Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (560) → «Для того чтобы с нами не происходили беды, о которых мы узнаем едва ли не каждый день, мы должны научиться богатеть в Бога». Проповедь Предстоятеля Русской Православной Церкви в день памяти святого благоверного князя Александра Невского

«Для того чтобы с нами не происходили беды, о которых мы узнаем едва ли не каждый день, мы должны научиться богатеть в Бога». Проповедь Предстоятеля Русской Православной Церкви в день памяти святого благоверного князя Александра Невского

№47 (560) / 15 декабря ‘09

Первосвятитель

Проповедь Предстоятеля Русской Православной Церкви в день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

  Только что мы прослушали Евангелие от Луки.

В этом чтении Господь предлагает слушавшим Его притчу о богатом человеке, у которого родился большой урожай. И вот размышляет богатый человек, что сделать со всем этим добром, и решает: «Разрушу старые свои житницы, амбары, построю новые, большие, и соберу туда все плоды мои и все добро мое, и скажу душе моей: душа, ешь, пей, веселись». И говорит Господь: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя. Кому достанется все это?» И завершается притча словами: «Так бывает со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (см.: Лк. 12, 16–21).
  Эта евангельская притча несет в себе огромный смысл, который должен усвоить каждый человек вне зависимости от своего достатка – будь то человек богатый или скромных материальных возможностей. Эта притча должна быть правильно понята. Господь не осуждает человека за то, что он решил построить новые амбары и собрать туда урожай. Если бы речь шла только об этом, то богатый человек явил бы пример рачительности о материальных благах, которые ему послал Бог. Господь не осуждает намерение улучшить дело, которое он совершает. Но вслед за доброй мыслью построить новые, более обширные амбары, чтобы собрать туда богатый урожай, чтобы ничего не погибло, последовала очень опасная жизненная философия – греховная, а потому и опасная: «и скажу душе моей: ешь, пей, веселись». Этот человек в богатстве своем усмотрел абсолютную ценность. Больше ничего ему не нужно: есть материальные средства, а дальше – наслаждайся жизнью, бери от жизни все, ни о чем не думай, не забивай себе голову никакими другими мыслями, не ставь перед собой никаких целей; ты получил материальные ценности, и они открывают перед тобой радостную жизнь, исполненную наслаждений.
  Эта жизненная философия, отрицающая Бога, надежду полагающая на материальные ценности, на человеческую силу, Богом осуждается, и осуждается на основании очень разумной причины – материальное богатство не способно продлить и на день человеческую жизнь. Если час пришел и свершается над человеком воля Божия, то его жизнь может пресечься во мгновение и никакое богатство неспособно продлить годы жизни. А добавляя к сказанному, и никакая власть, никакое человеческое могущество, ибо пред Богом наше человеческое могущество — это ничто.
  Если человек сознает эту никчемность, эту незначительность перед лицом Божиим своей собственной человеческой силы, то он обретает верную жизненную установку, которая сводится к тому, что человек призван трудиться, в том числе преумножая свои материальные возможности, но никогда и ни при каких обстоятельствах он не вправе свою человеческую, материальную силу поставить в центр жизни, забыв о Боге – единственной абсолютной Силе, в руке Которого все мироздание и жизнь каждого человека.
  «Так бывает со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». А что же означает это «богатство в Боге»? Оно в первую очередь и означает эту правильную жизненную установку, когда человек жизнь свою полагает под десницу Божию, когда он Бога видит центром своего бытия и когда он стремится жить в соответствии с Божией правдой, с Божиим законом. Тогда материальные блага не только улучшают условия жизни человека, но и могут содействовать созиданию духовных ценностей – тех самых ценностей, которые не пресекаются с остановкой человеческого сердца, но уходят в вечность. И когда от богатства своего или даже от скромного достатка мы находим в себе силы и разумение отдавать тем, кто нуждается, делиться с неимущими, творить добрые дела — вот тогда эти материальные, временные ценности обретают вечное значение, потому что служат ценностям вечным, ценностям Царствия Небесного. Это и есть богатство в Боге. Такое материальное богатство никогда не исчезает. И в земной жизни следы этого богатства люди способны видеть на протяжении тысячелетий; но, более того, это богатство, через духовные ценности, входит в Божие Царство, и тогда каждый, кто богател в Бога, может сказать: «Господи, вот я и вот плоды моих рук, я Тебе это посвятил, я все это отдал на свершение воли Твоей, прими это как жертву моей жизни».
  В истории мы знаем множество примеров такой жизни, когда богатство и власть, в том числе политическая власть, обращались во славу Божию. Сегодня мы празднуем день погребения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Он был главой нашего государства в трудное время, когда быть во главе народа означало быть во главе воинства, потому что главной задачей святого благоверного князя было ограждение земли нашей от нашествия иноплеменных. И он отдал всю силу своего таланта на службу своему народу, своему Отечеству. Он, когда это было необходимо, встал во главе дружины и пошел на врага, многократно превосходившего его по силе. А с какими замечательными словами пошел святой князь на битву с теми, кто вступил на его землю: «Не в силе Бог, а в правде. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем». И вступил в неравный бой, и победил врага, будучи двадцати лет от роду. А потом еще раз одержал великую победу – на льду Чудского озера, защитив Отечество свое.
  А на восток – туда, где грозная Орда имела свой центр, где принимались решения, которые могли погубить землю Русскую, – он ходил как мудрый правитель, как тонкий дипломат, способный даже и поношения от своих сродников принять, ибо не всем были видны замыслы святого князя. Но он все делал, чтобы оградить землю свою от разорения и погибели. И как глава государства святой Александр Невский, конечно, преумножал материальное могущество народа и страны. Разве можно было без денег собрать войско, вооружить людей, обучить их? Нужны были деньги, как нужны они были для строительства городов, крепостей, храмов; как нужны они были для того, чтобы народ, находившийся под властью Орды, начинал сознавать себя свободным народом. Святой благоверный князь создавал это богатство в Боге. И разве кто-то может укорить его за то человеческое могущество, за ту силу человеческую, за те материальные возможности, которыми он обладал как князь? Никто и никогда. И в историю нашего Отечества он вошел как избавитель Руси, как созидатель ее национальной жизни, как тот, кто приблизил ее свободу и становление как могучего великого государства. Мы вспоминаем сегодня благоверного Великого князя Александра с благодарностью Богу за то, что Он явил народу нашему и стране нашей святого покровителя, молитва к которому всегда защищала Русь и сохраняла от бед Отечество наше.
  Для того чтобы с нами не происходили беды, о которых мы узнаем едва ли не каждый день из новостей; для того чтобы наконец выправился исторический путь народа нашего, мы должны научиться богатеть в Бога. Не пропивать свои деньги, не расточать их в распутстве, не жить сегодняшнем днем, не брать силой от жизни все, чтобы только получить больше наслаждений, но все, что дает нам Бог, обращать во благо, дабы наши повседневные человеческие труды обретали вечное и непреходящее значение, приближая к нам Божие Царство. Аминь.

Патриархия. Ру

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл стал лауреатом Национальной премии «Человек года» за 2009 год

  9 декабря обнародован список лауреатов Национальной премии «Человек года» за 2009 год. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назван лауреатом премии в номинации «Религия».

 
Первосвятитель

«Святая Екатерина – светлый пример того, как можно соединять светские знания, образованность, внешнюю красоту, высокое положение в обществе с глубокой верой». Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Святой Великомученицы Екатерины

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Святой Великомученицы Екатерины на Всполье — московском подворье Православной Церкви в АмерикеМы празднуем сегодня память святой великомученицы Екатерины, которая для многих, особенно женщин, является светлым и притягательным примером того, как можно соединять светские знания, образованность, внешнюю красоту, высокое положение в обществе с глубокой верой. Вера принадлежит всем – и богатым и бедным, и знатным и людям совсем неизвестным.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс