Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (598) → Митрофорный протоиерей Владимир Зязев: «Кто кому служит, тот от того и награду получает»

Митрофорный протоиерей Владимир Зязев: «Кто кому служит, тот от того и награду получает»

№37 (598) / 1 октября ‘10

Материал подготовила Лидия ЕжковаСтроим храм

На Уралмаше – в одном из старейших микрорайонов Екатеринбурга – началось строительство нового храма, инициатором и главным организатором проекта которого выступил первый помощник Правящего Архиерея митрофорный протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма в честь Рождества Христова, «прописавшегося» несколько лет назад в самом центре этого микрорайона. Многие жители района давно считают отца Владимира коренным «уралмашевцем», но это далеко не так. Вот что рассказывает сам батюшка о своей «уралмашевской эпопее».

– Чтобы начать говорить о новом храме, который начал строиться в районе Уралмаша, нужно, наверное, немножечко вспомнить и старое, – так начал нашу беседу батюшка. – У меня мама была учительницей, когда папа уже скончался, она была директором школы на лесоучастке в глухом уголке Пермской области – более ста километров от районного центра. Она сама очень много читала и меня приучила к чтению – я уже с четырех лет начал читать. Она направляла мое чтение, подкладывала те или иные книги, которые я впоследствии читал. Так я частично прочитал почти всю классику (потому что все не прочитаешь).

Однажды мама подарила мне книгу «Сто послушных рук», я ее, как сейчас помню, прочитал несколько раз. Там были экскаваторы, бурильные установки – и «Уралмаш». И с тех пор этот «Уралмаш» для меня был каким-то гигантом, волшебником, в моем детском сердце ничего главнее, мощнее, великолепнее и умнее не было.

Когда я уже учился, жил в общежитии, познакомился с девушкой родом из Свердловска и попросил ее помочь мне побывать на «Уралмаше». Она договорилась с ребятами из заводского мужского общежития, и мне удалось посмотреть, пройти по этому легендарному «Уралмашу». Это было где-то в 1964-65 годах.

Потом я женился и мы жили первое время в Березовском, и однажды с друзьями на первомайские праздники решили съездить в Свердловск; оказалось, что жена одного из них работала в кафе как раз на «Уралмаше». Это было мое второе его посещение. Я в то время только в душе веровал, а в церковь не ходил.

Прошло немало времени с тех пор, я уже служил священником, и в 1993-м Владыка Мелхиседек назначил меня секретарем Екатеринбургской епархии. А когда приехал Владыка Никон, он стал предлагать мне на выбор приходы, где бы я мог быть настоятелем. Сначала предложил Вознесенский храм, я отказался, отшутился, что это – большой храм, да еще и в центре города, а я шума не люблю. Отказался и от храма во имя Александра Невского в Зеленой Роще.

Через два дня Владыка пригласил меня к себе, как-то немножко лукаво, с хитрецой посмотрел на меня и говорит: «Не хочешь шумного ничего нигде, вот тогда я тебе предлагаю последний приход – ты назначаешься настоятелем общины храма Уралмаша».

– Где он находился, и что собой представлял этот храм – место Вашего служения?

– Напротив места, где сейчас храм Рождества Христова, было здание, в котором прежде размещался кинотеатр, потом столовая, затем художественная мастерская. У этого помещения было только одно окно, низкие стены, с потолка на нас всегда текла вода. И вот я туда приехал служить. С этого началась моя «уралмашевская» деятельность.

– Отец Владимир, а из тех людей, которые начинали вместе с Вами на Уралмаше, сейчас есть такие, которые до сих пор остаются Вашими первыми помощниками и единомышленниками?

– Конечно. Со старостой прихода Еленой Анатольевной Шевченко я был и раньше знаком. Но это отдельная маленькая история. Еще при Владыке Мелхиседеке она как-то пришла ко мне, как к секретарю: «Отец Владимир, помогите, мы на Уралмаше открыли храм, у нас там есть небольшое помещение, а священника нет…». Забегая вперед, скажу, что мне удалось тогда помочь ей. Просто я увидел и поразился тогда, какое открытое, светлое и одухотворенное лицо у этой женщины. В то время я не думал еще надолго оставаться в Екатеринбурге; думал, пройдет немного времени, и обратно в Талицу уеду. И я говорю: «Слушайте, Елена Алексеевна, нам в талицкий храм нужен староста, нынешний уже старенький, он тяготится. Поехали ко мне в Талицу старостой». Она посмотрела на меня и отвечает: «Нет, батюшка, лучше Вы идите к нам». Это было еще задолго до начала моей работы на Уралмаше.

Одно время я отошел от Владыки Мелхиседека и уехал все же служить в Талицу, правда, через два месяца Владыка Никон вернул меня своим приказом. Так вот в Талицу мне и позвонила Елена Анатольевна Шевченко: «Отец Владимир, мы создаем Попечительский совет по строительству храма на Уралмаше и Вас вводим в его члены сопредседателем с директором завода Виктором Викторовичем Коровиным. Владыка уже благословил это». Отказаться у меня не получилось, конечно.

И вот в одно прекрасное время я приезжаю в храм, отдаю Елене Анатольевне указ о моем назначении. И посмеялся тогда, мол, Елена Анатольевна, Ваша молитва дошла до Бога. Конечно, там тоже была борьба за одно место для строительства храма, за другое, но милостью Божией удалось построить величественный храм в честь Рождества Христова.

– Но, насколько я знаю, с окончанием его строительства не завершилась Ваша строительная деятельность в приходе...

– Совершенно точно. Через некоторое время в ограде Христорождественского храма появился храм Матроны Московской, рядом – четырехэтажный Духовный центр, в котором находится храм во имя Князя Владимира, потом храм во имя Ксении Блаженной на Восточном кладбище, потом храм в честь Святой Троицы…

Наверное, каждому человеку Господь дает что-то свое для души и для сердца – у меня в свое время была на приходе просфорня, повар-профессионал; она говорила: «Батюшка, я не могу равнодушно смотреть на муку. Я как увижу муку, у меня мгновенно зреют планы, что можно из нее приготовить, а если к ней есть еще какие-то вкусные продукты, я уже про все забываю…»

– Может быть, это особенный талант, или, как говорят, «человек нашел себя»?

– Наверное, здесь с Еленой Анатольевной, моей старостой, мы и нашли себя. Она – строитель, духом строитель, хотя по профессии металлург. Она получила достаточно серьезное образование, ей нередко предлагали интересные должности на многих заводах, а она отказалась.

Она просто такой человек, который мечтал, чтобы Православие встало, который всегда думал и твердо знал, что без Православия не встанет Россия. Такая же натура и у меня, но у меня другое направление: я – строитель, я всю жизнь что-то строил где-то. Но вот так вовремя и к месту сошлись наши мысли, что без Православия не встать России. Что стержень, корень, камень, на котором стоит государство – это Церковь Православная.

Я всегда говорю: если хочешь кого-то разбудить – сам не спи, пока ты спишь, ты никого не разбудишь. Если хочешь кого-то зажечь, сам гори: не будешь гореть – никого не зажжешь. Хочешь что-то построить – сам в душе строй, стремись к этому.

– И в этом, наверное, Ваше главное сходство с Еленой Анатольевной, которую я тоже очень хорошо знаю?

– За шестнадцать лет, которые я служу на Уралмаше, мы практически никогда не были вне стройки. Еще вовсю шло строительство Христорождественского храма, а мы уже взялись восстанавливать на Шарташе разваленный храм в честь Святой Троицы. Здесь только закончилось – мы уже духовный центр начинаем возводить, одновременно с этим строим храмы во имя Ксении Блаженной и Матроны Московской. Закончили это строительство – решили на Шарташе всю колокольню переделать: все перекрыть, купола переделать – и Духовный центр на Шарташе построить. И где-нибудь что-нибудь мы всегда строим.

И в возведении часовни во имя Екатерины Великомученицы, что стоит напротив почтамта, мы были вдохновителями и организаторами, и мы ее строили. На Биатлоне храм во имя Священномученика Петра, Митрополита Крутицкого, тоже мы строили, там даже нашим нитротитаном покрыты все купола. В строительстве храма на Северном кладбище «Уралмаш» тоже принимал участие и немало стройматериалов и средств туда отдавал. Храм на берегу реки Чусовой, когда мы его взяли, был совсем разваленный, да еще и сожженный. До этого его пытались восстанавливать некоторые приходы, но никто же не сумел его поднять. В конце концов от него остались одни головешки да гранитный фундамент. И вот мы на этом фундаменте полностью храм построили, Владыка Викентий его освятил, но мы сказали, что нам этот храм взять нет возможности. А храмы в больнице, в доме старчества на Уралмаше – тоже наши.

– Отец Владимир, открывать храмы – это одно, но надо и священнослужителей для них подготовить…

– Могу сказать, что редко кто из батюшек подолгу задерживается в нашем Христорождественском храме, обычно через 4-5 месяцев мы священника своего отправляем от нас куда-то служить. Мы его рукоположим, он сколько-нибудь прослужит и отправляется в самостоятельное «плавание». «Наши» отец Сергий, отец Димитрий служат в Байкалове, отец Константин в Шадрино, отец Сергий и отец Роман – в Талице, отец Стефан в Куярове, отец Петр в Рудянке, отец Александр в Косулино, отец Геннадий в Садовом… Это все наши, «уралмашевские», священники, это Уралмаш готовит их и отдает.

– Но ведь это делается не без воли Божией – все по ней делается...

– Конечно; не иначе как по воле Божией получилось так, что наш храм в честь Рождества Христова имеет некую особенную архитектуру. Он очень красивый, все думают, что он был раньше построен, а мы его только восстановили, и очень удивляются, что храм – «новодел», построен уже в наше время. Но так получилось, что колокольня наша ниже основного купола самого храма. Конечно, это допускается архитектурой, но нам как-то всегда хотелось сделать колокольню высокой. Вот мы со старостой и решили построить возле храма отдельно стоящую колокольню. Но ведь у нас вокруг трубы, коммуникации, поэтому пришлось просить для строительства новое место.

Место нам город выделил, мы уже оформляли документы, сделали эскизный проект, и уже по ходу утверждения проекта думали: ну, вот здесь-то мы сумеем воплотить мечту души своей в дело! Храм, к возведению которого мы приступили, будет 74 метра в высоту. Если учесть еще то, что храм будет стоять на самой высокой точке Уралмаша, которая на 15 метров выше, скажем, самой высокой точки Верх-Исетского района...

– Где же эта самая высокая точка Уралмаша?

– Около «Белой башни», возле нового Дворца культуры и стадиона, на территории которого нам и выделили место для строительства. Верхняя точка нашего будущего храма будет на 89 метров выше верхней точки ВИЗа.

– То есть если бы дома не мешали, храм можно было бы увидеть издалека...

– Мы сразу решили, что у нас храм будет самый высокий, а учитывая, что нам места дали очень мало, у нас первый, цокольный, этаж будет намного больше, чем сам храм.

– Отец Владимир, а в честь кого будет освящен новостроящийся храм?

– В честь преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Особо отмечу, что судьба у этого храма удивительная. Когда-то, лет 15 назад, мне довелось первый раз быть в Иерусалиме. И мы приехали в храм, в монастырь, где покоятся мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Зашли в храм, поклонились мощам, и я чуть отошел к окошку, на душе сделалось как-то грустно-грустно. Я думал: увижу ли я еще когда-нибудь эти святые мощи... Эта была какая-то светлая, теплая грусть. И вдруг появилась, может быть даже дерзновенная, неуместная для священника и даже лишняя, мысль: «Великая княгиня и святая инокиня Варвара, если мне суждено в этой жизни снова увидеть ваши мощи, поклониться вам, то дайте мне какое-то знамение».

И только я так подумал, меня вдруг кто-то трогает тихонько сзади за плечо. Я поворачиваюсь и вижу женщину-еврейку. Она спрашивает, батюшка ли я? Я отвечаю, что да. И тогда она подает мне две свечи и говорит: «Поставьте их куда-нибудь по вашему усмотрению». А свечи эти – венчальные, очень красивые, витые какие-то, резные, я обмер даже.

И второе. Надо сказать, что я преподобномученицу Великую княгиню Елисавету очень люблю. Она земная женщина, но у меня в сердце она всегда словно ангел; когда я смотрю на нее, у меня в душе всегда появляется что-то воздушное, плывущее.

И когда я однажды приехал в Германию, один из местных епископов дал мне свою машину с русскоязычным водителем, с которым мы немало общались. А потом случилось так, что наш проектант-архитектор Борис Григорьевич Хаустов поехал в Иерусалим и встретил там того самого водителя. Оказалось, что он председатель общества памяти преподобной Великой княгини, и ее мощи и мощи инокини Варвары в их ведении. И тогда водитель рассказал, что Вселенский Патриарх благословил покрывало, в котором везли Великую княгиню и инокиню Варвару, разделить на части и во все храмы, освященные в их честь, отдать по частице этого покрывала.

Борис Григорьевич позвонил Елене Анатольевне, она чуть ли не ночью – мне, и мы сразу же послали туда посыльного, которого через некоторое время торжественно встретили с этим бесценным даром.

И это была моя вторая встреча с Великой княгиней Елисаветой и инокиней Варварой.

А как здесь не вспомнить чудесное появление частиц их святых мощей пять месяцев назад в нашем Свято-Троицком храме на Шарташе, где я тоже настоятель?

– Батюшка, поделитесь с нашими читателями, как и какое чудо произошло с обретением этих святых мощей.

– В первую неделю Великого поста – Торжества Православия муж с женой пришли в церковь и увидели на крыльце какой-то черный пакет. Мужчина хотел убрать его, поднял, а он оказался таким тяжелым! Раскрыли, а в нем – мощевик, настоящий старинный ковчег; открыли его, а там гравировка: «Мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и мощи инокини Варвары». Мне старший священник храма отец Андрей сообщил эту удивительную весть. Я говорю: давай срочно облачайся и неси ковчег ко мне домой. Сам тоже облачился, и мы торжественно встретили эту великую святыню с духовными песнопениями, под звон колоколов.

– Отец Владимир, а где сейчас частицы святых мощей Великой княгини Елисаветы и ее келейницы Варвары?

– Сейчас они в нашем храме в честь Рождества Христова, и очень много людей ежедневно притекает в храм, чтобы приложиться к ним.

Не могу не остановиться еще на нескольких моментах, связывающих наш храм с Царской Семьей. У нас есть большая старинная икона Георгия Победоносца, на которой так и написано: «Сия икона сооружена 22 мая 1896 года в честь коронования Императора Николая Александровича». И вторая икона есть, на которой изображены Николай Чудотворец и царица Александра, на которой имеется такая же паспортная надпись: «Сия икона сооружена в честь коронования Императора Николая и Императрицы Александры».

– Таким образом, связь вашего прихода и храма с Царской Семьей уже давняя...

– Поэтому когда мы задумали строить храм, у нас не возникало сомнений, в честь каких святых его освятить. Я все мечтал возвести храм во имя Великой княгини Елисаветы, но когда мы обратились к Владыке, он сказал, что храм надо освятить во имя Сергия Радонежского. Потому что Царская Семья по-особому относилась к Сергию Радонежскому, очень почитала его. Так и сложилось, что у нас сейчас на Уралмаше строится храм в честь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Сергия Радонежского.

Как я уже отмечал, храм очень высок, поэтому цокольный этаж будет выполнен в двух уровнях. Первый будет полностью под землей. Сейчас там завершили подготовку пятиметрового котлована, приняли уже первый бетон. Затем будет залита армированная стальной арматурой бетонная восьмидесятисантиметровая «подушка» сплошь под всем храмом. И на нее уже встанет храм, потому что он будет очень мощным.

– А каков грунт, на который встанет храм?

– В основном там достаточно твердая почва – глина; говорят, что внизу есть даже скала, но все равно бетонная подушка необходима. Второй уровень будет уже вровень с землей, в нем будут размещены административно-хозяйственные службы. Потом будет возводиться уже сам храм. Он очень интересно задуман по своей архитектуре: самое, наверное, лучшее сравнение его – со свечой. Он чем-то напоминает ту свечу, которую мне когда-то вручили в Израиле.

И вот, заметьте, тогда мне дали ведь две свечи – и у нас строится двухпрестольный храм… Я ведь никому не говорил, что мне дали две свечи, не думал, что буду когда-то строить двухпрестольный храм…

– Наверное, это как-то перекликается: две свечи, две иконы, посвященные Царской Семье, частицы мощей двух новомучениц Российских Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары...

– Да, конечно, без воли Божией ничего не бывает. И вот сейчас мы строим новый храм; очень радостно, что как-то миром все идет. Конечно, когда начались нездоровые шевеления вокруг восстановления собора Святой Екатерины на его историческом месте, нас это тоже задело – тоже жалоба была по поводу места строительства храма. Но, тем не менее, я каждый день езжу к строителям, мы сейчас направляем на стройплощадку священнослужителей, чтобы они каждый день служили там молебны, разговаривали с людьми, объясняли им ситуацию. И миром стараемся все решить. Елена Анатольевна бывает там не по разу в день, я бываю почти каждый день.

Дела идут, и мы уверены, что в нынешнем году сумеем полностью завершить закладку цокольного этажа и, может быть, даже приступим к возведению стен. Я считаю, что это довольно быстрые темпы строительства, учитывая, что строит новый храм только наш приход Рождества Христова и приходится нам очень тяжело: мы не только инициировали и начали строительство храма, мы еще и финансируем это строительство. Поэтому, пользуясь тем, что мы с вами беседуем, я обращаюсь ко всем: помогите нам с финансами.

Конечно, храм Рождества Христова достаточно многолюдный, но притом мы ведь полностью содержим Духовный центр, через который проходят тысячи людей. Даже коммунальные услуги, которые мы оплачиваем, стоят очень больших денег. К тому же мы сейчас параллельно ведем и большой ремонт своего храма Рождества Христова. И сейчас мы обращаемся ко всем: помогите, люди! Тем, кто откликнется, мы будем очень благодарны, а имена внесших особо значительные пожертвования мы на века занесем в специальную Книгу Памяти, за них будет звучать неустанная молитва. Конечно, нам хотелось бы как можно быстрее закончить эту замечательную стройку.

Скажу вам, что когда мы полностью войдем в строительный процесс, как только начнем стены класть, мы будем сразу думать о выделении места для строительства нового храма. На Уралмаше и этого храма мало, там нужно еще строить и строить храмы. Однозначно: мы тут же будем просить место для нового строительства. Мы с Еленой Анатольевной так настроены, и так настроены все наши ближние. Когда мы разговариваем между собой, то говорим: наше дело – строить, нам Бог дал такое послушание – строить, нам Бог дал наставление – поднимать храмы.

Нам иногда говорят: вот вы выстроите этот храм, а там, не приведи Господи, снова начнут властвовать богоборцы, и что останется от этого храма? Но мы все равно будем строить, наше дело – строить. Нам надо помнить всегда одно: у каждого человека – своя награда; кто кому служит, тот от того и награду получает. Если человек диаволу служит, он получит диавольскую награду – жуткую смерть и вечные страдания. Награда Божия – вечное блаженство в Царствии Небесном.

Да, грешный и я сегодня, грешны и те, кто строит храмы, все мы – грешники. Но надо нам делать добро. Как маленький ребенок, который где-то набедокурил и тут же пытается загладить свою вину. Я вот, например, маленьким так делал – если где-то стекло разбил или с кем-то подрался в школе, думал: «вот, сейчас мама придет, мне ведь так от нее попадет. Что делать? А вот дай-ка я пол сейчас подмету или снег от крыльца уберу». Вот уже чуть-чуть что-то доброе сделаешь, мама приходит, видит это, и уже сердце материнское становится мягче, она уже не так сердится на мое поведение.

Вот так же и мы все на этой земле живем, Господи, где без греха не бывает. Но надо же что-то делать! Да, грешные мы, Господи, но мы от души стараемся – то, что Ты нам влил в сердце, мы стараемся отдать людям. Мы стараемся зажечь эту свечу добра. Построим храм – зажжем еще одну свечу. Даст Господь, еще одну зажжем…

 
Церковь и общество

Первый из 200 новых московских храмов будет заложен 4 ноября – в день празднования Казанской иконе Божией Матери

«Интерфакс-Религия»

Правительство Москвы готовится внести изменения в перспективный план развития города, подразумевающие возведение в ближайшие несколько лет 200 новых православных храмов.

 
Духовная жизнь

Мир душевный и «мир сей»

Носители духа Святителя Игнатия

Схиигумен Иоанн (Алексеев):Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого, однако не пугайся и не робей, с Божией помощию будешь сокрушать ему головы; от внимательной к себе жизни увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс