Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (595) → Семья без отца что дом без крыши

Семья без отца что дом без крыши

№34 (595) / 8 сентября ‘10

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наукСемья

Жизнь наша идёт своим чередом – с постоянными стрессами, неустроенностью, бедностью или богатством, со всеобщей неуверенностью в завтрашнем дне, переживаниями, тревогами... Круговорот жизни затягивает, притупляет наше внимание, тихонько катится под гору, иногда проваливается в ямы экономических или социальных потрясений... Мы уже не хотим приложить усилия и направить жизнь вверх, нам бы не сильно упасть. Суета сует! Занимаясь собой, мы часто забываем, что не одни на земле, что за нами постоянно наблюдают внимательные и любопытные глаза. Нет, речь не идёт об инопланетянах, пришельцах или НЛО. Рядом с нами живёт другой народец, который скоро станет нашим народом – наши дети, внуки, правнуки. Они не такие, как мы, они иначе смотрят на мир. Для нас мир огромен, для них мир – это мы, те, кто с ними рядом. Они внимательно смотрят за тем, что мы делаем, они слушают и запоминают то, что мы говорим, они верят нам, даже если мы рассказываем сказки, они учатся у нас жить, они будут с нас делать свою жизнь. Кто отвечает за их будущее? В первую голову – отец.

Статистическая справка

Доля внебрачных рождений (на 100 родившихся) выросла с 1960 по 2003 год с 13,1 до 29,7%. Сейчас более трети детей рождается вне брака. Кроме того, нужно иметь в виду, что только треть внебрачных рождений признается отцами. Все больше детей воспитывается в незарегистрированных браках (к 1996 году в них состояло 14% женщин, в 1999 году — 17,4%, в 2003 году уже около 22%, сейчас – почти треть). Число браков на 1000 населения уменьшилось с 1979 по 2002 год с 10,6 до 6,7. В сочетании с увеличением количества разводов (показатель в России – один из самих высоких в мире) это способствует росту социальной и психологической безотцовщины. На 100 браков по разным регионам России сейчас приходится от 50 до 90 разводов.

«Отец – у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя» (словарь В.Даля).

Какие ещё нежные слова можно обратить к тому, кто дал нам жизнь, воспитал, вывел в люди? А может быть, и не надо слов. Посмотрите на ребенка, который доверчиво прижался к своему отцу, с опаской выглядывает из-за его плеча, в минуту самой маленькой детской опасности прячется за него. Радостно на душе у отца, счастлив ребенок. Нужны ли здесь слова? Мать и отец – два самых дорогих для ребенка существа, самые близкие и родные. Но мать и отец – не одно и то же, и ребенок это чувствует, знает. Он не может об этом рассказать, он ещё слишком мал, но все его поступки говорят об одном – он любит своего отца и доверяет ему. Вот именно из этого доверия и вырастает вера – как основа основ, как краеугольный камень нашей жизни. И как страшно, когда ребенок не может произнести слово «папа», не к кому его обратить. Безотцовщина – эпидемия, поразившая Россию. Безотцовщина – страшный недуг, поражающий всю личность человека: и дух, и душу и тело...

Отцовство с древних времен свидетельствовало о мужской идентичности, о состоянии зрелости. Оно всегда сопровождалось определенными чувствами и переживаниями, которые в силу культурно-этнических особенностей мужчинам нередко приходилось скрывать. Природа не баловала людей в первобытные времена, жизнь их была сурова, и это не могло не сказаться на характере их отношений. Мы можем об этом судить только косвенно, но тем не менее многие ученые склоняются к тому, что статус кормильца, защитника, дисциплинатора не предполагал нежных чувств между отцом и детьми. Отцу больше подходила роль наставника, примера для подражания. Мужчина от века – защитник, охотник, добытчик, а не «усатый нянь». Ещё до недавнего времени у некоторых народов сохранялся обычай отдавать детей, особенно мальчиков, на воспитание в другие семьи, чтобы не баловать их, а растить как настоящих «суровых мужчин».

С приходом христианства роль отца изменилась, освятилась Любовью, милосердием, прощением: вспомните притчу о блудном сыне, которого отец встретил с величайшей радостью. Вспомните момент Крещения Христа, когда с небес доносится глас Божий: «Сей есть Сын мой возлюбленный!». Православие изначально – гимн отцовству. Христианство возвысило роль отца до духовного руководителя, главы малой Церкви, которой являлась семья. Но главенство мужа не означает неравенства. Власть мужа – это власть любви, как власть Христа в Церкви: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены (повинуйтесь) своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Каждый из вас да любит свою жену как самого себя, а жена да боится своего мужа», – говорит апостол Павел (Еф. 5, 22-33). «Да боится» означает не страх перед силой, но боязнь огорчить мужа своим поведением, обидеть его, разрушить любовь и единомыслие в семье.

В патриархальных семьях, живших родами и ведущих своё хозяйство, отец редко ухаживал за детьми, но дети, особенно мальчики, проводили много времени рядом с ним в поле и в лесу, работая под его руководством. Многие ремесла передавались из поколения в поколение, как и культурные традиции, одежда, духовные обычаи, иконы; из поколения в поколение передавался опыт отцовства, причем не только как семейный, но и как государственный – отец, отцовство, отеческая вера, Отечество: все слова одного корня. В большинстве традиционных обществ «настоящий мужчина» обязан иметь семью и детей, для которых он защитник и кормилец. И детей должно быть много, чтобы было ребенку с кем играть, ведь именно через игру ребенок учится жизни; в русской деревне чем больше детей, тем больший земельный надел выделялся семье. Холостяк, как правило, не считался полноценным зрелым мужчиной и не пользовался соответствующим статусом (исключением были и остаются монашествующие духовные лица).

Современные исследования показывают, что благополучные семейные мужчины более удовлетворены жизнью, проявляют оптимизм в делах и рискуют взвешенно; им свойственен больший самоконтроль; они более склонны к соблюдению социальных норм и правил поведения, терпимы и ответственны; менее подозрительны; более практичны, ответственны и терпимы по сравнению с холостыми или разведенными. Много благополучных семей среди православных, воцерковленных людей. Это – счастье для детей, которые с детства через отца воспринимают отеческую веру как краеугольный камень своей будущей жизни.

Потеря отца в православных семьях всегда была невосполнимым горем. Нередко отцы погибали на войне. Потеря отца – это сиротство, но не «безотцовщина». Отца заменяли близкие родственники: дети росли в основном в больших крепких семьях, входили в церковную общину и потому-то, при лишении родителя, всегда имели отцовскую заботу в лице своих ближайших родственников – дедов, дядьев, духовных наставников и крестных. Образ отца включался в воспитательную систему семьи как нравственный идеал, перед которым и мать, и дети несли личную ответственность. Психологи установили, что потеря отца переживается ребенком как психическая травма, но в благоприятных условиях семейной психологической защиты и поддержки эта травма может стимулировать у мальчика желание стать хорошим отцом, чтобы дать своим детям то, чего он сам не получил.

Семья и вера – вот что было опорой в любых испытаниях.

Прошли века, и вот мы стоим перед разбитым семейным корытом, пытаясь собрать по осколкам и сохранить хотя бы видимость того, что раньше называлось семьей. Откуда пошла безотцовщина? Почему так произошло? Почему упал престиж отцовства, и целые поколения молодых людей выросли, не имея опыта создания прочных семей?

Статистическая справка

Основная роль отца в семье – социализирующая, то есть «вводящая ребенка в жизнь». Роль современного российского мужчины сводится к тому, что 25% мужчин «дисциплинирует», то есть наказывает детей за проступки, в остальном отцовский вклад в воспитание колеблется от 8,5% (помощь в приготовлении уроков) до 1,9% (уход за больным ребенком).

Можно назвать много социальных, политических и экономических причин развала семейного уклада: семья уже не создается для детей, семья или её подобие создается для собственного удобства. Тысячные очереди в детские сады говорят, что родители ни экономически, ни психологически не готовы к воспитанию детей внутри семьи. Семьи и прежде всего отцы продолжают устраняться от воспитания детей.

В нашем обществе сместились критерии определения компетентности отца: сейчас основной показатель его мужественности – успехи вне семьи, карьера, работа, заработная плата. Многие российские женщины, как показывают опросы, ожидают, что мужчины должны нести главную ответственность за материальное обеспечение семьи. В то же время от отцов ждут активного участия в решении бытовых вопросов и воспитании детей. То, что чётко регламентировалось православными традициями, теперь порождает споры и взаимные обвинения между мужчинами и женщинами. Отец перестал быть носителем отеческих традиций, веры, родовой памяти; за годы безбожия его роль, по сути, свелась к биологическому участию в зачатии ребенка и в обеспечении матери, за которой были официально закреплены все права на ребенка. Самая главная, духовная, составляющая отцовства была уничтожена. Что такое отцовство без веры? Ведь раньше отцы знали, что несут ответственность за детей перед Богом. Эпидемия бездуховности породила безответственность, безответственность породила безотцовщину. Престиж отца потерян, а сексуальная распущенность и безответственность процветают. Отцы бегут от семей, отцы бегут от детей. Но при этом они теряют себя, теряют смысл своего бытия, остаются инфантильными – несостоявшийся мужчина будет неудачником во всём.

Что переживает маленький человечек, которого оставил его защитник? Для ребенка развод родителей – катастрофа, потеря самого важного в жизни. Наблюдения показывают, что ребенок переживает тяжелую депрессию, перестает спать, чувствует себя одиноким, отвергнутым и виноватым. Родители обвиняют друг друга, а ребенок винит себя – может быть, это он своим поведением, непослушанием, проказами вызвал то, что родители расходятся. Дети не могут этого вынести, они бегут из дома, боль и скорбь гонят их. Родители теряют друг друга, ребенок теряет целый мир, в котором он жил – это переживание можно сравнить только с переживанием смерти близкого человека.

Сначала ребенок старается всё время быть с родителями, показывая им, как он их любит, потом он понимает бесполезность усилий и чувствует беспомощность и бессилие, которые постепенно переходят в агрессию, в ненависть к одному или обоим родителям. Всё, его больше никто не любит, он отвергнут, брошен, забыт. Если это подросток, он начинает избегать своих родителей, часто уединяется в своей комнате, уходит на улицу, а дальше – проблемы в школе, курение, наркомания, нервные срывы, насилие над другими детьми и даже самоубийство. Рушатся сформировавшиеся было духовные понятия, такие, как семья, брак, любовь, преданность и верность. Как-то справившись с этой потерей, ребенок вдруг осознает, что не он один остался без отца: многие дети находятся в таком же состоянии, психологическая травма будто бы смягчается, но одновременно исчезают последние психологические стимулы к будущему отцовству. Безотцовщина плодит безотцовщину. И результат: уже несколько десятилетий сотни тысяч женщин растят детей одни.

Статистическая справка

После развода только 1/3 мужчин удается продолжить контакт с детьми. По статистике за 2008 год, около 300 000 детей школьного возраста официально воспитываются в так называемых материнских семьях. Причем, согласно неофициальным данным, большое количество детей, зарегистрированных на обоих родителей, на деле получают от отцов только фамилию.

Неполные семьи стали куда более привычным явлением в современном мире, чем те, где воспитанием занимаются и мать, и отец. В настоящее время психологи вновь вернулись к изучению последствий для психики ребенка взросления в неполной семье. Воспитание мальчика в женской среде приводит к тому, что в дальнейшем он обычно реализует две распространенные модели поведения: или он излишне женственен, или, наоборот, подражает широко растиражированным в кино и на телевидении образцам мужественности, получившим название «гипермаскулинности» (Рембо, Бэтмен, человек-паук и т.д.). Такие мальчики излишне агрессивны в своем поведении, но при первой реальной опасности проявляют слабость и инфантильность. В обоих случаях речь идет о дефективной, искаженной модели поведения. Кроме того, это, как правило, однодетные семьи, а, по мнению психологов, ребёнок, лишённый опыта взаимодействия в группе братьев и сестёр, вырастает эгоистичным, невротичным и, в сущности, очень одиноким. Длительные наблюдения ученых показывают, что дети из неполных семей имеют меньше шансов прожить долгую жизнь. Например, число самоубийств, смертей в результате передозировок алкоголя или наркотиков, вероятность погибнуть в результате актов насилия в 4-5 раз выше именно среди тех, кто вырос в неполной семье. Особенно тяжело приходится тем, кто пережил развод родителей в возрасте до 6 лет. Среди них число депрессивных и психосоматических расстройств встречается в два раза чаще. Дети из неполных семей менее стрессоустойчивы и хуже своих сверстников адаптируются к меняющимся условиям. Они подвержены разного рода социальным отклонениям, негативному и обостренному восприятию мира. Причем такого рода последствия длятся десятилетиями или даже в течение всей последующей жизни. Кроме чисто психологических проблем, которые могут переходить и в психические, многие болеют разными заболеваниями, которые имеют психосоматическую природу (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, нейродермиты, онкологические заболевания и др.).

Статистическая справка

Дисбаланс мужчин и женщин (с преобладанием вторых) начинается годам к 25 и с каждой пятилеткой прогрессирует все более. К 40-летию социально нормальный мужчина становится явлением редким. Кризис показал, что наименее стрессоустойчивыми оказались мужчины молодого и среднего возраста: резко увеличилось число инфарктов, смертей от травм, выросла до 14 лет разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин, причём учёные считают, что из них 11 лет – это последствия повального пьянства.

Круглое сиротство – полное отсутствие одного или обоих родителей – и социальное сиротство – номинальное или виртуальное их присутствие – это разные состояния. Даже если ребенок этого не осознает, присутствие «фантома» сбежавшего родителя всё равно делает своё черное дело на подсознательном уровне. Если в первом случае сиротства, особенно благодаря матери, отец осознается как уважаемый, то во втором (нередко тоже благодаря матери) – как обидчик, предатель. Если ребенок брошен обоими родителями, то это обида вдвойне, но на отца всё-таки более – он должен был защитить, он не должен был допустить, он не имел права так поступить с ребенком. Эта обида, пронесенная через всю жизнь, оказывает сильнейшее влияние на личность ребенка, а затем и взрослого человека.

Ещё одна нарастающая современная «мода» – рождение женщиной ребенка «для себя» и вне семьи. Что это – распущенность, эгоизм или незрелость личности матери, которая изначально обрекает ребенка на неполную семью и весь тот комплекс проблем, которые она в себе несет? Прелюбодеяние – тяжёлый грех, но мужчины нередко остаются в стороне, а вся тяжесть обвинения падает на женщину. И у женщины вроде бы тоже появляется оправдание: а где взять «хорошего» мужа?

Более того, современные психологические исследования свидетельствуют, что растёт количество мужчин, вступающих в брак с инфантильными целями найти себе новую «мамочку», к которой они так привыкли в неполной семье. Если в новой семье появляются дети, то муж просто становится «старшеньким», и, по сути, семья так и остается неполной.

В одной статье невозможно осветить все стороны такой большой проблемы, как безотцовщина, поразившая всю страну. Мне бы хотелось, чтобы рассуждения и факты, приведенные здесь, послужили основанием для серьезного обсуждения темы сиротства и безотцовщины – коренных проблем современной России. И прежде всего хотелось бы услышать голос тех, кто вырос в сиротстве, ведь боль, разделенная с другим – это половина боли. Эпидемию сиротства и безотцовщины нужно искоренять всем миром. Сейчас много говорят об «ответственном» или «авторитетном» отцовстве. Хорошие, правильные слова – но они останутся словами, если не предпринять решительных мер в борьбе с всеобщей бедой. Мы уже не раз говорили, что государство должно решительно поддержать семейных мужчин: им в первую очередь должна предоставляться работа, у них должна быть гарантированная заработная плата, они должны иметь определенные льготы, им следует помогать в приобретении или строительстве жилья. Возьмите в пример Белгородскую область, где молодой семье предоставляются земельный участок и льготный кредит на строительство дома, долг по которому прогрессивно погашается с рождением каждого ребенка. У нас мало земли или у нас другое государство? Следует исходить из того, что потребность отцовства, наставничества всегда была присуща мужской зрелости, ей соответствует встречная потребность детей и подростков в руководителе, наставнике. Потеря обществом традиций отцовства может быть восполнена только обучением ответственному отцовству с детства. Это – ответственейшая и основная задача и родителей и педагогов. Но мы прекрасно знаем, что бездуховность – основа безответственности; следовательно, ответственное отцовство может быть только духовным, и здесь роль и пример Православной веры должны быть приоритетными. Ещё и ещё раз необходимо подчеркнуть: в неполных семьях нельзя вырастить полноценного и социально адаптированного ребенка. Церковь с её безусловным мужским началом – единственная надежда для одинокой матери в полноценном воспитании будущих отцов и матерей. Исследования показывают, что дети, посещающие церковно-приходские школы, менее агрессивны, более контактны и эмоциональны, отличаются спокойным поведением и хорошей социальной адаптацией. Помните слова Иоанна Златоустого: «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс