Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К 275-летию Екатеринбурга на одном из сайтов в Интернете были размещены имена 275 самых известных жителей города. Наряду с основателями города Татищевым и де Генниным, Бажовым и Маминым-Сибиряком, Росселем и Чернецким и многими другими известными писателями и поэтами, политическими и общественными деятелями, деятелями искусства и культуры в этот список занесено имя заслуженной артистки России, лауреата Российского конкурса чтецов «Пушкинские чтения», артистки Свердловской академической филармонии Тамары Ворониной.
Сегодня Тамара Никитична — гость редакции «Православной газеты».
- Тамара Никитична, мы встречаемся с Вами накануне знаменательной для Вас и всех любителей искусства даты — Международного дня театра. Примите наши поздравления.
- С удовольствием принимаю это поздравление, мне приятно, но… идет Великий пост, поэтому ни на праздник, ни на «капустник» я не пойду. Если бы это было хотя бы воскресенье, маленькая «пасха», то можно было бы и пойти…
Более того, у меня голова занята сейчас совершенно другим. Я нахожусь глубоко в творчестве.
- Следует ли из этого, что Вы готовите какой-то новый проект?
- Да, хотя новым его можно назвать только условно. Его замысел у меня родился давно, года три назад. Однажды на моем концерте побывал екатеринбургский художник, музыкант-импровизатор Андрей Елецкий, а после концерта предложил мне поработать с ним…
Для того, чтобы я познакомилась с его творчеством, он подарил мне свой диск, это — классика в стиле поп-джаза. Обработки были просто замечательные, меня они задели за душу. И я ввела в абонемент своей «литературной гостиной» новую программу: «Поп-классика. «Серебряный век». Я взяла стихи «серебряного века», они исполнялись под поп-музыку в очень мягкой обработке.
Программа получилась довольно развернутой, на целых два отделения. В ней были представлены и постпушкинские поэты — Романов, Тютчев и другие, и поэты времени «серебряного века» — Блок, Есенин, Цветаева, Ахматова, Одоевцева.
- Тамара Никитична, а как складывалась совместная работа двух творческих личностей, причем таких непохожих друг на друга?
- Работали мы с Андреем целый год. Что мне понравилось? Слушая меня, он все время был в поиске: нашел очень много компьютерных эффектов. Если я говорю, что мне нужен здесь дождь — он создает эффект дождя, если мне нужен шум и плеск волн — пожалуйста, сделано.
Три года назад на просмотре нашей программы у нас была министр культуры Свердловской области Н.К. Ветрова, которая сказала буквально следующее: «Я ничего подобного раньше не слышала, вас надо возить по России"…
- То есть вами заинтересовались сразу же. Почему же столь длительное время программа не была представлена широкому кругу зрителей?
- Причина банальная и обидная одновременно. Андрей повредил мизинец на руке и поначалу не обратил на это никакого внимания. Как оказалось впоследствии, был перелом косточки, и он три года не мог играть…
И тогда я начала думать, что же можно сделать? Из поэтов «серебряного века» я обратилась к Одоевцевой, к ее литературным портретам. Потому что они великолепно сочетаются с классической музыкой начала двадцатого века — Скрябин, Рахманинов…
В то время музыкант-народник Владимир Зыкин приобрел электронный аккордеон. И мне пришла мысль объединить две программы: то есть сегодняшнее время я сделаю с Владимиром Зыкиным, а вот начало века я сделаю с пианистом, лауреатом многих Всероссийских и международных конкурсов Владиславом Чепиногой. Таким образом, у меня родилась программа «Классика. Поп-классика. «Серебряный век».
- Тамара Никитична, а почему Вы обратились именно к творчеству Одоевцевой?
- В то время создавалась книга «О русских парижанах» — об окружении Ирины (в крещении Ираиды) Одоевцевой в Париже и в России, куда она вернулась через пятьдесят лет эмиграции. Книгу написала русская писательница, эмигрантка Софья Михайловна Иваницкая. В свое время мне посчастливилось не только встречаться, но и общаться с Ириной Владимировной. Поэтому по просьбе автора я подготовила для ее книги главу «Год с Одоевцевой», записала все на пленку и отправила в Париж. Представленные материалы Софья Михайловна включила в эту книгу, назвав главу обо мне «На счастье». Так я и оказалась в солидной книге, которую выпустил Институт мировой литературы…
- Смена команды как-то отразилась на творческом процессе подготовки программы?
- Конечно, сделать программу было очень непросто. Но я сумела до всех донести свою идею, и мы коллективно сделали именно то, что мне и было надо для моей работы. Они все — прекрасные музыканты. Великолепно показал себя заслуженный артист, пианист Борис Орлов, с которым я работаю уже долгое время; заслуженный артист Владимир Зыкин и Владислав Чепинога тоже понимают меня с полуслова.
Я уже двадцать лет сотрудничаю с Российским Фондом культуры, и за свою работу имею два благодарственных письма от двух председателей Российского Фонда Культуры: Никиты Сергеевича Михалкова и от Сергея Дмитриевича Лихачева.
- В нынешнем году Российскому Фонду Культуры исполняется 20 лет. Следовательно, Вы сотрудничаете с ним с самых первых дней его деятельности?
- Получается, что так. Этой дате мы и посвятили свою программу, которая впервые прозвучала 21 февраля в краеведческом музее, в гостиной дома Поклевских.
- Я знаю, что пресса не обошла это событие своим вниманием, а программа получила самые лестные отзывы зрителей и критиков…
- Сейчас я с надеждой и нетерпением жду официальных результатов губернаторской комиссии. Потому что, сами понимаете, завершение новой работы никогда не проходит бесследно для актера…
Но параллельно возник еще один проект — предложение от Софьи Михайловны Иваницкой приехать с нашей программой в Москву, на презентацию ее книги. Я эту книгу видела, глава об Ирине Владимировне Одоевцевой написана очень тепло.
К сожалению, у меня сейчас очень много концертов, и на презентацию книги я не попаду. Но зимой, в Рождество, я уже встречалась с создателями этой книги, в том числе с профессором доктором наук Александром Мироновичем Ушаковым, который принимал активное участие в ее выпуске.
Случайно ли, нет ли, но так получилось, что зал Центрального Дома работников искусств, где должен состояться наш концерт, оказался свободным только 17 апреля… Вы знаете, это — счастье, ведь именно в этот день Русская Православная Церковь отмечает Радоницу, день поминовения всех усопших, родительский день. Другого не было числа… Ну, Божиий промысел, значит, так надо.
ЦДРИ отправил нашему директору пригласительное письмо, в котором было сказано, что москвичам будет интересна наша программа, что нас с нетерпением ждут. А также с просьбой профинансировать эту поездку. Я показала директору и книгу Софьи Михайловны Иваницкой… И вдруг, к моему крайнему удивлению, я не получаю должного ответа. Он предложил оплатить дорогу только … мне одной. А как же актеры?
- Наверное, очень обидно было слышать такое?
- Я, как смиренная христианка, проглотила — да Бог с ним, я все равно повезу актеров, они поедут. Я попросила очень хороших людей, чтобы они дали мне денег хотя бы в долг.
- И люди откликнулись?
- Благодарение Небесам, да. Кроме того, деньги нам нужны ведь не только для этой поездки. Есть у нас и другие задумки.
- Какие, к примеру?
- В июне состоится фестиваль «Пересвет», в котором мы тоже примем участие. Это — президентская программа, это — русский язык и литература на международном уровне. И когда я связалась с оргкомитетом, оказалось, что в программе фестиваля нет чтецов. Пока еще в епархию организаторы не прислали никаких документов и предложений, но для себя я уже поняла — это проект, в котором нельзя не участвовать, а для участия надо опять находить спонсоров.
- Что же получается, Вы будете сами ходить с протянутой рукой?
- Я проведу 6 июня большой Пушкинский праздник, который и станет основным спонсором.
- Тамара Никитична, насколько мне известно, именно Вы стали когда-то инициатором — и первым организатором — этого праздника в городе.
- Пушкинский праздник в нынешнем году я буду проводить седьмой раз. Очень приятно, что в нынешнем году он будет проводиться совместно с областным Министерством культуры и совместно с «Литературным кварталом». А начиналось все с маленькой горстки людей — любителей изящной словесности, однажды собравшихся вместе. Сейчас это событие освещают по семь-восемь телеканалов. Тьма народу — и везде объективы… Вы знаете, это так здорово, так прекрасно!
Я весь год готовлю этот праздник. В прошлом году его открывали полонезом маленькие танцоры, в нынешнем открыли юноши и девушки из школы № 208.
Я надеюсь, что наши выступления в Москве состоятся и 17 апреля, и с 10 по 14 июня состоятся. И мы сможем защитить и показать русскую литературу, чтобы прозвучал великолепный красивый русский язык, достоинство нашей нации, которая сегодня тяжело больна.
Я считаю, что, занимаясь Словом, я должна сделать все от меня зависящее, находить любые возможности для осуществления своего проекта.
- Будем надеяться, что статья в нашей газете поможет Вам найти новых благотворителей, благодетелей и меценатов для поездки на фестиваль «Пересвет». Расскажите о нем поподробнее.
- Это международная программа, на которой люди из разных стран представляют свое искусство и творчество, обязательно — на русском языке. Русский язык — язык общения, вы понимаете? Там будут представлены духовные хоры, театр «Глас», танцевальные коллективы. Уральцы тоже должны внести в него свой творческий вклад; думаю, что добрые люди и Господь нам помогут.
- Тамара Никитична, Вы часто обращаетесь к Богу, чувствуете Его поддержку в своей жизни, творчестве, деятельности?
- Я вообще не представляю, как можно жить без веры в Бога, как можно жить, не молясь за своих благодетелей.
Недавно я была у руководителя Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии Александра Николаевича Черепанова. Отдала ему проекты своих программ на Пасху, на день рождения Государя Николая Второго, на «Царские дни"…
- Что входит в эти программы?
- На фестивале «Царские дни» я представляю проект «Россия. Романовы. Урал». На день рождения Государя обычно читала программу «Последний Царь», а в нынешнем году сделала совсем новый проект.
- Вот о нем давайте и поговорим.
- Мне захотелось восстановить традиции Царского дома, Царской Семьи. У них было принято исполнять классические произведения, разыгрывать их… Есть великолепные фотографии, на которых Государь предстает в образе Онегина, а Великая княгиня Елисавета Феодоровна — в образе Татьяны. Вот я и решила поставить эту великолепную сцену в саду. Я приглашаю вокалистов из оперы и буду сама читать… Царственные особы очень любили и почитали Пушкина и сами исполняли его произведения…
Давно мечтаю о «Царе Иудейском», но мне пока еще это все не поднять, это очень трудно. Я уже и план нарисовала, как мне все использовать, на какой площадке, перед каким храмом представить… Это нужно готовить очень долго, саму пьесу тщательно изучать.
- Для некоторых наших читателей название этой пьесы мало что говорит. Давайте же проясним ситуацию…
- Это великолепная пьеса Великого князя Константина Романова. В ней описана судьба династии Романовых — все, что должно было случиться и случилось. В пьесе нигде нет Иисуса Христа, но Он присутствует. Так гениально написана пьеса: Его нет, но Он есть…
Понимаете, это сценически очень трудно сделать. Но я уже думала о том, как оформить спектакль, каких актеров пригласить… Но это требует, во-первых, затрат, это требует от актеров огромной отдачи. Это — работа огромной сложности, для которой нужно какое-то особое освящение, нужно особое видение.
Я давно вынашиваю эту идею, мне нужны помощники, творческие люди с режиссерским образованием, осветители, художники, оформители. То есть сначала должен сформироваться коллектив, который и будет разрабатывать сценарий того, как все это действо провести на площади.
- Тамара Никитична, откройте секрет: все ли Ваши замыслы и идеи воплощаются в жизнь?
- Да, они все воплощаются. Я очень долго вынашиваю свои планы, очень долго думаю, все это «рисую» внутри, словно храм строю из кирпичиков… Возьмем творчество Александра Сергеевича Пушкина. Для того, чтобы написать образ Германа, трагического игрока в «Пиковой даме», он сам стал играть. Наталия Николаевна страдала, он проигрывал деньги, но он должен был сам прочувствовать эту трагедию человека, эту зависимость его от карт.
А вспомните «Евгения Онегина"… Дуэли самого Пушкина и дуэль Онегина. Я уверена, что Пушкин, создавая Онегина, много раз принимал на себя выстрел. Только так можно написать сцену дуэли. Как у него все расписано почти по секундам — как произошел выстрел, как человек падает, и как кровь струится из сердца, которое только что билось…
Работая Словом, я понимаю: чтобы что-нибудь создать, должно быть глубочайшее видение того, о чем говоришь.
Так же случилось и с Ириной Одоевцевой. Глубочайшее видение! Я не просто была целый год возле нее. Я была в атмосфере ее времени, я жила ее образами, ее героями, ее произведениями. Мы никогда не говорили — «Ахматова», мы говорили — «Анна Андреевна», не говорили «Гумилев» — говорили «Николай Степанович"… Словно они были рядом с нами. Мы видели их одежды, привычки, жесты…
Будучи рядом с Ириной Владимировной, я записывала на пленку беседы с ней. Недавно один звукорежиссер сделал обработку этой пленки. Удивительно, как она в свои 93 года читает стихи! Как она учила меня петь, как пел Кузмин… Роскошный материал! У меня его сейчас просит Институт мировой литературы, но мне не хочется расставаться с ним. Это такой уникальный архив, с которым не хочется расставаться.
До сих пор помню, как Ирина Владимировна сказала мне: «Вы так талантливы. Вы обязательно будете знаменитой!» Я в этом не сомневаюсь.
- Так вот все гладко и ровно было в Вашей жизни?
- Отнюдь. Я встречала немало непонимания и даже сопротивления. В той же филармонии нередко убирали мои концерты, говорили, что людям неинтересна «дамская литература"… Я все это прошла, и только все время говорила: «Да побольше бы нам таких дам, таких литературных мемуаристов».
Конечно, все это надо было пройти. Это было советское время, потом оно менялось… Да и сейчас во главе остались почти все бывшие партийные работники, которые просто сейчас уже не партийные. Но закваска-то у них осталась прежняя, ее никуда не денешь. Изменение взглядов, жизненных установок у любого человека происходит очень медленно и трудно. И к этому надо привыкнуть, и не надо очень остро на это реагировать. Потому что семидесятилетняя закваска дает о себе знать и сегодня.
- Тамара Никитична, но Вы же тоже — человек советского времени… со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Да, у меня отец был членом КПСС. Но перед моими глазами были всегда брат и сестра — отец и моя тетушка Анастасия. Вот она не изменила Богу, всегда была верующей…Она вела глубокий, духовный образ жизни: тихо постилась, тихо ходила в церковь, тихо молилась.
Папа страшно переживал: надо же, как все развалилось, люди стали совсем другие, совсем не те идеалы, к которым мы пришли… У него прямо слезы бежали из глаз от сознания того, что все разрушено: люди совсем другие, нет этого трепетного отношения друг к другу, нет прежней честности, ответственности.
Когда папа ушел из жизни, больная тетя-инвалид осталась на моих руках. И я, не будучи крещеной, ходила в церковь, когда привозила на богомолье тетю Анастасию, я ей носила свечи, просфорки. А когда она уходила из жизни, больше всего сокрушалась тому, что я — некрещеная. Сразу же после ее смерти я приняла Святое Крещение.
- Наверное, и о дате Вашего концерта, который прошел как раз в Родительский день, «похлопотала» за Вас тетушка…
- Похлопотала. Я, может быть, не отмечаю их дни рождения, но всегда особенно отмечаю дни памяти. Я все время поминаю всех своих ушедших родственников. Они всегда в моей душе и сердце, они у меня в памяти.
Я считаю, что, поминая наших усопших, мы воспитываем себя, мы памятью о них оживляем их. Они живут рядом с нами. А раз они живут, то им легче нам помочь. Я очень давно поняла, что нужно не только поминать усопших, но и молитвенно благодарить людей, которые оказывают тебе помощь.
Я молюсь и буду молиться за всех своих помощников, единомышленников, благодетелей и благотворителей, которые дают мне возможности для реализации моих творческих планов и новые силы для дальнейшего роста.
Беседовала Лидия ЕЖКОВА
17 июняв Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии состоялось учредительноесобрание регионального отделения Всероссийской организации «Много деток— хорошо». Удивительная женщина, Валентина Николаевна Гусева — мать 11детей и президент фонда «Большая семья», побывав в Москве на Всероссийскомфоруме, вернулась в родной город с миссией организовать в столице Урала отделениеорганизации, призванной поднять в глазах общества и власти престиж многодетныхсемей, а также семей, в которых воспитываются приемные дети.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.