Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Какой подам душе совет,
Когда Христос – от Света Свет,
Советует скорбей терпенье,
Чтоб в горнее достичь селенье!
Плотская сласть, земная честь
И тленного богатства лесть,
Пленяющие человека,
Пребудут ли при нем в век века?Приходит смерть: ее коса
Лицеприятия не знает;
Равно пред нею упадает
Власть, сила, гений и краса.
Бедняк забвенный – вот лежит
Близ богача или героя,
И червь, во тьме могильной роя,
Главу надменного смирит!
Душа, душа! Прими совет!
Вне стезь Его спасенья нет!
Укрась себя постом, слезами,
Молитвой, многими скорбями!
В святый Божественный Чертог,
В светлейшую обитель рая,
Ты вступишь, радуясь, играя!
Там ждет тебя с наградой – Бог!
Думается, для многих наших читателей будет открытием, что автор этих стихов святитель Игнатий (Брянчанинов) – конечно, не в том смысле, что это стихотворение популярно, а вот автора-то и не знали – просто вряд ли широко известно, что святитель Игнатий не только писал аскетические сочинения, но и поэзии был не чужд. Его поэтические размышления на тему смерти и бессмертия в числе многих других стихов вошли в антологию русской поэзии, представленную сегодня на нашей книжной полке.
Хрестоматию «Жизнь жительствует» составила выдающийся филолог нашего времени Нина Павловна Саблина. Рассказ о ней и о стихах, вошедших в книгу, сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
В книге «Жизнь жительствует» собраны поэтические произведения более чем 150 авторов о смерти и бессмертии. Временной диапазон создания этих произведений – от начала XVIII века до наших дней. Приступая к работе над книгой, автор-составитель исследовала особенности поэзии в различные периоды. XVIII век отражал «мысль бессмертия», для XIX-го было характерно многообразие лирики, XX век с его катаклизмами и в поэзию принес потерю упования. Но уже конец бурного XX столетия и начало XXI века характеризуются возрождением веры и надежды.
В своей статье «Житейское море панихиды в образах русской поэзии», предисловии автора-составителя к стихотворному сборнику, Нина Саблина рассматривает панихиду как богослужебный текст, находит в этом тексте парафразы и мотивы псалмов – и большое внимание уделяет образу «житейского моря», столь любимому стихотворцами. Источники этого образа – в ирмосе 6-й песни канона, в песни Моисея, в Псалтири и Евангелии.
«Страшно бушует
житейское море!
Буйные волны
качают ладью…
В ужасе смертном,
в отчаянном горе,
Боже мой, Боже,
к Тебе вопию.
…К пристани тихой
Твоих повелений
Путь мой направь
и меня успокой…
Ты среди всяких
житейских волнений
Путеводитель,
Спаситель Ты мой!».
Так писал в конце XIX века Иван Григорьевич Кульжинский. А это – Михаил Дудин, почти наш современник:
«Ушел я
из родительского дома
Мальчишкою 11-ти лет.
Осенний дождь,
как серая солома,
Прошел за мной
и смыл горючий след.
Затушевал за рощею окольной
Тоску и горе изначальных мест:
ворон над вязовскою
колокольней
И над могилой
материнский крест.
На берегу судьбы людского моря
Я своего не строил шалаша,
А радости преодоленья горя
Училась в море грешная душа.
Когда ж кончались
время и терпенье
И гибель караулила окрест,
Передо мною,
как благословенье,
Вставал над бездной
материнский крест».
Еще одно видение житейского моря, преодолеть волнения которого невозможно без Спасителя, в стихах иеромонаха Романа (Матюшина):
«Кто не тонул, тот не молился.
Блажен, кто Господа призвал
И в смертный час не усомнился,
что Бог смирит девятый вал.
Ах, в синем море-океане
Смешались с пеной облака.
Одна бескрайность,
все в тумане,
Ни маяка, ни островка.
Мой белый парусник-красавец
Был, как всегда, послушен мне
И, океана не касаясь,
Летит к желанной стороне.
И видел я в полупареньи,
И здесь, и там, со всех концов,
Невдалеке и в отдаленьи
Самонадеянных гребцов.
Они меня куда-то звали,
Маня с собой, входили в раж.
Другие в спину мне плевали
И говорили: «Он не наш».
Кто танцевал, кого тошнило,
Кто умирал, кто прикорнул.
А бесноватый у кормила
Куда-то руку протянул.
Он говорил, в себя поверив,
От страшной власти запьянев:
– Земля – она не только берег,
Земля не там, она на дне. –
И так иное направленье
Провозгласил в безумье он.
И мачту-Крест в одно мгновенье
Срубили, выбросили вон.
И воззывал – заре навстречу –
Тираном вскормленный певец,
Дырой пяти-шестиконечной
Пробили днище наконец.
И вот пробоиной-звездою
Потоком хлынула вода.
И этой гибельной водою
Расперло гибельно борта.
А муж, чей разум не был пропит,
Кричал напрасно сквозь «ура»:
– Заткнем звезду! Она потопит!
И нас погубит, и корабль!
Ему, понятно дело, вняли,
Но, чтоб отбить охоту впредь,
Единодушно раскачали
И за борт бросили, на смерть.
Потом сбежались, наклонились
Увидеть, как пойдет ко дну…
Да не о том они молись:
На радость мне – не утонул.
Он у Креста застыл с надеждой,
Что кто-нибудь спасет от мук.
Вперед, мой парус
белоснежный,
На помощь брату моему.
А вслед орали прямодушно:
Мол, кто не с нами – значит, враг.
Лети, мой парусник послушный,
Мне под звездой нельзя никак.
Но кто-то сзади изловчился,
И грянул выстрел мне в протест.
И я отчаянно вцепился
за ту же мачту, тот же Крест.
Погиб мой парусник нежданно,
Но речь теперь уж не о нем.
Мы оба в пене океана,
Держась за мачту-Крест, плывем.
Я ослабел, поник в невзгоде,
В полусознаньи клянчил пить.
А он шептал:
– С Креста не сходят,
С Креста снимают, потерпи.
И я терпел с невнятным стоном,
Стремясь душой от этих мест,
И знал, и верил – не потонем,
Пока мы держимся за Крест…
Кто не тонул, тот не молился.
Блажен, кто Господа призвал
И в смертный час не усомнился,
что Бог смирит девятый вал».
Составитель антологии стихов о смерти и бессмертии Нина Павловна Саблина отошла ко Господу 9 января 2007 года. В последнее десятилетие ее имя стало широко известно православным людям в северной столице и во многих других городах России. Она читала лекции в вузах и воскресных школах, вела интересные и доступные уроки на «Православном радио Санкт-Петербурга», была неизменной участницей многих научных конференций и общественных форумов, в том числе Рождественских чтений в Москве. С ранней юности Нина Саблина отстаивала перед лицом мира сего сокровища, как она говорила, «облагодатствованного русского», а потом и церковно-славянского языка. Делом всей ее жизни стало учебное пособие «Буквица славянская», которое выдержало несколько изданий. А поэтическая хрестоматия, представленная на нашей книжной полке, была уже посмертным изданием трудов ученого-языковеда, сумевшей собрать лучшие поэтические размышления о бессмертии и смерти.
6 сентябряСедмица 16-я по Пятидесятнице. Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Московского Петра, всея России чудотворца (1479). Прмч. Серафима (1946).
Вячеслав Боровских, врач-психиатр, нарколог, руководитель православного реабилитационного центра для наркозависящих при Петро-Павловском храме города Полевского
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.