Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (613)  → «На пороге Церкви»

«На пороге Церкви»

№4 (613)  / 24 января ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Мне очень приятно представить вам очередную книгу отца Макария (Маркиша) – иеромонаха Ивановского Свято-Введенского монастыря, неутомимого миссионера, чьи ответы на вопросы о вере и Церкви составили не один печатный сборник – на нашей книжной полке уже побывали издания «Псевдоправославие», «Лицом к лицу: вопросы жизни». А эта книга носит название «На пороге Церкви».

Решиться всерьез переступить церковный порог бывает очень и очень непросто. Говорят, что враг нашего спасения, чтобы помешать нам сделать это, использует два приема: создает у человека идеализированное представление о Церкви, в которой не место таким грешникам – а потому лучше и не соваться «со свиным рылом в калашный ряд», – или, напротив, заостряет внимание на церковных недостатках, мнимых или реальных, преувеличивает их, делая из мухи слона, и таким образом отвращает человека от Церкви; зачастую эти приемы сочетаются.

Кроме того, много непонятного встречается при поверхностном взгляде на церковную жизнь, что тоже может стать поводом для смущения. Хорошо, если встретится человек, который поможет разрешить многочисленные недоумения, если найдется книга, авторы которой не станут замалчивать неудобные вопросы, но постараются дать на них честные и разумные ответы. Именно так поступает иеромонах Макарий, общаясь со своими многочисленными собеседниками, число которых увеличивается с каждым новым выходом в свет его книг.

Сборник «На пороге Церкви» состоит из нескольких частей, раскрывающих ту или иную тему. В главе «В поисках истины» – ответы на вопросы об истинности Православной веры. Название следующей главы – короткий и болезненный вопрос: «За что?» – разумеется, речь здесь о смысле страданий. «Защита среды обитания» – это, скорее, о противостоянии христианского мировоззрения духу мира сего. «О Православии», «О Боге и Библии», «Мы и наши ближние» – содержание разделов с этими заголовками не нуждается в пояснении. Есть в книге и главы «Объясните, пожалуйста», «Один Бог, одна любовь», «Отечество небесное», «Первые шаги», «Лжец и отец лжи», «Суббота для человека» – каждая глава открывается очерком или эссе, настраивающим читателя на тему диалога.

В предисловии автор приводит историю, до боли знакомую православным екатеринбуржцам. Правда, дело было в городе Иванове, но лишь в этом, да в некоторых нюансах, разница, в общем-то, и состоит. Цитирую: «Недавно в Иванове развернулась полемика по поводу строительства храма вблизи городского парка: место это, дескать, предназначено для отдыха публики, а не для молитв «благочестивых братьев и сестер». Отдыхающая публика от подобного соседства понесет непоправимый урон, и парк придется закрыть».

Вполне вероятно, что не только Екатеринбургу и Иваново пришлось пережить подобные явления, и, читая эти строки, православные верующие из самых разных городов вспомнят, как отказывали дому Божию в праве на существование или власти, или пресловутое общественное мнение – громкое и легко управляемое с помощью PR-технологий. Однако в этом противостоянии отец Макарий находит повод для оптимизма: значит, не умерли христианские корни даже в тех, кто против возведения храма, раз, по выражению батюшки, «крест над городским парком – всего только крест над куполом! – вызывает припадок паники у коммерсантов и идеологов индустрии развлечений».

Автор, долгое время живший в США, приводит пример городка Атлантик-Сити – он называет его лидером по части отдыха публики, на него равняется всемирная индустрия развлечений: «Духовный товар здесь в почете, никак не ниже азартного, интимного и ликеро-водочного, – иронизирует отец Макарий. – В самом деле, легко ли без помощи астролога решить, на какую карту поставить ту или иную долю своих трудовых или нетрудовых доходов? Без помощи экстрасенса выбрать подходящее ночное мероприятие? Без помощи биоэнергетика удержаться в нужной кондиции? И молитвам тоже есть место: помолись кому следует – и бегом в игорный зал... Мало того: архитектурные копии башен и куполов Покровского собора Красной площади в Москве безобразно и броско утверждают единство материальных и духовных ценностей в деле культурного отдыха. Итак, логика и практика мировой индустрии развлечений не только не против, но обеими руками за деловое сотрудничество с невидимым миром. Однако же, – замечает батюшка – когда местом действия становится Россия, а действующим лицом – Православная Церковь, положение меняется столь круто, что само соседство храма угрожает стандартному режиму развлечений и отдыха».

Размышляя над этим наблюдением, автор обращает внимание читателя на то, «и в России, и в других странах, пока они оставались христианскими, городские парки и прочие общественные места благополучно соседствовали с храмами в течение многих сотен лет. Кресты над городами, на куполах и шпилях соборов служили ориентиром и защитой для каждой живой души – так же, кстати, как и иконы в каждой жилой комнате. Взгляда на крест или икону бывает достаточно для того, чтобы прояснилась замутненная память о высоком и светлом, чтобы в душе пробудилась угасшая было совесть». В подтверждение отец Макарий приводит патетический вопрос ивановских защитников «культуры развлечений»: «Зачем ставить людей, пришедших в парк, в положение святотатства, кощунства, издевательства, греховности и, в конечном счете, аморальности?» – и дает на него простой и ясный ответ: «Если бы «культурный отдых» по образцу Атлантик-Сити не был грехом и злом, то и храм никому не мешал бы. Если же он нам мешает, если совесть обличает нас, если при взгляде на крест нами овладевают мысли о святотатстве и кощунстве, то нам нужно беспокоиться не о том, где стоит храм, а о том, где стоим мы сами».

Совет «задуматься о том, где стоим мы сами», выраженный в той или иной форме, автор нередко обращает к своим собеседникам на страницах этой книги – и буквально несколькими меткими фразами помогает найти ответ и увидеть выход из создавшегося положения.

В качестве иллюстрации процитирую вопрос, который приходится решать для себя многим людям, переступающим порог Православной Церкви, и ответ на него. «Быть православным очень трудно: надо постоянно ходить в церковь, молиться, поститься, читать Евангелие, подавлять природные желания, менять привычки, отказывать себе в удовольствиях, следить за своим поведением, за чувствами и помыслами. Если я стану православным, есть ли гарантия, что это мне поможет?» – «Во-первых, что значит «поможет»? – уточняет отец Макарий. – Поможет чему? Физическому здоровью? Долголетию? Успеху в коммерции? Приобретению имущества? Разумеется, нет. Если вы становитесь православным не ради любви к Богу и ближнему, а ради земных эгоистических целей, ваша затея обречена на провал. Во-вторых, никакой гарантии нет и быть не может. Бог в Своей Православной Церкви дает вам средства к вечной жизни и спасению, а уж как вы их используете – дело вашей свободной воли. И, наконец, в-третьих, православным быть совсем не трудно. Трудным выглядит Православие лишь при взгляде со стороны. Так, наверное, четвероногие изумляются нашему с вами умению ходить на двух ногах. Попробуйте встать на ноги», – заключает батюшка.

Рекомендуем книгу иеромонаха Макария (Маркеша) «На пороге Церкви»


Смотрите программу «У книжной полки» на православном телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Социальное служение

Новый номер журнала «Трезвое слово» (январь-март)

Зачем молодым быть трезвыми? Ответ на этот вопрос ищут авторы материалов нового номера журнала «Трезвое слово».«Все молодые могут делать больше, и это преимущество возраста порой пьянит и кружит голову. Энергия бьет ключом, эмоции зашкаливают, и в этом смысле словосочетание «молодой и здравомыслящий» выглядит будто бы нелепо...

 
Выставка

«Русь крещеная, Святая»

Материал подготовила Лидия Ежкова

В нынешнем году Международная православная выставка-ярмарка «Русь крещеная, Святая», которая проходила с 14 по 21 января, проводилась в Екатеринбурге уже седьмой раз. Ее организаторами выступают Екатеринбургская епархия и ЗАО «Уральские выставки». Генеральный директор ЗАО «Уральские выставки» Татьяна Петровна Селезнева особенно отмечает уникальность православной выставки

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс