Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (559) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№46 (559) / 8 декабря ‘09

Архипастырь

 – «Владыка, год назад моя дочь обвенчалась, а сейчас муж ушел из семьи. Мы все очень переживаем, особенно дочь.

Подскажите, как дочке вести себя в этой ситуации, как молиться за сохранение семьи?» – спрашивает Татьяна из Чувашии.
– Печальное, конечно, явление в нашей современной жизни, что семья такая хрупкая, слабая, быстро разрушается. Только год человек прожил в семье, и вдруг ему что-то не понравилось, и он решил бросить жену и дочку. Таково наше современное воспитание – безответственность за свои действия или боязнь ответственности, духовная слабость. Нам нужно постараться воспитывать в своих детях твердость характера, чтобы мальчик воспитывался уже как будущий глава семьи, как настоящий мужчина – храбрый, готовый защитить свою семью, а не бросать ее. А девочку воспитать так, чтобы она готовилась стать матерью, растила своих детей в духе Православия, веры, в духовных добродетелях, высокой нравственности, которые проповедует Православная Церковь. Думаю, нужно молиться за человека, который так бездумно и безответственно поступил. Может, Господь коснется его души, и он раскается в своих действиях, вернется в семью и будет дальше продолжать жить, укрепляться в вере и благочестии, чтобы семья была даже многодетной.
 – Спасибо, Владыка. У нас звонок. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте! Это Татьяна из Костромы. У меня такой вопрос: бывает, что усопшие просто снятся, а иногда такое происходит, что они приходят, как наяву, и общаются. Как быть в таких случаях?

– Недавно был такой вопрос – человек не верил, что есть потусторонний мир. А тут пример, когда усопшие являются во сне и даже наяву. Конечно, это показатель, что действительно есть неземная жизнь и усопшие нуждаются в нашей помощи, поддержке духовной, в молитве. Они являются, чтобы мы обратили внимание на них, усерднее за них молились – им там тяжело, поэтому нам нужно усилить молитву, жизнь церковную, чтобы наша жизнь способствовала облегчению их страданий в потустороннем мире. Нужно молиться, чтобы Господь наших усопших предков помиловал, простил и даровал им вечную и блаженную жизнь, упокоил их с праведными. Может, нужно милостыню совершить, какие-то добрые дела ради блага их души. Это им поможет, и они перестанут нас беспокоить своим явлением.
 – «Почему Ветхий Завет привязали к Евангелию?» – спрашивает Вячеслав из города Новочебоксарска.
– Это не совсем корректный вопрос: что значит «привязали Ветхий Завет к Евангелию»? Библия – это Священная Книга, Божественное Откровение. Что Ветхий Завет, что Новый Завет – это Откровение Божие нам для руководства в нашей жизни. В Ветхом Завете описываются явления, которые совершались с богоизбранным еврейским народом: как Господь водил его, защищал от падения греховного, чтобы не потеряли истинную веру и донесли ее до Христа Спасителя, Который принес нам спасение, Царство Божие, потерянное с грехопадением прародителей. В Новом Завете Христос Спаситель Своим Учением показывает нам, как жить на земле, чтобы жизнь была богоугодной, способствовала достижению блаженной вечности. Спрашивающий неправильно понимает смысл Божественного Откровения, книг Священного Писания.
 – «Мой муж Сергей, 46 лет, парализован после инсульта уже 5 месяцев. Молюсь о его исцелении постоянно, прошу у Владыки помощи и молитвенной поддержки», – просьба от Ларисы из города Озерска Челябинской области.
– Помоги, Господь! Призываем всех помолиться за болящего Сергия, чтоб Господь укрепил его, исцелил от тяжелой болезни.
 – «Владыка, должен ли в храмах существовать инвентаризационный учет? Наш храм построен в XVII веке, в нем много старинных икон и утвари, их сохранность вызывает беспокойство», – спрашивает Нина из Тульской области.
– Этот вопрос, конечно, нужно решать с местным священником, благочинным или Правящим Архиереем. Конечно, должна быть опись всех ценностей, которые есть в храме. Эта опись передается из поколения в поколение, от священника, назначенного архиереем, к другому священнику, который назначается – таким образом сохраняются святыни, которые хранятся в нашей Церкви.
 – У нас звонок из Калужской области. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте! Владыка, я уже звонила в передачу «Беседа с батюшкой», но мне уклончиво ответили. Когда идем к Причастию, мы прочитываем все каноны, все правило, как положено. А люди молодые, работающие – когда они очень много работают, не могут прочитать все. И сын хочет причаститься, но на двухчасовое чтение у него нет возможности. Можно ли причащаться по краткому молитвенному правилу? У меня есть молитвенное правило для начинающих: молитв меньше и канонов нет. Спасибо.
– Понятно, что есть люди очень занятые, но, я думаю, найти один час и почитать правило ко Причастию можно. Тем более если понимать, что это правило дано нам, чтобы мы исполнились расположением духа к тем божественным Тайнам, которые мы принимаем, чтоб они не были нам в суд или осуждение, но были во исцеление души и тела, для жизни вечной. И когда мы углубляемся в смысл нашего приготовления к таинству Причастия, то исполняемся страха Божия, желаем побольше потрудиться, чтобы Святые Тайны были нам во благо, а не в страдания, болезни, чтобы Господь не осудил нас, что мы неправильно причащаемся Тела и Крови Христовых. Нужно стараться быть более подготовленным к таинствам, исполниться духа сокрушения в своем сердце, сознания своей греховности. Постараться подготовиться и молитвой, и постом, и воздержанием, приготовлением к таинству Исповеди, Покаянию. Если так человек настраивает себя, то он найдет время почитать молитвы, ведь не так уж много времени нужно, чтобы три канона почитать. Если редко человек это делает, то получится подольше, а имеющий опыт чтения может и быстрее прочитать, но со вниманием, с осознанием важности предстоящего таинства. Три канона: покаянный, Божией Матери и ангелу-хранителю, и канон ко Причастию с молитвами. Это не так уж много. Сам себя человек пугает, что это много и времени нет. На все есть время, только нужно себя настроить и правильно время распределить – тогда можно для всего найти время. Это же не каждый день. Священнослужители, которые совершают богослужение, причащаются, каждый день читают эти правила. А мирянин – один раз в неделю или раз в месяц, в полгода. Можно найти время, сосредоточиться, отложить все житейские попечения и это правило исполнить. Сам человек, если это сделает, почувствует большую радость, утешение. И сам будет удивляться: вроде бы и времени нет, и не хочется, а получилось, и Господь посетил особой благодатью, особой радостью. И легко на душе, приятно, что смог себя заставить сделать то, что требуется от нас перед святым Причастием. Нужно применять усилие, не надо расслабляться, это очень важно.
 – «Я состояла в невенчаном браке, сейчас с мужем разведена, воспитываю дочку. Муж ребенку не помогает и не общается с ней; будет ли он держать ответ пред Богом за это? И какова мера его вины?» – спрашивает Ольга из города Чайковского.
– Конечно, каждый родитель будет отвечать пред Богом за своих детей, за их воспитание с самого раннего возраста до конца жизни. Особенно в первые годы и до совершеннолетия – в этом возрасте родители должны уделять особое внимание своим детям, чтобы не допустить их уклонения от правильного пути: направить их на путь добра, святости, оберегать их от злых влияний и соблазнов, которые бывают в этом мире – это задача каждого родителя. Если он эти обязанности не выполняет, то дети растут сами по себе, как дикая и бесплодная маслина, и не имеют добрых качеств души, которые они бы имели, если бы родители применяли усилие в правильном воспитании детей. Если этого человек не делает, он будет иметь наказание от Бога, Господь будет с него спрашивать об этом деле – ведь родители рождают детей, чтоб их подготовить к Царству Божию. Когда будет Страшный Суд, Господь будет спрашивать: «Где же ваши дети? Как вы их воспитывали?». Если родители не особенно заботились о их воспитании, то будет определение Божие по неправильному отношению к их обязанностям. Родители очень ответственны пред Богом за своих детей. За это Господь будет или поощрять, или наказывать. Это не Божие наказание – человек сам себя подвергает такой участи, которую получают люди, не живущие по заповедям Божиим.
 – «Мы с мужем в браке давно, обвенчались только год назад. При Венчании нам дали по свече, которые мы храним. Сколько их нужно хранить? И что с ними делать, в гроб класть?» – спрашивает Валентина из Воронежа.
– Конечно, надо хранить эти свечки – как напоминание о радостных событиях, когда совершалось Венчание, о начале пути супружеской жизни. Эти напоминания возгревают любовь, добрые взаимоотношения, напоминают о радостях и утешении, которые были в то время. Так человек воодушевляется для совместной, крепкой семейной жизни. Если смогут сохранить свечи до конца своей жизни, можно их положить в гроб. Когда будет отпевание, можно будет их зажечь, чтобы они догорели до конца.
 – «Я пою на клиросе, сын помогает в алтаре, а муж – наркоман. Жить с ним очень тяжело, преследует мысль о разводе. Но как верующая я опасаюсь этого шага. Как мне поступить? Ведь ему уже за пятьдесят», – спрашивает Светлана из Железногорска.
– Печально, что у нас есть такие явления, когда довольно взрослый человек не заботится о своей душе, не думает о вечности, а думает о наслаждениях временных. Времени очень мало, чтобы заниматься наслаждениями – нужно думать о своих грехах, преступлениях греховных, которые совершены в жизни, умолять Бога, чтобы Он простил. И много нужно трудиться, чтобы Господь очистил душу от грехов. Это великий грех, когда человек наслаждается наркотиками, истощает свой организм – через некоторое время он совсем обессилеет и отойдет из этой жизни. Но в каком состоянии? В неготовности для перехода в вечность, и там ждут вечные мучения, которых, думаю, не каждый желает; каждый хочет быть в радости, утешении, без болезней, скорбей, трудностей. Поэтому нужно потрудиться сейчас, потрудиться «подвигом добрым» во Христе. И тогда Господь даст вечную, блаженную жизнь.
 – «Владыка, в Евангелии от Луки сказано, что когда диавол искушал Иисуса Христа, он ему обещал дать власть над всеми царствами. Что же получается? Власть от диавола, а не от Бога? И все идущие во власть служат диаволу?» – спрашивает Ирина из города Новокузнецка.
– Нет, мы знаем, что всякая власть от Бога – так написано в Священном Писании. Но если человек употребляет власть не на пользу людей, совершает не волю Божию, а волю диавола, тогда он подвержен власти диавола, совершает много грехов и много зла приносит людям, потому что злоупотребляет властью, даннной от Бога. Диавол хотел заманить Спасителя на свою сторону, чтобы Он соблазнился властолюбием и оставил смиренную и кроткую жизнь, которую Он вел и которую учил вести всех. Эту гордость житейскую, которую предлагает «похоть очес», нужно избегать, потому что она ведет человека к погибели. Христос показал пример стойкости и не поддался искушениям диавольским.
 – Владыка, спасибо; у нас звонок. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте! Владыка, скажите, в каких случаях соборуют? У меня мама была старенькой, была прихожанкой церкви и просила, чтобы ее соборовали, когда болела. Приехал батюшка, я к нему обратилась, он сказал, что она соборовалась и ей больше не надо. А она до самой смерти переживала, пришлось пригласить другого батюшку, и он ее соборовал. Но у меня боль такая сейчас осталась об этом…

– Слава Богу, что вы соборовали вашу маму, она даже не один раз соборовалась, так что не надо скорбеть, а надо молиться за нее, чтобы Господь даровал ей избавление и прощение грехов. Тем более, если вы ее причащали – это очень важно и хорошо, полезно для ее души, что она отошла ко Господу, принимая великие таинства – Покаяния, Причащения, Соборования. Это, я думаю, принесет большую пользу, чтобы Господь сподобил ее в Царство Небесное, в Царство Христово, блаженное из царств. Поэтому не скорбите, не отчаивайтесь. Таинство Елеосвящения, или Соборование можно совершать людям, которые болеют. Так и написано: «…если кто болеет, пусть призовет пресвитеров церковных, и молитву сотворят над ним». Мы тоже, хотя и не прикованы к постели, но душа наша болит, и мы нуждаемся в таинстве Елеосвящения и должны приступать к нему. Это таинство великое, важное и необходимое. Мы его применяем, особенно когда болеем.
 – «В церковной лавке увидел брелок в виде православного крестика, возмутился. Не кажется ли Вам, что такие непотребные поделки нельзя продавать в лавках при храмах?» – спрашивает Сергей.
– Сейчас много всяких вещей делается и продается. Иногда, бывает, их делают люди нецерковные или околоцерковные. Человек может выбирать то, что считает нужным; а если что-то не считает полезным, то и не будет это приобретать. Есть разные степени воцерковления у людей. Может, подобные вещи, приближенные к светскому образу жизни, привлекут человека, и это даст возможность постепенно углубиться в вере Христовой, жить церковно и богоугодно. Поэтому не нужно смущаться, надо трезво смотреть на эти вещи.
 – «На территории России развернули агитацию сектанты: пятидесятники, «свидетели Иеговы», протестанты и представители других, нетрадиционных для России конфессий. Свои постулаты объясняют на живом русском языке, для молодежи этот язык более привлекателен, нежели церковно-славянский. Все это наводит на мысль о более широком применении Православной Церковью современного русского языка. Каково Ваше мнение на этот счет?» – спрашивает Сергей из Санкт-Петербурга.
– Русская Православная Церковь очень широко применяет современный русский язык. Мы сейчас в эфире тоже говорим на современном русском языке. Наш телеканал вещает круглосуточно. Как еще можно шире говорить на современном русском языке, если мы говорим постоянно, всегда? Не идут же передачи телеканала «Союз» на церковно-славянском языке, а идут на русском: есть и проповеди, и ответы на вопросы, и так далее. Но в Церкви само богослужение действительно на церковно-славянском, древнем языке. И мы должны даже радоваться, что храним наши корни, наши ценности до сих пор, учимся этому звучному, мелодичному языку, который так близок нашему сердцу. Этим языком молились наши предки в течение многих столетий – почему мы должны от него отказываться? Потому что ленимся его учить? Неужели мы такие неспособные, что не можем изучить свой родной церковно-славянский язык, на котором разговаривали наши предки, которым мы прославляем Бога уже в течение долгого времени? Не так уж тяжело взять словари церковно-славянские и какие-то слова непонятные посмотреть. Один-два раза вспомнить через словарь – и все встанет на свои места. Тут проблем нет, есть только лень. Почему мы можем изучить такие языки, как китайский, японский, корейский, французский, английский, а свой язык не хотим? Я думаю, эти вопросы не должны задаваться; мы должны быть патриотами своих корней, ценностей. Не предавать их, а развивать – они нам не мешают совсем, мешает только наша лень, что мы не хотим заниматься, знакомиться с этим прекрасным языком.
 – Владыка, спасибо, есть звонок из Саратовской области. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте! Владыка, благословите.

– Бог благословит.
 – В наше село Сулак поступил молодой священник. Никак не можем расшевелить людей к вере. Одна женщина подписала свой большой дом на церковь, поставили купол. Но она хотела, чтобы наш священник слушал ее, хотя она занимается лечением, колдовством. Священник терпел два года, а теперь купили другой домик в деревне. Сейчас церковь освятили в честь Казанской Иконы Божией Матери. А этой женщине, получается, оставили купол церковный над домом, и теперь этот купол смущает людей – в деревне идет разделение. Никто не верит. В наш православный храм ходит очень мало людей, а к ней едут лечиться. Что делать, не знаем…
– Если вы поставили купол на тот дом, где прежде был храм, а сейчас уже там нет храма, то купол надо снять и переставить на новый дом, где совершаются сейчас богослужения. Я думаю, это вопрос сугубо епархиальный, прихода той или иной епархии, нужно этот вопрос решать с местной церковной властью, с благочинным, с Правящим Архиереем. Я думаю, что они найдут решение вопроса, который вас волнует. Считаю, что все жители поселка должны трезво относиться к своей христианской жизни. А члены общины своим личным примером христианской жизни могли бы влиять на все общество, чтобы своим добрым делом, словом, миссионерским служением прививать любовь к Богу и Церкви всем людям, которые живут в поселке. Вы же знаете друг друга, видите часто. Поэтому если увидят добрые дела православного христианина, его благочестивую жизнь, это очень сильно повлияет на людей и принесет добрые плоды: они станут воцерковляться, ходить в церковь, молиться, жить благочестивой христианской жизнью
 – Владыка, время нашей сегодняшней передачи подошло к концу. Спасибо Вам за Ваши ответы. Благословите наших телезрителей и радиослушателей.
– Дорогие наши телезрители, радиослушатели, я хотел всех вас поблагодарить за нашу беседу. Дай Бог, чтобы Господь хранил нас, помогал нам! И мы, православные христиане, чтобы постарались более активно жить христианской православной жизнью, чтобы она была примером для других и чтобы многие люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного, в Троице славимого: Отца, и Сына, и Святого Духа.
 – Спаси Господи, Владыка. До свидания.

Беседовал Илья ЮКОВ
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс