Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (586) → Священномученик Евсевий: милостыня – это не только благотворительность, но и прощение

Священномученик Евсевий: милостыня – это не только благотворительность, но и прощение

№25 (586) / 1 июля ‘10

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Святой мученик Иулиан: что может заставить принять смерть в 18 лет?
Протоиерей Евгений Попиченко

Память 5 июля.

5 июля именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Феодора, Геннадия, Гавриила, Григория. Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники, радости вам и мира о Духе Святом. Пусть Господь по молитве ваших небесных покровителей дарует вам крепкую веру, твердую решимость жить по заповедям Божиим, в стремлении прежде всего искать Царствия Небесного и правды его; а все остальное приложится.

Сегодня Святая Церковь совершает также память священномученика Евсевия. Жил святой в IV веке и был епископом в городе Самосаты в антиохийской митрополии. Он вел долгую и неустанную борьбу с еретиками и много пострадал при Констанции, покровительствовавшим арианам. При царе Юлиане Евсевий скрыл свой святительский сан, обходил разные области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он возобновил несколько церквей и посвятил много священников и диаконов.

При воцарении Иовиана Евсевий и многие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись. Но Церковь отдыхала недолго, Иовиан вскоре умер. После него вступил на престол Валент, снова воздвиг гонение на Православие и стал ссылать в изгнание пастырей.

Евсевий был заточен во Фракию, а на его место был назначен арианин. Весть о своем изгнании Евсевий получил в Самосате. Готовясь оставить город, он попросил посланного оставить все в тайне, чтобы народ не убил вестника за разлуку со святителем. Ночью вышел из Архиерейского дома, но переправиться через Евфрат не успел – его остановили узнавшие о его прибытии местные жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться царской власти, возвратиться в свои дома и, благословив всех, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем святителей, архиереев и других священных лиц, изгнанных за Православную веру, и велевшем возвратить им прежние посты. Но Евсевий вскоре умер от раны, нанесенной ему одной арианкой, которая сбросила на него с крыши глиняный сосуд, разбивший голову святителя. Умирая, он завещал не подвергать наказанию эту женщину. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», – говорит Господь.

Когда мы говорим о милостыне, мы чаще всего подразумеваем некую форму благотворительности, снисхождения к состоянию бедствующих братьев. Но есть очень важная, главная форма духовной милости – это прощение, неосуждение, милосердие, сострадание и сочувствие: как душа выше тела, так и духовная милостыня выше милостыни материальной. Путь к этому очень прост: «Господи, даруй мне зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего».

Путь к милостыне ближним, к состраданию, к милосердию лежит через видение собственных грехов и собственного несовершенства. «Что ты видишь сучок в глазе брата своего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или как ты скажешь брату: дай, я выну сучок из глаза твоего, когда в твоем глазе бревно? Безумец, вынь сначала бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как изъять сучок из глаза брата твоего», – такими словами Господь указывает путь к исцелению собственной души и к изменению отношений с ближними.

Постоянно, изо дня в день приходят люди с единственным вопросом: что мне нужно сделать, чтобы муж перестал гулять, или сын начал учиться, или дочь стала послушной и перестала приходить домой за полночь. И происходит постоянное выискивание рычагов: куда нужно нажать, чтобы другой человек сделал так, как мне хочется. Нет таких рычагов, потому что Бог сделал человека свободным. И даже если эта свобода направляет человека к смерти, к вечной смерти – это выбор самого человека.

Господь никогда не навязывается и не насилует свободу человека. Если ты хочешь по доброй воле выбирать зло – это твой выбор. Ты должен знать о последствиях, которые непременно наступят, потому что у всякого, кто хочет принять отраву, со временем будут проблемы с желудком или с самой жизнью. Путь к изменению мира вокруг нас очень прост: вынь бревно из своего глаза. Причем под бревном святые отцы разумеют не все вообще грехи, потому что, конечно, эта задача непосильна, а именно грех осуждения.

Сучок – это грех человека. Тяжкий, большой, серьезный, но осуждение – намного тяжелее. И Господь, указывая на это одному подвижнику, очень жестко, но эффективно смирил его. Один монах, узнав о неблагочестивой жизни другого собрата, лишь только посетовал, вздохнув: «Плох…» (причем надо обратить особое внимание, что когда мы осуждаем кого-то, у нас совершенно несопоставимая мера и злобы, и слов, и чувств), – он только воздохнул с некоторым сокрушением. И почувствовал, как от него отступила благодать, а через некоторое время появился ангел, держа в руках душу его собрата. И сказал: «Раз ты такой грамотный, ты его осудил, и Бог направил меня к тебе, чтобы ты решил, куда определить душу этого грешного человека: в рай или в ад?». И, потрясенный такой жуткой ответственностью – причем это все серьезно, это ведь не игрушки, когда ангел тебе предстоит с душой только что умершего собрата – он заплакал и ушел в пустыню, и все последующее время проводил в покаянии.

С нас – как с гуся вода... Мы каждый день десятки, сотни раз высказываем суждения о чем угодно. О чем это говорит? Какой диагноз? Да очень просто: человек не знает собственных грехов, не видит собственных болезней. Потому что тот, кто считает себя самым последним грешником, никогда не будет осуждать других. Он никогда не будет превозноситься над другими, потому что осуждение – это всегда проявление гордыни: «Я лучше знаю, я больше понимаю, ты не должен так делать, потому что я знаю, как нужно делать», и так далее, и так далее.

Но гордому человеку Бог противится. Путь исцеления души от этого вечного смертельного недуга – это видение своих грехов. Как увидеть свои грехи? Давайте об этом поговорим в следующий раз. Спаси вас Господи, и помощи Божией всем нам, дабы нам избегать этого, одного из самых тяжких, греха, когда человек ставит себя на место Бога, пытается своим умишком рассуждать о вещах, о которых не имеет ни малейшего представления – просто элементарно не владеет всей информацией, всей ситуацией. Дай Бог всем нам зреть свои прегрешения и не осуждать брата своего.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Святой мученик Иулиан: что может заставить принять смерть в 18 лет?

Протоиерей Евгений Попиченко

Память 4 июля.4 июля свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Иоанна, Георгия, Алексия, Павла, Николая, Никиты, Максима. Мир и благословение Божие пребывают с вами

 
Объявления

Приглашаем на Крестный ход!

8 июля, в день празднования святым благоверным супругам Петру и Февронии Муромским, ставший общероссийским Днем семьи, любви и верности, в Екатеринбурге состоится Крестный ход.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс