Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (556) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№43 (556) / 15 ноября ‘09

Архипастырь

 – Владыка, дожидается ответа на свой вопрос телезрительница из Саратова.
 Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Добрый вечер, Владыка, добрый вечер, ведущий!
 – Добрый вечер.

 – Это раба Божия Алла из Саратова. Дело в том, что у меня сын уже 11 лет болен шизофренией; ему в этом году исполнится 35 лет. Крестила я его сама как-то спонтанно. Он даже был выпивши накануне, а на следующий день говорит: «Давай покрестимся». А я его никак до этого не могла уговорить, так получалось, что поблизости не было церкви. Мы поехали и окрестили. Потом он в 24 года заболел шизофренией. Какая причина была, не знаю. Но он ни разу не исповедовался, не причащался, и в храм если и забегает иногда, то на минуту – перекрестится и убегает оттуда. И ничего я не могу с ним сделать. Он ведет себя очень агрессивно и богохульничает. Хочу Вас спросить – что мне делать? И что ему за это будет? То ли так Богу угодно, то ли заслужила, причина в каких-то моих грехах – не знаю.
 Еще хочу задать вопрос: когда еду в автобусе и проезжаю мимо храма, я крещусь, а потом смотрю – другие не крестятся. Может, это неправильно? Когда пешком идешь мимо храма, крестишься, а когда в автобусе – надо или нет?
 И еще хочу спросить: я недавно была безработной довольно долго, а потом меня пригласили продавщицей в магазин. Но там заставляют изучать фен-шуй обязательно, просто обязывают, а иначе выгонят с работы. Что мне делать? Ведь это грех большой. Подскажите. Спаси Господи Вас. Всего доброго!

– Что за фен-шуй?
 – Владыка, это восточное учение, которое говорит, что расположение вещей в пространстве влияет на духовное состояние человека. Вот если стол поставить в этот угол, то душе будет хорошо, а если в тот – будет плохо.
– Понятно… Человек крестился, но, к сожалению, сейчас не ходит в церковь или ходит очень редко и болеет шизофренией. Это, конечно, очень печально. Единственное, что нужно делать – просто молиться за него, чтобы Господь его помиловал, а может быть, даже исцелил. И в свое время даровал ему путь ко спасению. Господь услышит эту молитву, и даже мы не знаем, какими судьбами Господь совершит чудо, и человек спасется…
Когда проходящий мимо храма человек хочет перекреститься – это, конечно, очень хорошее делание. Это хорошо. Была такая традиция в России: всегда, проходя мимо церкви, мужчины снимали головной убор, кланялись, крестились. А женщины ходили с покрытой головой – крестились, кланялись храму и шли дальше по своим делам. Сейчас нужно восстановить это правило и не стесняться окружающего мира: многие бы крестились, если бы мы возродили эту традицию и крестились, не смущаясь. Мы что делаем? Мы крестимся в сторону храма, нашей величайшей святыни, величайшего сокровища, благодати Божией – это дом Божий, храм Божий, вместилище невместимого Бога; там совершаются таинства, молитвы. Конечно, для нас это большая святыня, поэтому мы должны к ней относиться с благоговением. Если нет возможности в данный момент зайти в церковь, надо хотя бы издалека перекреститься, помолиться и дальше идти или ехать. Так и нужно делать – не надо смущаться, что другие этого не делают. Я думаю, что другие будут делать, если мы будем твердо свидетельствовать о Боге, о Христе и не стесняться людей. Надо исполнять волю Божию, потому что Господь говорит: «…если кто будет стесняться Меня и Моих слов, того Я буду стесняться пред Отцом Моим Небесным, пред ангелами». Господь побуждает нас твердо стоять в вере и не робеть перед людьми, которые нас окружают и не проявляют признаков христианских дел. Православных христиан много у нас, но некоторые еще робкие, с каким-то страхом, стыдом ложным – боятся, стесняются, чтобы не увидели, не посмеялись. Это неправильно; нужно возрождать добрую традицию.
 – А третий вопрос: как к фен-шую относиться?
– Относиться нужно по-христиански, по-православному. Мы знаем: если мы предаем себя воле Божией, то Господь нас будет хранить, помогать. И не стол или стулья, находящиеся в том или ином углу, будут благотворно действовать на нашу душу – не надо прислушиваться к людям или неправославным правилам. Прислушиваться надо к голосу Божию. Все зависит от того, как мы относимся к своей жизни, как мы настроили свою душу. Если у нас на устах молитва, отзывчивость и доброта в сердце, то везде Господь будет помогать, и на душе у нас будет все хорошо. Если мы дружим со злобой, ненавистью, недовольством, ропотом, осуждением ближнего, то, конечно, душа будет очень неспокойна, тяжело будет на душе. Как бы мы ни переставляли вещи, все равно все будет плохо на душе. Поэтому если мы настроимся на доброту, на милосердие, на сострадание, на любовь к ближним – все будет хорошо у нас в душе.
 – Владыка, вопрос из города Читы: «Единственный сын погиб в автокатастрофе. Почему именно он? Ведь мы не убивали, не крали. Как жить теперь?»
– Такой вопрос задают люди потому, что мы забыли смысл нашей жизни. Мы созданы Богом и рождаемся не для того чтобы жить на земле и царствовать здесь вечно, а чтобы готовиться к вечной жизни – люди рождают детей для вечности, для приготовления к ней. К сожалению, современные наши мамы и папы желают, чтобы дети хорошо учились, нашли хорошую работу, хорошо устроились и жили в довольстве, богатстве, славе и чести; таково пожелание родителей. О том, что все мы предназначены для вечности, для Царства Божия, мало кто думает. И когда бывают трагические случаи, то, конечно, для человека это большая трагедия. Когда же человек хоть чуть-чуть возвышается над земной жизнью, то думает, что погибший перешел в иную жизнь – так было угодно Богу, чтобы он перешел именно в этом возрасте. И, слава Богу, может, это к лучшему – меньше возможности у него было грешить в этом мире, Господь его уберег от многих греховных падений, которые он, может быть, никогда бы не искупил и вечно бы мучился. А сейчас отошел молодой человек из жизни в вечность; для родителей это очень печально – хотелось бы, чтобы дети до старости ухаживали за родителями и потом их с честью погребли. Но случилась ситуация, когда наоборот, ребенок ушел раньше, чем предполагалось. Надо предавать себя в руки Божии, молиться за усопшего молодого человека, чтобы Господь его принял в свои обители. У родителей сейчас есть возможность помочь сыну, чтобы он был спасен, избавлен от вечных мучений и получил радость в Царстве Божием. Вот о чем надо думать – как помочь человеку, чтобы он не погибал в адских мучениях, а спасался, избавился от вечных мучений, и чтобы Господь даровал ему радость в Царстве Божием. Полностью нужно отдаться родителям делу помощи детям своим, чтоб они были помилованы Богом.
 – Владыка, спасибо! У нас очередной телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
– Здравствуйте, я из Новокузнецка. У меня такой вопрос: моя знакомая против веры во Христа, вообще против веры – все отрицает. Упор делает на то, что никто никогда не видел, как душа разлучается с телом. Честно сказать, я не нашлась, что ей возразить: оказалась в растерянности, не смогла ответить на такое возражение. Помогите, пожалуйста, подскажите, как себя вести в таком споре, отстаивать свою веру? Спасибо большое!
– Сейчас много литературы, свидетельствующей о том, что есть душа, есть духовная жизнь, есть ангелы, есть явления. Завтра мы будем отмечать праздник Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы от поляков. В те давние времена было явление преподобного Сергия архиепископу Арсению: преподобный огласил волю Божию – наутро Господь поможет и город будет избавлен от погибели, враги будут изгнаны из города. Это было давно, в 1612 году, но есть и современные чудесные явления, свидетельствующие о Промысле Божием. Сколько чудес было во время второй мировой войны, сколько было явлений ангелов, Божией Матери воинам, помогающих им избавиться от неминуемой смерти! Была афганская война – тоже рассказывают люди, сколько чудес совершил Господь даже с неверующими. Ведь наши советские солдаты тогда были, в основном, атеисты, не было верующих. Может, только какая-то искра в глубине сердца, что-то было, но особой веры и церковности они не имели. А когда были жестокие ситуации, они вспоминали Бога, молились, и Господь им помогал – совершались большие чудеса. Если взять нашу современную жизнь – тоже много можно увидеть чудесных явлений. Возьмите книги, где это описывается. Есть книги, которые описывают жития святых новомучеников и исповедников Российских. Вообще, в житиях святых можно найти много свидетельств о существовании души, о том, что душа имеет силу. И когда она исходит из тела, то тело остается бездыханным и уже не имеет никакого действия. Есть свидетельства, что человек в состоянии клинической смерти видит себя, слышит голоса врачей, которые делают операцию, видит своих родителей, родственников, слышит их. А потом опять возвращается в тело и рассказывает, что он видел и слышал и какие он испытывал состояния в потустороннем мире. Свидетельства о жизни после смерти есть – многие возвращались к жизни и рассказывали, что они видели и слышали.
 – Владыка, Антон из Омска спрашивает, зачем нужна в доме лампада?
– Лампада – символ Божественного света, который исходит от святых икон, символ благодати Божией, которую Господь посылает через святые иконы, перед которыми теплятся лампады. Теплоту и радость духовную, которые посылаются через святые иконы, символизирует лампада. И, конечно, очень приятно стоять перед иконой с затепленной лампадой, молиться перед таким образом. Это настраивает человека на молитву, сосредоточивает на молитве, приводит в умиление, в хорошее состояние духа. Поэтому лампада очень важна и нужна в доме, в церкви. К ней нужно относиться с любовью и благоговением.
 – «Владыка, я не смог крестить ребенка в невьянском храме – сказали, что Владыка благословляет крещение только по месту прописки. Как это понимать?» – спрашивает Автандил из Екатеринбурга.
– Это не совсем правильно – может, батюшка не так объяснил или человек сам неправильно понял. Мы сейчас в нашей епархии стараемся совершать огласительные беседы с теми, кто хочет креститься. Оглашения совершаются где-то неделю, где-то две или три, а в некоторых храмах даже три месяца, полгода и год – по-разному. Поэтому желательно, чтобы человек ходил в ту церковь, куда ему ближе, чтобы участвовать в этих беседах, получить знания о значимости таинства Крещения, воцерковляться потихоньку, жить церковной жизнью, ходить в церковь, молиться дома и в церкви. Придя в состояние глубокой веры, воцерковления, он может креститься. А когда человек бегает из одного храма в другой и хочет каким-то лукавством или ухищрением получить Крещение раньше времени, конечно, священник часто говорит, чтобы он шел в ту церковь, где будет креститься. Можно креститься в любом храме, но нужно участвовать в огласительных беседах. Человеку из другого города, конечно, неудобно ходить на эти беседы. Поэтому батюшка и говорит, что лучше креститься по месту жительства – послушать огласительные беседы, подготовиться к таинству. Это не значит, что нельзя креститься в другом городе – пожалуйста, приходите в храм другого города, но там участвуйте в беседах – 2, 3, 4, 10 раз. Тогда можно креститься хоть где, в любой церкви, в любом храме, которые есть в нашем городе, области, в епархии.
 – «Как воспитывать детей, если на одном из праздников пожилой мужчина подошел к сыну в храме и сказал, что на Сталина и Ленина нужно молиться, и ребенок поверил? А в школе до сих пор учат, что человек произошел от обезьяны», – спрашивает Иоанн из Одинцовского района Московской области.
– Люди разные бывают. К сожалению, бывают и сектанты, которые специально проповедуют свое лжеучение. Люди должны быть более твердыми в понимании своей веры, не поддаваться искушениям. Я думаю, если бы дома ребенку дали знания, кто такие Ленин и Сталин, что есть Христос Спаситель, кому нужно молиться, есть угодники Божии, то он бы сразу понял, что это неправда и не надо обращать внимание на ложные свидетельства. Но когда человек не готов, не воспитан в правильной вере, то всякие ветры на него влияют и уводят от правильного пути.
 – «Моей дочери 15 лет, ее жениху – 22 года; расписать в ЗАГСе не могут по закону, а в церкви не венчают без штампа в паспорте. Опасаюсь, смогут ли они избежать греха, ожидая вожделенной даты. Не можете ли Вы, Владыка, благословить их брак?» – спрашивает Ольга из Тульской области.
– Конечно, я не могу благословить этот брак. Потому что, во-первых, это другая епархия – нужно обратиться к местному архиерею и там решить вопрос о браке. Но могу посоветовать воспитывать, наставлять молодых людей к целомудрию и воздержанию, чтобы потерпели еще годик-два; когда придет время, их смогут зарегистрировать, обвенчать, и они смогут жить благочестивой жизнью, укрепив свою семью.
 – Владыка, спасибо; у нас звонок из Сыктывкарской епархии.
Алло, здравствуйте!

 – Здравствуйте! Я из Республики Коми, из города Сосноборска. У нас церковь Серафима Саровского, меня зовут Ирина. Я крещена, посещаю храм периодически. Но Причастие совершаю где-то раз в месяц. А последние 2–3 месяца у меня была приостановка Исповеди, потому что чувствую за собой грех большой. Сейчас я раскаиваюсь, пришла и покаялась, исповедалась. Хочу спросить, как часто можно исповедоваться? Раз в неделю можно? И три дня перед Исповедью нужно ли каждую неделю поститься? Помогите, пожалуйста.
– Исповедоваться нужно, конечно, как можно чаще. Это по велению сердца – если душа чувствует, что согрешила в чем-то или чувствует какие-то грехи нераскаянные, то можно идти исповедаться. Что касается Причастия, это таинство принимают немного пореже. Нужно советоваться с духовником, со своим батюшкой, которому вы исповедуетесь – он сам решит, как часто можно причащаться. Причащаться желательно на двунадесятые праздники, на день ангела, день рождения, день какого-то праздника поменьше или в дни воскресные. Но лучше советоваться со своим духовником и вести церковную жизнь под его руководством; это очень важно, чтобы не впасть в гордость, в прелесть, чтобы таинство не стало обычным явлением, чтобы принимать его с благоговением, со страхом Божиим. Причастие – это особое, важное, возвышенное событие, поэтому к нему нужно относиться со страхом Божиим, с чувством своего недостоинства. Конечно, перед Причастием нужно обязательно поститься, подготовиться хорошо. Пост, молитва, приготовления к Исповеди – это очень важно для Причащения, чтобы Причастие было не в суд или осуждение.
 – Владыка, еще телефонный звонок.
 Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте, Владыка.

– Здравствуйте!
 – Я очень хочу узнать ответ на вопрос – очень много пишут, но нет ответа: почему рукоблудие – грех? Спасибо.
– Конечно, грех большой, это противоестественный грех, мы его еще называем содомским грехом. Это неестественное увлечение нашей плоти, поэтому нужно с ним бороться и побеждать его; надо потрудиться очень много, чтобы не допустить совершение этого греха – чаще исповедаться, быть внимательнее к себе, и со временем это увлечение прекратится.
 – «Владыка, существует ли возрастной ценз для епископов при выдвижении их на пост и пребывании на нем?» – спрашивает Лидия из города Ижевска.
– Возведение в сан архиепископа или митрополита зависит от Святейшего Патриарха, это его прерогатива – возводить в сан. Это не зависит от возраста. Конечно, может, Святейший Патриарх имеет свое видение, как это нужно делать, но это его прерогатива.
 – «Владыка, в брошюре «У Бога все живы», которую я брала в приходской библиотеке, написано, что на могилах не надо ставить памятники усопшим и не надо вставлять в них фотографии. Батюшка в храме, куда я хожу, убедил меня, что в Церкви нет памятников. Хотелось бы услышать ваше мнение», – спрашивает Галина из Екатеринбурга.
– У нас с древних времен делаются памятники, в зависимости от возможностей близких. Бывают очень красивые памятники в виде часовен, в виде крестов и так далее. Действительно, когда мы идем по кладбищу, где есть красивые памятники, то душа радуется, будто заходишь в какое-то царство. Не навевает уныние, страх и отчаяние, а наоборот – какую-то радость духовную: человек жил на земле, трудился, его почитают, уважают даже после смерти. Поэтому создавали красивые памятники и молились за упокоение усопших. Это не сегодняшняя традиция, она довольно древняя: мы можем увидеть это и в XIX, и в XVIII веке, и раньше; я думаю, что тут ничего особого нет. Конечно, самое главное не памятник, а молитва за усопшего. Но если душа наша стремится отдать дань любви и уважения предку, это хорошо. В размещении на памятниках фотографий тоже нет ничего предосудительного: это интересно для живых – узнать, проходя через кладбище, кто похоронен, какие у человека были достоинства и так далее. Повторю: главный акцент надлежит делать не на памятнике, не на внешнем, а на том, чтобы больше молиться за упокоение, подавать милостыню за усопшего, записывать его на молитву в храмах Божиих, чтобы на проскомидиях его поминали – это и есть самое важное для души усопшего.

Беседовал Илья ЮКОВ
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл возглавил совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

  13 ноября в аванзале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.  В президиуме совещания присутствовали архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии, и архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской духовной академии.

 
Рождественский пост

«Далеко впереди уже сияет нам свет Вифлеемской звезды…». Из слова архиепископа Викентия на начало Рождественского поста

  Ныне мы вступаем в благодатное время Рождественского поста, время общего приуготовления нашего к великому и спасительному празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Поспешим же вместе со сродниками и ближними нашими в храмы Божии, чтобы молитвой настроить себя на труды духовные, чтобы принести искреннее нелицемерное покаяние в грехах своих, чтобы укрепить себя причащением Святых Христовых Таин.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс