Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Для всех, кому дорога Русская Православная Церковь, история которой знала не только радостные, но трагические и горькие события, для всех, кто пытается осмыслить более чем тысячелетний путь Русской Православной Церкви, памятны имена ее Святейших Патриархов.
Из всей тысячелетней истории Русской Церкви патриаршим служением отмечены около 200 лет: с 1589 по 1700 год, с 1917 по 1925, а затем с 1943 до наших дней. Не так много за 1000 лет, и не так много имен Святейших Патриархов записано в летопись Первоиерархов Русской Православной Церкви.
Велико и трагично, исполнено истинного подвижничества служение Всероссийских Патриархов! Достаточно вспомнить, в какие годы нес служение первый Московский Патриарх Иов, в какие трагические времена совершил свой подвиг Святитель Московский Патриарх Гермоген, какие драматические события в истории Русской Православной Церкви связаны с именем Патриарха Никона, какой подвиг совершил Святитель Московский Патриарх Тихон, в какое трудное время несли свое служение Патриарх Сергий, Патриарх Алексий I, Патриарх Пимен.
Ныне мы с благоговением помышляем о нашем Первоиерархе - Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II. С трепетом и любовью мы молитвенно участвуем в торжественных патриарших служениях не только в Богоявленском соборе, но и в любом из московских храмов, на Валааме, на Соловках, смотрим телевизионные репортажи о поездках и служениях его в далеких землях. Мы внимаем словам нашего Пастыря, обращенным к нам с телеэкрана и по радио, читаем на страницах печати тревожные обращения и радостные поздравления нашего Святейшего Патриарха - каждое церковное событие в нашем сознании неизбежно связано с его именем.
Почему русскому православному сердцу так дорог Святейший Патриарх? Многие недоумевают: не является ли патриаршая власть антитезой соборности? В то время, как многие сейчас ратуют за демократию, мы утверждаем власть Святейшего Патриарха - единого Священноначальника.
Евангельская заповедь, которая повелевает нам иметь только одного Отца - Небесного, учит нас поклоняться Христу - единому Главе Церкви. Наша вера во Христа исключает поклонение какому-либо другому лицу, в этом - основа нашей веры. Подчиняясь в церковной жизни единому Священноначальнику, мы не противоречим евангельской заповеди, а стараемся исполнить ее. Священноначалие Святейшего Патриарха не подменяет собою главенство Христово в Церкви земной, но олицетворяет собою церковное единство, и поэтому мы называем его Первоиерархом - первым среди равных. Мы утверждаем, что главным принципом жизни нашей Церкви является соборность, проявляющаяся в Таинстве Евхаристии, Таинстве единения, в котором действует Святой Дух. Соборность уподобляет Церковь земную Церкви Небесной, Глава которой - Христос.
Патриарх же есть Первомолитвенник, Первосовершитель Таинства. Его благословение полагает начало архиерейскому служению, священническому и диаконскому. Его благословение разрешает труднейшие вопросы церковной жизни, дает основание храмам, монастырям. Его благословение просят миряне, монахи, священнослужители, государственные деятели, иностранные гости. Его благословение ждут не только в России, но и во многих уголках мира, где есть приходы Русской Православной Церкви, где есть люди, сочувствующие русскому Православию. И мы не можем себе представить нормальной церковной жизни без Святейшего Патриарха. В годы патриаршества на Руси Патриарх был заступником за русский народ, печальником Русской земли. Ведь именно Московскому Первосвятителю в древности была дана власть защищать права простых людей, приносить царю их жалобы.
Московскому Первоиерарху, Митрополиту, а позже и Патриарху, дана была власть осуществлять земной церковный суд над мирянами, епископами, священниками. Патриарху надлежало усмирять гражданские междоусобицы, призывать народы на защиту Отечества от иноземных захватчиков, нести подвиг защиты земли Русской, Русского государства, даже до смерти.
Святейшему Патриарху приходилось решать сложнейшие вопросы устроения церковной жизни, церковного обихода, исправления нравов, утверждения Православия, просвещения новых народов.
Мудрость, сила святительской молитвы, крепость веры позволяли Патриарху быть первым советником правителя, особенно в смутные времена.
Как тяжелы были для Русской Церкви и русского верующего народа годы отсутствия патриаршества, когда унижалось духовенство светскими властями, когда закрывались монастыри и отнимались монастырские земли, переплавлялись колокола, изымались церковные ценности. Как не хватало Патриарха тогда, когда русское общество начало отказываться от своей русской православной культуры, что послужило началом будущих трагических событий в России.
Не в патриаршем ли служении выступал митрополит Московский Филарет, когда пытался влиять на российского императора в сложнейших вопросах церковной жизни, когда препятствовал государю в строительстве и освящении языческих памятников, когда направлял душу поэта на путь Православия.
Как не хватало патриаршего авторитета тогда, когда развивалось в России церковное книжное дело, осуществлялись новые переводы и новые издания Библии, открывались новые духовные школы. Как не хватало Патриаршего слова тогда, когда русское общество искало просвещения и мудрости в иных странах, в иной культуре, вере. Как не хватало Русской Церкви патриаршего достоинства, когда Русская Церковь была унижаема и презираема временщиками.
Как возрадовался русский верующий народ, когда вновь на Московской кафедре засиял образ Патриарха. Но сколь скорбными были дни восстановленного патриаршего служения. Какие трудности и тяготы выпали на долю нового Святейшего Патриарха, вступившего на это подвижническое служение в дни кощунственного попрания всех святынь, в дни разорения Божией- Церкви! Какие скорбные морщины легли на лицо Святейшего Патриарха в те дни! Какие муки претерпел Святейший Патриарх, видя разорение и ограбление Церкви, унижение священства, его физическое уничтожение, будучи свидетелем начавшихся в Церкви расколов и брожений, самочиния, самопосвящения, самосвятства. Мы веруем, что Патриарх смутного времени - наш Святитель Тихон Московский - принял от Господа Бога венец славы за свои страдания и ныне молится за Русскую Церковь и русский народ у Престола Божия. Чашу страданий пришлось испить и Святейшему Патриарху Сергию, понесшему в качестве Первосвятителя крест труднейшего церковного подвига.
Высоко было поднято знамя Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. Он свидетельствовал во всем мире о том, что Русская Церковь жива, что она исполнена великой духовной силы, позволившей превозмочь гонения, которым не было равных во всей тысячелетней истории Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Пимен унаследовал трагическую судьбу своих предшественников: гонения и война, унижения и подвиг вынужденного молчания, подвиг Первосвятительской молитвы...
И ныне мы обращаемся мыслями к великому достоинству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которому выпал жребий вести Церковь в сложнейшее для русского государства и народа время, когда от Патриарха требуются великая мудрость и сила духовная, которые ему уже удалось проявить в своем столь многотрудном служении.
Патриарх призывал народы нашего Отечества к миру, осудил тех, кто в августе прошлого года задумал государственный переворот, поддержал защитников свободы Отечества.
Святейший Патриарх Алексий II неустанно посещает отдаленные епархии, отдаленные монастыри, неустанно заботится о возрождении Русской Православной Церкви в ее прежнем блеске, в ее прежней силе, о том, чтобы Русская Православная Церковь несла свою братскую и миротворческую веру в отдаленные от России концы мира. Святейший Патриарх заботится о церковном устройстве, о нуждах Церкви, молится за всю Русскую Церковь, соединяя в своем сердце боль и тревогу, радость и торжество, веру и молитву. Это его труд, его крест, его подвиг, равного которому в Церкви нет. И потому трепещет наше сердце, когда видим мы белый куколь патриаршего облачения, и потому радуется наше сердце, когда мы слышим начальные слова Первосвятительской проповеди, обращенные к нам: «Братья и сестры!»
Когда мы видим Святейшего Патриарха во время литургисания со Святою Чашею в руках, мы знаем, что вокруг Святой Чаши - вся Русская Церковь. Когда мы видим зеленую патриаршую мантию, перед нашим мысленным взором проходит вся история Русской Православной Церкви.
Когда мы видим Патриарха, молящегося перед Престолом, мы знаем, что за всех нас возносит он горячую молитву Первоиерарха Русской Церкви.
Мы просим Его Святейшество за нас молиться и печаловаться, нас простить.
Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение подаждь, Господи, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию со всею Его Всероссийскою паствою и сохрани Его на многая лета!
Многая лета! Многая лета! Многая лета!
Диакон Андрей Лоргус
Достоуважаемый Владимир Владимирович!Дорогие соотечественники!Россия обретает нового главу государства, который получил убедительную поддержку на выборах. Большинство народа проголосовало за преемственность власти, за взвешенный и ответственный стиль руководства, за законность, порядок и заботу о людях, за сильную страну, разумно открытую к окружающему миру. Именно такого направления Вы, Владимир Владимирович, придерживались в последние месяцы, исполняя обязанности Президента России.
Екатеринбург, 5 сентября, "Православная газета". Сегодня в резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии состоялось расширенное заседание Епархиального Совета под председательством архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.