Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (583) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№22 (583) / 9 июня ‘10

Архипастырь

– Владыка, накануне визита Святейшего Патриарха в средствах массовой информации проходила такая информация, что одним из пунктов визита Предстоятеля будет закладка Екатерининского собора в городе Екатеринбурге. Сейчас по итогам визита можно сказать, что закладка не состоялась. Почему? И какова дальнейшая судьба этого храма?

– Да, действительно, вокруг этого вопроса была большая шумиха, которая была искусственно создана, потому что никто не стремился строить там храм без согласования с местной властью, без того, чтобы последовать тем законам, которые позволяют строить храм на том или ином месте. И тут то же самое. Просто было высказано мнение, что было бы хорошо, если бы Святейший Патриарх заложил здесь камень, чтобы в последующем строить и восстанавливать порушенный в годы лихолетья храм святой великомученицы Екатерины, который был первым храмом в Екатеринбурге. Тем более она является нашей Небесной покровительницей, и построить храм в честь этой святой для нас было бы очень большим утешением. Но можно сказать, на пустом месте начался такой шум, обвинения в адрес епархии, в мой адрес, что я нарушаю все эти законы. Мы люди законопослушные; был Градостроительный совет, на котором большинство его членов высказались за строительство храма, и было все аргументировано на высоком научном уровне – выступали люди грамотные, специалисты. На этом же Градостроительном совете было принято решение, чтобы вопрос о строительстве храма был решен через общественные слушания. Никто против не был. Я тоже был на этом совете, и не высказал, что «это плохо, это нехорошо». Наоборот, я говорил: давайте делать все как положено по закону, будем и слушания проводить. Но из-за этого Градостроительного совета вся грязь полилась против Церкви – почему она позволяет себе делать такие шаги. Ничего преступного мы не сделали, мы просто высказали свое мнение – и наше желание подняло такой шум, такой всплеск недовольства, что просто удивительно.

Святейший Патриарх об этом в своих выступлениях очень хорошо говорил. Никто не против тех законных шагов, которые необходимо делать: и общественные слушания проводить, и Дума городская должна решить, и мэр должен принять решение. Мы ведь не против этого – и сколько у нас уже было предложений о строительстве храмов в Екатеринбурге! Были приняты и положительные решения, и отрицательные, но тогда не было никакого шума. Если посмотреть за последние десять лет, то мы заявили свыше пятидесяти предложений о строительстве храмов, и никогда не было никакого шума. И более чем на тридцать наших предложений были прямые отказы. Есть, конечно, и положительные решения, когда дают разрешение на строительство. Так что ничего преступного здесь не было. Здесь, конечно, епархия не написала заявку, что мы хотим построить храм на этом месте, но такую заявку мы давали еще в 2006 году. Нам тогда отказали, но ведь шума-то тогда не было. А сейчас я не писал ничего, просто сказал устно, что хотелось бы, чтобы Святейший Патриарх во время своего визита к нам совершил закладку камня. И на одно мое пожелание появилось столько шума. Кому это надо? Вот такая ситуация сложная. Даст Бог, может, Святейший к нам приедет еще и освятит начало строительства.

– Когда и при каких обстоятельствах впервые было зафиксировано схождение Благодатного Огня? Как можно объяснить материальное горение Огня и такое его качество, что он не обжигает?

– Да, есть у нас такое чудо Божие, которое совершается каждый год в Великую Субботу перед Пасхой Христовой. Совершается величайшее событие: схождение Благодатного Огня на гроб Господень. И это событие совершается издревле: есть письменные свидетельства, что где-то в начале IV века люди, которые приходили ко гробу Господню, видели такой свет Божественный, огонь Божественный на гробе Господнем, и это было зафиксировано. Конечно, на этом святом месте благодатные явления были и ранее. И вот сейчас тоже рассказывают, что Благодатный Огонь сходит не только в Великую Субботу, а бывает, что люди в течение года видят чудесные явления на гробе Господнем в виде огня или проявления света. Так что это действительно особое благодатное и святое место, потому что там находилось Тело Христа Спасителя после смерти на Кресте. На этом месте Господь Воскрес из мертвых, и совершилось величайшее чудо. И как доказательство этого славного явления, Господь постоянно являет Свои милости и показывает людям, что Бог есть, что Он проявляет Свою милость к тем людям, которые притекают к этой святыне и получают благословение Божие на свои дальнейшие труды, чтобы достигнуть спасения в Царство Божие.

Это происходило почти с самого начала, с того времени как совершилось Воскресение Христово, а потом уже на этом месте величайшего чуда Воскресения Божия совершались многие великие чудеса.

– А как можно объяснить, что этот Огонь не обжигает?

– Это тоже проявление милости Божией, показатель того, что этот Огонь, который сходит на гроб Господень, не просто вещественный огонь: это Божественный Огонь, который потом претворяется в вещественный Огонь.

– Есть ли в епархии старцы, к которым можно обратиться с вопросом о смысле жизни?

– Вопрос о смысле жизни давно ясен для каждого православного человека, каждого христианина. Потому что смысл жизни определил для нас Господь наш Иисус Христос. И, читая Евангелие и следуя Евангельскому учению, мы можем идти по правильному пути, который приведет нас в Царство Божие. Но, конечно, нам необходимы советы опытных людей, которые могли бы нас сопровождать на этом пути. Для этого у нас есть духовное наследие наших святых отцов, конечно, есть у нас и священнослужители, которые тоже могут дать какие-то советы и наставления – расскажут, как правильно надо себя вести, чтобы смысл нашей жизни на земле соответствовал тому пути, который Господь нам открыл.

Поэтому искать каких-то старцев, я думаю, не нужно, потому что каждый священнослужитель нашей епархии, который служит в храме, знает этот путь ко спасению и может дать человеку такие наставления. Но вся беда в том, что мы хотим иметь старцев, которые за нас все сделают. А любой старец, которого вы хотите видеть своим духовником, должен сказать просто: дорогой, нужно просто идти домой, жить в этом мире и трудиться. Трудиться над собой, бороться со своей гордыней, приобретать смирение и терпение, нести труды в делах милосердия. Только совершая тот или иной труд, человек должен настроиться на то, чтобы он совершался на основе смирения и терпения и послушания воле Божией. И конечно, уклоняясь от своей воли, от своих привязанностей, своей гордыни. Вот это – путь, который никто за нас не пройдет, и его должен пройти каждый человек. А мы думаем, что если у нас будет духовник старец, то он нас благословит, и все у нас решится само собой. Нет, это неверно. Старцы рождаются тогда, когда люди трудятся, трудятся над собой, и Господь помогает, благословляет. Для того есть и таинства церковные, и церковная молитва, чтобы Господь даровал нам силы нести свой крест в этой земной жизни.

– Татьяна из Алапаевска просит у Вас поддержки: ей скоро рожать, а есть серьезные проблемы со здоровьем.

– Помоги ей Господь, чтобы у нее все благополучно было.

– Я вижу, как другие люди исповедуются очень эмоционально. А я стесняюсь выражать свои эмоции при большом количестве людей. Просто перечисляю грехи. Как прощаются они мне, и надо ли рвать записку, по которой мы исповедуемся?

– Как понять такое эмоциональное исповедование? Человек, который сознает свои грехи, конечно, кается в грехах со слезами, сожалеет, что совершил те или иные грехи, плачет, скорбит о них. И в таком состоянии души человек исповедуется перед духовником, чтобы Господь простил совершенные грехи. Но такое сильное покаянное слезное чувство, может быть, не всегда у человека есть. Но внутри все равно должно быть сознание своей греховности и сознание покаяния в содеянных грехах. И вот в таком, казалось бы, спокойном состоянии души, но в то же время с сознанием своего падения, прийти в церковь к духовнику и рассказать о своих грехах с надеждой на милосердие Божие, с желанием больше не возвращаться к содеянному греху и с просьбой к Богу, чтобы Господь через наше покаяние даровал силы избегать грехов, которые человек совершил до Исповеди.

Конечно, Господь именно за такую Исповедь прощает, и человек чувствует себя облегченным, и чувствует радость от того, что он сподобился такого очищения в таинстве Покаяния. Ну, а ту записку, на которой были записаны грехи, чтобы не забыть их во время Исповеди, можно просто сжечь потом или разорвать на маленькие кусочки и выбросить.

– Пятнадцать лет назад я венчалась со своим мужем. К сожалению, тогда я еще не понимала смысл этого таинства, еще мало верила в Бога. Я не только была против Венчания, но даже такой грех совершила: когда во время Венчания священник спрашивал, согласна ли я сочетаться браком с этим мужчиной, я вслух сказала «да, согласна», но внутри была совершенно против. Считается ли Венчание действительным, и как можно исправить сложившуюся ситуацию?

– Исправить ситуацию можно. Нужно жить церковной жизнью, христианской жизнью в этом браке и постараться нести свой крест до конца своей жизни. Конечно, это плохо, что во время таинства Венчания вы не проявили твердость и не сказали о том, что не согласны на этот брак. И если сам человек не проявил такую твердость, то теперь нужно уже нести свой крест, нести свое служение, прося у Бога помощи в терпении, в смирении, в послушании, в отречении от своей воли. То есть воспитывать в себе вот эти высокие качества души и добродетели, которые очень нужны для нашего спасения.

Если посмотреть с точки зрения спасения, вечности, то все трудности и неприятности, которые, может быть, бывают в семье и которые нужно терпеливо переносить, будут больше способствовать восхождению к славе Божией. Если мы твердо желаем быть в Царствии Божием и жить в спасении, вечном блаженстве и радости, то есть возможность, претерпевая неурядицы и сложности, которые бывают в семье, со смирением и надеждой на милосердие Божие в Царствии Божием тем приобрести великую славу, которая неизреченна, ибо, как сказано в Священном Писании, «ухо не слышало, очи не видели, и на сердце человека не пришло то, что Господь уготовил любящим Его». Поэтому если мы воодушевимся такой любовью к Богу, к Царствию Божию, все трудности этой земной жизни будут казаться нам очень полезными, необходимыми и спасительными для нас. Потому что мы знаем: через них мы получаем великую радость небесную.

– Среди наших прихожан есть женщина, которая всех ненавидит, осуждает всех, в том числе и священнослужителей – и клевещет на них. Все знают про нее, но все равно принимают. Почему Церковь допускает таких людей?

– Интересно задается вопрос: почему Церковь допускает таких людей? Но что такое Церковь? Церковь – это общество людей, в том числе и человек, который спрашивает – он тоже член нашей Церкви. Конечно, есть такие люди. Но мы по-христиански должны поступать с женщиной, которая ведет такой образ жизни, не совсем, может быть, приятный – мы должны это терпеть, молиться за нее, общими усилиями воздействовать, чтобы она исправилась и тем самым спаслась. Мы не можем отторгнуть ее от Церкви и оставить в погибели.

Мы видим недостатки этой женщины, но должны ее терпеть и молиться за нее. И очень важно, чтобы прихожане с ней побеседовали, объяснили с кротостью и любовью. И таким образом на нее воздействовать, чтобы она исправилась. Может, она не видит себя, не чувствует, не понимает, что совершает что-то непристойное – но мы-то видим, и мы должны помочь человеку. Это и будет проявлением церковной молитвы, церковной заботы, любви к человеку, который ошибается.

– Как Церковь относится к занятиям восточными танцами? И если восточные танцы использовать не для выступлений, а чисто ради здоровья, ими можно заниматься?

– Нужно, конечно, смотреть на эти занятия с точки зрения своего личного спасения. Посмотреть на себя и решить, полезно ли это вашей духовной жизни или не полезно? Так можно почувствовать, что душа ваша не совсем согласна, может, в какой-то степени недовольна этими занятиями. И если возник такой вопрос, это уже определенный показатель, что есть что-то неладное в душе человека. Если чувствуется, что совесть неспокойна, нужно принимать решение, чтобы как-то ее успокоить. Нужно заняться тем, чему душа человека не противится, даже стремясь поддержать свое здоровье. Есть ведь и другие способы его укрепить. Поэтому все зависит от самого человека, от того, как он относится к своей духовной жизни и к устремлениям своей души ко спасению.

– Я родом из Украины, но практически всю жизнь прожил в России, и последние тридцать лет на Ямале. Когда я уже стал постоянным прихожанином церкви, обратил внимание, что на Украине памятники и кресты ставят в головах, а в России в ногах, хотя мы крещены все в Киевской Руси. Почему так?

– Конечно, правильнее, чтобы крест находился в ногах. Это можно объяснить так, что во время Второго Пришествия Господня, когда будет воскрешение мертвых, чтобы человек увидел перед собой крест, помолился и был огражден благодатью и силой Животворящего Креста Господня. Поэтому когда при отпевании мы устанавливаем гроб в храме, усопший человек лежит лицом к алтарю Господню. То есть впереди крест, и он вместе с нами находится на церковной молитве. Так же при похоронах мы это совершаем. Если посмотреть в Свято-Троицкой Лавре, то мы видим, что и Патриарх Пимен, и Патриарх Алексий, и недавно скончавшийся архимандрит Матвей имеют кресты не в головах, а в ногах. Такая у нас традиция.

– Часто на православных крестах изображают полумесяц. Допустимо ли такое, ведь это мусульманский символ?

– Во-первых, это не полумесяц. В Православии это символ ладьи, корабля. А корабль этот символизирует Церковь нашу христианскую Православную, которая под знаменем Креста Господня идет по бушующему морю и одерживает победу над всеми трудностями, которые бывают в этой жизни.

– Во время Великих панихид приносимые продукты должны убираться или нет? И зачем их приносят?

– Когда люди приходят в церковь, традиционно, издревле они приносят приношение. Приносили лампадное масло, чтобы зажечь лампадки в храме или алтаре. Приносили хлеб и вино для того чтобы совершать таинство Евхаристии. При поминовении усопших приносят разные продукты питания как жертву Богу за людей, об упокоении которых мы молимся. То есть мы приносим эту милостыню Богу, чтобы Господь миловал этих усопших. Это пища, в которой нуждаются люди, которые скончались – духовная пища, которая предполагает наше милосердие и нашу молитву.

Это приношение остается в храме, и уже служители Церкви распределяют эти продукты питания для нуждающихся или часть их отдается церковнослужителям, хористам. Вот так должно быть. Но, к сожалению, бывают и такие ситуации, когда человек пришел, сначала положил продукты на стол, а после службы забирает их обратно. Какой же тогда смысл приносить их? Потеряется ведь весь смысл поминовения. Человек принес пожертвование, он ведь его Церкви принес, поэтому он и должен оставить его в церкви.

– Я как паломник часто езжу по святым местам. И когда я купаюсь в святой купели, я всегда окунаюсь с головой. Холодная вода, и у меня всегда после этого возникают сильные головные боли. Могу ли я не окунаться в купель полностью, а просто сполоснуться и выйти? Или мне вообще не надо туда заходить?

– Конечно, если вы видите, что после того как вы окунетесь в купель с головой, у вас начинаются головные боли, можно и нужно отказаться от этого. Можно просто зайти в воду, омыть лицо и выйти из воды. Мы освящаем себя святой водичкой из святого благодатного источника и получаем благодатное освящение. Конечно, если с молитвой искупаться в этом источнике, то Господь даст исцеление от многих болезней, но в вашем случае лучше этого не делать, лучше просто ополоснуться и выйти.

Беседовал Сергей Юргин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова

 
Первосвятитель

В Русской Православной Церкви появятся четыре новых архиерея

Патриархия. Ру

31 мая в историческом здании Святейшего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.

 
Семья

Будем строить свои семьи на прочном фундаменте Евангелия!

Наталья Зырянова

1 июня в Екатеринбурге прошел Крестный ход, посвященный Дню защиты детей. В Крестном ходе приняли участие около 2000 человек

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс