Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (557) → Владыка Викентий: «Икона открывает и являет нам невидимый духовный мир»

Владыка Викентий: «Икона открывает и являет нам невидимый духовный мир»

№44 (557) / 22 ноября ‘09

Архипастырь

 21 ноября Церковь совершает празднование святому Архистратигу Михаилу. К этому дню в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка икон «Архангел Михаил», из собрания уральского предпринимателя М.

Н. Шилиманова. На ней экспонируется лишь часть коллекции Михаила Николаевича; более полное описание ее представлено в альбоме-каталоге «Архангел Михаил», с которым желающие могут познакомиться в музее «Невьянская икона».

  В предисловии к каталогу архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий пишет: «…есть люди, не имеющие никакого понятия о жизни святого угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Эти горькие недоуменные слова Александр Сергеевич Пушкин адресовал своим современникам. К сожалению, за прошедшие почти два века они не утратили актуальности. Поэтому так приятно держать в руках эту книгу, знакомиться с коллекцией. На протяжении многих лет Михаил Николаевич Шилиманов ищет иконы своего Небесного покровителя – Архистратига Божия Михаила, стремится как можно больше узнать о деяниях этого предводителя небесных воинств, верного служителя Божия, низринувшего с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. И вот теперь Михаил Николаевич решил поделиться со всеми своими находками, своим знанием.
 Святитель Василий Великий говорит: «Что слово повествования предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения». Таким образом, икона открывает и являет нам невидимый духовный мир, и в молитвенном обращении к первообразу, предстоя пред иконой, мы соприкасаемся душой с этой духовной реальностью. Икона – это по сути своей прежде всего своеобразный вероучительный текст, призванный помочь нам в постижении истины Православия. И отрадно видеть в повседневной жизни Михаила Николаевича Шилиманова: постижение иконописи подвигает его к делам милосердия. Стремление делать добро, подобно тому, как творил и творит его архистратиг Божий Михаил, привело его к участию в строительстве храма на территории детской колонии в г. Кировграде. Им были выделены личные средства на строительство. Кроме того, Михаил Николаевич, являясь специалистом по строительству, непосредственно курировал все этапы возведения и внутренней отделки храма.
 Хочется надеяться, что знакомство с этой книгой и выставкой разбудит в сердцах ее читателей и зрителей много добрых мыслей и приведет их к благим трудам во имя веры Христовой, во имя сохранения православных святынь, переданных нам нашими благочестивыми предками».

  Духовность, прошедшая сквозь века
 О своей коллекции Михаил Николаевич может говорить долго и интересно – в этом лично убедился наш корреспондент.
 – Как рождаются коллекции? По воле случая? Или высших сил, когда непостижимым образом сталкиваются люди, времена и обстоятельства? Они невольно приводят тебя к тому, что становится твоей судьбой на многие-многие годы.
 Моя коллекция началась с иконы, подаренной друзьями на день рождения – мне исполнялось тогда 33 года. Это был небольшой образ начала XIX века с изображением моего небесного покровителя – архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Того самого, что, согласно Писанию, поведет ангелов в последний бой против сатаны.
 Я по-настоящему разволновался, представляя, сколько людей обращалось к святому лику за эти 150 лет, поверяя тайные мысли, моля о заступничестве и духовном наставлении. Икона словно впитала в себя силу молитвы нескольких поколений ее владельцев. Я почти физически ощущал, что от нее исходят сияние и мощь, веет покоем и уверенностью.
 Конечно, я стал интересоваться иконами. Особенно теми, на которых был изображен мой небесный покровитель. Что-то я покупал, что-то выменивал, бывало, что и дарили. Когда икон было уже десять, я обратил внимание, что все они очень разные, хоть и объединены одной темой. Именно тогда в первый раз у меня возникла мысль о коллекции.
 С тех пор прошло много лет. Сейчас в моем собрании более 130 икон. Оно постоянно пополняется.
 Многие ценители русской иконописи формируют свои коллекции по принципу принадлежности к одной школе, историческому периоду либо месту, где они были писаны. Я же решил собирать иконы, на которых изображен мой небесный покровитель. Захотелось как можно больше узнать о нем, перечитать Святое Писание, обратиться к другим знающим людям.
 Основная часть коллекции собралась довольно быстро. Как только среди антикваров распространилась информация о том, что я интересуюсь иконами с изображением архангела Михаила, мне стали звонить и везти буквально из самых отдаленных уголков страны. И до сих пор еще везут, что неудивительно – когда-то в России иконы, посвященные архангелу Михаилу, почитались особо и были распространены.
 Часть экспонатов в коллекцию я разыскивал сам. Что-то удалось приобрести, а о некоторых упущенных возможностях я сожалею до сих пор. Вспоминается случай, когда я обнаружил интересный экземпляр и мог его прибрести. Но рисковать не стал: икону могли изъять при пересечении границы. Я не хотел, чтобы она попадала в случайные руки. Дело было в Израиле. Мне показали необычный образ – как говорится, с историей. Он принадлежал арабской воинской части, в которой, очевидно, было много христиан. Они почитали архангела Михаила как покровителя воинов. Надписи на этой иконе были сделаны на арабском языке. Я тогда не знал, как правильно оформлять документы на вывоз предметов культурного наследия. Впоследствии оказалось, сделать это довольно просто, и я до сих пор сожалею, что упустил эту поистине уникальную икону.
 «Накопительный» период, когда в коллекции оставалось всё, что приносили, закончился довольно быстро. Как только в собрании оказалось более сотни икон, я понял, что двигаюсь в неверном направлении. В моем собрании не было четкой логики.
 Часть икон в итоге пришлось вернуть: в их числе оказались те, подлинность которых вызывала сомнение, а также поврежденные и плохо отреставрированные экземпляры. Такие иконы теряют антикварную ценность, а иногда и духовную составляющую. В коллекции остались только подлинные уникальные вещи.
 В современной России сложилась парадоксальная ситуация: новая икона, выполненная в духе лучших образцов русской иконописи, будет стоить в 2–3 раза дороже, чем старый, намоленный веками образ с историей. Кроме того, в новоделе нет души.
 Ведь раньше как писали иконы? Начинали с малолетства при монастырях. Сначала только грунтовали, потом, с приобретением мастерства, писали фон, потом одежду и затем сам лик. Когда мастер готовился к писанию, обязательно постился, причащался, испрашивал благословения у своего духовного наставника. Поэтому то, что выходило из-под его кисти, нельзя рассматривать как произведение искусства, оценивать по светским канонам.
 Писание святых ликов считается делом боговдохновенным. Роль веры настолько высока, что многие иконописцы уверяют, будто «Господь водит их руками».
 Меня привлекает та духовная сила, что заложена в образа их создателями. К сожалению, пока я не видел у современных иконописцев ничего похожего на то, что писалось до революции. Поэтому я начал собирать иконы XVII – XIX веков.
 В собрании в его нынешнем виде нет ничего случайного – все иконы любимые и родные. Есть фавориты коллекции. Например, нагрудная подвесная финифть «Собор Архангела Михаила». Или меднолитой складень начала XIX века, некогда защищавший российских воинов – быть может, при Аустерлице. Еще один интересный экспонат – икона в шитом окладе из бисера, перламутра и стекляруса «Собор избранных святых с архангелом Михаилом». В подобном оформлении образа встречались крайне редко. Оклад изготовлен не в профессиональной мастерской – это так называемая домашняя икона ручной работы, сделанная с большой верой и любовью.
 В общем-то все собранные в моей коллекции домашние иконы можно отнести к числу особо ценных. Это целый пласт самобытной культуры. В иконописных мастерских иконы писали массово, по единому канону, и получались они практически одинаковыми. К тому же иконы эти были дорогими – прибрести их могли только обеспеченные люди. А те, кто не мог купить дорогие иконы, писали их для себя сами (сегодня, конечно, такое трудно представить). Такие образцы иконографии часто находятся на очень примитивном уровне – выполнены едва ли не в духе детских рисунков. Но в них, как нигде, чувствуются вера и благодать. Один из самых распространенных самописных образов, Архангел Михаил, имелся практически в каждом доме.
 Пока я собирал коллекцию, пришлось многому учиться. Например, разбираться в тонкостях реставрации. Невозможно передать словами то волнение, которое испытываешь при виде ликов святых, когда с них снимают слои потемневшей олифы и они освобождаются от вековых копоти и черноты.
 Бывает, что рисунок плохо сохранился, не виден лик святого. Дописывать такую икону неприемлемо. Реставраторы не имеют на это прежде всего морального права. Это вопрос профессиональной этики. Когда утеряны части декора, фона, одеяний, их можно восстановить. Но если нет главного – лика, то иконой это назвать нельзя.
 На сегодняшний день мое собрание иллюстрирует все аспекты ангельской жизни архангела Михаила. Внимательный, заинтересованный зритель, изучив каталог или познакомившись с выставкой, узнает об одном из главных ангелов христианского пантеона – где, кем и как он почитался, в каких случаях возносились ему молитвы.
 Я рад, что эксперты признают мое собрание в его нынешнем виде поистине уникальным. Поэтому было принято решение об издании каталога. Это поможет сделать коллекцию публичной и ознакомить с ней более широкий круг общественности.

  Во главе ангельского воинства
 Протоиерей Петр Мангилев:
 – Собрание икон, созданное тщанием Михаила Николаевича Шилиманова, в определенном смысле уникально. Оно имеет тематический характер и содержит иконы, в сюжете которых присутствует изображение архистратига Божия Михаила.
 Через него Господь многократно действовал в ветхозаветные времена. Через него многократно являл Свою милость благочестивым христианским правителям и православному народу. Пресвятая Дева Богородица, не единожды заступавшая своим явлением русские города, обороняя их от вражеского нашествия, всегда являлась с многочисленным ангельским воинством, во главе которого был архистратиг Божий Михаил. Наши благочестивые предки в благодарность за великие благодеяния Божии, явленные через Архангела Михаила, составили многие церковные песнопения, посвященные ему, построили во имя его храмы и монастыри, написали прекрасные иконы, сложили духовные стихи. Формы почитания архангела Михаила разнообразны.
К оллекция Михаила Николаевича – тоже своеобразное прославление архангела. Вот об этом хотелось бы сказать особо. В массовом сознании все более утверждается отношение к иконе как к явлению культуры, как к памятнику христианского искусства. Икону мы теперь чаще всего воспринимаем как некий культурный феномен. Видя в иконе только художественную, культурную, историческую ценность, мы как бы умаляем икону, делаем её меньше себя самоё, низводим её, как говорил отец Павел Флоренский, до уровня «расписанной доски». Верующим сознанием, говорил отец Павел, «икона всегда сознается как некий факт Божественной деятельности. Икона может быть мастерства высокого и невысокого, но в основе её непременно лежит подлинное восприятие потустороннего, подлинный духовный опыт». Раскрывая смысл иконы, смысл наличия иконостаса в храме, отец Павел Флоренский пишет: «Иконостас есть явление святых и ангелов – агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. Иконостас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было бы видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы». Понятие об этом главном смысле иконы должно быть в нашем сердце, когда мы видим то или иное иконописное изображение.
 И вот сейчас, когда мы знакомимся с собранием Михаила Николаевича Шилиманова, листаем страницы его каталога, мы не должны забывать о том, что икона являет нам мир сверхчувственный. Мы должны постараться к этому миру приблизиться, прикоснуться – не только прочитать интересные, насыщенные фактами историко-культурологические размышления о вере наших предков, но и попытаться проникнуть в существо этой веры, почувствовать ее тепло в своем сердце. Если мы отнесемся к тому, что предложено нам здесь, чутко и внимательно, то откроем для себя гораздо больше, чем можем даже ожидать. Не только иконописные изображения архангела Михаила мы можем увидеть, не только новые знания приобрести, но сможем обрести для себя и самого архистратига Божия, обрести его как тёплого молитвенника и предстателя, заступника, помощника в житейских наших нуждах, заботливого руководителя в деле нашего спасения, ограждающего нас кровом крыл невещественной своей славы от всякого злого обстояния, о чем и говорится в Минее служебной: «…да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы…»
 Святой Архистратиге Божий Михаиле, моли Бога о нас!
 Вся Небесные силы святых ангел и Архангел, молите Бога о нас!

  Князь великий, стоящий за сынов народа своего
 Куратором экспозиции «Архангел Михаил» выступила заведующая отделом хранения Музея изобразительных искусств искусствовед Юлия Владимировна Сирина. Вместе с ней мы и пройдем по залам выставки.

 – Здесь размещены самые разнообразные иконы архангела Михаила – от самых маленьких до больших, храмовых икон. Архангел Михаил очень часто изображался в храмах на иконостасе в деисусном ряду, на Царских вратах; большие храмовые иконы присутствовали в церквах, освященных во имя Архистратига Михаила. Нередко его образ изображали на металлических хоругвях, с которыми совершались Крестные ходы.
 Иконография предводителя ангельского войска пришла к нам из Византии. Архангел Михаил в византийской и русской иконографии изображался в различных облачениях и одеждах: в виде воина (в воинских одеждах), в виде ангела (в гиматии и хитоне), в виде приближенного Царя Небесного (в одеждах византийских императоров, так называемый лотарный). Само слово «лотарный» произошло от слова «лор» – ленты, надеваемой поверх далматика.
 Лотарный Архангел Михаил изображался в барабанах куполов и алтарных апсидах в непосредственной близости ко Христу. На иконах лотарные изображения встречаются редко, как ростовые, так и поясные, в иконах «Собор Архангела Михаила» или как одиночные изображения.
 Как ангел Михаил чаще всего изображался в деисусе, где он вместе с Архангелом Гавриилом предстоит Христу Пантократору. Греческое слово «деисус» означает «моление», «прошение». Главная идея деисусного чина – моление за род человеческий в преддверии Второго Пришествия и Страшного Суда.
 Воинский аспект культа Михаила Архангела получил свое развитие еще в Византии, поскольку он был патроном императоров. В IX веке, при правителях Македонской династии архистратига стали изображать на императорских знаменах. Самая ранняя русская икона с изображением Архангела Михаила как небесного воеводы, дошедшая до наших дней, происходит из Успенского собора Московского Кремля и датируется XIII веком. На ней представлено явление Иисусу Навину архангела в доспехах, с поднятым мечом.
 Главные иконографические черты самостоятельного изображения архангела как воина можно увидеть уже в иконе второй половины XIV века тверской школы «Архангел Михаил», которая хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Архангел с широко разведенными крыльями показан в доспехах римского образца и наброшенном поверх плаще; в правой руке, прижатой к груди, он держит меч, а в левой – ножны. Но в отличие от изображений святых воинов вокруг него, держащих в поднятой руке крест и меч – в опущенной, как знак: они добровольно отказались от оружия, став воинами Христовыми, меч Архангела Михаила поднят – архистратиг небесного воинства всегда готов сражаться со всяким злом и неправдой.
 Архангела Михаила почитали не только как предводителя ангельского воинства, но и как проводника душ в загробное царство. Мотивы, где Михаилу Архангелу отводится роль проводника и заступника умерших в потустороннем мире, ясно прочитываются в иных композициях. Например, тексты молитв, помещенные на русских иконах «Михаил Архангел, попирающий диавола», также указывают на него как на чаемого заступника при разлучении души с телом.
 В дальнейшем иконография архангела Михаила в облике воина уже не выходила из употребления и имела особую популярность в «академическом» иконописании. Со второй половины XIX века оружие архангела чаще всего – огненный меч. В XVII веке архангела-воина стали изображать стоящим на облаке, что впоследствии стало традицией. Таким наивным способом пытались разграничить «заоблачный мир», в котором обитают ангелы, и мир реальный. Со временем это стремление к «естественности» в иконописи настолько усиливается, что исчезает понимание принципиальной разницы между пространствами обычным и мистическим – возникает ощущение, что ангел стоит на реальном облаке, лежащем на земле.
 Значительно позже в русской традиции, закрепленной в иконографии, Архангел Михаил выступает как покровитель сельского хозяйства, коневодства и ремесел.
 Святой Архангел Михаил – архистратиг небесных бесплотных сил, поставленный над ними самим Господом (в переводе с древнееврейского имя «Михаил» – «кто как Бог?»). Он – один из высших ангелов, принимающих самое активное участие в судьбах Церкви, которая почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ереси и всякого зла. Образ его издавна является символом христианского оптимизма, веры в то, что зло обязательно будет побеждено, оно не вечно и не всесильно.
 Земной мир искажен злом со времен грехопадения Адама, но Священное Писание учит: наш мир не единственный. Существует другой мир, где пространство преломляется временем и где в реальности Предвечного Света сияет cлава будущего века. Именно в этом непостижимом духовном мире, где нет ни пространства, ни времени, в свете огня Божественных энергий, у подножия Творца пребывают силы Небесные. Господь открывает Свою волю высшим ангелам, а они в свою очередь просвещают остальных. Архангел Михаил – старший среди ангелов, вождь воинства Господнего, и величается великим князем, стоящим за сынов народа своего (Нав. 5, 13–15; Дан. 10, 13, 21; 12, 1).

Публикацию подготовила
Лидия Ежкова

 
Епархия

Рукопись протодиакона Андрея Кураева выбрана за основу будущего учебника по Основам православной культуры

16 ноября 2009 года в конференц-зале Высоко-Петровского монастыря в Москве состоялось первое заседание редакционной коллегии по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы. На рассмотрение редколлегии поступили два проекта учебника по «Основам православной культуры».

 
Церковный календарь

Дни памяти Святых

 1 декабря Мч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Св. Николая исп., пресвитера (1948).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс