Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (587) → Преподобные Сергий и Герман Валаамские: зачем вообще нужны монахи?

Преподобные Сергий и Герман Валаамские: зачем вообще нужны монахи?

№26 (587) / 7 июля ‘10

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

Память 11 июля

11 июля именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Иоанна, Сергия, Германа, Василия, Григория, Павла. Мир и благословение Божие пребывают с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня и помощи Божией во всех ваших добрых делах и благих начинаниях.

Сегодня Святая Церковь совершает также память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Святые подвижники были основателями иноческой обители на Валаамском острове, жили в первой половине XIV столетия. Православное христианство вокруг Ладожского озера стало распространяться в XIII веке, но с 1249 года шведы, завоевавшие эту область, начали силой вводить католичество. Шведский король Магнус насильно перекрещивал народ вокруг города Орешка – Шлиссельбурга, а многие из перекрещенных в католичество при первом же удобном случае снова возвращались в язычество. В это время преподобные Сергий и Герман, поселясь на Валааме, основали иноческую обитель и поддерживали Православие как учением, так и примером всей своей жизни.

Братство иноков, собранное преподобными, было довольно многолюдным, Устав монастырский отличался строгостью. Кончина преподобных Сергия и Германа последовала около 1353 года, мощи их почивают в соборном монастырском храме Преображения на Валааме.

Иной раз приходится слышать такие слова: «Зачем вообще это черное монашество нужно? К чему столько взрослых крепких мужчин и женщин занимаются непонятно чем? Зачем они едят хлеб свой даром, какую пользу они приносят?». Так рассуждать могут только люди, которые абсолютно никакого представления не имеют об устроении человека как такового, об устроении этого мира из двух составляющих: мир материальный, видимый, ощутимый – это временное, и мир духовный. Как человек: есть у него тело, и есть душа. Причем как только душа оставляет тело, оно становится ненужным и бесполезным.

Душа наиболее важна, хотя она и не видна и не заметна. От состояния души зависит физическое состояние и здоровье человека. Многие болезни так и называются – психосоматические. И если человек раздражителен, мстителен, злобен – будьте спокойны: болезни желудка, язва ему обеспечены. Если человек злоупотребляет даже элементарной пищей, не вредной, но чрезмерно – то же самое. Но ведь не только тело требует; бывает, когда желудок уже полон, а глаза еще хотят. Вернее, душа через глаза хочет еще больше и больше от человека.

Конечно, состояние души человека влияет на состояние его тела, от духовного состояния человека зависит его семья. Человек мирен и кроток, терпелив и послушен – и детки его ухоженные, мирные, благополучные. Человек неспокоен, гневлив, нетерпим, горд – соответственно, страдает от своих домашних: все ему мешают, все ему хотят зла… Конечно, по себе мы чаще всего людей судим.

И в этом случае иночество, монашество является, образно говоря, душой народа, создавая защиту от тех сил зла, которые более всего ненавидят человека как образ Божий. Ненавидя Бога, они мстят человеку, потому что Самому Богу никакого вреда принести не могут, и стремятся хотя бы изуродовать изображение Божие в человеке.

И вот иноки, монахи молитвой, постом, покаянием хранят мир от злобных тварей, настроенных враждебно к этому миру.

Не так давно наши прихожане приехали из паломнической поездки и описали мне такую удивительную картину. Поехали просто наугад, на машине, на две недели по средней полосе России, скажем, по «Золотому кольцу». Приезжали в древний город, находили экскурсовода и так, в частном порядке, знакомились с историей Древней Руси.

Приехали в ярославскую землю, в женский монастырь. Там игумения их очень тепло и ласково приняла, все показала. Хотя монастырь находится в степи и поблизости нет крупных населенных пунктов, которые могли бы помогать обители, жизнь там кипит. Потом по необходимости нужно было заехать в Нижний Новгород, и игумения благословила: заедьте там в монастырь. Заезжают в Крестовоздвиженский Новгородский монастырь, там игумения – родная сестра этой игумении. Потом путь в Дивеево, и там помощница настоятеля, которая тоже инокиня, монахиня, это третья родная сестра в этой замечательной благочестивой семье. Монахиня, узнав, что мы из Екатеринбурга, говорит: я вам соберу посылочку, завезите ее моему брату в монастырь на Ганину яму, он там настоятель – игумен Феодосий. Совершенно промыслительное путешествие получилось... по семье, в которой из семи детей шестеро приняли иноческий чин.

И когда слушаешь это, возникает просто удивление, потрясение. Это как нужно жить, каким примером быть, чтобы в семье дети так возлюбили Бога, что захотели оставить этот мир, сейчас весьма интересный, соблазнительный, увлекательный своими миражами, чтобы пойти и жертвенно служить Богу! Дай Боже, чтобы до скончания века находились такие Алеши Карамазовы, которые, услышав заповедь Божию: «кто хочет совершен быть, иди, продай имение твоё, отдай нищим, отвергнись себя и следуй за Мной», решаются: я не могу вместо «продай имение свое» раз в недельку приходить на Литургию и пятьдесят рублей жертвовать на свечки, вместо «следуй за Мной» в таком режиме вести духовную жизнь. И оставляют ради Христа по-земному очень дорогое, родное: и семью, и близких. Но вспомним, что Господь говорит в ответ на вопрос Петра: «Что нам будет, мы оставили все ради Тебя?». Господь говорит: «Приобретете во сто крат больше и братьев, и сестер и не потеряете награды своей ни в сём веке, ни в будущем».

Иноки – это хранители Вселенной от духовного зла. Дай Бог, чтобы наши монастыри наполнялись искренними, жертвенными девушками и юношами, не обязательно молодыми, потому что бывали случаи, когда люди и в пожилом возрасте, как преподобный Павел Препростый, уходили из этого мира и достигали великой святости. Без этого щита, без этого ограждения, наверное, нашему миру и не жить.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Преподобный Сампсон Странноприимец: Сколько времени мы уделяем отображению в душе ребенка ангельских черт?

Протоиерей Евгений Попиченко

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

12 июляСедмица 8-я по Пятидесятнице. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).Свт. Григория, митр. Ираклийского (Конст.). Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс