Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7(568) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№7(568) / 15 февраля ‘10

Илья Юков, Лидия ЕжковаАрхипастырь

В этой теме:

Архипастырь
В Симеоно-Аннинском храме Сысерти состоялось Архиерейское богослужение
Информационное агентство Екатеринбургской епархииАрхипастырь
Архиепископ Викентий совершил чин прощения в Иоанно-Предтеченском и Свято-Троицком храмах Екатеринбурга
Информационное агентство Екатеринбургской епархии

— После того как у меня не стало сына, я начала ходить в церковь. Я помню, как лет сорок назад у меня родители говорили, что придет время сатаны: будет много беспорядков и может быть конец света. 

Может быть, конца света не будет, но люди сами друг друга уничтожат. Где это было написано? Откуда родители все это знали много десятков лет назад? И то, что я сейчас вижу, происходит именно так, как они когда-то говорили. Я хочу понять, откуда они это знали? И еще. Я сейчас верю в Бога, хожу в церковь, читаю молитвы, и подружка как будто отталкивается от меня, говорит, что я зашла куда-то слишком далеко. Я говорю ей, что это — наша вера, наше житье, где не может быть каких-то ограничений. Я не знаю, как объяснить им все это.

— Спаси Господи. Я помню, как в свое время родители мои и те люди, которые ходили часто в церковь, тоже говорили, что придут такие времена, когда зло в нашей жизни будет увеличиваться. Ясное дело, что проявление зла — это убийства, уничтожение, грубость, жестокость. Они об этом говорили, потому что из своего жизненного опыта знали, что когда человек удаляется от Бога, то он становится безнравственным человеком без сдерживания себя во всех проявлениях зла: ему тяжело это сделать, потому что действительно наша природа испорчена грехом, она склонна ко греху. Мы знаем, что Христос Спаситель пришел на землю, чтобы падший восстановить образ, исправить наш образ — и Он это сделал, и может сделать с каждым из нас, если мы будем стараться сами исправлять наш падший образ; и путь к исправлению указал нам Господь Бог Иисус Христос.

Но когда мы Евангелие не читаем, к Богу не стремимся, живем по своим прихотям, по своим желаниям, то, конечно, эти желания всегда будут злые. Они не будут добрыми, потому что от нас, как от зараженного источника, всегда будет разноситься что-то плохое. Хотя у человека в душе есть добрые начинания, нравственный закон, который направляет нас на путь истинный.

В нашей душе борются два закона: закон зла и закон добра. Кто кого победит? Если человек имеет подпитку — помощь Божию, помощь Спасителя, то он преодолеет добром зло, он старается жить по заповедям добра. Почему мы и призываем людей, чтобы они приходили почаще в церковь, чтобы приобретать эту силу Божию, которая помогла бы и способствовала быть победителем зла в своем сердце и в своей окружающей среде.

Люди раньше были более опытные, и они видели, что если человек укореняется во зле, то будет правление зла в тяжелой форме. Мы видим сейчас, как мама рождает ребенка и выбрасывает его в окно или в мусорный ящик. Такого в свое время не было, а если и было, то в достаточно меньшем количестве. Сейчас мы видим, что люди, потерявшие понятие о смысле жизни, потерявшие Бога, не зная, что после этой жизни есть еще жизнь вечная, что будет Страшный Суд, на котором нужно будет дать отчет за все свои дела, столкнувшись с какими-то трудностями и неприятностями, самостоятельно покидают этот мир, то есть кончают жизнь самоубийством. Это тоже великий грех.

Поэтому вследствие такого слабоверия, маловерия или вообще неверия человек получает очень много скорбей. Стоит только обратиться к вере в Бога, Который есть Источник добра, и очень многих бед человек избегает. Он находит тот путь истины, те заповеди Божии, которые его путеводят на путь истины и добра.

Сейчас мы тоже можем много предсказать, что ожидает нас в будущем, если мы и дальше будем идти безбожным путем. Мы сами уже говорим, что если мы не исправим свою жизнь, то придет время, когда дети будут рождаться больными, психически или физически ненормальными и неспособными к жизни. Потому что такое отношение к жизни плотской, как я уже сказал, прелюбодеяние, к доброму не приведет. Когда мы хотим, чтобы у нас была здоровая нация, а живем по своим прихотям — это неправильно. А если мы желаем быть здоровыми, чтобы нация была здоровой, то мы должны жить в воздержании. Не все наши порывы сердца должны приветствоваться, и далеко не всегда увлечения нашего сердца полезны для нас и для окружающего нас мира. И очень многое другое у нас есть, с чем нам еще надо бороться — жизнь есть борьба со злом в нашем сердце.

Что касается второго вопроса, что подруга препятствует ходить в церковь, потому что храм не близко к дому. Она это делает от непонимания смысла жизни человека на земле и того, для чего человек ходит в церковь. И именно по своему незнанию она в какой-то мере препятствует этому, недоумевает и раздражается: «Зачем это нужно делать, зачем так себя утруждать в воскресный день, когда можно в этот день отдохнуть от физического труда, который понес человек в продолжение всей предыдущей седмицы?».

А человек, который понимает, что церковная жизнь, хождение в церковь есть благо, отдохновение души и тела, заряд духовной жизни, освобождение души от тяжести греховной, с глубокой верой идет в церковь и молится с вниманием к церковной молитве. Он получает большое отдохновение и умиротворение в своем сердце, и то, что он получает через труд, который он понес, придя в церковь, нельзя сравнить с тем, если бы он остался дома, полежал на диване и отдохнул — он не получил той пользы, отдохнувши дома, по сравнению с той пользой, которую получил, утруждая тело, придя рано утром в церковь, не выспавшись в какой-то степени, но отдохнувши духовно и интересно в церковной молитве.

И Господь дает человеку еще большую радость, еще большее утешение и большое духовное облегчение.

— Я — христианка, крестили меня в детстве, как у нас принято, вскоре после рождения. Как мне теперь отказаться от этого Крещения?

— Если человек не воспринимает, не хочет воспринимать христианскую веру, то можно считать, что он уже отказался от христианства. Нет у нас такого специального чина, чтобы снять с человека таинство Крещения; человек сам себя удаляет от Бога или приближает к Богу.

Если человек старается жить по-христиански, то вера у него умножается, вера его возгревается и становится крепкой и сильной. Если человек не ходит в церковь, не живет духовной христианской жизнью, то, конечно, вера угасает, и остается такое семя, зарытое в землю души нашей, но не имеющее условий для возрастания и для того чтобы принести пользу — плоды добрые.

Конечно, жаль, что человек не понял в данном случае смысл жизни, понимание его в христианстве. Не понял, что нужно радоваться и благодарить Бога, что Господь сподобил ее называться Его именем, именем Христа Спасителя. Это — великая честь. Стоит ли отрекаться от Христа, от веры Христовой и христианской жизни?! Потому что христианская жизнь — спасительная жизнь, которая ведет к вечной блаженной жизни. А если человек живет только земной жизнью, то он очень и очень бедный, жалкий человек — жизнь человеческая на земле как минута, как мгновение: сегодня ты есть, а завтра тебя нет.

Христиане же после земной жизни отправляются в Царствие Небесное и там лицом к лицу встречаются с Богом, с другой жизнью. Там уже никто и никогда не спросит, как отречься от Христа, от христианской жизни; там уже будут слезы горькие, которые уже никто не сможет утереть. Поэтому нужно очень серьезно подумать о себе, о своей жизни и не делать преждевременно ошибочные выводы.

— Каков смысл монашеской жизни: ежедневная молитва, пост, выполнение послушания в виде бескорыстной работы в монастыре — к чему все это?

— Этот вопрос тоже задает человек, который живет только земной жизнью. Поэтому он не может понять, почему другой человек живет и трудится в монастыре, а денег не получает — ему предоставляют только пищу и жилье.

Монашеская жизнь есть одно из тех направлений жизни человека, когда люди, по особому призванию Божиему, глубоко поняли смысл жизни. Они отрекаются от себя, от своей воли и стараются жить в послушании, потому что послушание — основа духовной жизни. Через послушание человек получает смирение, а через смирение Господь дает благодать, которая очищает душу от греха. Все подвиги, которые несет монах в монастыре, направлены на то, чтобы очистить свою душу через покаяние, через труд физический и духовный, умилостивить Бога своим послушанием, чтобы Господь пришел и Своей благодатью очистил наши страсти и грехи; чтобы человек сумел преобразить свою падшую душу — ведь, как я уже говорил, Христос Спаситель пришел на землю падшие восставить образы, восстановить свое первородное существование как вечного существа.

Человек — существо не земное, а небесное. И когда человек все это понимает, он идет и жертвует собой ради любви к Богу и ради Царствия Божия, и готов отдать себя полностью Богу, чтобы служить Богу и получить от Бога ту вечность, которая ждет каждого из нас. Вот для чего он трудится и молится в монастыре, для чего он там подвизается.

Конечно, многие люди видят смысл жизни в том, чтобы иметь высокооплачиваемую работу и чтобы доходы позволяли им ездить, гулять, наслаждаться, удовольствоваться всеми земными благами. Но это очень жалкие люди, потому что на земле все временно, скоропроходяще.

Мы знаем из евангельской притчи историю о богатом человеке и Лазаре. Сейчас многие задают вопрос: какой Лазарю был смысл стоять у ворот и ждать, когда упадут какие-то крохи со стола богача, чтобы он мог напитать себя, поддержать свою жизнь на земле? А богач хорошо питался и блистательно пиршествовал в своей жизни, провел развлекательную и веселую жизнь. Умер Лазарь, умер богач. Богач попал в глубину ада и просил, когда увидел Лазаря в раю, чтобы он хотя бы омочил свой перст в воду и остудил жажду, которой мучался богач.

А Господь сказал ему: — Помни, что ты в свое время получил доброе, благое, а Лазарь — злое. Сейчас он утешается, а ты страдаешь.
Лазарь мучался только в своей земной жизни, а этот богач будет страдать вечно, потому что думал только о земном. Поэтому как раз смысл жизни заключается в подготовке человека к вечности: через труд, через дела, которые совершает человек здесь, на земле. Этот труд для себя и для ближнего своего и приносит нам и веру в Бога, и Божию помощь в исцелении нашей греховной жизни в греховной душе — верховного нашего естества; это приносит нам ту вечную радость, к которой мы должны стремиться.

— У меня подруга, с которой мы дружим с 16-ти лет, татарочка. И она сейчас посещает так называемую Школу единого принципа. Как ей помочь и объяснить, что это не очень нормально?

— Да... Каждый человек должен быть более внимательным к себе, чтобы не впасть в какое-то заблуждение. Сейчас есть много всяких школ, курсов и так далее с какими-то очень привлекательными лозунгами и названиями, и нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в какую-то западню, которая может увести человека от истинного пути.

Растеряться сейчас очень легко, потому что имеется масса способов ввести человека в заблуждение. И если человек думает о своем спасении, думает о своей вечности, стремится к Царствию Божию, он должен быть очень внимательным к себе, чтобы не попасть в беду. Если человек ответственен к себе, к своей участи, к своему вечному благу, он должен быть более осторожен.

Тем более что подруга чувствует что-то неладное в этом мероприятии — лучше бы прислушаться к ее голосу и не поддаваться искушению. Потому что ошибиться очень легко, а выйти из заблуждения тяжело, очень сложно.

— Возникает ощущение, что Православие и Бог выступают против удовлетворения человеком своих желаний: это нельзя, то нельзя, се нельзя, все, чего хочется — грех. И это при том, что Господь Сам дал человеку желания. А зачем Он сделал это? Грешник погибнет навечно — таким образом, нужно ограничивать себя во всем; но еще не факт, что я спасусь. Особенно если не получается жить праведно. Что тогда — терять оба мира?

— Дело в том, что надо удовлетворять те желания, которые спасительны для нас. Нельзя сказать, что все запрещено, есть очень много того, что можно. Но, к сожалению, человек пристрастился к злым своим желаниям и не знает, где желания добрые; он ошибочно считает, что вообще ничего нельзя.

Все можно, ведь Православная вера — эта вера любви, радости о Духе Святом. И когда человек стремится к добру, ему дана такая большая свобода, ему все можно в делании добра.

А что касается зла — естественно, это очень плохо. Почему нельзя что-то делать? Потому что это вредно для души и тела человека. А если человек не хочет задуматься о своем благе, он думает, что все, чего ему хочется, для него полезно.

Но Церковь, имея вековую историю, знает, что такое хотенья добрые и что такое хотенья злые. Со злыми хотениями надо бороться. И действительно, душа наша, как я уже говорил сегодня, удобопреклонна ко греху. Она больше тянется к злым намереньям, к злым желаниям, и наша с вами задача — увидеть нашу наклонность ко греху и бороться. Потому что душа заражена грехом и ее нужно исцелять, поправлять и изменять благодатью Христовой.

Когда мы предались полностью своим злым хотеньям, то нам кажется, что Церковь очень многое нам запрещает. Неправда это — ведь есть очень много православных людей, которые живут и радуются жизни, и все им можно, потому что их желания добрые, приятные, полезные для души и тела и для вечности. А если человек хочет злого — это погибель, это смерть. Почему он считает, что Церковь желает добра для жизни, а человек стремится к смерти — что если вера Христова удаляет нас от смерти, то это плохо?

Конечно, можно сказать, человек, который живет по правде Божией, имеет два рая, два мира (как и в этом вопросе говорится: потерять два мира. Нет, приобретать мир). Человеку, который живет в Боге, и на земле хорошо, радостно и благодатно, а в будущем мире будет еще радостнее, еще блаженнее. А человеку, который живет вне Бога, вне Закона Божия, кажется, что ему и здесь хорошо, хотя он на самом деле лежит во зле, которое приносит ему немало проблем. В этой жизни он не живет, а мучается, и в следующей жизни будет мучаться снова; причем здесь — временно, а там — вечно.

Здесь важно разобраться в своих хотениях, потому что не все хотения добрые, полезные и хорошие, а душа наша чаще всего желает себе зла, вреда, смерти — человек сам себе вредит этими греховными хотениями, а Церковь направляет его на добрый, истинный путь духовности и святости.

Мы сейчас знаем, что случилось во время страшной катастрофы в пермском ночном клубе. Люди стали жертвами своих греховных хотений и страстей. И мы все очень переживаем и молимся, чтобы тем людям, которые остались живыми и находятся на лечении, Господь дал здоровья. И чтобы они понимали, что все «хотелки» эти не всегда к благу приводят, а приносят очень печальный исход. Были нарушены заповеди Божии о посте, о воздержании, о послушании воле Божией, а случилась беда — все же пошли в церковь: что Господь милосердный, все понимают. И Церковь идет навстречу и с любовью принимает горе человека, и молится, чтобы Господь простил, помиловал и даровал здравие и благополучие.

И если человек поймет, что не все его желания приносят ему блага — это будет радость для нас, для Церкви и для Господа. А если мы и дальше будем жить по принципу «что хочу, то и ворочу», это не пойдет на пользу никому.

 
 
Архипастырь

В Симеоно-Аннинском храме Сысерти состоялось Архиерейское богослужение

Информационное агентство Екатеринбургской епархии

275-летие встречает приход в честь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы города Сысерть. 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс