Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (604) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№43 (604) / 10 ноября ‘10

Архипастырь

– Владыка, позвольте начать нашу беседу с вопросов, которые прислали наши телезрители до эфира. Первый вопрос. Раб Божий Димитрий из  Екатеринбурга интересуется: «Дорогой Владыка, в Священном Писании есть такие слова: «Царствие Божие внутри вас есть». И еще одна строчка: «В Царствии Божием не женятся и замуж не выходят». Как это понимать, и как можно прокомментировать эти строки?

– Когда мы читаем молитву Господню, мы говорим: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». То есть мы молимся, чтобы Господь нам даровал то духовное состояние человека, что есть в Царствии Небесном, чтобы здесь, на Земле, мы тоже пытались жить той жизнью, которую Господь дает на небесах, где пребывает Господь и святые угодники Божии. В то же время мы говорим и о том, что есть Царство Божие внутри нас. Когда мы пытаемся жить по-христиански, так, чтобы достичь нравственного совершенства, чтобы преумножать добродетели в нашем сердце, мы созидаем Царствие Небесное, которое внутри нас есть. И чем больше мы созидаем Царствие Небесное внутри нас, тем больше надежда и вера в то, что Господь сподобит нас Царствия Небесного, которое на небесах и к которому мы должны стремиться всегда.

Живя на Земле, мы готовимся к вечности, к вечной блаженной жизни, и созидая в своем сердце высокие добродетели, мы создаем тот мир, те благополучие, блаженство, радость, утешение, которые приобретает душа, когда живет по заповедям Божиим, по воле Божией. И мы об этом просим в молитве Господней, чтобы как на небе, так и на земле было Царствие Его.

Ради того, чтобы привести нас в Царствие Небесное, Господь сошел с небес и принял человеческую Плоть от Пречистой Девы Марии. Но чтобы сподобиться этого великого блаженства, нужно здесь, на Земле, потрудиться, созидая в своем сердце Царство Божие, которое способствует великой радости приобретения Царствия Небесного. И это – первейшая задача каждого христианина.

– Нина из Красноярского края спрашивает: «Хочу исповедаться, но не причащаться. Можно ли так делать, если душе захочется?»

– Исповедоваться можно даже без Причастия. Если душа чувствует какой-то на себе грех, какое-то угнетение совести, чувствует какую-то душевную тяжесть, то первое, чем излечить такое состояние души – идти к священнику, к духовнику на Исповедь. Так мы себя очищаем, омываем в таинстве от своих грехов, и Господь дает нам мир, радость, утешение, умиротворение души. Но это не значит, что всегда надо только исповедоваться, но никогда не причащаться. Надо, конечно, приходить на Исповедь; например, по правилам монастырской жизни монахи каждый день исповедуются. Вечером после трапезы, как им духовник назначает, они приходят и исповедуются. Но не причащаются. Они причащаются только тогда, когда получат благословение: или один раз в неделю, или по праздникам. Поэтому исповедоваться нужно как можно чаще, по требованию своего сердца; и это очень хорошо, когда человек чувствует необходимость в Исповеди для очищения души от греховных дел. И важно, чтобы человек это запомнил, не забыл – не просто так перетерпел боль души, а потом забыл: так душа все больше и больше укореняется в грехах, уже не чувствует их тяжести, и у нее нет даже потребности в Исповеди. Это очень плохо.

Чем чаще человек исповедуется, тем больше он чувствует необходимость в Исповеди – он замечает в своей душе даже самые мелкие поползновения греха. И это очень  хорошо для души, потому что она всегда спокойна, мирна – вовремя ее лечат и очищают благодатью Божией в таинстве Исповеди. А когда ее  серьезно подготовят к Причастию, она приобретает еще и великую силу в таинстве принятия Тела и Крови Христовых: человек соединяется со Христом и получает великую благодать в борьбе с грехом и в укреплении себя в добре.

Можно часто исповедоваться, но гораздо реже причащаться. Бывает, что потребность в Исповеди у человека возникает каждый день: он кого-то осудил, на кого-то прогневался, кого-то обидел – и быстро идет на Исповедь, чтобы грех в его душе  не укоренился.

– Галина Георгиевна из Пышмы спрашивает, может ли православный мирянин, мужчина, совершать панихиды, молебен в храме, присутствовать на проскомидии в алтаре и проводить огласительные беседы?

– Мирянин, по благословению священника, если он соответствует каноническим правилам, имеет право войти в алтарь и участвовать в некоторых богослужениях. То есть он может пономарить, на проскомидию может кадило подать, когда службу ведет один священнослужитель. Но он не священнослужитель, просто помогает вести службу: подает и забирает кадило, просфорочки, водичку, вино и так далее – таковы обязанности мирянина в помощи священнику. Что касается панихиды, то мирянин не может совершать того, что делает священник. Если мирянин прошел курс катехизации, знает, что и как говорить каждому человеку, который приходит на огласительные беседы, то, конечно, мы привлекаем таких людей, чтобы они помогали подготовить человека ко Крещению.

– Вопрос от Марии Дмитриевны из Карпинска: «Если я по состоянию здоровья не могу ходить в храм, но молюсь дома, в какое время надо поминать усопших и молиться за живых? И с какой периодичностью это делать?»

– Дома мы читаем утренние молитвы, а там есть помянник, где мы поминаем и о здравии, и об усопших. Если в этот момент есть возможность читать кафизмы и Псалтирь, то после каждой «славы» тоже можно поминать и о здравии, и об упокоении. Это можно делать, когда есть возможность: в течение дня, вечером, утром. На вечерних молитвах тоже можно помянуть и о здравии, и об усопших близких.

– Илья, 19 лет, из Перми спрашивает, кто такие евангелисты и почему они так называются?

– У нас есть четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна Богослова – это апостолы, которые изложили слова Христовы в Писании. Сначала слова Христовы передавались устно, а потом, когда появилась необходимость, потому что появились разные толки, разные слова, не принадлежащие Христу, апостолы, чтобы обезопасить Учение Христово от лжеучений и искажений, дали поручение своим ученикам, чтобы они все написали, чтобы все было твердо и неуклонно. Первично было Предание, а потом уже появилось Священное Писание. Но многое осталось в Предании до настоящего времени, например, крестное знамение, поклоны, правило поворачиваться во время молитвы на восток – этого в Священном Писании нет, но это передавалось из уст в уста, как само собой разумеющееся. Евангелисты – это те, кто описали Священное Предание в Священном Писании.

– Владыка, воцерковлена я очень недавно, и читая утреннее и вечернее правило, сталкиваюсь с такой проблемой: иногда это проходит очень легко, благодатно, а иногда бывает такой «ступор», что я не могу даже взять молитвослов. И я хотела бы спросить, можно ли начинать с меньшего количества молитв или есть какие-то правила, соблюдая которые можно перешагнуть через этот барьер?

– Да, действительно, святые отцы нам рекомендуют молиться внимательно, заботиться не о количестве, но о качестве молитв. Можно начинать молиться небольшим правилом, но научиться правильно молиться, чтобы всегда внимательно относиться к словам, которые вы читаете. Если же возникает такое состояние души, что в один день молиться легко, а в другой очень тяжело, нужно понимать, что это духовная брань, и мы должны всегда понуждать себя, чтобы преодолеть искушения: враг рода человеческого тоже влияет на нас и дает нам такое состояние души, которое мы должны преодолевать – иногда нам лень встать на молитву, какое-то уныние, расслабленность и отчаяние, но мы должны себя понудить, чтобы взять в руки молитвослов и читать молитвы, потому что это пища для души, которая помогает избавиться в том числе и от этого тяжелого душевного состояния. Бывает так, что человеку поначалу бывает тяжело молиться, но если он заставляет, понуждает себя это делать, то уже в середине молитвенного правила он чувствует облегчение, ему становится радостно и умирительно на душе. Это тоже бывает в духовной жизни христианина, это нужно брать во внимание.

– Спасибо, Владыка. Лариса Михайловна из Новоуральска спрашивает: «Читаю перед Причастием Покаянный канон, но смущают меня в нем слова «блуд и гордость гониши». Непонятные слова, о чем они?»

– В этих словах человек, читающий Покаянный канон, кается в том, что душа его заполнена блудными мыслями и гордостью (может быть, даже не только мыслями, но делами и поступками), – человек это сознает и кается, что он ведет блудную жизнь, за которую, конечно, его совесть мучает.

Мы знаем по Священному Писанию, что если кто-то посмотрит на противоположный пол с вожделением, то он уже согрешил в своем сердце, то есть совершил грех блуда. Поэтому во время молитвы человек гонит из своего сердца блуд, который оскверняет душу. Тем более, что современные люди одеваются часто в блудные одежды – все обтянуто, все члены открыты; это предмет вожделения и возбуждения различных страстей. Человек чувствует, что он делает, кается в этом, – и слава Богу, что кается; он старается не быть предметом возбуждения страсти для других, одевается более целомудренно.

– Звонок  из Тюменской области: «Мы с женой прожили в браке более 30 лет. Она мусульманка, я крещеный, сын у меня тоже крещеный. Как наша Церковь смотрит на то, чтобы привести жену в нашу Православную веру?»

– Если она хочет перейти в нашу Православную веру, мы никого не отвергаем. Если у нее есть такие порывы сердца, чтобы познакомиться с нашей верой, вы можете привести ее в церковь, чтобы с ней побеседовали, рассказали, объяснили, она бы задала вопросы, которые ее интересуют. И если она почувствует, что ее душа лежит больше к вере Православной, я думаю, что священник после огласительных бесед совершит над ней таинство Крещения. А потом можете даже повенчаться, чтобы восстановить единую православную семью, которую вы чаете, может быть, в течение всей своей жизни.

– Все мы, когда читаем вечернее правило, читаем правило общего исповедования грехов. Относится ли это к грехам, которые прощаются Господом, и нужно ли после этого исповедования подходить к священнику для Исповеди? И вообще, как соотносятся таинство Исповеди и это правило на вечерней молитве?

– Это необходимо – каяться всегда, и особенно перед сном, перечисляя грехи, которые человек совершал в течение дня, чтобы прийти ко сну с умиренным сердцем. Отходя ко сну, человек должен думать, что прошедший день был последним днем его жизни, и должен покаяться перед  Богом, чтобы Господь простил его грехи, чтобы он ушел уже раскаянным.

Конечно, это дано в помощь человеку для его очищения, но самое главное – таинство Покаяния. Вечернее правило его не заменяет, но помогает человеку успокоить свое сердце. Когда человек совершил какой-то грех, он в первую очередь кается: «Господи, прости», а потом уже идет на Исповедь, рассказывает о своем прегрешении и получает разрешение для участия в таинстве Причащения. Очень важно, чтобы человек имел чувство покаяния всегда.

– Как правильно вести себя и отвечать мужу, который не верит в Бога и не ходит в храм, чтобы не вызвать раздражения и разногласий, ведь дети это слышат? Как правильно вести себя в этой ситуации?

– В Священном Писании говорится, что мы должны постараться таких людей исправлять духом кротости, духом терпения, смирения, любви, уважения к человеку, который, к сожалению, еще не достиг такого уровня духовного, чтобы понимать смысл духовной жизни православного христианина.

К сожалению, приходится в некоторых семьях одному из супругов терпеть другого, то есть «носить тяготы друг друга». Это тоже спасительный путь для человека верующего, чтобы смиряться, терпеть с кротостью, с любовью к Богу. Как дальше говорится, «претерпевый до конца спасен будет». Если отвечать мужу с любовью, кротостью, покорностью, чтобы не раздражать его никакими действиями, рано или поздно жестокое сердце этого человека умягчится, и он поймет, что нельзя себя так вести, нужно как-то менять свой характер и относиться к супруге с большим пониманием, любовью и уважением.

Мы своим поведением можем покорить, изменить, перевоспитать человека – не только словами, которые чаще всего его раздражают, а добрым поведением, отзывчивостью, милосердием, сострадательностью и трудолюбием. Все это в совокупности очень благотворно действует, но в особенности, конечно, важно в таких случаях молиться, потому что мы без помощи Божией не можем ничего творить доброго. Поэтому когда мы терпим, смиряемся, с кротостью относимся ко всему, что нас окружает, мы в то же время молимся, чтобы Господь воздействовал Своей благодатью, Своей силой на человека, чтобы он исправился. И это очень сильно влияет на него.

– Я из Курской области и всегда с удовольствием смотрю Вашу программу, в которой звучат очень назидательные проповеди, которые очень мне помогают. В Библии написано, что Бог, обращаясь к Адаму, говорит: «...из праха ты взят и в прах возвратишься». В Православной Церкви существует обычай, что тела усопших предаются земле. Вопрос о мощах святых: почему их останки не преданы земле, а находятся в храмах и являются предметом поклонения? Ведь Иисус Христос говорил, что одному только Господу Богу поклоняемся и Его одного слушаемся.

– Это очень хороший вопрос. Во-первых, нужно знать, что в нашей Православной Церкви все люди погребаются, предаются земле, как это положено. Но есть люди, которые провели земную жизнь особо благодатно и достигли совершенства, – находясь в земле, их тела совершают великие чудеса.

Люди молятся об упокоении святых, и за эти молитвы Господь дает через этого святого исцеления, ту или иную помощь.

Например, праведный Симеон Верхотурский был предан земле, никто особенно его не знал, потому что он был очень скромным человеком. А через сорок лет его останки стали выходить из-под земли, и когда гроб полностью вышел, люди увидели, что там лежит нетленное тело человека – тогда и началось поклонение святым мощам, потому что от них исходила благодать Божия, которая исцеляла, помогала, избавляла от бед, напастей...

Ведь мы поклоняемся не телу человека, а благодати Божией, которой пропитано его тело, – это она источает силу для нашей помощи, для нашего исцеления, для наших нужд. Мы нуждаемся в исцелении, в помощи, в поддержке Божией, потому что наша жизнь полна искушений, испытаний и трудностей. Святые угодники Божии получают от Господа дар исцеления, дар помощи, и мы обращаемся к ним; это не является идолопоклонством – кланяясь и поклоняясь святым, мы поклоняемся Богу, который дал этому человеку дар, благодатную силу, которая нам помогает. Потому что не сам человек, хотя он и подвижник, а благодать Божия, которую он получил, дает нам силу и исцеление.

– Владыка, время нашей программы подошло к концу. Я благодарю Вас за беседу, и в завершение благословите наших телезрителей, напутствуйте на дальнейшую жизнь.

– Дорогие братья и сестры, дай Бог, чтобы в нашем сердце родились добрые наши начинания, устремленные к тем идеалам, которые получила Божия Матерь от Своих родителей – любовь к Богу, к Церкви, к церковной жизни, любовь к добродетели, к чистоте своего сердца, и по молитве к Пресвятой Богородице пусть Она укрепит нас в благочестии, вере и страхе Божием. Спаси Господи всех вас.

Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Свои вопросы в программу вы можете задать так:
  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14(только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на  адрес редакции:  620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20

Книгу «Архипастырь» с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

22 ноябряМчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937).Прп. Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148).

 
У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

«Дорогие и милые во Христе братья и сестры!», – так обращался к своей пастве митрополит  Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич): теплыми, добросердечными обращениями  насыщены проповеди Владыки

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс