Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (583) → К купели крещения человек должен подходить осознанно

К купели крещения человек должен подходить осознанно

№22 (583) / 9 июня ‘10

Лидия ЕжковаТаинство крещения

Оглашение — это очень древняя практика Православной Церкви. Уже в IV веке людей, которые приходили креститься, так сказать, «по зову сердца», сначала обучали основам веры (причем делал это обычно сам епископ), а потом уже крестили.И Церковь во все время подготовки особенным образом молилась о тех, кто готовился к Крещению. Почему было так и почему сейчас мы возрождаем эту древнюю традицию? Потому что Крещение – очень важный и ответственный шаг в жизни, и необходимо, чтобы к купели Крещения человек подходил не только чувствами руководствуясь, пусть даже самыми светлыми, но и осознавая, Кому он посвящает свою жизнь, с Кем «сочетается». Не случайно это слово. В чине Крещения священник задает крещаемому такие вопросы: «Сочетаешися ли Христу?» и крещаемый отвечает: «Сочетаюсь»; затем: «Сочетался ли Христу?» – «Сочетался».

Что значит сочетаться? Это слово означает очень глубокую и таинственную степень близости двух личностей. Сочетаться – значит стать единым целым.

Как готовят людей к принятию таинства Крещения в приходе в честь Владимирской Иконы Божией Матери г. Екатеринбурга, мы беседуем сегодня с его настоятелем протоиереем Андреем Каневым.

– Уже достаточно много лет мы в нашем храме готовим к Крещению людей в течение года. Если говорить кратко, цикл подготовки крещаемых делится на две части. В первой части мы обязательно с человеком выясняем основы веры, чтобы человек понимал, как Церковь верит в Господа, каков Господь, как Он сотворил мир, как появился человек, как появилось зло, как человек пал, почему мы такие, какие мы есть сейчас. В беседах на этой стадии мы говорим и об искуплении, о Святой Троице. То есть основные догматы вероучительные должен человек знать, прежде чем креститься.

– Отец Андрей, сразу возникает вопрос: к вам приходят люди, почти ничего не знающие о Церкви и церковной жизни – не трудно ли им сразу вникать в вероучительные догматы?

– Нет, ведь мы разговариваем с ними на простом уровне, рассказываем все доходчиво, чтобы человек понимал. Почему эти беседы так важны? Потому что если человек неправильно верит, ничего хорошего от этого не будет. Скажем, человек крестился, но он не верит в воскресение мертвых; это уже не христианин. То, что он формально побывал в купели Крещения, еще не делает его христианином.

Христианина все-таки делают вера и Крещение. Как Господь в Евангелии говорил: кто будет веровать и крестится, тот спасен будет. То есть вера имеет немаловажное значение, как и священнодействие, само Крещение.

В наше время это особенно важно и актуально, потому что сейчас развелось очень много разных ложных теорий, еретических каких-то воззрений. То есть человек обязательно должен проверить свою веру, прежде чем принять таинство крещения. И здесь ему должна помочь Церковь. Она должна помочь человеку проверить его веру и научить его правильной вере, чтобы перед купелью крещенской человек был уже подготовлен к принятию христианской веры и ее догматов и не просто приходил креститься и говорил, что все потом когда-нибудь изучит. А мы на практике видим, что уже почти двадцать лет большинство людей крестится именно так.

– То есть выучили Символ веры, да и то не полностью, и считают себя подготовленными к Крещению?

– Символ веры выучили, это хорошо; но главное, чтобы они поняли его. Символ веры – это ведь не просто несколько слов и предложений. Это истина, на самом деле, это выражение в кратких и емких формулировках всей глубины нашей веры, и если человек будет это знать – это замечательно.

Второй этап обучения человека, готовящегося к Крещению, – это изучение христианской жизни с точки зрения и покаянной практики, и нравственного устроения христианской жизни.

– Что здесь имеется в виду?

– Мы начинаем с каждым человеком индивидуально изучать, какие бывают страсти, какие бывают грехи и как с ними бороться. Чтобы у нас «на выходе» после этих занятий человек был проверенный, во-первых, по основам веры – чтобы это был истинно православный христианин, а не еретик какой-то, кришнаит или безбожник, не верующий в Бога, в Святую Троицу, в воскресение мертвых (что, собственно, если не проверять, нередко и получается). И, во-вторых, мы обращаем внимание и на то, что человек за время обучения своей жизнью показал, что он пытается изменяться – обязательно перед крещением человек должен уже попытаться изменить свою жизнь.

Что, собственно, получается, конечно, тоже, поскольку занятия предполагают индивидуальные беседы. Такие доверительные беседы, во время которых мы выясняем качество жизни человека и уже начинаем его готовить к тому, чтобы решать свои духовные вопросы. Обязательно.

– Каким образом?

– Перед Крещением человек уже должен оставить смертные грехи, знать, какие имеются страсти. Потому что после Крещения сердце-то его останется тем же, и лукавый продолжит с ним борьбу. И мы стремимся, чтобы человек, уже освященный Крещением, продолжил борьбу с лукавым и дальше. С покаянием, с силой Божией, которая дается Крещением.

– Человеку ведь придется жить в том же мире, с теми же людьми, в той же обстановке, но уже в другом качестве – крещеного православного христианина...

– Конечно, поэтому ему нужно научиться жить с ними и относиться ко всему по-другому – уже с точки зрения христианской морали и нравственности.

– Как разрабатывалась такая программа подготовки к Крещению?

– Эта программа родилась, скажем так, постепенно, в поисках, методом проб и ошибок. Задумались мы об этом давно, около десяти лет назад. Учиться тогда было не у кого, поэтому мы попытались основывать всю эту работу на изучении святоотеческого наследия: как оглашали в древности, как понимали жизнь христианина, как готовили к принятию Крещения в раннем христианстве.

Мы изучали историю, пытались читать исторические памятники святоотеческого наследия и труды уже современных, ближе к нам святых отцов. Например, учение о страстях, о борьбе с ними – вся эта работа была основана на поиске и изучении святоотеческого наследия.

– Батюшка, а труды каких святых отцов Вы использовали?

– В основном вся схема нашей работы была изначально построена на оглашении святителя Кирилла Иерусалимского. Мы позаимствовали у него систему, по которой он вел обучение оглашаемых. В учении о страстях мы использовали творения многих святых отцов, но в основном святителя Игнатия (Брянчанинова), поскольку он, так скажем, адаптировал для нас творения древних святых отцов: он пропустил их через себя, пережил, опытно все описал и передал нам эти бесценные знания, чтобы мы использовали их в своей деятельности.

Поэтому за основу обучения и подготовки к Крещению мы взяли святоотеческое разделение страстей на восемь, добавили к ним описание их проявлений и создали своеобразную рабочую тетрадь под названием «Дневник кающегося».

– Какие основные человеческие страсти выделили святые отцы в своих трудах?

– Чревоугодие, блуд, гордость, гнев, сребролюбие, печаль, уныние, тщеславие. Все эти страсти проявляются в нас в какой-то степени; одни – в большей, другие – в меньшей, но проявляются. Поэтому мы, до Крещения человека доводя, должны научить его сопротивляться, противостоять этим греховным страстям. Если он будет воин Христов, то мы должны научить его этой духовной войне.

– Как?

– Для каждого человека в отдельности мы подбираем небольшое молитвенное правило, он уже входит с иконой в жизнь, начинает посещать богослужения, начинает читать духовную литературу, общаться с христианами прихода. Вот так потихонечку это все дело и идет. Иногда на добрую подготовку к Крещению уходит целый год, бывает, что и больше. Главное ведь не в сроках подготовки, но в том, чтобы за время подготовки человек сумел выправить свою жизнь – это самый главный критерий.

– Недавно на епархиальном собрании приняли решение о введении 12 обязательных огласительных бесед, которые должны проводиться с теми, кто хочет принять Крещение. Я слышала, что очень многие возмущаются: мол, это отнимает очень много времени, в других епархиях такого правила нет, и говорят, что поедут креститься в другие епархии.

– Пожалуйста, пусть едут куда хотят, они ведь люди свободные в своем выборе. Но мне кажется, что сейчас подходит такое время, когда мы должны четко определить критерии христианина.

– Вы имеете в виду терминологию?

– Практически, да. Нужно четко определить, кто такой христианин. Мы все боимся признать, что люди крещеные и не кающиеся, не причащающиеся не являются христианами. Они выпали из Церкви.

– Если человек пропустил одну-две воскресные службы, он автоматически уже выпадает из Церкви?

– Ну, тут немножечко все не так обстоит. Но если ты, например, раз в три недели не причастился без уважительной причины, то не просто ты «выпал», а Духом Святым изгоняешься. Это же канон, канон, говорящий именно о действии Святого Духа. Не просто о человеческих каких-то действиях, об отношении к какому-то греху, а именно говорится о действии Святого Духа, действии Бога. Это довольно страшные вещи.

И если мы сейчас признаем, что православный христианин должен быть именно таким: знать веру, каяться, причащаться, исправлять свою жизнь – не надо ничего придумывать, критерии уже есть. Тогда получится, что вы можете креститься ехать хоть в Африку; а если вы окрестились и не делаете того, о чем я говорил выше, вы не христиане, вы не члены Церкви.

Мы вели статистику, о которой я говорю уже много лет. Хотите, я ее озвучу?

– Конечно, это очень любопытно.

– Это было давненько, лет шесть назад, когда еще никакого разговора о катехизации не было, а мы в приходе пытались как-то сами это делать. В течение двух лет мы задавали людям, которые пришли креститься, один вопрос: почему они решили принять таинство Крещения?

И у нас получилась такая статистика. 60% пришли креститься, потому что их направили бабки. Это люди, которые обратились к экстрасенсам, бабкам-знахаркам, колдунам, ведунам магии, а они спросили: «Вы крещеные? Нет? Тогда идите, креститесь, и только после этого мы с вами будем заниматься». И когда этим людям катехизатор говорит, что обращаться к знахарям и колдунам – это грех, они не понимают – почему? А представьте, если бы мы не проверили людей? Я бы их благополучно окрестил, остался доволен, они внести мне пожертвование, я надел на них крестик и поздравил; и они пошли бы предавать Христа – 60 человек из ста. Это же ужас какой-то, поседеть от этого можно!

Из сорока оставшихся 15% – это люди, которые пришли креститься из-за того, что у них какие-то болезни, и они пришли креститься, чтобы получить какое-то облегчение. Как мы с вами понимаем, это тоже не цель для Крещения. Примерно 15% – это люди, у которых вообще в жизни много неудач: они не устроены, не пристроены, не ухожены как-то душевно… Они мечутся, но в Церковь тоже не за Христом приходят. Они приходят в храм как в некое место с надеждой: а вдруг повезет, а вдруг поможет?

– Как говорится, обычный русский «авось»…

– Отчасти да. И 10% приходят креститься, потому что это древняя русская традиция, а мы русские люди. Все. И за два года пока мы проводили это исследование, мы ни одного человека не нашли, который бы пришел и сказал: «Я хочу стать христианином, я хочу быть верующим, я хочу быть членом Церкви».

То есть ситуация катастрофическая, когда посмотришь ее изнутри. Очень много лет я уже не крещу людей без оглашения. Сначала у нас для крещаемых обязательными были две беседы, потом четыре, потом шесть, но мы решили, что это все не очень эффективно. Потому что с людьми обязательно нужно говорить о жизни. А когда начали о ней говорить, тогда и стали искать опыт жизни, изучая духовное наследие святых отцов, в котором накоплен большой опыт передачи христианской жизни людям.

– И чем все закончилось?

– Все это вылилось в годовой цикл регулярных занятий. Желающий окреститься человек приходит в храм раз в неделю. В обязательном порядке я завел индивидуальные беседы, а не групповые. Потому что в индивидуальных беседах человек раскрывается лучше, узнать его и передать ему знаний можно значительно больше. Потому что в группе он может спокойно и молча отсидеться, а потом окажется, что он вообще безбожник какой-то, атеист, ради бабки пришел креститься. А еще мы ввели форму некоторого экзамена, итоговой беседы в финале обучения.

Было очень много опытов, и сейчас получилась, на мой взгляд, очень эффективная система работы, которая заботится о человеке. Есть сотрудник, который отвечает именно за этого человека, обеспечивает его материалом по программе, заботится о нем, вникает в его жизнь, старается помочь, где-то поддержать, утешить.

– И много находится желающих пройти у вас обучение перед принятием Крещения?

– Особыми результатами хвалиться не приходится. Я давно уже смирился с тем, что люди в основной своей массе не хотят изучать веру. И достаточно много лет у нас крестится в год примерно 10–15 человек, из которых большинство – дети прихожан, которые народились в этом году. Взрослых людей приходит креститься очень мало. Узнав о том, что мы готовим именно так (а мы сразу же об этом рассказываем, делаем расклад, чтобы человек понимал, четко планировал свое время), многие уходили в другие храмы и крестились там. Как они живут, я не знаю.

– Но вернемся к современной ситуации. Сейчас проведение двенадцати огласительных бесед перед Крещением стало обязательно для всех храмов – и это уравняло всех.

– Я считаю, что двенадцать бесед – это очень мало. Хорошего христианина за двенадцать бесед сделать практически невозможно. Это можно только семечки какие-то заронить… Слава Богу, что и это сейчас есть, я считаю, что это – самая первая небольшая ступень к дальнейшим возможностям познания человеком Бога.

Да, возмущенных много. И возмущены те, кто хотят Церковь видеть обслугой для своих каких-то суеверий. А когда Церковь пытается говорить об Истине, эти люди и обижаются, и жалуются, и архиереем недовольны, и духовенством недовольны. Как будто бы это придумали люди. Это сказал Бог Своим ученикам: идите и научите, крестя все народы. Потом дальше Господь говорит: уча их всему, чему Я вас научил.

– То есть сначала нужно научить, потом крестить, а потом продолжать учить?

– Именно так. И это – задача Церкви. Ведь задача Церкви не в том, чтобы устраивать праздники, проводить какие-то мероприятия, организовывать паломнические поездки. Задача Церкви – учить вере, вот и все. Сохранять Истину, передавать Истину – вот задача Церкви. А люди недовольные это недопонимают. Они хотят жить так, как бы им хотелось, и чтобы Церковь им говорила: «Ну, живите, живите, все хорошо, никакого греха нет, все можно».

Но так ведь не будет. Так что недовольные Церковью люди будут всегда.

– Отец Андрей, я слышала, что у вас в приходе действует «Школа покаяния». Что это такое?

– Вот то, о чем я вкратце уже рассказал, это и есть программа нашей «Школы покаяния». Мы через «Школу покаяния» готовим каждого христианина к таинствам, будь то Крещение, Венчание, Причастие, Исповедь, если серьезно об этом говорить и не формально и не поверхностно относиться к Исповеди.

На самом-то деле люди не знают своих грехов. Они от этого мучаются, они не могут их сформулировать, они не могут понять, с чем им нужно бороться. На самом деле ситуация не прибавляет оптимизма. Поэтому мы в этой школе лет десять назад пытались заниматься сначала только с новокрещеными и с желающими креститься. А потом стало понятно, что наши-то прихожане ничуть не лучше их. Да, они формально крещеные люди уже, но когда мы пытались проверить их веру, такой вал суеверий у них оказался!

– И как Вы решили выходить из такой ситуации?

– Я своим прихожанам в воскресенье после Литургии при приходском общении, когда мы находимся вместе, предложил заниматься. Кто-то не согласился, кто-то откликнулся. Бывают же в приходе активные люди, которые хотят учиться, они, наоборот, тоскуют от того, что с ними никто не занимается. Они хотят больше изучать богословие, у них болит душа, и они хотят разобраться. Ведь на Исповеди не всегда хорошо во всем разберешься. Там и времени мало, и формат общения совсем другой.

Люди пошли, начали заниматься, получили пользу. И потом получилось так, что лет через пять-шесть у нас весь приход прошел через «Школу покаяния». Это замечательно, потому что люди приходят к таинствам осознанно. Они приходят на Исповедь, и им не надо по часу доказывать, что грех – это грех. Потому что люди обучены, они знают, что им это нужно, они это понимают. «Школа покаяния» как раз и есть те занятия, о которых я говорил, рассказывая о программе занятий по оглашению.

Потому что на самом-то деле мы с человеком повторяем веру и учимся вере, учимся покаянию, то есть изменению жизни. Это не что-то новое, сверхъестественно придуманное, это именно та задача, которая была понятна с самого начала – что людей надо учить жить в вере, жить со Христом.

 
Паломничество

Православные богослужения совершены на святых местах древней Византии

Паломники из Русской Православной церкви посетили святыни Константинополя18 мая 2010 года началась поездка паломнической группы из Московского Патриархата к христианским святыням, находящимся на территории Турции.

 
Святоотеческое наследие

Год со святителем Николаем (Велимировичем)

О клеветникахТы страдаешь от нападок злоречивых. Ты уже претерпел напраслину от сорока четырех клеветников! Они оскорбили твою честь. Оболгали тебя, твое дело, твою семью, принизили твои успехи.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс