Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (579) → "Ангел на башне"

"Ангел на башне"

№18 (579) / 16 мая ‘10

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Вечная спутница жизни река.
В водах твоих отразились века
Звездами, радугами, облаками,
Храмами с золотыми крестами,
Лицами странников ради Христа.
Здесь приникали к воде их уста.

Река, воспетая в этих стихах, неразрывно связана с одним из старейших монастырей России, расположенным на ее берегу. Это Свято-Введенский монастырь, по-иному Оптина Пустынь. Белые стены, золотые кресты на куполах храмов, братские корпуса, трубящий ангел на башне. За обителью виден могучий сосновый бор, освещенный солнцем. Если пройти чуть в сторону по лесной дорожке, можно увидеть Иоанно-Предтеченский скит – место особо уединенной монашеской жизни. Там между домиками и келиями в пышной зелени блестящей листвы стоят яблони, груши, высится несколько могучих кедров, благоухают в свое время жасмин, сирень и великое множество с любовью выращиваемых цветов. И мысль о рае приходит на ум всякому входящему сюда.

Так поэтично говорит автор книги «Ангел на башне» монах Лазарь (Афанасьев) об Оптиной Пустыни, ее истории, ее старцах, ее сегодняшнем дне. Сегодня мы расскажем об этой книге.

Историки Оптиной Пустыни полагают, что обитель возникла не позднее XIII века. Первые письменные упоминания о ней относятся ко времени царствования Бориса Годунова, то есть к концу XVI века. Пустынь находилась на том же месте, что и теперь, была весьма небольшой, с одним храмом – Введенским. В 1724 году при Петре I Оптина Пустынь была закрыта и, казалось, навсегда. Но по ходатайству местных дворян и по доброй воле Екатерины I уже в 1728 году обитель открыли вновь, хотя и в великой бедности она существовала, и малочисленное братство возносило молитвы к Богу. В 1798 году митрополит Платон (Левшин), обозревая свою епархию, обратил внимание на маленький монастырь, расположенный в живописном месте близ реки Жиздры. Пораженный красотой местности, святитель принял надлежащие меры для восстановления святой обители. Духовное же возрождение Оптиной Пустыни началось с устроения Иоанно-Предтеченского скита, оплота старчества. Монастырь стал училищем благочестия и веры для всех ищущих спасения души.

В книге «Ангел на башне» представлены очерки и стихи, посвященные Оптиной Пустыни, великим Оптинским старцам, в том числе их детским и юношеским годам. Автор книги, монах Лазарь (Афанасьев), сам в прошлом насельник обители. Может быть, именно потому он так проникновенно, с благоговением и любовью рассказывает об этой жемчужине русского духа и культуры.

Трепет объемлет, когда подумаешь, насколько священна эта земля, этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни. Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории, благодатный мир Христов. Он отгорожен от мира живой и неумолкающей молитвой, достигающей небес. Молитвой великих преподобных старцев Оптинских, молитвой многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси. Ибо здесь, как они полагали, к небу всего ближе – хотя и не на горах стоит знаменитый Оптинский скит.

Где-то людские толпы удивляются великолепным дворцам, построенным великими архитекторами, расписанным великолепными художниками, наполненным диковинными и драгоценными изделиями. Но нет большего сердечного и умиленного благоговения для каждого православного человека, чем при взгляде на небольшие домики скита, где обитали преподобные старцы. Это и домик скитоначальников, где обитали святые отцы Макарий, Анатолий Старший, Варсонофий, Феодосий, и хибарка старца Амвросия, после него приютившая преподобного Иосифа, а затем преподобного Нектария.

Сколько здесь перебывало жаждущих вечного спасения людей всех сословий, но более всего из простого народа! Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось!

Без сомнения, написанию книги предшествовало глубокое изучение житий оптинских старцев. О каждом из них автор пишет словно о близком родном человеке, с которым он с удовольствием знакомит читателя. Вот, например, глава, повествующая о преподобном Анатолии (Зерцалове).

«Никто, пожалуй, больше отца Анатолия не жалел детей, а также вышедших из отроческого возраста молодых инокинь. Вот несколько красноречивых отрывков из писем отца Анатолия к Шамардинским монахиням. «Матушка ты моя, свет Серафимочка! А я до сей минуты все думал, что ты не шуточная, а истинная заправская ангелоподобная монахиня. А ты просто девочка, да не простая, а настоящая деревенская, для которой, чтоб она не плакала, непременно нужен пряничный петушок. И родные о тебе забыли, и батюшка духовный туда же, а я тебя помню, и очень помню, тебе грех. Да когда же мы будем учиться монашеству-то, или уж не будем? Нет, матушка, надо. Дала клятву – держись, не радуй врага диавола».

Юным подвижницам хотелось почаще получать письма от своего старца который был им как родной отец. Одна из молодых инокинь, Татиана, даже сердилась на старца за то, что он редко пишет – до того, что впадала в уныние. За этим следовало отеческое вразумление. «Спасение не в письмах, а в выполнении того, что заповедано мною или другим кем, а более святыми нашими отцами. Но Татиана исполнить это не спешит, а ей давай все больше и больше писем и писем, да чтобы они были подлинней да получше. Ну читай ты святых отцов, где ты найдешь, чтобы ученики требовали от старца писем, а что чтили старца – везде найдешь...»

Эта отеческая любовь и забота были свойственны Оптинским старцам – таков дух Оптиной. По вечерам шли к ним из своих келий иноки для откровений в помыслах. Так ходил будущий старец Амвросий к старцу Макарию, и старец Варсонофий, седовласый послушник, к старцу Анатолию. А потом рясофорный инок Николай, будущий преподобный инок, – к старцу Варсонофию.

В разные годы среди гостей скита были Н.В.Гоголь, тайная мечта которого о жизни в монашестве, в смирении рядом со старцем Макарием так и не исполнилась, Иван Васильевич Кириевский, православный философ, много помогавший своему духовному отцу старцу Макарию в издании святоотеческих творений, Великий князь Константин Константинович Романов с детьми, среди которых были будущие Российские новомученики гвардейские офицеры Иоанн, Константин, Игорь, писатели, сановники, благочестивые купцы – все они посещали Оптину.

В 1918 году безбожные власти закрыли Оптину Пустынь и ее скит. Многое было разрушено, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, замучены в лагерях. Казалось, что все необратимо, но Господь благословил – и скит и монастырь возникли к жизни, как птица Феникс из пепла. К тысячелетию Крещения Руси в 1987 году Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви, а к концу ХХ века обрела былое величие и славу. Вновь собралась монашеская братия, вновь звучит молитва, плывет над лесом, над рекой колокольный звон.

Когда в миру глухая ночь, здесь утро: с двух часов начинаются скитские правила.

Из всех на земле тропинок,
Из разных путей-дорог
Труднейшую выбрал инок,
Но в помощь ему Сам Бог.
В житейских морях волною
Страстей закипает кровь.
У иноков все иное –
Христос, нищета, любовь.

Оптинский старец Иосиф говорил: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостью Божией из-за молитвы святых наших отцов Льва, Макария, Амвросия. Они весьма многих и многих воспитали для духовного Небесного отечества, не оставляют и теперь, особенно тех, кто приходит в Оптину на поклонение их святым останкам...»

Конечно, никакая книга про Оптину Пустынь не заменит собой паломничество туда, но она поможет понять о прославленной Оптиной что-то очень важное. Адресованная подросткам, книга «Ангел на башне» не оставит равнодушными и взрослых.

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

17 маяСедмица 7-я по Пасхе. Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290). Сщмч. Иоанна пресвитера (1942); сщмч. Николая диакона (1943). Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (ХIV-ХV).

 
Великая Победа

Поклонимся великим тем годам!

Наталья Зырянова

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс