Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (610) → Практические вопросы пастырского служения

Практические вопросы пастырского служения

№1 (610) / 1 января ‘11

Патриархия. РуПервосвятитель

В этой теме:

Первосвятитель
Церковь, общество, власть
Патриархия. Ру

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 г.)

Пастырское служение – это благословение, труд и долг нашей с вами жизни, ибо все мы призваны Самим Богом совершать его. «Священство поставлено как бы в середине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему», – говорит преподобный Исидор Пелусиот.

Практические вопросы пастырского служенияБогослужебная практика

Не единожды на собраниях московского духовенства говорилось о том, что храмы Божии должны быть открыты для людей на протяжении всего дня и что в этих храмах надлежит присутствовать дежурным священникам. Однако до сих пор в некоторых случаях это установление игнорируется настоятелями, которые, по-видимому, таким образом настаивают в этом вопросе на собственном отдельном мнении, расходящемся с предписанием Священноначалия.

Например, мне известно о глубокой духовной неудовлетворенности людей, приходящих помянуть своих сродников на Преображенское кладбище. Храм здесь в течение дня постоянно на замке, и максимум, что оказывается доступно верующим, – это перекреститься на его купола да на темные окна через железную решетку ограды.

К сожалению, есть храмы, где за богослужением вместо красивого и сильного церковного распева ежедневно можно слышать с риском для своих ушей незатейливую «качалочку» в исполнении жиденького нестройного старческого хора. Если эти приходы не сделают должных выводов, то в следующий раз настоятели этих храмов будут названы поименно к их вящему укору.

К великому сожалению клириков и мирян, не чуждых представлений о нашей традиционной церковной эстетике, сегодня не в каждом храме найдешь красоту, стройность и благолепие богослужения.

Молодые священники, диаконы и псаломщики порой почему-то воспринимают как совершенно не относящиеся к ним древние уставные указания вычитывать богослужебные последования «со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко самому Богу беседующе невидимо», глаголать «косно», «не гугниво»...

Но бывают вещи и похуже, особенно заметные, когда вычитывается 17 кафизма Псалтири на парастасе или произносятся коленопреклоненные молитвы Пятидесятницы. В эти моменты иногда создается впечатление, что клирик, читающий эти богослужебные тексты «в слух народа», видит их едва ли не впервые, – либо подолгу зависая над незнакомым церковно-славянским словом, либо нещадно перевирая его. Это, разумеется, свидетельство недостаточной общей культуры человека, но также и один из знаков, заставляющих усомниться в его полной профпригодности. Кроме того, я усматриваю здесь глубокое неуважение к сослужителям и пастве. А ведь всего-то и нужно было последовать примеру опытных псаломщиков, дающих себе труд перед Всенощным бдением прочесть один раз глазами предстоящий канон утрени.

С наступлением времени чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского особо чувствительные к уставной церковной красоте прихожане нередко покидают близлежащие храмы и отправляются через всю Москву в те церкви, где клирики знают толк в хорошем чтении. А их косноязычным и едва слышным собратьям неплохо было бы вспоминать иногда о том, что посланцы святого равноапостольного князя Владимира совершили судьбоносный выбор в пользу принятия Православной веры, руководствуясь прежде всего эстетическими мотивами. Но кого сегодня привлечет к Православию нечленораздельное бубнение себе под нос? А ведь внятное, звучное, красивое и удобопостигаемое чтение церковно-славянских текстов во многом снимает вопрос о понимании прихожанами богослужебных текстов.

Вот еще одно из замечаний в отношении богослужебной практики, поступившее из Успенского благочиния. «Некоторые священнослужители, основываясь на собственной строгости к святому Причащению, маленьких детей, если они не были на Литургии от начала и до конца, не причащают». Это недопустимо. К детям, отрокам, матерям с малолетними детьми, старикам надо относиться с пастырским снисхождением.

Еще один комментарий, который нахожу справедливым: «Форменная одежда прислуживающих в храме свечниц, уборщиц, ответственных за порядок, принимающих записки и работающих в церковной лавке, должна быть единообразной и опрятной. Часто люди высказывают замечания в адрес работниц храма, тогда как они на самом деле таковыми не являются, а отсутствие единой униформы делает невозможным отличить прислуживающих по благословению от самочинных «активисток».

Также следует обратить серьезное внимание на повышение духовно-церковной грамотности труждающихся в храмах, особенно за свечным ящиком и в церковных лавках, организовать для них курсы обучения, священнослужителям проводить беседы с ними.

Поддерживаю и следующее суждение: «Не отвергать желающих причаститься Святых Таин на Пасху. Предупредить о необходимости говеть раньше, Великим постом, а в ночь Святой Пасхи, получив общее разрешение, вкусить Тела и Крови Христовых».

Благочинный Троицкого церковного округа поднимает такие вопросы, которые имеют отношение не только к его благочинию, но и касаются всех остальных: «Еще одна из проблем – это отсутствие катехизации у крещаемых взрослых, а также родителей и крестных крещаемых младенцев. Очень часто это происходит от их собственного нежелания проходить катехизаторские беседы. В итоге они ищут для Крещения другие храмы, где допускают к таинству Крещения, минуя какую-либо катехизацию, и, к большому сожалению, находят такие приходы и таких священнослужителей, которые совершают таинство, не требуя каких либо усилий со стороны крещаемых. Люди, принявшие христианство таким образом, впоследствии очень быстро из него уходят навсегда».

На это также влияет безответственное, халатное отношение священнослужителей к последующей катехизации и воцерковлению новокрещеного, когда священник не оказывает должного внимания его первой Исповеди. Это вырабатывает у нового члена Церкви легкомысленное отношение к вере.

Я уже высказывался на эту тему и продолжаю считать, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения.

Здесь же хотел бы зачитать комментарий, пришедший из Сретенского благочиния: «В настоящее время бланки свидетельств о Крещении и о Венчании печатаются многочисленными православными издателями, и часто содержание разделов в этих бланках не совпадает, а ведь речь идет о церковном документе.

К тому же в свидетельстве о Крещении часто отсутствует дата празднования дня ангела, а также и то новое имя, которое получают в Крещении те, кому при рождении было дано неправославное имя. И когда по прошествии какого-то времени приходят причащать ребенка, то случается, что не знают его святого имени, называя у Чаши неправославное имя. Поэтому представляется необходимым, чтобы бланки свидетельств о Крещении и Венчании были разработаны и унифицированы по содержанию, как это было когда-то с метрическими книгами». Богослужебной комиссии необходимо разработать унифицированный стандарт бланка о Крещении и о Венчании.

Что касается финансово-хозяйственной деятельности приходов, то с удовлетворением информирую вас о том, что в большинстве московских храмов, проверенных по линии их финансово-хозяйственной деятельности, в этой сфере все соответствует действующему законодательству: ведется учет денежных средств, остатки кассы соответствуют остаткам по кассовым книгам, вовремя перечисляются подоходный и единый социальный налоги, остатки товара на складе соответствуют инвентаризационной книге. Заработная плата сотрудникам начисляется своевременно, ревизионные комиссии приходов регулярно снимают тарелочно-кружечный сбор, ежегодно проводят инвентаризацию имущества, о чем имеются соответствующие акты.

В храмах, где вскрывались ошибки и обнаруживались недостатки, проводилась разъяснительная работа, после чего организовывалась повторная проверка. Это неизменно встречало понимание администрации приходов, подворий и монастырей, которые оказывали проверяющим всемерное содействие.

Практические вопросы пастырского служенияПриходская жизнь

Помимо богослужебной деятельности очень важна правильная организация жизни приходской общины. Хорошо на эту тему высказался и.о. благочинного Всехсвятского благочиния: «Храм, в который верующий человек регулярно ходит, люди, совместно с которыми он постоянно молится, батюшка, у которого он всегда исповедуется, – это важная (если не самая важная) часть его жизни. С семьи начинается род человека, а с церковного прихода, в сущности, начинается народ. Общность людей, которые вместе молятся в храме, – фундамент, делающий народ народом, это главное условие нашего единения и согласия.

В приходе есть три категории людей: люди, которые там работают, это костяк храма; люди, которые посещают храм регулярно, но работают «в миру», стараясь в меру сил помогать храму; и люди, которые заходят в храм впервые или изредка.

Важно, чтобы каждый прихожанин мог принять посильное участие в жизни храма, в том числе своим трудом. Важно, чтобы он всегда находил в храме помощь и поддержку. Важно, чтобы он чувствовал себя членом малой общины и, значит, всей Церкви Божией.

Важно, чтобы приход прирастал за счет однажды пришедших и оставшихся в храме людей. «Старые» прихожане должны относиться к новым с терпением и любовью, прощать им по братолюбию незнание церковных устоев.

Важно, чтобы в храме человек ощущал то, что он не всегда может ощутить за пределами храма, – что он среди близких по духу людей, среди своих, что его здесь не обидят, не унизят, не оттолкнут».

Итак, справедливо отмечено, что в храме мы встречаемся с тремя категориями людей.

Работающие в храме должны чувствовать себя востребованными приходом и реализующими в полной мере свои способности. В их числе должны быть люди, способные стать инициаторами важных приходских дел. И.о. благочинного храмов Всехсвятского округа пишет, что трудно найти приходских активистов: «…самое важное – найти и обучить лидеров, способных стать бродильным ферментом в среде неравнодушных прихожан. Проблема в том, что достаточно трудно найти в церковной среде молодого активного человека, у которого был бы талант вести за собой людей и который при этом имел бы достаточно свободного времени, чтобы нести это послушание в храме».

Это справедливое замечание, которое косвенно указывает на особую роль священника. В случае, если среди мирян трудно найти потенциальных лидеров, сам священник должен в первую голову вести за собой прихожан, быть для них бродильным ферментом и заботливо взращивать из их среды помощников для своих трудов. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «когда научишься всему, что Господь заповедал, ты приобретешь многих подражателей». К тому же призваны и диаконы, многие из которых планируют стать священниками. Им важно учиться этому навыку вести за собой людей к добрым делам.

Надо активнее вовлекать в приходскую жизнь православные семьи. Предлагайте им соучаствовать в делах прихода: сделать сайт, оформить стенд, провести мастер-класс, починить что-то. Помните, что ваша просьба об участии в жизни храма тоже является формой проявления внимания к человеку.

Мне понравилось предложение, высказанное в докладной из Москворецкого церковного округа: «В течение учебного года дети приходят в воскресную школу. Летний же период – время детских, молодежных лагерей. Но эти лагеря мало, а зачастую ничего не дают для укрепления семьи. В связи с этим хотелось бы предложить для распространения новый тип организации отдыха – «Православный семейный лагерь», где дети и родители находятся вместе, ведь именно это укрепляет семью и улучшает семейный климат. Такой лагерь на протяжении нескольких лет устраивает протоиерей Игорь Смертин, клирик Подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулове, причем с каждым годом число желающих записаться в «Православный семейный лагерь» увеличивается».

Что касается так называемых «захожан», то их также можно пытаться вовлекать в приходскую жизнь просьбой как-то помочь общине храма. Важно быть к ним чуткими, внимательными, снисходительными. Недавно архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал, что доброжелательность к людям – это миссионерская ответственность любого христианина. Об этом надо чаще напоминать нашим прихожанам и работающим за свечным ящиком. Проявления этой доброжелательности могут быть самыми разными. Вот, например, предложение Сретенского благочиния: «Часто бывает, что в храм в течение дня приходят люди, которым необходимо освятить иконку или крестик или помолиться о какой-то конкретной ситуации. Если у священника есть возможность по времени, то желательно совершить эту требу сразу же, поскольку, кроме самого действия освящения, она будет носить и катехизический характер. Ведь в таком личном общении человек научается опыту частной молитвы, который пригодится ему в домашнем утреннем и вечернем обращении к Богу».

По справедливому мнению Преосвященного Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, основным миссионерским полем прихода должен стать храм, через который проходит большое количество невоцерковленных, а нередко и неверующих людей. Считаю, что постепенно наравне с педагогом, социальным работником, молодежным лидером, в приходах должны появиться добровольные или даже профессиональные миссионеры. В их обязанности входило бы дежурство в храмах, как во время богослужений, так и вне. Эти труженики могли бы отвечать на вопросы посетителей, проводить во внебогослужебное время экскурсии по храму, устанавливать с ними знакомство, содействовать последующему воцерковлению зашедших в храм людей.

Благочинный Троицкого округа пишет: «Некоторые клирики … формально относятся к своей миссионерской роли». «По этой причине, – продолжает отец благочинный, – наблюдается такое явление, когда дети, заканчивая учебу в воскресной школе, уходят из Церкви навсегда, считая завершенным свое пребывание в ней».

Еще раз повторюсь: священство, в особенности молодое священство, должно намного более требовательно относиться к себе и более ответственно – к своему служению. Это касается, в том числе, и усилий по повышению своего образовательного уровня.

В ходе предыдущих Епархиальных собраний духовенство не раз предупреждалось о том, что каждый клирик Москвы должен иметь законченное богословское образование, как минимум семинарское.

Священнослужители, не испытывающие потребности в духовном росте и в получении законченного духовного образования, не будут выдвигаться на получение иерархических наград, для них закрывается возможность получить должность настоятеля. Более того, они предупреждаются, что в случае дальнейшего уклонения от получения образования будут переводиться на должности псаломщиков.

Практические вопросы пастырского служенияОтдельно хотелось бы сказать несколько слов о церковной эстетике. У нас есть все технические и производственные возможности обустраивать наши храмы, используя ресурс уникального Художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Напоминаю настоятелям о необходимости приобретать в приоритетном порядке софринские изделия и свечи для продажи в церковных лавках.

Что касается строительства, то, подводя итоги истекшего года, необходимо отметить, что, к сожалению, многие работы по возведению храмов, часовен, колоколен, по благоукрашению и оформлению интерьеров, осуществлению настенной росписи и устройству иконостасов проводятся без оценки экспертов Епархиальной искусствоведческой комиссии и Правящего Архиерея, каковым является Патриарх.

Решения Епархиальной искусствоведческой комиссии должны носить не рекомендательный, а директивный характер, а потому важно, чтобы в обсуждении проектов участвовали их авторы, настоятели, члены приходского совета.

Работа Искусствоведческой комиссии в ее нынешнем формате почти всегда ограничена только рассмотрением эскизов, крайне редки случаи, когда настоятели посещают комиссию в процессе и по завершении работы для получения профессионального совета или оценки.

Осмотр места проведения работ на объекте и контроль за их исполнением должны стать неотъемлемой частью служебных обязанностей членов комиссии или созданных из ее членов выездных рабочих групп. Соответствующие протоколы после подписания их председателем комиссии должны представляться в канцелярию Патриарха на его благословение, а в случаях грубых нарушений проектов и технологии – на рассмотрение Епархиального совета для принятия необходимых мер.

Планируемое возведение в Москве храмов «шаговой доступности» также должно быть поставлено под должный контроль Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете столицы.

Внебогослужебная приходская деятельность складывается из работы на приходе и из взаимодействия с внешним миром. Это прежде всего социальное, молодежное и катехизаторское служения. Активная работа по этим направлениям началась не так давно, отсюда – симптомы болезни роста. В присланных отчетах благочинных именно на эту тему больше всего размышлений, высказанных тревог и опасений.

Показательны рассуждения благочинного Троицкого округа. Касаясь задач, поставленных перед столичным клиром на Епархиальном собрании 23 декабря 2009 года в сфере организации на приходах социального, молодежного и катехизаторского служений, констатируются возникшие в связи с этим проблемы: «В ходе осуществления данных задач оказалось, что приходы, настоятели и духовенство не способны эффективно выполнять их. Наблюдается следующее явление: приход, активно занимающийся социальным служением, оказывается в дефиците времени, материальных и кадровых ресурсов для выполнения других – молодежного и катехизаторского – служений».

На это хотел бы ответить так: не следует формально подходить к исполнению указаний Патриарха и к решениям Священноначалия.

Получается у вашего прихода молодежное служение удачно – сосредоточивайте свои усилия на нем, и тогда через него реализуется ваш вклад в социальное и миссионерское дело. Получается у вас хорошо тюремное служение – продолжайте его. Но это не значит, что занимаясь одним каким-то делом, не следует задумываться об организации другого. Если ресурсы есть, следует разрабатывать и новые направления деятельности.

Возвращаюсь к размышлениям отца благочинного: «Таким образом, видится определенная неготовность духовенства и помогающих ему выполнять эти масштабные задачи». Но правильно было бы сформулировать это утверждение так: «Видится определенная неготовность духовенства и помогающих ему выполнять эти масштабные задачи одновременно». Знаете, как трогается с места железнодорожный состав? Локомотив сдвигает с места и подтягивает за собой по одному вагону, а не весь состав сразу. Сразу весь состав даже самый мощный локомотив сдвинуть с места не может. Сразу все служения не каждый приход осилит. Но наступила пора, когда всем московским приходам без исключения необходимо трогаться с места.

По словам того же отца благочинного, «на должности ответственных за молодежное, катехизаторское и тюремное служение привлечены самые способные и подготовленные священнослужители… Но на протяжении 2010 года наблюдается кризис выполнения ими своих обязанностей по следующим причинам: отсутствие опыта, отсутствие харизматических способностей, а нередко и отсутствие желания…».

Мы находимся в самом начале пути: не хватает знаний, опыта, а иногда и желания. Но всем нам следует осознать, что иного пути нет. Церковь не может остаться в стороне от того, что происходит сегодня с нашим обществом, особенно с молодежью. Декабрьские события показали, что отступать некуда. Свободная Церковь в свободной стране, особенно когда это Церковь большинства, несет ответственность за происходящее и перед Богом, и перед людьми. Вот почему в этом году я еще более настойчиво повторяю требование о скорейшей организации катехизаторской и особенно молодежной работы в московских приходах.

Вполне здравым видится также суждение одного из отцов благочинных о том, что следует принимать во внимание «месторасположение храма. Поскольку есть храмы, которые находятся в неудобном месте и в силу этого их приходы относительно невелики, что усложняет процессы, связанные с расширением приходской деятельности... В некоторых храмах нет возможности взять в штат оплачиваемых сотрудников и выделять средства на проведение различных приходских мероприятий».

Разумеется, от того, где находится храм: в деловом ли центре столицы, где офисы, гостиницы и рестораны стремительно вытесняют жилые дома, или в густонаселенных «спальных» районах, испытывающих острый недостаток церквей, – будет и впредь в определенной мере зависеть оценка Священноначалием приходской деятельности.

Хотел бы процитировать предложение Даниловского благочиния: «В связи с задачами, поставленными по социальной работе, неплохо за каждой больницей закрепить священнослужителя, с поручением ему озаботиться заключением договора с данным учреждением, организацией молельной комнаты или больничного храма, церковной лавки и наведением надлежащего порядка по совершению отпеваний и иных треб».

Успенское благочиние предлагает: «Желательно учреждение специальных благотворительных фондов, которые могли бы финансировать церковные социальные программы. Как самое малое – в храмах поставить особые кружки для сбора средств на социальную деятельность». Отмечу, что такая идея уже обсуждается в рамках одной из Комиссий Межсоборного присутствия.

Далее Успенское благочиние выступает со следующими предложениями: «Можно создать пункты консультационной юридической и медицинской помощи (некоторые приходы уже начали такую работу). При библиотеках и воскресных школах на приходах создавать общества любителей истории, классической литературы и музыки. Многие школьные учителя сейчас по разным причинам остаются без работы, и приходы могли бы опереться на их профессионализм и опыт.

Стоило бы озаботиться организацией волонтерских групп и отрядов помощи восстановлению сельских храмов, сочетая эту работу с летним отдыхом молодежи и студентов. Также организовывать для молодежи паломнические поездки, привлекать ее к участию в Крестных ходах. Использовать опыт приходов, уже создавших спортивно-патриотические клубы для молодежи, а также клубы досуга и увлечений по опыту прежних обществ юннатов и юных техников. Следует признать как аксиому, что разделить вопросы катехизаторской и социальной деятельности и работы с молодежью невозможно, здесь все взаимосвязано».

Со сказанным согласен. Знаю, что многое из того, что предлагают отцы благочинные, по крайней мере частично, уже с успехом осуществляется. Уверен, что со временем наша работа, включая взаимодействие с обществом, станет еще более эффективной.

К сожалению, по-прежнему, несмотря на высказанное мною ранее пожелание о большей доступности священника, люди продолжают сталкиваться с отсутствием быстрой и надежной связи с приходами. Во многие храмы по-прежнему крайне сложно дозвониться – у городского телефона никто не дежурит. Не у всех храмов есть факс или электронная почта. А некоторые священнослужители упорно не желают сообщать номера своих мобильных телефонов, видимо, чтобы не быть случайно застигнутыми срочным сообщением от своего Cвященноначалия.

Согласен с предложением исполняющего обязанности благочинного храмов Даниловского благочиния: «…сделать упор на электронные средства связи. Желательно создание единой компьютерной системы для всех приходов Москвы». Городскому управлению Московской Патриархии, совместно административным секретариатом и с Синодальным информационным отделом (как отвечающим за официальный сайт patriarchia.ru) изучить возможность создания общей базы данных внутреннего пользования, доступной по сети каждому настоятелю.


Смотрите программу «Первосвятитель» на православном телеканале «Союз»: по будням 09.45, 1.45, вторник, четверг 06.00, 18.35, среда 03.30, суббота 12.15, воскресенье 03.15, 12.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Телевидение

География спутникового вещания православного телеканала «Союз»

Телеканал «Союз» вещает со спутников: «Евтелсат W-4» (36 °E, частота 12302), «Бонум-1» (56 °E, частота 12302), «Ямал-201» (90 °E, частота 3694),«Хотберд-6» (13 °E, частота 10815),«Гэлакси-19» (97° W, частота 11929).

 
Духовное наследие

Христос — цель жизни

Носители духа Святителя Игнатия

Игумен Никон (Воробьев): «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов», а исполнивший закон Христов осенится миром Христовым, превысшим обыкновенного человеческого разумения. Мир этот делает человека нечувствительным к земным скорбям и страданиям

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс