Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, я слышал, что у нас в Екатеринбургской епархии для принятия Крещения нужно пройти двенадцать огласительных бесед.Скажите, а взрослым людям, которые говорятся к таинству Крещения, обязательно проходить эти беседы? В нашей епархии без этих бесед Вы Крещение не совершаете?
– Действительно, на нашем епархиальном собрании, которое прошло на прошлой неделе, было принято решение крестить и взрослых, и детей только после того как они пройдут двенадцать огласительных бесед, на которых нужно побывать в течение трех месяцев. В это время человек должен готовиться к Крещению – великому таинству нашей Церкви, имеющему большое значение для человека. Это нужно, чтобы человек, который крестился, оставался всю жизнь настоящим христианином, и не только по имени, как это мы видели в прежние времена.
Мы видим, что факт Крещения иногда для самого человека имеет малое значение: он возвращается к греховной жизни, которой жил до Крещения – Крещение же предполагает изменения в душе человека, он должен менять отношение к своей личной, общественной жизни – полностью быть православным христианином, жить по-христиански, а не по тем привычкам, которыми жил вне Церкви, вне Бога, вне христианских заповедей.
Сейчас такое время, когда необходимо заниматься катехизацией. На нынешних Рождественских чтениях было об этом сказано и в речи Святейшего Патриарха Кирилла, и в речи руководителя Катехизаторского отдела нашей Патриархии Владыки Меркурия. Надо учить людей вере Христовой, чтобы в течение длительного оглашения человек понимал смысл христианской жизни, суть самого православного христианина – чем он отличается от человека некрещеного и какие обязанности берет на себя, каким он должен быть.
Конечно, мы знаем, что еще с первых веков христианства люди глубже понимали смысл православного христианина: для них было честью называться христианином – носить имя Христа Спасителя. А ведь принимать христианскую веру, креститься и становиться христианином в то время было небезопасно, потому что тогда христиан гнали, убивали, мучили. Но это не мешало людям быть христианами, потому что для них это было глубоким смыслом жизни. И когда человека спрашивали: «Как тебя зовут?», он предпочитал называть себя именно христианином, нежели именем, которое носит. «Я – христианин», – говорил он, зная, что за это его ждут и страдания, и мучения, и даже смерть за Христа. А для него смерть за Христа была большой честью, радостью – это значило сподобиться мученической кончины за Христа, Царствия Божиего и вечной жизни, которые уготовил Христос Спаситель для всех людей, живущих на земле.
Сейчас у многих людей очень слабенькое понятие о христианстве; мы часто крестимся и живем в Церкви, чтобы нам было хорошо здесь, на земле, чтобы у нас были какие-то хорошие условия жизни, земные блага. А о Царствии Божием мы знаем, что «где-то там что-то есть» – эта мысль смутно возникает в нашем создании, но мы не ставим ее на первое место, думаем, что это все будет когда-то потом. А первые христиане рассуждали по-другому: главное – Царство Божие, а все остальное приложится, как и написано в Священном Писании.
В наше время часто люди крестятся с определенной целью: если у человека есть какая-то болезнь – чтобы получить исцеление; если его в жизни преследуют какие-то неудачи – чтобы эти неудачи перестали его мучить; если есть еще какие-то проблемы в жизни – чтобы они разрешились. Но не для того крестятся, чтобы готовиться к вечности, чтобы быть гражданином Неба и последователем Христа, христианской жизни. Это пока еще очень далеко от нашего сознания.
Поэтому мы хотим, чтобы христианин действительно был настоящим христианином – светом этого мира и солью его, как Христос нас учит; чтобы он жил в Церкви Христовой. Потому что у нас есть такая проблема: человек крестится, но жизнью церковной не живет – живет своей жизнью, которую диктуют ему его страсти, греховное сознание. А на самом деле есть другой путь, о котором человек не знает. Поэтому мы хотим дать ему знания о жизни, которая будет угодна Богу, Христу Спасителю. Мы хотим, чтобы после наших бесед человек стал настоящим членом нашей Церкви христианской Православной, церковным человеком, живущим церковной жизнью, чтобы он почувствовал, что стал совсем другим человеком. И эта его новая жизнь не какое-то помрачение ума (многие боятся, что произойдет что-то мрачное, страшное и непонятное), а новая жизнь в радости, утешении, в благодати Божией, в мире и согласии – то, чего душа требует.
Но мы чаще всего даем нашей душе то, что ей не свойственно: мы даем ей материальное, временное, скоропреходящее, а то, что она требует от нас, мы ей не даем. И хотя мы даем ей много удовольствий, наслаждений греховных, много богатств земных и материальных благополучий – этим душа не успокаивается, она все равно мучается.
Многие говорят: «Как же, вот я и причастилась, я и исповедовалась, я и в церковь иногда хожу, но все равно душа болит» – все потому, что не даете душе того, что ей требуется. У нас и гордыня через край, самолюбие, обидчивость, недовольство, ропот – а это все несвойственно православному христианину. А человек требует, чтобы у него было все хорошо в жизни. Как может быть хорошо, если он не имеет качеств, которые должен иметь христианин, которых требует душа наша – особое создание Божие, данное нам для вечного блаженства и Царствия Христова?
Поэтому не нужно пугаться, что на огласительные беседы надо ходить три месяца, что они могут оказаться непонятными и недоступными. Мы должны желать ходить на эти занятия, на встречи со священнослужителями: выяснить, чего душа требует, получить все ответы на вопросы, которые есть в нашей душе, постараться самим жить жизнью православного христианина, ходить в церковь, молиться, поститься до Крещения; даже исповедоваться, упражняясь в осознании своих грехов, рассказать о них священнослужителю. И почувствовать, что только один рассказ о своих грехах уже облегчает душу, а если, дай Бог, человек покрестится и приступит к таинству Покаяния, и если священник разрешит в таинстве Покаяния тяжесть от грехов, которые он исповедовал, он почувствует еще большую радость и утешение.
Чего мы хотим? Мы не хотим ничего плохого, мы хотим чего-то доброго, хорошего. А люди этого боятся, относятся настороженно: что они там еще придумали? А мы ничего не придумывали – это древняя традиция нашей Церкви, к которой мы возвращаемся. Наша Россия всегда была православной страной, люди с детства жили Православной верой и знали ее, она передавалась из поколения в поколение, поэтому особых, как сейчас, огласительных бесед проводить не нужно было – люди все это получали в семье.
А во многих современных семьях о вере никто ничего не знает, на работе никто ничего хорошего не слышал о христианине, в школе ничего не преподается. И, конечно, нам сейчас нужно все начинать с нуля, рассказать и показать, помочь человеку войти в церковную жизнь. Многие поначалу выражают недовольство, ропщут: «Зачем надо столько бесед?! Я хочу креститься, а вы отвращаете меня от Крещения!». А через некоторое время, когда люди понимают, насколько это важно и нужно, они благодарят нас: «Слава Богу, спасибо вам, что вы сделали то, о чем я даже не предполагал: очень доброе, хорошее – я живу сейчас жизнью христианина и радуюсь жизни».
Поэтому не надо бояться, нужно делать то, что предлагает чиноначалие нашей Церкви для людей, имеющих христианские корни, но которые еще не создали условия, чтобы эти корни давали ростки или плоды. Сейчас мы пытаемся это сделать, чтобы дать возможность нашим христианским православным корням приносить какие-то плоды, дать им для этого условия. Поэтому не надо бояться, не надо ездить в другие епархии и регионы, надеясь, что там крестят сразу, а у нас будут крестить только через три месяца – за эти три месяца произойдут обновление вашей души, изменение вашей жизни, вы много интересного узнаете, будете лучше знать и понимать смысл веры. А самое главное – вы будете стараться жить по-христиански и радоваться, что можете сделать важные и полезные дела, которые радуют сердце и душу, радуют людей вокруг вас.
Такие мысли должны стимулировать, чтобы не боялись, а желали посещать огласительные беседы. Ведь есть у нас и современные люди, которые желают ходить на беседы и готовиться к Крещению не три месяца, а целый год, а может быть, даже два или три года – чтобы более серьезно подготовиться к этому великому таинству.
Есть у нас такая традиция: раз в год проводить массовое Крещение в день памяти равноапостольного князя Владимира – крестителя нашего Отечества. Люди готовятся в течение года, и в этот день, знаменательный для нашей истории, для нашей Церкви Русской, принимают святое Крещение. Крестятся традиционно и на праздник Крещения Господня, на Рождество, на Пасху – готовятся в течение какого-то времени, и в Великую Субботу перед Пасхой принимают таинство Крещения.
– «Сегодня много говорят о том, что Земля находится в опасности, и даже называют дату конца света – 12 сентября 2012 года. Что Вы думаете об этом? Как знать, кто спасется, а кто – нет», – спрашивает Марина из Краснодара.
– Такие даты в истории человечества назывались уже много раз. И люди от страха и ужаса не знали, что делать – впадали в отчаяние и уныние, предавались греховным своим наслаждениям, думая, что жить им остается совсем мало. Такие слухи о конце света не приносят человеку сознания, что нужно готовиться к отшествию из этого мира, чтобы достойно перейти в мир иной. Наоборот, эти слухи ввергают его в страх, ужас и отчаяние.
Конечно, это не от Бога дано, потому что Господь, когда его спрашивали о конце света, говорил: «Ни ангелы на небе не знают, ни Сын Человеческий не знает». Господь отклонил ответ на этот вопрос, зная, что человек немощен и это знание ему не на пользу. И когда проносятся такие слухи, мы не должны реагировать на них, потому что они даны нам не от Бога. Наша задача, смысл нашей жизни – быть постоянно готовыми жить с Богом и идти с Богом в вечное Царство Божие.
Мы читаем ежедневно утренние и вечерние молитвы, где просим, чтобы Господь простил нам наши грехи, которые мы совершили в течение дня – молимся с мыслью, что Господь может забрать нашу душу в любое время. Если мы живем с сознанием, что мы временно здесь, на земле, и постоянно внимательны к себе, своим делам и поступкам, чтобы они не были против Бога, против заповедей Божиих – конечно, нам страшиться нечего. Для православного христианина земная жизнь – это приготовление к вечности, и он всегда готов, когда Господь соизволит забрать его душу – это в Его власти: дать жизнь, отнять жизнь земную и дать человеку возможность вечно радоваться в Его обителях.
Я думаю, что очередные слухи – не новость для нас; не нужно обращать на них особого внимания. Нам от Бога дано определенное направление жизни, и мы живем по этим заповедям, по воле Божией, зная, что для того и существуем, чтобы готовиться к вечности.
– Владыка, я из Саратова, у меня в доме есть крест-распятие старинной работы, от мамы достался. Лики ангелов и Самого Спасителя стёрты. Что Вы посоветуете? Мне бы хотелось оставить и память от мамы, но меня смущает, что лики стёрты.
– Если это литье и крест сделан из меди, то восстановить стёртые лики довольно сложно, а если лики написаны иконописцем, то их можно восстановить. Как я понимаю, крест этот довольно древний, потому и лики стёрлись. Нужно сохранить его как память о матери – у нас традиционно передавались святыни из рода в род. Это ваша семейная святыня, и нужно хранить ее, передать детям и внукам. Это связь времен, связь поколений, таким образом передается и благодать Божия, которая дается через крест Господень. Она освящает и дом, и жителей его, и будущие поколения, которые будут преклоняться перед этой святыней и молиться, чтобы Господь оградил их силою Животворящего Креста Господня от всякого навета вражьего, от всяких бед и напастей.
Поэтому смущаться от того, что эти лики утрачены и их невозможно восстановить, не нужно. Это свидетельство о древности, говорящее, что этот крест употреблялся всеми сродниками, был в разных ситуациях. Он имеет большую ценность – это святыня ваших предков и святыня нашей Церкви, потому что крест – великая святыня, великая сила Божия, к которой надо благоговейно относиться.
– Почему женщины с непокрытой головой появляются при священниках? Почему жены первых лиц государства присутствуют с непокрытой головой даже при Патриархе?
– Сложно ответить на вопрос: «Почему?». Но уже то, что женщины подходят к священнослужителям и Патриарху, очень даже хорошо. Я думаю, это первая ступень к их духовному возрастанию, и придет время, когда они поймут, что женщине необходимо носить покрывало на голове – это обычная обязанность каждой женщины. До этого нужно дойти, это дается не сразу, но я думаю, что рано или поздно люди поймут, почему покрывается голова у женщины. И когда они будут это понимать, они будут солидарны с нашей праматерью Евой, которая сознавала, что совершила великий грех, соблазнила мужа, и Господь повелел, чтобы в знак ее повиновения, в знак греховности она носила покрывало на голове. Платок означает покорность Богу, покорность мужу и память о своей греховности.
Если женщины будут это понимать и осознавать, то для них не будет тяжестью ходить с покрытой головой.
Беседовал Илья Юков
Расшифровка - Лидия Ежкова
5 апреля Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой седмицы. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251). Сщмч. Макария пресвитера (1931); прмч. Илии, сщмчч. Василия
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла в Ереванском государственном университете.Я хотел бы поблагодарить Его Святейшество и господина ректора за саму возможность провести такую встречу. И, конечно, особые слова благодарности за присуждение мне диплома и звания почетного доктора университета — это большая честь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.