Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, позвольте начать нашу сегодняшнюю программу с такого вопроса: в нашей епархии прошел очередной Съезд законоучителей – это довольно масштабное событие, которое с каждым годом приобретает все больший размах; расскажите нам, пожалуйста, о целях, задачах этого съезда и о перспективах образовательного процесса.
– В нынешнем году мы уже в шестой раз проводим Съезд законоучителей. Мы благодарны за благословение на это нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На съезде собираются все преподаватели церковно-приходских школ, «Основ православной культуры» общеобразовательных школ, катехизаторы, занимающиеся просвещением людей, которые готовятся к принятию таинства святого Крещения. На форуме было много педагогов, которые показали свою заинтересованность в таких встречах – здесь люди говорят о том, что сделано, какие есть проблемы в просвещении народа Божия, каковы перспективы, что нужно делать.
На пленарном заседании было представлено несколько докладов, потом проводились секции, «круглые столы». В течение трех дней преподаватели церковно-приходских школ и катехизаторы обсуждали насущные вопросы, которые перед нами стоят. Конечно, для нас очень важно, чтобы преподаватели церковно-приходских школ повышали квалификацию, чтобы они на самом высоком уровне могли учить и воспитывать молодых людей и детей, которые с раннего возраста участвуют в жизни Церкви, в богослужениях.
Конечно, это нам сейчас приходится все больше и больше развивать, потому что очень многое утеряно – и церковная община, и жизнь человека в общине, и миссионерское служение, и то, что христианин должен участвовать не только в богослужениях, но и в социальной жизни Церкви, то есть каждый христианин должен быть служителем Церкви: не только священник служит в Церкви, но и каждый мирянин служит всем, чем он может помочь людям, проявляет свою веру от дел своих. Когда-то это было очень естественным, все люди это делали. Но сейчас все нужно вновь возвратить, рассказать и подсказать, как нужно делать, чтобы все верующие и воцерковленные люди могли участвовать в жизни своего прихода, чтобы приход был одной большой общиной, семьей, которая участвует в жизни Церкви, ведет общественное и миссионерское служение, работу среди молодежи, в обществе и несет в него свет Христов.
Сейчас для нас и в катехизации готовящихся ко Крещению многое считается совершенно новым, хотя имеет древнее начало и у Церкви накоплен большой опыт; но нам приходится этот опыт брать у святых отцов, из истории Церкви, и стараться применять его в современной жизни.
Мы обсуждали на наших встречах важные проблемы: каким должен быть катехизатор, какие у него должны быть обязанности, что он должен знать, чтобы дать необходимое человеку, готовящемуся стать христианином и быть крещеным. Конечно, мы говорили и о том, чтобы люди, которые готовятся к Крещению, уже ходили в церковь, молились, делали добрые дела: критерием для Крещения было то, что они ходят к больным, посещают вдов, помогают неимущим и так далее – этим человек уже проявляет христианские ценности, добродетели, присущие православному христианину. И это мы тоже должны дать людям, чтобы они могли участвовать в жизни Церкви, были христианами не только по имени, а по делам, по поступкам, по жизни своей.
Все это мы и обсуждали на нашем съезде законоучителей. На нем мы наградили участников конкурса «За нравственный подвиг учителя». Сейчас это программа федеральная, государственная, и мы выявили самые лучшие из представленных работ преподавателей общеобразовательных школ, которые участвуют в этой программе. Эти работы мы направим в Москву, чтобы их оценили уже на федеральном уровне. И если комиссия сочтет нужным наградить их и определить какое-то место за понесенные труды, мы будем только рады.
– «Во время Причастия младенца Святые Дары капнули на детскую кофточку. Как нам поступить с этой вещью? Можно ли стирать – или лучше сохранить как святыню? Речь идет не об испорченной вещи, а именно о том, как нам поступить с этой святыней? В храме нам сказали, что нужно даже сжечь».
– Да, нужно к этому относиться очень серьезно – чтобы Святая Кровь Господня не была в поношении или осквернении, нужно эту вещь сжечь. Не знаю, как долго вы можете сохранить кофточку, чтобы она не оказалась в каком-то униженном состоянии, поэтому святые отцы учат нас, что нужно такую вещь сжечь, а пепел опустить в текущую чистую воду или закопать в каком-то непроходимом, «непопираемом» месте, как говорится в каноне. Так вы покажете благоговейное отношение к святыне.
– «Неделю назад у нас в Дмитрове замироточила икона Ксении Петербургской. Обыкновенная икона софринская, мы ее купили в Радонеже где-то полгода назад. И сейчас она замироточила. У меня такой вопрос: почему она именно у нас замироточила, и что с этим делать?»
– К мироточению нужно относиться по-христиански, по-церковному. Мы обычно о себе думаем смиренно: если совершилось какое-то чудо, какое-то явление, то это призыв Божий к покаянию, к исправлению, призыв обратить больше внимания на свою жизнь, чтобы она была более христианской, более приближенной к заповедям Божиим, к учению Христову. Вот так смиренно нужно думать об этом, и не возвышаться, не думать, что какая-то наша большая добродетель и добродетельная жизнь содействуют такому явлению.
С другой стороны, совершившееся чудо должно нас больше утвердить, укрепить в вере: чтобы мы больше верили в Бога и в Его чудеса, чтобы мы, воодушевленные и укрепленные верой Христовой, больше могли делать добрых дел, совершать добрых поступков, чтобы наша вера была деятельной, богоугодной и не расходилась с делами христианскими, к которым призван каждый христианин – быть светом мира и солью земли.
– «Я из Таганрога, православная христианка, воцерковленная. Могу ли я пользоваться косметикой, макияжем? Если женщина работает, скажем, экономистом, среди людей?»
– Мы как православные христиане должны, конечно, нести свет миру и даже внешним видом должны служить этому миру для проповеди Евангелия. Что такое косметика? Она используется, чтобы показать себя красивым перед окружающим миром, то есть усилить внешнюю красоту. Господь дал нам Свой образ и подобие, Свою красоту духовную и телесную, а если мы этот образ хотим еще дополнительно украсить, значит, мы хотим вмешаться в творческий акт Самого Бога – сделать себя лучше и красивее, чем нас сотворил Господь.
Наше христианское сознание призывает нас украшать себя не внешне, а внутренне – как апостол Павел нас призывает: не внешний вид, не золотые и серебряные украшения должны нас украшать, а кротость и молчание человека, который прославляет имя Божие своими добрыми делами. Вот к этой красоте Господь призывает нас, православных христиан: чтобы изнутри, из нашего сердца, из нашей души пробивалась через наше тело красота духовная, украшала и обогащала нас – мы должны показать миру, что кроме телесной красоты есть еще красота духовная, душевная, которая дает и красоту телесную.
Когда мы пойдем по такому пути и найдем в себе силы украшать душу, а через душу – и тело свое, это будет самый лучший путь христианской жизни. Но поскольку вера у нас еще очень слабенькая, то мы в силу своей немощи украшаем тело косметическими средствами, чтобы быть в ряду со всем миром и ничем не отличаться от него – мы плывем по течению. Но православный христианин призван идти против мирского течения.
Украшение телесное способствует также и возбуждению некоторых плотских страстей – не только человека, который сам украшается, но больше других людей, которые смотрят – получается, что украшение внешности есть соблазн для людей, которые побуждаются страсти плотской. А в Священном Писании говорится, что горе тому человеку, от которого идет соблазн. С этой точки зрения православный христианин должен сам сделать выбор на основе степени своего духовного становления. Если он находится на таком уровне, как говорит Священное Писание, то он должен сделать именно евангельский выбор. Если он еще не достиг этого, должен сам выбрать, как правильно себя вести в современном обществе, чтобы быть истинным источником Христовой веры и Христова Учения.
– «Грех ли то, что гинекологи делают аборты? И будут ли они нести за это ответ после смерти? С одной стороны, они люди подневольные и выполняют свой профессиональный долг, а с другой стороны – они же понимают, что совершают убийство?»
– Святая Церковь учит нас, что аборт – это грех, убийство. И тот, кто совершает его, повинен в этом грехе. Делается ли это специально или невольно, но человек, который в этом месте работает, должен сам решать и понимать, что он делает и для чего. Мы знаем из нашего векового опыта, что каждый человек, который зачат – уже живое существо, он нам дан Богом промыслительно, и мы должны его взять, каким бы он ни был: больным, не больным – это уже не наше; наша задача относиться к деторождению очень серьезно, богоугодно и правильно. Рождение здоровых детей зависит от нас, от родителей. А если ребенок рождается больным, и зная об этом, мы хотим его уничтожить еще до рождения, убить его, не допустить к земной жизни – это не наше право. Мы берем на себя больше, чем положено.
Нам нужно больше думать, как сделать, чтобы человек родился не больным. Но этот вопрос не ставится сейчас в современном обществе. Ставится вопрос так: как силами современной медицины предугадать, предсказать, что зачатый человек может быть больным, и не допустить его к земной жизни, убить его. Конечно, это неправильно, это бесчеловечно: какое мы имеем право дать разрешение, жить человеку или не жить – это дает Сам Господь Бог, Он дает человеку жизнь и имеет право забрать ее.
Наша задача в том, чтобы правильно относиться к жизни, к деторождению, не допустить, чтобы ребенок родился больным. А чего это требует от нас? Требует нравственной, духовной жизни, целомудрия, чтобы не было добрачных и внебрачных союзов – это преступные союзы, и они могут быть причиной рождения больного ребенка. Поэтому если мы не считаем невоздержание плотское грехом, то мы оправдываем и следующий грех – убийство во чреве, которое является страшным грехом: из-за него мучается огромное количество женщин, мужчин. И от этой боли, от страдания они теряют и сознание, и психику, то есть переносят очень тяжелое бедствие. Поначалу человек считает, что все это нормально, но потом все равно до него доходит, что он совершил страшное преступление, и от этого он теряет самообладание и не знает, что делать.
Еще раз повторяю: нужно заботиться не о том, как сделать аборт, а как правильно родить здорового человека – это значит, с самого детского возраста учить наших детей целомудрию, чистоте жизни. Нередко мы допускаем, чтобы дети пили, курили, блудили, развратничали. Именно это приводит к тому, что когда они захотят иметь своих детей, их дети будут больными. А если мы хотим, чтобы этого не было, значит, нам нужно, как это было в недавнем прошлом, чтобы женщина не пила, не курила. И только после шестидесяти лет, когда ее организм уже не позволял ей родить детей, ей дозволялось употреблять спиртные напитки. Но тогда ей этого не хотелось уже, потому что если она никогда в жизни не пила, то в таком возрасте у нее уже не было в этом потребности. Сейчас же учат людей пить, приучают к винопитию, к табаку, к наркотикам с детского возраста. И это преступление направлено против нации – мы просто уничтожаем самих себя.
Если мы будем серьезно относиться к жизни и будем с самого раннего возраста учить детей чистоте, воздержанию, целомудрию – мы выйдем на путь сохранения нации, укрепления ее здоровья. Вот о чем нам нужно думать. А делать аборты мудрости особой не надо. К сожалению, люди это делают без зазрения совести, но рано или поздно совесть пробьет огрубелое сердце человека и начнет очень сильно говорить, что он совершил преступление.
– «В Откровении, глава 22, стихи 8-9 написано: «Я Иоанн видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись». Получается, что нельзя делать поклоны святым ангелам, изображенным на иконах? А еще говорят – выносятся мощи такого-то святого для поклонения, но ведь надо только Богу поклониться; что значат поклоны и поклонение?»
– Мы поклоняемся иконам, различным святыням нашей Церкви, святым мощам, святым местам. Мы кланяемся не материальному – мы поклоняемся благодати Божией, Самому Богу, Который дает нам благодать через святыни. И если мы правильно относимся к этим святыням и правильно поклоняемся, то это есть истинное и богоугодное поклонение. Если же мы этого не делаем, то, конечно, мы заблуждаемся. Поэтому в Апокалипсисе вами прочитаны слова, где говорится, что святой апостол Иоанн Богослов пришел к Богу, и Ему нужно было отдать почтение, а не ангелам, которые тоже присутствовали в этом месте. Мы тоже, когда приходим к святым местам, когда прибывают святыни к нам, кланяемся благодати Божией; она дается нам для подкрепления наших сил духовных, исцеления недугов духовных и телесных, укрепления нас в вере и благочестии и благоговейном отношении к святыне как к благодати Божией – не человеческой, не материальной, а благодати Божией, которую Господь дает нам. И мы это чувствуем, видим и получаем большую пользу от такого благоговейного отношения к святыням.
– «Владыка, сейчас много распространено праздников таких, как Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Но сколько я ни читала святоотеческой литературы, нигде не упоминаются такие образы Иисуса Христа – есть Спас в Силах, Спас Нерукотворный и прочие. Спаситель у нас один, Иисус Христос, а эти названия звучат весьма простонародно, по-язычески. Могут ли они быть православными? Хотелось бы узнать Ваше мнение».
– Да, действительно, Христос Спаситель у нас один. Но у нас есть древняя, еще ветхозаветная, традиция, когда мы освящаем плоды, которые дает нам Господь Бог; благодаря Его за милость, с которой Господь дал нам плоды во времена свои, мы приносим эти плоды в церковь и освящаем их, как по традиции освящали люди, которые трудились и выращивали эти плоды – мед, орехи, яблоки, виноград. Они жертвовали часть урожая Церкви и людям, которые нуждались в них. Это древняя и добрая традиция – освящение даров, урожая, который был выращен благодатью Божией и трудами земледельцев, и они приходят с этими плодами и благодарностью в церковь. А люди называют это Яблочным Спасом, потому что Спаситель помогал, чтобы урожай был богатым, были своевременно и дожди, и тепло, и люди «окрестили» Спас Яблочным, Медовым, Ореховым; но Спаситель-то у нас один, Который освящает все наши труды, чтобы выращивать плоды, необходимые для нашего пропитания. И, конечно, это не связано с иконописью, с графическим содержанием наших икон. Это не иконы.
Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова
Смотрите программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного телеканала «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы14 октября именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Романа, Саввы, Алексия, Михаила, Георгия, Феодора, Николая, Иоанна.
11 октябряПрп. Харитона Исповедника (ок. 350). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Мц. Анны (1925); прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937); прмц. Татианы (1942).Собор преподобных отцов Киево-Печерских
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.