Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (578) → Год со святителем Николаем (Велимировичем)

Год со святителем Николаем (Велимировичем)

№17 (578) / 1 мая ‘10

Православие. РуСвятоотеческое наследие

В этой теме:

Святоотеческое наследие
Святитель Игнатий (Брянчанинов). О наказаниях Божиих
Православие. Ру

Преподавание Закона Божия

Вы сердитесь на некоторых своих коллег, которые неодобрительно смотрят на преподавание в школах Закона Божия. И вы правы. Ваш гнев — гнев праведника, такой гнев угоден Богу.

Но не стоит только гневаться или только настаивать. Необходимо еще и молиться за тех, кто по неразумию восстает против преподавания Закона Божия в школах, чтобы Господь открыл им глаза и они увидели, что рубят сук, на котором сидят, так как все воспитание молодого поколения зиждется на непоколебимой скале христианского учения. Так было у нас на протяжении нашей тысячелетней православной истории, так должно быть и сегодня, и завтра, и во веки веков. Такое воспитание не посрамило нас в прошлом, не посрамит и в будущем. Оно дало нам исключительных людей, ставших украшением нашей истории, так же, как звезды украшают небосвод. Таких людей, звезд на небосводе нашей истории, множество. А что еще может быть целью воспитания, если не люди, настоящие люди?

«Не мир пришел Я принести, но меч»

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Так сказал Господь. Читай это так: «Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и мамону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».

Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть слово Божие. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.

Страдания людей на земле — обилие лекарства

Только неразумный думает, что страдание есть зло. Разумный же знает, что страдание не зло, но лишь проявление зла и лечение зла. Лишь грех в человеке является настоящим злом, а вне греха зла не существует. Все прочее, что люди обычно называют злом, не зло, но горькое лекарство от зла. Чем тяжелее состояние больного, тем более горькое лекарство прописывает ему врач. Иногда лекарство даже кажется больному более тяжким и горьким, чем сама болезнь его. Так и грешнику иногда страдания кажутся более тяжкими и горькими, чем сотворенный грех. Но это самообман – о, какой жестокий самообман! Нет в мире страданий, кои даже приблизительно были бы столь тяжки и пагубны, сколь тяжек и пагубен грех. Все страдания людей и народов на земле не что иное как обильные лекарства, предлагаемые людям и народам вечной Милостью, да спасет их от вечной смерти. Всякий, даже малейший грех повлек бы за собой неизбежную смерть, если бы Милость не попустила страданий для отрезвления людей от пиянства греховного, для лечения, которое чрез страдания осуществляет благодатная сила Духа Святаго Животворящего.

Самолюбие не есть любовь

Любя исключительно себя самого, человек не любит ни Бога, ни человека. Он не любит человека даже в себе самом. Он любит лишь свое мнение о себе, свой самообман. Если бы он любил человека в себе, то в то же время он любил бы в себе и образ Божий и вскоре стал бы боголюбивым и человеколюбивым. Ибо он искал бы и в других людях человека и Бога, предметы своей любви.

Но самолюбие вообще не является любовью — оно есть отречение от Бога и презрение к людям, явное ли или тайное.

Самолюбие не любовь, но болезнь, и болезнь тяжкая, неминуемо влекущая за собой и другие. Как при оспе жар неизбежно охватывает все тело, так при самолюбии пламя зависти и гнева овладевает всею душою. Самолюбивый человек полон зависти к тем, кто лучше его, или богаче, или образованнее, или более уважаем людьми. А от зависти неотделим и гнев, как жар от пламени; потаенный гнев, который время от времени пробивается на поверхность и, пробившись, обнажает все уродство больного сердца человеческого, отравленного ядом самолюбия.

Великая любовь к Богу не выносит мира

Великая любовь к Богу не выносит мира, чуждается общества, ищет уединения. Такая любовь подвигла тысячи душ уклониться с широкого пути мира и уйти в пустыни, чтобы быть наедине с любимым Господом. Чтобы иметь втайне свидание с Создателем своим, Который весь любовь, и по имени, и по существу. Но прежде всего, чтобы удостоиться этого созерцания и встречи, монахи и монахини принимают и пост, и труд, и смирение, и бдение, и бедность, и послушание, и другие обеты, только чтобы удостоиться этого духовного свидания с Господом своим. И на этом тесном пути душа удостаивается встречи с Ним, когда освободится, очистится и украсится. От чего должна освободиться душа пустынника? От всех земных уз и пристрастий. От чего должна очиститься? От всякой так называемой любви телесной и земной, от любви к плоти, родным и друзьям, к своей деревне или городу, к имению, одежде, еде, украшениям. Чем должна украситься душа? Одной только любовью ко Христу, которая вмещает в себя все украшения, весь жемчуг веры, все изумруды надежды, все самоцветы добродетелей. Испостившееся тело монаха служит только легким покровом этого бесценного небесного сокровища.

О главной разрушительной догме

Знай: тот, кто в уме и сердце отвергает Бога, чувствует себя внезапно освободившимся от всех обязательств, лишенным всех надежд, помрачается умом и сердцем. Он легко оправдывает убийство и самоубийство; брак для него комедия, любовь к детям — глупая сентиментальность, любовь к родине — тем более, дружба — простое сотрудничество. Ибо весь мир для них загон для скота без пастыря, а жизнь – случайная земная плесень. Все это следует за отречением от Бога.

А ты до чего додумался? Безбожник и настоящий патриот! Трудно стране с такими патриотами, а народу с такими слепыми вождями! Внегда потреблятися грешником узриши, — говорит пророк (Пс. 36, 34). Разве ты никогда не видел такого раньше? Или не слышал, что бывает с безбожниками? Сокрушит, берегись, сокрушит Всевышний безбожников, как сокрушают глиняный сосуд, — говорит великий Исаия (ср.: Ис. 30, 14). А посему береги свою жизнь и разум. А сохранить их возможно только с помощью Дародателя жизни и разума.

 

В других номерах:

№19 (580) / 20 мая ‘10

Святоотеческое наследие

Год со святителем Николаем (Велимировичем)

№18 (579) / 16 мая ‘10

Святоотеческое наследие

Год со Святителем Николаем (Велимировичем)

№24 (585) / 23 июня ‘10

Святоотеческое наследие

Год со Святителем Николаем (Велимировичем)

 
Святоотеческое наследие

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О наказаниях Божиих

Православие. Ру

Се здрав был ecи: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). Такое завещание дал Господь исцеленному Им расслабленному, как мы слышали сегодня в Евангелии.

 
Екатеринбургская епархия. События

Миссионерский институт Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга удостоился посещения Святейшего Патриарха Кирилла

В ходе Первосвятительского визита в Екатеринбургскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Ново-Тихвинский женский монастырь.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс