы, описание многочисленных случаев чудесной помощи, явленной по ее молитвам.

В предисловии автор-составитель книги Александр Худошин приводит фрагмент из Деяния Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси. О канонизации святой там говорится: «причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: блаженную Ксению Петербургскую, бывшую юродивой, почитавшуюся еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга была испещрена благодарениями за соделанные чудеса по ее молитвенному предстательству».

И действительно было так – и до канонизации, и после не зарастала народная тропа к могилке святой. Одно из свидетельств, опубликованное в январе 2001 года в журнале «Огонек», а сегодня представленное в этой книге, подтверждает такой факт: «И в атеистические времена шли люди на Смоленское кладбище, рядом с которым тянулся длинный серый бетонный забор, вечно исписанный неведомыми ленинградцами и гостями города. Надписи на нем были отнюдь не похабного, а, напротив, самого благочестивого свойства. За забор швыряли записочки с просьбами, ими зимой и летом была усеяна земля. Вдоль забора тянулась огромная надпись: «Блаженная Ксения! Сделай так, чтобы «Зенит» победил!». И «Зенит» побеждал.

Там, – пишет Дмитрий Быков, – на Смоленском кладбище, обнесенная забором, скрытая от глаз людских, была могила блаженной Ксении Петербургской – одной из самых почитаемых и любимых русских святых. Канонизирована она была только в 1988 году, с началом настоящей перестройки, когда вообще сбывались почти все народные чаяния: обретали легальность народные любимцы, канонизировались народные святые... Блаженная Ксения Петербургская, прожившая всю жизнь на Петербургской стороне и на ней совершившая свой беспрецедентный 45-летний подвиг, печется о бедноте, о мещанстве, о среднем и ниже среднего классах, о тех, для кого она была воплощением живой веры. Она заступница нищих, надежда чиновничества, утешение вдов и сирот, покровительница кротких семей, душа окраинного Петербурга. К ней сбегались со всего города студентки, влюбленные, школьницы, страшащиеся экзаменов. К ней прибегали, молясь за больных детей, призывников, мужей... «Скорая помощница» – звали ее в Питере. И действительно, молящийся Ксении зачастую не успевал и домой прийти, как в жизни его наступал счастливый поворот…».

В главе, посвященной земному житию святой Ксении, говорится, что, к великому прискорбию всех почитателей блаженной, народная память не сохранила нам решительно никаких известий о том, кем была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь предположить, что происходила она из рода не простого, т.к. являлась женой Андрея Федоровича Петрова, в ранге полковника служившего придворным певчим. Память народная не знает Ксению Григорьевну как женщину обычную, жившую обыкновенными человеческими интересами. Но она хорошо знает и твердо помнит Ксению Григорьевну как Христа ради юродивую, подвижницу Божию, блаженную. Твердо знает народная память и причину, послужившую для Ксении поводом к полному отрешению от мира, от всех мирских радостей, удовольствий, привязанностей: совершенно неожиданная, внезапная смерть мужа Ксении Григорьевны.

Ей было 26 лет, когда ее горячо любимый супруг внезапно умер – причем ушел он в мир иной без должного христианского приготовления. Это настолько глубоко потрясло молодую женщину, что ради вечного спасения мужа она взяла на себя подвиг добровольного безумия, который несла 45 лет. «Андрей Федорович вовсе не умер; Ксеньюшка моя скончалась, аз же грешный весь тут», – сказала она во время похорон супруга, и больше не откликалась на имя Ксении, но звалась Андреем Федоровичем. Раздала все свое имущество, дом подарила одной своей бедной знакомой с тем, чтобы та «пускала бедных на ночлег даром», оделась в оставшийся от мужа мундир. Когда же от времени и непогоды он истлел, Ксения одевалась в женские кофту и юбку зеленого и красного цветов (по цветам военного мундира мужа). В этом одеянии она обычно и изображается на иконах. Своим подвигом, который длился до конца земной жизни, святая Ксения стяжала «дар чудодейственныя помощи», которым и служила людям.

Вот ведь как удивительно все складывается! Не обратись родственники покойного мужа блаженной Ксении к начальству с утверждением, что молодая вдова обезумела, и не было бы свидетельства полной вменяемости Ксении Григорьевны, подтверждающего осознанное следование ею по пути юродства Христа ради. А без императорского указа против нищих, заставившего полицию заинтересоваться жизнью блаженной, не было бы документальных свидетельств ее еженощного молитвенного подвига. И если бы строителям храма на Смоленском кладбище не удалось подсмотреть ночью, кто тайно помогает им, перетаскивая наверх кирпичи для возведения второго этажа церкви, сегодня нам не были бы известны ни этот подвиг святой Ксении, ни более-менее точные даты ее жизни. Она сама не хотела известности – и ничем иным, как Промыслом Божиим, не объяснить, почему и спустя столетия великое множество людей знает, любит и почитает матушку Ксению. Очередное издание, пополнившее ряды посвященных ее памяти книг, – одно из свидетельств воистину всенародного почитания и любви.


Смотрите программу «У книжной полки» на православном телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное наследие

Путь духовный

Носители духа Святителя Игнатия

Схиигумен Иоанн (Алексеев):Ты не хочешь грешить – и грешишь тяжело. Что делать? Человецы есмы, плоть носящие да диаволом искушаемые. Не трепещи и не унывай сице; когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб, да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе не бывает.

 
Социальное служение

Православные центры реабилитации наркозависимых

БашкортостанПравославный центр реабилитации наркозависимых при Спасском храме г. Уфы.Реабилитация: стационар, дневной стационар, амбулаторная форма.Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 37-а, Спасский храм.Телефон: (347) 272-93-29. «Телефон доверия» центра: 8-917-38-44-060.Электронная почта: RSTarasov@yandex.ruWeb-сайт: www.spas-ufa.ru

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс