Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (597) → От общения с отцом в первую очередь зависит приход человека к Богу

От общения с отцом в первую очередь зависит приход человека к Богу

№36 (597) / 22 сентября ‘10

Беседовала Лидия ЕжковаСемья православная

В резиденции губернатора области А.С.Мишарина состоялся прием многодетных семей Урала. В числе приглашенных была и многодетная семья клирика Екатеринбургской епархии протоиерея Евгения Попиченко.

Семьи, собравшиеся на приеме, рассказали о своих традициях, о том, как воспитывают подрастающее поколение, сохраняют образ и стиль жизни семьи, традиционный для русского народа.

Александр Сергеевич Мишарин вручил многодетной семье Попиченко благодарственное письмо, в котором отмечены большой вклад супругов в дело возрождения семейных традиций русского народа, исполненных высокой духовности и нравственности, и труды отца Евгения и матушки Ольги по воспитанию детей в русле этих традиций.


– Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, где Вы познакомились с матушкой Ольгой, как образовалась ваша семья?

– Рождению нашей семьи мы благодарны Богу и Церкви, потому что с будущей матушкой Ольгой мы познакомились в храме в честь Вознесения Господня. Она тогда училась в Санкт-Петербургской Духовной академии в регентском классе, приезжала на каникулы в Екатеринбург и в это время пела на клиросе в Вознесенском храме. А я тогда только-только начинал учиться церковному пению, и когда узнал, что есть профессиональный музыкант, регент церковного хора, попросился к ней в ученики.

Мы с Ольгой познакомились, месяц с ней позанимались, и постепенно родилось совместное желание, чтобы эти занятия растянулись на всю жизнь. За благословением мы поехали к праведному старцу отцу Николаю Гурьянову, на остров Залит. Приехали к батюшке за благословением на священство, на брак, на детишек. Когда батюшка благословлял нас на детей, поставил условие: «Родится мальчик – назовете Серафимом».

– Почему именно Серафимом?

– Не знаю точно, но слышал, что он многим такое благословение давал: очень сильно почитал отец Николай преподобного Серафима Саровского.

Через год у нас появился первенец, назвали мы его Серафимом. Где-то годика через полтора, когда Ольга вынашивала уже второго ребенка, мы снова поехали к отцу Николаю – Серафим-то у нас был благословленным, негоже было второго ребенка оставлять без благословения. Матушка подходит к отцу Николаю, говорит: «Батюшка, благословите на рождение ребеночка». Он благословляет и говорит: «Родится девочка, назовете Серафимой».

Но родился мальчик. Мы сразу задумались: святые отцы не ошибаются, значит, есть у нас какой-то глубокий смысл на будущее. А второго сына назвали Симеоном, Ольга – в честь Симеона Богоприимца, потому что через три недели после рождения младенца чтили память Симеона Богоприимца, а я – в честь Симеона Верхотурского.

Потом через два годика родилась Катюшка.

– Вы ее назвали в честь Екатерины, Небесной покровительницы Екатеринбурга?

– Да, в честь Екатерины великомученицы, она же покровительница не только столицы Урала, но и всей нашей Екатеринбургской епархии, где я служу.

А когда Господь дал нам еще одно чадо, девочку, мы, исполняя благословение отца Николая, все-таки назвали ее Серафимой. Вот так и получились у нас Серафим и Серафима.

– А как вы называете их в семье, чтобы они понимали, к кому из них вы обращаетесь?

– Девочка Серафима – Симка всегда, Симочка, а мальчик Серафим – Сима, иногда – Сера, в зависимости от его поведения, называем и полным именем, а иногда даже и Серафим Евгеньевич.

– Это случается, когда Вы на него за что-то сердитесь?

– Да, я могу так сказать: «Серафим Евгеньевич, Вы себя ведете очень недостойно».

– Отец Евгений, а Вы строгий отец?

– Наверное, нет, мама строже получается. Я внешне-то строгий, а внутри – добрый, как мне кажется.

– Батюшка, а разница в методах воспитания сыновей и дочерей есть? Девочкам, наверное, больше прощается, их больше любят и нежат?

– В общем, да. Конечно, с девочками я веду себя мягче и ласковее, с сыновьями бываю тверже. Сложно сейчас говорить о каких-то результатах моей педагогики, потому что пока их никаких нет, это лет через десять будет видно – какие-то успехи или наши недочеты и ошибки.

– Вы говорите, что матушка более строго относится к детям, но она и больше с ними занимается? У Вас свободного времени мало...

– Я стараюсь не обделять семью своим вниманием, с 8 до 10 часов вечера – это святое время с детьми, потом укладываем детишек спать.

– Время «для семьи» – это что? Совместное чтение книг, просмотр фильмов, совместная молитва?

– Чтение книг вслух – обязательно, общение всей семьей, делание уроков со старшим сыном, разбор разных неприятностей, которые иногда случаются в семье, и стремление найти выход из сложившейся ситуации, определить дальнейшее поведение детей и родителей.

– Книги с детьми читаете светские или духовные?

– Духовная литература, конечно, присутствует в жизни детей, но они с удовольствием знакомятся и со светской художественной литературой. Очень любят «Робинзона Крузо», хотя я лично считаю этот роман христианской литературой.

– Отец Евгений, а Вы в детстве какие книги читали?

– Я очень много читал. В детстве любимой книгой были «Приключения Незнайки из Цветочного города» Николая Носова, затем увлекся «Волшебником Изумрудного города» Волкова, в 12-13 лет перечитал все произведения Крапивина. Стал постарше – в моей жизни появились книги Джека Лондона, Майн Рида. Так что до 14-15 лет чтение было большей частью моей жизни.

Сейчас, с высоты своего возраста, я твердо уверен, что родителям нашим нужно писать какие-то труды по педагогике: у нас в семье было трое детей, и все они стали церковными православными людьми. И брат мой младший, и сестренка младшая серьезно причащаются, исповедуются и живут активной духовной и церковной жизнью.

Хотя всю жизнь о Боге в семье не говорили, но была какая-то атмосфера всеобщей любви – нас очень любили и мама, и папа, и времени они с нами много проводили, так что мы выросли в хорошей нравственной атмосфере.

– Когда же Вы стали задумываться о Боге?

– О Боге я стал задумываться после Крещения, когда мне было шестнадцать лет. Но само Крещение – это только зернышко, и вот оно в течение года начало расти. И стали появляться вопросы: в чем смысл жизни? Почему люди умирают? Что нас ждет после смерти? И я всерьез стал искать ответы на эти вопросы. Удивительное переживание, я помню, было от Евангелия. Причем Евангелие я читал, когда мне было лет четырнадцать. Это была очень необычная книга, она хранилась где-то в шкафу, я ее доставал, читал, ничего не понимая. Но всегда у меня какое-то ощущение мира в душе возникало – особенного, наверное, духовного состояния.

А после Крещения начался духовный поиск. И в Вознесенском храме впервые я как-то подготовился к Исповеди и причастился. И это стало памятным событием в моей жизни. А потом уже Господь как-то прилепил меня к Вознесенскому храму, тогда там настоятелем был отец Александр Ураков, очень много молодежи вокруг него всегда было.

В этот удивительный период мы дежурили по ночам в Вознесенке, то есть охраняли храм 4-5 молодых людей, искренне ищущих Бога. Представьте: ночной храм, лампадки горят, а мы всей группой читаем утренние и вечерние молитвы… Были, конечно, и разговоры по душам, и совместное чтение. Удивительное время: как Господь это вел.

В первую мою Пасху Господь мне сделал подарок: я вошел в общину Вознесенского храма.

– Как это получилось?

– Обыкновенно. После ночной службы все сотрудники сплошным потоком пошли в трапезную, я как-то в этот поток вклинился и оказался за столом. Вместе с батюшками, певчими и вообще со всеми. И уже потом, где-то в течение года, я постоянно в Вознесенке на клиросе был, очень часто появлялся в храме.

Когда стоял на молитве, постоянно смотрел на алтарников и тихо завидовал, видя, как мальчики, словно ангелы, выходят из алтаря с двумя свечами, кланяются, расходятся… И думал: я бы так тоже хотел. Так вот потихоньку родилась цель: хочу служить в Церкви, хочу служить Богу.

– Отец Евгений, говорят, что многие женщины в семейной жизни хотят повторить судьбу своей матери, а мужчины – быть во всем похожими на отца. Был ли для Вас отец примером, сказывается ли сейчас его влияние на воспитании детей в Вашей семье?

– Вообще семья – это очень глубокая колея. То, что прокладывают родители, хорошее или плохое, во многом определяет и судьбу их детей, ведь не случайно же говорят, что яблоко от яблони недалеко падает. И когда дети попадают в эту «родительскую колею», им очень сложно бывает из нее вырваться – как в хорошем, так и в плохом смысле.

Во-первых, слава Богу, что отец есть, что отец был, потому что сейчас в современной жизни отец – редкая фигура в семье, почти 40% детей воспитываются без отцов. Само присутствие отца – очень важная опора в жизни. Внимательного отца, который общается с детьми, такого, какой был у нас с братом и сестрой. Постоянно, каждые выходные, зимой мы ездили на лыжах, круглый год занимались спортом; мы ездили на Байкал на целый месяц. Я могу вспомнить немало эпизодов из нашей семейной жизни, когда мы вместе что-то делали.

Как когда-то сказала дочь Николая Евграфовича Пестова: «Через отца я узнала Бога», – потому что именно отец в семье нередко для детей проекция Бога. И от общения с отцом зависит, в первую очередь, приход человека ко Христу и Богу. Если эти отношения где-то надломлены, то у человека бывают очень серьезные проблемы и с Богом, и с Церковью.

Поэтому даже если мы о Боге в семье не говорили, сама атмосфера – ровная, стабильная, постепенно готовила почву для принятия Евангельского благовестия.

– А в Вашей собственной семье как Вы говорите с детьми о Боге?

– Как-то даже трудно об этом говорить, потому что все это очень естественно – дети ходят в храм, бывают на службах, учатся в православной Свято-Алексиевской школе, читают духовную литературу. Хотя на самом деле я вижу в этом серьезные проблемы: как научить детей живой вере? Дать детям знания о Боге и дать знание Бога – это принципиально разные вещи. Нужно дать им живой опыт переживания Бога, благодати и так далее.

Сейчас Серафим у нас начал взрослеть, ему скоро будет 14 лет, и очень порадовало, что он начинает как-то проявлять и искать себя, свое. Когда мы были на приеме у губернатора, журналисты брали у него интервью об устоях нашей семьи и спросили: «Как у вас из поколения в поколение идет эта династия?» – в смысле: «а ты-то хочешь стать священником?». Он ответил: «Как говорит мой отец, это – призвание, должен быть какой-то знак или повод ощущения этого призыва». Это был как бальзам на мою душу: человек в своих суждениях прибегает к авторитету отца.

Может быть, в повседневном общении это и не заметно, но когда возникают критические ситуации, когда человек оказывается перед выбором, «колея семьи» всегда удерживает его от каких-то ошибок. Поэтому задача современных родителей – хотя бы до 18 лет дать ребенку опору, поддержку, ориентиры, помочь именно формированию его души. И хотя подростки иногда пытаются показать себя взрослыми, надо помнить, что по жизни, по разуму, по воле это еще не так. Воля формируется где-то годам к 25, та воля, которая может уже детские страсти как-то ограничивать.

Это вообще проблема подросткового возраста. Почему возникает в это время кризис? Потому что страсти уже бурлят, кипят, человеку хочется «всего и сразу», а воля еще не способна контролировать его поведение: ни разум не развит, ни воля не окрепла. Вот это и приводит к разным колебаниям и падениям.

– Отец Евгений, раньше на Руси существовал «Домострой», все правила поведения в семье, отношения родителей и детей в нем были строго расписаны. Как, по-Вашему, современные методики семейного воспитания перекликаются со старыми правилами или нет?

– Уклад жизни должен быть все-таки традиционно православным. То есть роли в семье отца, матери и детей должны быть четко и понятно определены.

– Спасибо, батюшка, за интересную и содержательную беседу. Думается, что многие наши читатели прислушаются к Вашим добрым и мудрым советам по воспитанию детей в нравственной чистоте и благочестии.

 
Объявление

Огласительное училище для катехизаторов объявляет прием на 2010/11 учебный год

Православное училище для катехизаторов имени Святителя Кирилла Иерусалимского

 
Мысли вслух

Священники Василий Шаров, Владимир Сулеменев и Николай Решетников

Священник Василий Шаров, настоятель храма в честь Сретения Господня, с. Сылва:– У меня сейчас одни мысли: касающиеся восстановления и ремонта моего храма.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс