Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (570) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№9 (570) / 1 марта ‘10

Илья Юков, Лидия ЕжковаАрхипастырь

— Должна ли я выполнять епитимию священника, который меня не исповедовал и назначил пять лет отлучения от причастия?

— Я не знаю, что у вас случилось, но если священник принял решение об отлучении вас от Причастия, он имеет на это право. Но, конечно, вам лучше всего разобраться, подойти к Владыке или к благочинному. Этот вопрос надо выяснить, потому что иначе мы не сможем понять, почему священник назначил вам такую епитимию — пять лет не причащаться.

Вы должны понимать, что епитимия — это средство лечения нашей души, чтобы через воздержание и покаяние углубиться в себя, увидеть свою душу, грехи, раскаяться в них и принять решение больше к ним не возвращаться. Это одна из целей епитимии. А для отлучения от Причастия на пять лет у человека должен быть очень большой грех, который нуждается в длительном излечении.

В любом случае, обратитесь на месте к Владыке или благочинному и, я думаю, они разрешат эту ситуацию, потому что это очень серьезная епитимия.

— Была в моей жизни ситуация, когда хотелось ходить в церковь, но я не могла, потому что неправильно одеваюсь: хожу в брюках и с непокрытой головой. Юбки в моем гардеробе все мини, платьев совсем нет. И вот из-за таких условностей меня не очень устраивает Православие. Иногда просто хочется зайти в храм и постоять там без всяких условностей, а я не могу...

— Вы сами для себя заградили путь в Церковь — именно своими «хотелками»: «Если я хочу так жить, то никто не должен меня в этом укорять и мешать мне». Почему это так? Мы неоднократно говорили, что брюки или короткие юбки на женщинах — соблазнительны. А соблазн, возбуждение страстей — это большой грех.

Надо одеваться целомудренно, чтобы не давать повода соблазнам — а многие это делают, и еще хотят, чтобы их хотение Сам Бог принимал как должное. А Православная вера говорит в основном о том, что человек должен стараться жить по воле Божией, а не по своей воле: мы должны уметь отрекаться от себя, потому что наша воля — греховная. А мы хотим жить в грехе, и в то же время быть с Богом; но так не бывает. Хотя мы знаем, что Господь милосерден и к добрым, и к злым, «дождит на праведное и неправедное», но Он это делает, чтобы побудить человека отречься от себя, от своей греховной воли и жить по заповедям Божиим.

Я не знаю, почему такое упорство — что мешает иметь у себя в гардеробе нормальную женскую одежду, юбки подлиннее? У нас есть такая проблема: девушки ходят в брюках или миниюбках, если не в миниюбке, то в джинсах — но никак не в нормальных платьях или приличной длины юбках. В манере одеваться у женщин чувствуется какой-то очень сильный перекос, какое-то упорство: чтобы все было «по моей воле» и никак не по воле Божией. От этого упорства, стремления настоять на своем человек, конечно, теряет благодать, теряет помощь Божию.

Ладно, допустим, что так уж привыкли. Но мы еще с древности знаем, что человек всегда имел одежду для храма — работал в одной одежде, а когда шел в церковь, одевался в приличествующую православному христианину одежду, которая бы никого не соблазняла. Ведь человек приходит в храм, чтобы очистить свою душу от греха, освободить ее от тяжести духовной, помолиться. А когда женщина идет в миниюбке или брюках в храм — сколько там соблазнов возникает! Один осуждает, другой рассуждает, страсти всякие кипят...

Мы и на улице и на работе зачастую видим наготу, которая возбуждает страсти блуда, а тут еще и в церкви та же ситуация. Человек так очерствел своей совестью, своей душой, что не понимает, когда делает плохо себе и ближнему своему. А мы должны стараться делать доброе ближнему и себе, приносить радость и утешение. Поэтому такая косность, упертость на своем — конечно, нарушение одной из евангельских истин: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной».
Мы хотим следовать за Христом, хотим идти в Церковь, но отречься от себя никак не желаем! Мы хотим добиться того, чтобы Бог делал, что мы хотим, и не делать того, что Бог хочет: не понимаем того, что «я хочу» — это греховное, злое, нехорошее, а то, чего хочет или требует от нас Господь — благое, полезное и нужное для нашей жизни — земной и будущей вечной.

— В одной из передач священник сказал, что женщины в определенный женский период не могут ходить в храм, так как находятся в нечистоте, а это большой грех. И второй вопрос: существуют ли инопланетяне? Много раз я читал в книгах и слышал, как говорили, что это — проявление бесов, злых духов и тому подобное. Спасибо.

— Да, есть у женщин период, когда они находятся в упомянутом состоянии — как мы говорим, в нечистоте. В это время, конечно, лучше, чтобы они оставались дома, молились домашними молитвами. Потом можно приходить в храм, молиться Богу и жить церковной жизнью.

Что касается некоторых явлений, которые бывают в нашей атмосфере, действительно, можно говорить, что тут есть что-то нечистое и небожественное — есть свидетельства, что когда появлялись неопознанные летающие объекты, в эфире слышны были бранные слова, матерщина, какие-то угрозы, слова непорядочного человека.

Очевидцы говорили, что они столкнулись с какой-то злой силой, которая не хочет добра, а хочет только зла. А такие сущности являются порождением диавола, бесовской силой, которая не хочет нам добра и приносит одно зло. Поэтому мы и делаем такие выводы: что это какой-то соблазн или явление силы бесовской, которая своей хитростью и лукавством хочет ввести человека в заблуждение.

— Помогите мне, пожалуйста, советом. Я очень боюсь смерти, причем это переросло уже в фобию, которая преследует меня постоянно. Я думаю, что помочь мне может только вера в Бога, но раньше она была, а после того как умер мой дедушка я перестала верить. Теперь мне кажется, что души нет и Бога нет, что человек — это всего лишь набор клеточек, а чувства — просто химические реакции...

— Наоборот, смерть дедушки должна была привести к еще большей вере. Он жил на земле, трудился, был хорошим человеком — и вдруг его не стало, он ушел в другой мир. Он нуждается сейчас в помощи Божией и в молитве родственников, чтобы Господь простил ему все его грехи и сподобил вечной жизни.

Если иметь такую заботу о своем дедушке, то ваша вера вновь возродится. А если при этом вести еще христианскую добродетельную жизнь, то вера еще и будет преумножаться.

Что касается страха смерти — с одной стороны это, может быть, и хорошо. Когда человек имеет страх Божий — как говорится в Священном Писании, «помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» — он страшится смерти, потому что страшится Страшного Суда. А если он боится Страшного Суда, то старается здесь жить благочестиво, избегать греха, очистить свою душу от греха, потому что знает: его ждет смерть, а после смерти — Страшный Суд, который или определит его на вечные мучения за содеянные грехи, или, может быть, Господь сподобит его вечных благ в Царстве Божием.

Сознание такой участи приводит человека в какой-то страх, потому что он не знает, что и как с ним будет. Это подвигает человека к активной благочестивой жизни, лишенной греха, потому что единственное спасение от смерти вечной — добродетельная благочестивая церковная жизнь здесь, на земле. Поймешь это, и страх, что ты умрешь и больше ничего не будет, не будет таким большим. Да, смерть все равно будет, и к этому нужно готовиться добросовестно и правильно — чтобы смерть была переходом в радостную вечную блаженную жизнь, а не переходом в место наказания и вечных мук.

Поэтому нужно потрудиться над своим пониманием смерти и над тем, как от нее избавиться. А избавиться от нее можно через приближение к Богу, и Господь избавит от смерти вечной, которая наступает после смерти временной.

— Когда человек просит или получает от наставника или священника послушание, то оно практически всегда дается с трудом и становится подчас невыполнимым бременем, хотя до послушания аналогичные дела давались легко и непринужденно. Почему?

— Нужно понимать, что такое послушание. Послушание — это подвиг, это труд, через который Господь дает нам благодать Божию, потому что послушанием мы отрекаемся от своей воли, своей гордыни и приобретаем смирение. Смирение — добродетель, которой дается благодать: Господь смиренным дает благодать, а гордым противится. Именно через труд исполнения того или иного послушания человек получает самые высшие блага. Но когда человек что-то делает по послушанию, которое требует отречения от своей воли, борьбы со своей гордыней, он может ощущать какую-то тяжесть. И если человек все это перенесет и применит все усилия, чтобы выполнить послушание, то, конечно, это будет ему в пользу и принесет много плодов.

Когда же человек делает что-то по своей воле, то это делается в удовольствие своей гордыне, поэтому и дело идет легко. А исполняя послушание, человек идет наперекор своей гордыне, потому что должен выполнить послушание по воле священнослужителя, духовника.

Здесь уже нужно бороться, нужно нести подвиг, потому, наверное, это и очень трудно. Поэтому нужно напрячь все силы и постараться в точности исполнить послушание — после этого, хотя это и тяжело, будут очень большие радость и утешение, большой прилив сил, чтобы дальше нести еще и другие послушания.

— Владыка, что такое сребролюбие? Я хочу иметь хороший доход, чтобы была возможность помогать родителям, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно — это уже грех?

— Сребролюбие — это привязанность человека к деньгам, когда деньги становятся кумиром для него и идет их обожествление. Когда человек стремится зарабатывать честным трудом финансовые средства, чтобы их передать на благо ближним своим, бедным и нуждающимся, то, конечно, это хорошо, это благо. Поэтому нужно быть очень внимательным к себе, чтобы под видом доброго намерения не получилось привязанности к деньгам.

 
 
Великий пост

«Самое доброе делание во время поста – воздержание и очистка сердца от обид»

Лидия Ежкова

Завершились три недели Великого поста. Как прошли они у некоторых людей — как проявили они себя в домашней молитве, посещении богослужений в храме, делании добрых дел, ограничении в еде — мы поговорили с прихожанами уральских храмов. И вот какие ответы услышали.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс