Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
— Владыка, 15 марта — празднование иконе Пресвятой Богородицы «Державная». Что это за образ, чем он примечателен и почему так любим русским народом?
— Сегодня мы отмечаем очень трагическую дату истории нашего Отечества: 2 марта 1917 года по старому стилю и 15 марта по новому совершилась большая трагедия. До недавнего времени мы говорили, что в этот день Царь отрекся от престола. Но исследуя ситуацию того периода, мы понимаем, что она была очень необычной, запутанной. Мы понимаем, что не было отречения, а был просто военный переворот.
Будем прямо говорить: это был государственный переворот — изолировали Главнокомандующего, руководителя страны, отстранили его от власти и арестовали, лишили возможности нести послушание на благо нашего Отечества. Эти очень тяжелые события впоследствии отозвались в нашем Отечестве многими скорбями, трудностями, болезнями, испытаниями. И, конечно, мы до сих пор испытываем эти трудности — следствие государственного переворота, который случился в этот день. Случилась трагедия предательства по отношению к Царю Николаю; не случайно он написал в дневнике: «Кругом измена, трусость и обман», очень правильно охарактеризовав ситуацию, сложившуюся в предшествие страшного события в жизни нашего Отечества.
Но одновременно с трагедией, которую совершили люди, Господь, по молитвам Божией Матери, совершил великое чудо. Пресвятая Богородица не оставила Россию без попечения, без покровительства. И в день, когда свершилась трагедия, явилась Божия Матерь, Которая взяла скипетр и державу в Свои руки и сказала, что Она будет управлять нашим Отечеством. Действительно, в течение всего тяжелого для России, кровавого времени, когда лилась кровь рекой, Она помогала людям в тяжелых испытаниях — Она помогала устоять перед трудностями, которые испытывал невинный народ, не знавший, что творится в стране, когда все в одночасье перевернулось и изменилось.
Люди, которые были преданны Богу и Церкви, в это время испытывали большие гонения, неприятности; но с Божией помощью они перенесли все эти трудности. И очень важно, что они с Божией помощью засвидетельствовали своей кровью, жизнью верность Богу и нашему Отечеству. Благодаря новомученикам и исповедникам Российским, молитвам Пресвятой Богородицы и ее Покрову, который Она распростерла над Россией, мы сейчас живем совсем в другое время — никто нас не гонит, не преследует, не разрушаются церкви, не оскверняются наши святыни. И мы имеем возможность вновь возвращать то, что было порушено в годы богоборческого лихолетья.
Мы живем в особое время, и должны быть благодарны Божией Матери, Которая благоволит нам сейчас, благоволила и тогда, взяв на Себя такую ношу — укреплять народ Божий и сохранить веру Христову. Мы должны благодарить Ее, что Она и сегодня продолжает окормлять наш народ духовно, покрывать Своей милостью и Своим Державным Покровом удерживать нас от падения греховного, давать нам силы устоять в добре и преумножать его в наших сердцах и в окружающем нас мире.
— «Владыка, у нас в мире столько много разных вер, сект и всего остального, а где истина?», — спрашивает Юля.
— Да, действительно, у нас есть много вероисповеданий, сект. Это получается потому, что человек предается самому себе — сколько людей, столько и вер. Чтобы быть в послушании Богу и основывать свою жизнь на основе церковного Предания и Священного Писания, которые вещают истину о Боге с первых веков христианства, — нужно принять веру. Вера христианская, Православная идет со времен апостолов, и очень важно, что в Православной Церкви сохранилась благодать апостольской преемственности. Потому мы и рукополагаем во священство, в диаконы, в епископы путем беспрерывной передачи апостольской преемственности. Это основная ценность Православной Церкви и Православной веры.
Окунаясь в бездну милосердия Божия и премудрости Божией, которую дал нам Господь в Церкви, мы можем понять, где истина, и следовать за ней для спасения своей души.
Конечно, многие люди прошли через секты, иные веры, но впоследствии большинство из них возвращается к той исконной вере, которая дана нам Богом с самого начала.
— «Обязательно ли, когда каешься, озвучивать свои грехи или можно мысленно покаяться?», — спрашивает Нина из Сухума.
— Конечно, нужно открывать свои мысли духовнику, нужно ему раскрыть грехи, которые ты совершил. Не надо говорить во всех деталях, но нужно рассказать, какой грех совершил, какие причины были к этому и какие последствия от этого произошли — так нужно относиться к таинству Исповеди.
— «Двое детей тяжело больны ДЦП. Часто беру старшую дочь на причастие и приглашаю священника домой. Но муж отстранился от решения семейных проблем и стал выпивать. Как помочь ему и детям?», — спрашивает Татьяна из Ижевска.
— Да, конечно, очень печальная история: и дети больны, и муж болен пьянством. Помоги Господь, чтобы как-то с Божией помощью выйти из этого состояния. Я думаю, нужно усердно молиться Богу, чтобы Он совершил чудо с мужем — чтобы он вразумился, понял свою ошибку, понял, что он не прав, и перестал пить, стал помогать детям. Похоже, у него появилось отчаяние, что дети больны и нет надежды на выздоровление; отчаяние и привело к тому, что он начал пить. Не нужно предаваться отчаянию, потому что дети, которые родились больными и требуют дополнительного ухода — святые дети. Их можно учить Православной вере и заповедям Божиим, и они будут ходить в церковь, причащаться, исповедоваться, жить духовной жизнью.
Так родители готовят детей для Царства Божиего. И они, не предаваясь никаким соблазнам этого мира, будут готовы к тому, что Господь примет их. Родители, которые ухаживали за ними, отдавали им себя полностью, тоже примут свой венец. Отец, не понимая этого, теряет венец, который ему может дать Господь за то, что он ухаживал за этими детьми, данными ему Господом. И он должен с благодарностью к Богу нести этот крест — не отчаиваться и не унывать.
Если супругу преподнести это слово и если оно коснется его души, то он осознает и поймет, что есть выход из положения, а тот путь, который он избрал — это пустая трата времени и приведет его к погибели. И тогда он будет возвращаться к светлому истинному пути, который приведет его в Царствие Божие вместе с ребятишками.
— «Владыка, гнев — это грех; а Бог гневается. Что, значит, Бог грешит?», — спрашивает Татьяна из Альметьевска.
— Гнев Божий и гнев человеческий — две разные вещи. Человек свой гнев должен употреблять во благо себе. Как сказано в Священном Писании, «гневайтеся и не согрешайте». Что это значит? Когда мы гневаемся на себя и употребляем гнев, чтобы не допускать того или иного греха, бороться с ним, этот гнев спасителен для нас.
Когда же мы гневаемся на ближнего своего, то поступаем неправильно, совершаем большой грех. Не нужно гневаться.
Мы говорим о гневе Божием как о той правде Божией, которую Господь проявляет к человеку, совершившему какой-то грех, преступление. Наш грех наводит на нас гнев Божий и доставляет нам много неприятностей и зла. Мы говорим, что гнев Божий на нас напал, а на самом деле наш грех — притягательная сила, которая приносит нам много зла — идет против воли Божией, против заповедей Божиих, которые Господь установил для человека, чтобы он жил по правилам и не согрешал.
Тот, кто не живет по этим правилам, конечно, навлекает на себя отрицательную силу, которая исходит от совершения того или иного греха. Поэтому не нужно обвинять Бога в том, что он совершает что-то плохое по отношению к нам — мы сами наводим на себя Его гнев, последствие нашего греха.
— Скажите, Владыка, не думаете ли Вы, что Господь Бог создал человека по образу и подобию Своему, чтобы с помощью человека познать Самого Себя? Не считается ли человек инструментом для познания Самого Себя в руках Бога?
— Это неправильно. Господь создал человека по образу и подобию Своему не чтобы познать Себя: Он знает Самого Себя лучше, чем мы, Он всесовершен, и у Него нет необходимости познавать Самого Себя. Это у нас есть необходимость стремиться к Богу, чтобы совершенствовать себя в меру своих возможностей, в меру своих сил.
Господь создал человека из любви, из желания, чтобы и другие существа радовались и наслаждались теми благами, той жизнью, которую имеет Сам Бог и которую Он хочет дать другим. Это проявление любви, потому что у нас тоже все может быть. Вот мы получили сокровище — дар веры, и мы должны не скрывать его в себе, а отдавать другим, чтобы другие тоже радовались жизни и вере в Бога. Это очень важно. И тогда, можно сказать, человек уподобляется Богу.
— «Действительно ли десятина — священная обязанность христианина? Мне тяжеловато платить десятину, а совесть укоряет. Есть ли что-то в постановлениях Священного Синода, оговаривающее эту ситуацию?», — спрашивает Елена из Красноярского края.
— Если нет возможности жертвовать, как это принято было, десятую часть своего дохода на Церковь, то нужно жертвовать, насколько есть возможность. Помните, что евангельская вдовица дала сколько могла — всего одну лепту (монету). И Господь за это ее похвалил, и она прославляется до сего времени. Поэтому жертвовать нужно по мере возможности — Господь не требует от человека больше, чем он может; главное, чтобы это пожертвование шло от всего сердца, с любовью, с полным пониманием того, что мы делаем.
Конечно, можно похвалить человека, который старается жить как прежде, когда принято было жертвовать Богу десятую часть своего дохода, тем самым исполняя Заповедь Божию. Так человек благодарит Бога за то, что Он дает ему силы, здоровье, жизнь, за то, что он трудится и получает деньги — поэтому отдает десятую часть дохода в Церковь.
— «Должен ли я исполнять волю своего директора, если она противоречит заповедям?», — спрашивает Сергей из Украины.
— Сложно сказать, как выйти из этой ситуации: нужно знать, какая воля и каким заповедям противоречит. Но если встать на букву закона, то нарушать заповеди нельзя, поэтому не надо слушаться вышестоящего человека. А можно найти и такой выход, чтобы и заповеди не нарушить, и не обидеть того человека, чью волю ты не исполнил.
— «Почему не ведется борьба с сектами, с белыми и черными магами, почему человек чаще идет к ним, а не в церковь?», — спрашивает Сергей из Сургута.
— Они идут сначала к ним, а потом в Церковь. Рано или поздно они все равно в Церковь придут, потому что побудут у этих ворожеев и увидят, что они им ничуть не помогают или помогают так, что забирают последние сбережения до копейки. Люди потом все равно приходят в Церковь, но приходят уже в очень тяжелом, болезненном состоянии.
Поэтому лучше всего сразу прийти в Церковь, к чистому источнику благодати Божией, и наставиться на правильный путь. Дело в том, что человек такое существо — он хочет все всегда получать очень быстро: быстро получить исцеление, избавление от трудностей, которые в жизни бывают. А там им все это обещают: вот придешь, сделаешь то-то, то-то, и все встанет на свои места.
В Церкви мы говорим, что нужно посмотреть на себя, увидеть свои грехи, исправить их, потому что эта порча, это состояние души пришло к человеку через какие-то грехи: грех — проводник бесовской силы, которая на нас влияет и пакостит нам. Поэтому этот греховный корень надо удалить, и будет все хорошо; все зависит от человека. Если человек не хочет работать над собой, он желает, чтобы это кто-нибудь сделал за него. Образно говоря, нажал на кнопку — и все прошло. А Церковь требует от человека труда, внимания к себе, может быть, даже небольшого отречения от себя.
Многие люди, находящиеся в плачевном состоянии, имеют тяжкие грехи, и вот враг через них на людей влияет. А чтобы избавиться от такого состояния, нужно очиститься от грехов через таинство Покаяния, через исправление самого себя. И если человек сумеет быстро это сделать, то он быстро получит и исцеление. Если он не в состоянии так быстро избавиться от своих грехов и привязанностей, то придется потерпеть. И Церковь в этом человеку помогает.
— Церковь говорит, что первый шаг к Богу — это сознание собственного греха. А я считаю, что первый шаг это просвещение. Мне уже семьдесят лет, и я только получил просвещение. Не обвиняйте в отступлении от Бога людей, которые родились тогда, когда у нас Бог был отнят насильно. Раб Божий Александр, Псковская область.
— Действительно, было время, когда насильно заставляли наших предков отречься от Бога, не верить в Бога, делали все, чтобы люди не были просвещены светом евангельского учения. А те, кто в какой-то степени проявлял свою веру, были гонимыми, униженными и оскорбленными. Такое отношение к верующим людям имело большое влияние на души многих наших соотечественников, которые все еще находятся в закрепощенном состоянии, не могут открыто верить в Бога и идти в Церковь. Им и нужны наша помощь, наше просвещение и общение, чтобы они видели, что в Церкви нет ничего плохого, что духовная церковная жизнь очень нужна и полезна для человека, что Церковь помогает человеку в разных ситуациях жизни, в его духовных потрясениях, в болезнях душевных и телесных.
Это очень важно — своевременно получить наставления, в которых нуждается наша душа. И если получить ответы на все духовные потребности и порывы своего сердца, то это и есть то благо, которое человек может получить от Церкви в настоящее время. Да, действительно, разными путями человек приходит в Церковь сейчас. Один в первый раз зашел в церковь — и его коснулась благодать Божия, он стал постоянно ходить. А потом с ним встречается священнослужитель, верующий человек, рассказывает ему о вере, дает знание, понимание, навыки духовной жизни. Таким образом человек вновь обращается к Церкви. Другой человек сам читает духовную литературу, узнает, что ему нужно, потому что потребности души у каждого свои. И если человек найдет ответы на свои духовные потребности в духовных книгах, то он сам потихонечку становится верующим человеком и идет к Богу, к церковной жизни, к церковным таинствам и так далее.
Поэтому нельзя говорить, что какой-то определенный путь должен быть первым шагом к Церкви.
— Светлана из Копейска спрашивает, читают ли акафисты в Великий пост?
— Акафист — это тоже молитва, а постом это сугубая молитва, которой мы должны молиться. Мы привыкли читать акафисты, в которых содержится много покаянных молитв. Некоторых смущает чтение акафистов постом, когда мы говорим: «Радуйся!» А почему мы не должны радоваться от нашего общения с Богом? Когда человек молится, он испытывает радость, что Господь посещает нас своей благодатью. Даже когда мы каемся и плачем о своих грехах, мы испытываем тонкую радость в покаянной своей молитве.
Чтение акафиста постом нужно даже чтобы получить назидание в духовной жизни.
Решение общего собрания духовенства Екатеринбургской епархии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.