Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (592) → Давайте любить свой приход!

Давайте любить свой приход!

№31 (592) / 11 августа ‘10

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Как согреть охладевшую душу?
Протоиерей Евгений Попиченко

23 августа – память архидиакона Лаврентия

23 августа именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Лаврентия, Романа, Вячеслава, Афанасия, Саввы.

Мир и благословение Божие пребывают с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня и помощи Божией во всех ваших добрых делах и благих начинаниях.

Сегодня Святая Церковь совершает также празднование святым мученикам Лаврентию, архидиакону, и папе Сиксту. Архидиакон Лаврентий отличался особой привязанностью к своему Архипастырю, святителю Римскому папе Сиксту. Когда по приказанию Римского императора Валериана Сикста вели в темницу за исповедование святой веры, Лаврентий встретил его на пути и с горьким плачем взывал к своему любимому святителю-узнику: «Отче, куда ты идешь без сына? Архиерей святой, куда ты спешишь без своего архидиакона? Учитель мой, возьми с собой твоего верного ученика» – «Не плачь, сын мой, – отвечал святитель как бы в его утешение. – Не сокрушайся, я тебя не оставлю. Тебе, как крепчайшему, принадлежит еще больший подвиг, чем мне, только подожди немного. Не позже как через три дня после моей кончины и ты последуешь за мной. А тем временем распорядись как следует нашим церковным имуществом».

Проводив святителя до темницы, Лаврентий поспешил исполнить его волю о церковных сокровищах, которые тогда были на его руках. Спустя некоторое время он был схвачен и доставлен к императору. «А где ваши церковные сокровища?» – спросил его Валериан, узнавший от приведших Лаврентия, что он за человек. Тот молчал. Валериан велел отправить Лаврентия в темницу и здесь употребить все средства, чтобы выведать у него о сокровищах. Через некоторое время опять Лаврентия привели к императору. «Оставь же наконец свое упорство и скажи нам, где сокровища у вас хранятся», – выспрашивал Валериан у Лаврентия.

«Государь, дай мне два-три дня сроку, отпусти на свободу, и я покажу тебе наши сокровища», – отвечал архидиакон. Валериан с готовностью отпустил его на свободу на этот срок, распорядившись, чтобы все это время за ним следили. Лаврентий в эти дни ходил по городу и вел какого-то рода переговоры с бедняками, нищими, немощными, калеками, сиротами, вдовицами, которые были, как оказалось потом, на попечении Римской церкви.

В назначенный день стали собираться к императорскому дворцу десятки, сотни разного рода немощных людей. Появился в этой толпе и Лаврентий, как ее руководитель. «К чему все это?» – недоумевали император и его придворные. «Вот где наши сокровища, – заговорил при этом очень громко диакон Лаврентий, указывая императору и его придворным на собравшуюся тысячную толпу бедняков. – В этих нищих, как в сосудах, наши личные сокровища: кто вручает этим бедным свое состояние, тот с лихвой получает их в загробной жизни».

Оскорбительным показался властителю Валериану такой ответ святого, и тот был за это жестоко замучен – его изжарили на железном одре.

С самого основания Церкви Господь дал Своим ученикам, апостолам, а те в свою очередь своим ученикам, заповедь о милосердном служении ближним. Уже в первой общине были избраны семь диаконов, архидиаконов, чтобы, как сказано в Священном Писании, пещись о столах, то есть заботиться о пропитании нуждающихся, о вдовицах и сиротах – вера неразрывно связана с делами милосердия, ибо ничто так не умягчает жестокосердную душу, как дела любви по отношению к ближнему.

И Русская Церковь вплоть до 1917 года всегда выполняла функцию призрения сирот, больных, убогих, нищих: при монастырях и храмах организовывались приюты, благотворительные столовые, дома старчества, дома для сирот. Но 1917-й год жестко изменил отношение не только к Церкви, но и к милосердию. Благотворительность была запрещена особым декретом – те, кто это организовывал, понимали, что человек, совершающий бескорыстно добрые дела, не может не прийти ко Христу: Источник добра один – Господь.

Но по милости Божией, как туман, над нашей страной развеялось это время лихолетья. И сейчас если у современных молодых людей спросить, кто такие большевики, коммунисты, – они, может, вспомнят Геннадия Андреевича Зюганова, но объяснить суть этой идеологии смогут разве что специалисты.

И вновь у нас появилась возможность служить ближнему милосердием, благотворительностью. Церковь, как и прежде, становится генератором, вернее сказать, аккумулятором средств, которые стекаются от благочестивых христиан и затем распределяются по нуждающимся. Как и прежде, вокруг всякого храма очень много «спутников». Спутников, реально нуждающихся в заботе – например, многодетных семей, одиноких женщин-матерей, воспитывающих детей, пожилых прихожан. Но есть и такие лукавые спутники, которые, как паразиты, прибились к храму и под видом нищеты или несчастий очень неплохо «зарабатывают» себе на жизнь.

И этот момент материальной жизни Церкви очень важен – мы живем в материальном мире, и далеко не каждый человек может Духом Святым питаться. Тело требует заботы, храмы вложений, сотрудники зарплаты. Но когда начинаешь размышлять о цифрах, понимаешь, что очень немногие из людей, которые называют себя христианами, заботятся о Матери-Церкви – реально, по заповедям Божиим: десятую часть своих доходов отдай на храм Божий. Некоторые расчеты показывают нам удручающее состояние ума верующих людей. Ну, например, грубо говоря, приход состоит из трехсот постоянных прихожан; они приходят в основном в воскресенье на службу, и из тех пожертвований, которые человек вносит не просто в кружечку, а обменивает на свечки, на записочки формируется «бюджет» прихода. Имеется сейчас такая форма обмена, потому что раньше люди приносили в храм пожертвования от своих трудов: и хлеб, и другие продукты, и все необходимое для богослужений, а сейчас в городе это совершенно невозможно, поэтому выражение жертвы – это деньги.

И человек каждую неделю жертвует на храм около восьмидесяти рублей. Но далеко не каждый, потому что мужчины обычно в церковную лавку не заходят, заходят женщины, старушки-пенсионерки. Четыре воскресенья – это триста двадцать рублей; округлим – триста рублей. Триста умножим на триста, вот и получается девяносто тысяч в месяц. Это средний приход, если он не стоит у дороги и в церковь не заходят проезжие, если там нет большого потока «захожан». Но если о нашем храме во имя Целителя Пантелеимона говорить, у нас есть благотворительная столовая, в которой мы около пятидесяти человек ежедневно кормим: нуждающихся, пациентов психиатрической больницы, нищих. Имеются службы помощи бездомным, сестричества при больнице. Каждый день в храм приходят люди с теми или иными нуждами: то нужна одежда, то нужно помочь с билетом – и так далее, и так далее. Плюс штат храма, около сорока человек, включая и певчих, и преподавателей детской воскресной школы, и киоскеров, и обслуживающий персонал, который следит за территорией храма, за его состоянием. Причем далеко не каждый человек может поработать благотворительно, как пенсионер. В большинстве своем это люди, которые здесь на постоянном месте трудятся, у них есть семьи, дети, которых тоже нужно содержать. Получается, что бюджет храма – около шестисот тысяч в месяц. А от постоянных прихожан – около ста тысяч пожертвований. Откуда берется разница?

Возникает парадоксальная ситуация. В современном мире Церковь существует на деньги безбожников. На какие? Люди, которые, например, приходят на требы, на отпевание. Потому что, к сожалению, большинство людей вступают в отношения с Церковью только два раза в жизни: первый раз когда человек покрестился, а второй раз – когда его принесли отпевать; два раза человек проявил, так сказать, свои религиозные потребности в Боге. Понятно, что близкие родственники жертвуют за свечки, за богослужение. Но, по сути, это люди, которые с Церковью имеют очень условные отношения, потому что они не являются ее верными чадами. Их пригласили – они и пришли. Так же бывает очень часто на Крещении. Человек, желающий принять христианство, очень далек еще от него – и по духу, и по жизни еще отстоит от Церкви. Но человек принимает таинство и что-то оставляет, пожертвование какое-то за совершенные службы.

Так складываются копеечки, на которые Церковь практически и живет. Государство не помогает; благотворители, которые могли бы содержать приход, – очень у немногих храмов, к сожалению. Изменись немного законодательство, налоговая система, которая периодически пытается обложить Церковь налогом как коммерческую организацию, и нам просто физически не выжить в этих условиях.

Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте будем сознательными, по крайней мере, не будем нерадивее наших братьев-протестантов, которые своим общением, содержанием каких-то служб, милосердием очень послушны Закону Божию и стараются выполнять его. Давайте и мы с вами будем любить свой приход и заботиться о нем, о жизни тех служб церковных, которые есть при большинстве приходов Русской Православной Церкви. Мы существа пока не только духовные; смерть придет – тогда, конечно, зачем нам нужны будут и пища, и питие, и стены храма, которые, кстати, тоже периодически требуют ремонта, и росписи; да еще надо и крышу латать, и для развития что-то нужно – как не хотелось бы за счет людей неверующих совершать то, что положено по Закону Божию верному христианину. И помоги нам всем Господь.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковь и общество

Владимир Усманов: «Сегодня на зауральской земле праздник»

Советник губернатора Курганской области рассказал о торжествах в честь обретения честных мощей преподобного Далмата Исетского…

 
Церковный календарь

Как согреть охладевшую душу?

Протоиерей Евгений Попиченко

24 августа – память архидиакона Евпла24 августа именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Феодора, Максима, Александра. Мир и благословение Божие пребывают с вами

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс