Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте; говорите, пожалуйста, вы в эфире!
– Здравствуйте, Владыка.
– Здравствуйте.
– Подскажите, у нас вроде порядочная семья, мы не пьем, в церковь ходим, молимся; все у нас было нормально, ребенку пять лет. И вот пошла какая-то полоса невезения. В какую дверь ни постучишься, образно говоря, везде закрыто. Мы хотим сейчас улучшить материальное положение. И куда ни постучишься по поводу работы – вроде все уже налаживается, и опять «дверь закрыта». И как будто вообще не выбраться с этого пути. Почему так? И исповедуемся, и молимся. А почему такая полоса пошла? Мы вроде никому ничего плохого не делали. Спасибо.
– Действительно, бывает такое испытание нашей веры: Господь хочет испытать вашу веру в Него, преданность воле Божией и готовность исполнять ее. Не нужно останавливаться на том, что вы ходите в церковь, молитесь, исповедуетесь, причащаетесь – это очень хорошо, нужно и важно для вашего становления, но Господь хочет от вас большего совершенства, чем вы достигли на данном этапе. И через такие, казалось бы, неудачи Господь призывает вас подняться еще на ступеньку выше, чем вы достигли. Надо подумать, как вы можете это сделать и какие новые, более совершенные добродетели приобрести через испытания, которые вам сейчас посланы.
Конечно, первые добродетели, которые вы должны приобретать, это терпение, смирение, послушание воле Божией и надежда, что Господь, видя ваше смирение и послушание, вашу преданность воле Божией, а не роптание на Бога – пошлет вам то, что вы хотели. И еще что важно: необходимо возвыситься над всем обыденным, временным, что сейчас вы имеете. Нужно думать повыше, чем есть. Господь вам до сих пор помогал во всем, давал вам все, и вы были довольны. Видно, нужно возвыситься над тем, чего вы достигли, возвыситься над временным, скоропреходящим, тленным, чтобы подумать о вечном, к чему Господь нас призывает. Если мы в нашей обыденной жизни об этом забываем, то получаем небольшое «напоминание», чтобы возвыситься над материальным и стремиться к совершенству, к которому Господь призывает всех нас, чтобы мы достигли вечной блаженной жизни. Подумайте хорошо, что бы вы могли еще сделать, чтобы подняться на новую ступень совершенства.
– Владыка, мне 58 лет, болею варикозом. Стоять не могу. Недавно ногу прооперировали. Могу ли я на службе сидеть?
– Конечно, можно сидеть. Мы видим, что некоторые люди в преклонном возрасте долго не могут стоять, но любят церковную службу. Они, бывает, даже приносят с собой раскладные стульчики, скамеечки и садятся, когда устают. Когда могут – стоят, в самые важные моменты Божественной литургии: чтение Евангелия, Апостола, Херувимская, «Милость мира…», Евхаристический канон – самые важные моменты богослужения, когда люди стараются стоять, а в остальные моменты сидят. И на Всенощном бдении тоже есть моменты, когда нужно встать – когда читают Евангелие, например, на полиелее; когда есть силы – надо стоять и молиться, чтобы Господь слышал нашу молитву, идущую от глубины нашего сердца.
– Владыка, к нам дозвонилась телезрительница из Воронежской области.
– Здравствуйте! Я бы хотела, чтобы Владыка ответил мне на такой вопрос: стала читать Евангелие, и вижу, что там написано, что един посредник между человеком и Богом – Иисус Христос. И вдруг я слышу, что можно молиться святому о чем-то. Я хотела бы знать, как люди, которые уже давно в вере, думают об этом?
– Действительно, един Ходатай между Богом и человеком – Иисус Христос, Спаситель, Который является Искупителем всего человеческого рода от греха, проклятия и смерти. И Он ходатайствует пред Отцом Небесным, чтобы Господь помогал нам очистить свою греховную природу от греховных наклонностей и греховных наших дел. Мы имеем возможность обращаться за помощью, за молитвой и к тем людям, которые прожили в благочестии, в святости жизни, угодили Богу. И, конечно, Господь слышит их молитвы и ходатайства за нас пред Богом о нашем очищении, исцелении, избавлении от греховных наклонностей. Мы, люди верующие, понимаем, знаем, верим, что Господь слышит наши молитвы, что Господь готов нам помочь, простить наши согрешения, но в то же время мы чувствуем свое недостоинство, осознаем свою греховность – из-за наших грехов Господь не так может услышать наши воздыхания и наши нужды, как от тех, кто угодили Богу святостью своей жизни. Поэтому мы, с осознанием своей греховности, недостоинства, обращаемся к тем, кто прошли путь земной жизни и сподобились святости. И они, будучи близки ко Престолу Божию, зная наши немощи и слабости, могут посодействовать, чтобы Господь проявил к нам милость, снисхождение, проявил к нам Свою любовь и покрыл наши грехи и очистил, омыл наши недостатки, которые мы имеем в силу своей греховности. Поэтому нет ничего неправильного в том, что мы обращаемся к святым угодникам Божиим за молитвой о нас пред Богом – они имеют большее дерзновение, чем мы, живущие здесь, на земле, совершающие те или иные грехи. Мы грешны, и сознаем, что только «чистые сердцем Бога узрят». И те, кто очистил свое сердце, приблизился к Богу, имеют большее дерзновение просить пред Ним о даровании людям, живущим здесь, на земле, милости Божией, помощи, чтобы и мы возвысились над земным, временным и тленным, и сподобились вечных блаженных обителей в Царстве Христовом.
– Владыка, Вас беспокоят из Казахстана, из Астаны. Наша мамочка отошла ко Господу. Мы знаем, что у нас была сестренка, рожденная во время войны и умершая около трех месяцев от роду. Мама нигде не могла ее окрестить. Все мы крещеные. Как нам молиться за нашу сестричку трех месяцев? Ни храмов, ничего не было во время войны в Казахстане.
– Надеюсь, вы точно знаете, что не смогли трехмесячную вашу сестру окрестить. Может быть, мама и смогла крестить, ведь люди тогда знали, что можно крестить без священника, только нужно произносить правильно формулу: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Если вы не уверены, что так совершилось, надо молиться за усопшую малолетнюю сестру пред Богом. Тем более что мы знаем, что Господь милосерд, и она, можно сказать, безгрешное существо, только не получившее благодать таинства Крещения. Благодать восполнится нашим старанием, если помолиться за нее. И я думаю, очень важно сейчас ради сестренки привлечь, приблизить кого-то к вере или отвратить от ложного пути людей, которые живут беспечно, в неверии. Как апостол сказал: «Отвративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов». Я думаю, если мы постараемся отвращать как можно больше людей от ложного пути, от греховной жизни, от неверия, давать им веру Христову милостью Божией, мы этой душе дадим милость Божию, которую господь обещает тем, кто отвращает людей от ложного пути.
– «Владыка, в дате моего дня рождения присутствуют три шестерки. Это плохо?» – спрашивает Галина из города Орла.
– Я думаю, не нужно бояться цифр. Так случается, что год, число и месяц имеют шестерки. Это не играет никакой роли. Главное – это наша жизнь. Если мы живем греховно, то грех является теми шестерками, которых мы так сильно боимся. Грехи надо очищать благодатью Божией и покаянием, исправлением своей жизни. Вот это самое главное, а не цифры. Надо думать, как правильно жить – знать правила христианской жизни, избегать грехов, жить по правде Божией, по воле Божией, отрекаясь от своей греховной жизни, от своей воли греховной. И совершенствоваться, и получать от Бога милость и благословение на наше совершенствование; это наша задача. А бояться цифр нет смысла – они не влияют и не имеют никакой силы над человеком.
– «Как относиться к людям, которые делают добро – снимают порчу, наведенную колдунами? Ведь их никак нельзя отнести к диавольским силам», – спрашивает Екатерина из Екатеринбурга.
– На первый взгляд кажется, что они делают хорошо – избавляют от порчи, которая наводится на человека. Но полного очищения и избавления от той или иной порчи не происходит. Может быть, поначалу получается какое-то облегчение, только в таких случаях избавляется человек от одного, но получает другое. Есть такие, к сожалению, случаи, когда человек получил какое-то облегчение, но получил и что-то другое – привязанность к пьянству, например, блуду, к каким-то развратным делам – совершенного избавления от бесовского влияния не получилось. Поэтому мы не приветствуем такое «снятие порчи». Порча снимается только благодатью Божией в таинствах церковных, в церковных молитвах, и самое главное – через покаяние. Влияние на человека бесовской силы, сильное повреждение нашего естества возможно только через те или иные грехи, которые совершил человек. Поэтому – покаяние, исправление жизни, причем не только человека, который подвержен влиянию бесовскому, но его близких, родных. Исправление этих людей приносит избавление человеку от порчи.
– Владыка, и похожий вопрос от Галины из Верхнего Уфалея Челябинской области: «Как Церковь относится к понятию «родовое проклятие»? Существует оно на самом деле? Если да, то как проявляется?»
– Действительно, есть понятие «родовое проклятие» – если кто-то из родных совершил тяжелый грех, совершил зло в своей жизни, то оно передается на несколько поколений. И нужно много трудиться, молиться, чтобы избавиться от такого влияния. Поэтому в свое время в России люди старались жить благочестиво, чтобы грехами своими не нанести вред себе и своим детям, внукам, правнукам и дальнейшим поколениям, которые за беспечную, безобразную и греховную жизнь будут страдать в будущем. Поэтому к своему роду относились очень трепетно, чтобы он был благочестив, трудолюбив, честен, добросовестен. И чтобы эта порядочность передавалась из поколения в поколение, чтобы не подвергать опасности, злу и неприятностям свое потомство. Люди своим благочестием, старанием стремились исправлять ошибки, которые делали их предки. Поэтому чтобы не подпасть под влияние «родового проклятия», нужно постараться, чтобы установилась порядочная, честная, благочестивая жизнь, жизнь по заповедям Божиим, которые никогда не меняются – какие бы ситуации в обществе ни произошли, заповеди неизменны, они вечны, и они должны соблюдаться. Если нарушаем их – приносим вред себе, окружающим людям и даже будущим поколениям.
– Владыка, дожидается ответа на свой вопрос телезритель из Курской епархии: «Добрый вечер. Да благословит Вас Господь. У меня такой вопрос относительно Семьи Романовых. К лику святых были причтены люди, которые страдали за Христа, трудились во имя Христа, например, апостолы, которые положили свои жизни за распространение слова Божия. Также равноапостольные Кирилл и Мефодий, которые перевели Евангелие, чтобы о Христе и Его подвиге узнали другие народы. А какой труд во имя Христа совершили Николай II и его Семья? Что они сделали во имя Христа? За что они были причтены к лику святых?»
– В жизни и деятельности Царя Николая II и его Семьи мы видим очень много хорошего, доброго и благочестивого. Что доброго сделал Император Николай II? Он много доброго сделал во всех сферах жизни нашего общества. Он много потрудился, чтобы улучшить жизнь народа. Когда в 90-е годы XIX столетия был голод, он был ответственным за тех, кто голодал, и очень много помогал голодающим людям. Его христианское сердце страдало за людей, которые нуждались в помощи. Он оказывал огромную помощь нуждающимся людям – это проявление добродетели милосердия, сострадания, помощи. И когда он стал Императором, уже в 1894 году, он задал себе целью, чтобы Россия не была голодающей, а была полностью обеспечена продуктами питания, чтобы каждый человек жил в достатке. И он постарался создать такое сельское хозяйство, чтобы обеспечить продуктами питания всех живущих в нашей стране. Наше продовольствие было направлено на необходимое обеспечение людей в Европе и в Америке – Россия кормила многих людей. Это тоже доброе дело, большая христианская добродетель. Человек, имеющий такую власть, проявил ее, чтобы не одного-двух накормить, а весь народ России и даже других стран.
Можно еще много сказать о Царской Семье, о Царе. Он делал благо для народа и в медицинском отношении, помогал людям страждущим, болящим, и в образовании давал очень много. Ведь бесплатное образование он установил – советская власть приписала это себе, но ведь это уже было. Бесплатное медицинское обслуживание было установлено во времена Императора Николая II и тоже было приписано, к сожалению, новой власти. И только сейчас мы узнали об этом – нас просто в обмане держали.
Царь Николай был человеком глубоко религиозным. Он ходил в церковь постоянно, в праздничные и воскресные службы был неуклонно, соблюдал посты, все правила христианской жизни, церковные праздники. При нем было причислено к лику святых огромное количество угодников Божиих – больше, чем за триста лет династии Романовых. При нем было построено, с его личным участием, огромное количество храмов – более 10 000. Было построено большое количество монастырей. Разве это не доброе дело, когда человек из порыва своего сердца, из любви ко Христу дал возможность стольким людям молиться в благолепных, красивых храмах Божиих? Можно еще сказать о тех добрых делах, которые совершил Император Николай II со своей Семьей – они показывали высокий идеал христианской православной семьи. К сожалению, современное общество не совсем приняло это благочестие, высокую нравственность и духовность Царской Семьи. Они не хотели видеть в Царе преданного Богу человека, поэтому не особенно его любили. Священное Писание говорит, что того, кто стремится к совершенству, мир не любит – потому что Господь говорит: «Я избрал их от мира сего, если были бы от мира сего, то мир любил бы их». А поскольку он «не от мира сего», его не любили, потому что он вел совсем другую жизнь и старался привлечь к этой жизни и своих подчиненных. Но насильно заставить человека быть совершенным невозможно. Многие, видя благочестие Царя, следовали его примеру благочестивой жизни. Большое количество людей спасалось, видя такой свет христианской жизни, свет благочестия. Но некоторым, кто был прикован к земным утехам и удовольствиям, это не нравилось – он терпел и укоризны, и клевету, и обиды, скорби, неприятности в своей жизни. Это тоже благочестивая жизнь, подвиг мученичества от своих родных и близких, от своих подчиненных. И, конечно, в последние годы жизни, когда Царь был арестован и находился в ссылке, сколько он претерпел неприятностей, сколько он претерпел трудностей! И все это он терпел с кротостью, с любовью к Богу. Многие свидетельства есть о том, что охранники, видя его незлобие, кротость, преклонялись пред ним. Видя его трудолюбие, говорили, что если этому человеку дать кусочек земли, он скоро завоюет всю Россию. И, конечно, все эти мучения и страдания он терпел ради Христа – не ради каких-то сиюминутных выгод. Для чего ему терпеть обиды, если не ради Христа? Он мог бы что-то сделать, мог бы уехать из России, найти хорошую жизнь за границей, но он хотел до конца ради Христа терпеть со своим народом. И об этом написано в его письмах, дневниках, где он раскрывает себя, свою душу – почему поступает именно так, а не по-другому.
Императрица Александра Феодоровна, хотя была немкой, так полюбила Россию, что считала себя матерью этого народа. А как мать могла оставить свой народ во время бедствий и уйти, чтобы благополучно дожить свою жизнь на земле? Она хотела страдать вместе с мужем, вместе с народом, до конца испить чашу страданий ради Христа. Они верили, что Господь им даст за это милость и благополучие. И они получили Царство Божие: то, что Церковь причислила их к лику святых, это просто совершение акта признания их святости, а Господь уже давно их принял в Свои обители, в Свое Царство за подвиг благочестивой жизни, и тем более за подвиг мученичества, который они совершили, приняв мученическую кончину. Мы знаем, что Царь Николай II по молитвам к нему помогал и являл чудеса еще до канонизации. Мы знаем, что Сербская Церковь канонизировала его еще в 1934 году, потом Зарубежная Церковь. Проявлялась особая милость от Императора, от Святой Царской Семьи. Для нас она и сейчас эталон совершенства христианской православной семьи, которую мы должны почитать и просить их благословения и помощи в трудных ситуациях семейной жизни. И действительно, они много помогают – совершаются чудеса у людей, обращающихся к ним за помощью: и в деторождении помогают бесплодным родителям, и в решении различных проблем семейной жизни помогают, и в исцелении некоторых недугов, в решении проблем жизненных, на работе, в обществе и так далее. Это свидетельствует, что они достойно причислены к лику святых, и действительно святые и великие пред Богом.
– Владыка, звонок из Казахстана.
– Здравствуйте, это из Казахстана звонят, город Каратау. В Евангелии от Матфея, в пятой главе, 19 стих, написано: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Немного непонятно, что если кто нарушит, тот будет малейшим в Царствии Небесном – как это понять? Спасибо.
– «Малейшим будет в Царстве Небесном» – имеется в виду, что человек делает что-то доброе и хорошее, но в то же время многое и нарушает. Поэтому нам с вами необходимо правильно делать самим и научить других, чтобы быть великими в Царстве Небесном. Наша цель – совершенство, чтобы быть великими и не стесняться свидетельствовать о Христе пред окружающим миром. Мы должны свидетельствовать пред людьми о нашей вере, о должном благочестии, о добродетелях, которые делают нас великими пред Богом. Эти слова Священного Писания нас подвигают быть более активными в христианской жизни, более ревностными и горячими к проповеди слова Божия, чтобы научить людей правде Божией и делать самим по правде.
– Владыка, и похожий вопрос из Ставропольского края от Галины: «В Ветхом Завете даны 10 заповедей от Бога, а сейчас они уже изменены, их больше. С какой целью это сделано и кем?»
– Они не изменены, их столько, сколько и было – 10 заповедей. Просто заповеди Ветхого Завета, заповеди Моисеевы дополнены, усовершенствованы, одухотворены заповедями Нового Завета, более возвышенными и духовными. Поэтому если было сказано: «Не убий», мы в Новом Завете говорим, что надо даже не помышлять об убийстве, не обидеть человека даже, не причинить ему обиды, не оскорбить его – эта же самая заповедь идет дальше, раскрывается, усовершенствуется – если человек даже обидит или причинит какую-то скорбь, то это уже является путем к убийству человеческой души.
– «Владыка, я работаю преподавателем в школе, на работе чувствую себя хорошо, а вот дома со мной приключаются недомогания, ослабленность, сонливость, нежелание что-либо делать. Врачи не находят заболевания. Подскажите, как мне быть?» – спрашивает раба Божия Ольга из Старооскольского района Белгородской области.
– Нужно попросить местного батюшку, чтобы он пришел в дом и совершил освящение дома, почитал нужные молитвы, чинопоследования. Надеемся, что с Божией помощью все воздействия на душу человека исчезнут, прекратятся.
– Татьяна из города Тайшета спрашивает: «Сын покончил жизнь самоубийством, через 2 года я решила его отпеть. Батюшка не спросил, а я не сказала. Теперь считаю, что это грех. Когда пришла на Исповедь, батюшка не отпустил грех, он меня к Владыке отправил, а туда невозможно попасть. Что делать?»
– Можно написать письмо Владыке, описать всю историю, покаяться. И Владыка уже примет решение, как дальше быть.
– Владыка, у нас очередной звонок.
– Меня зовут Павел. Архиепископ Викентий, скажите, пожалуйста, какую программу проводит Церковь по антиалкогольной политике у нас в городе? Потому что создается очень много церквей, храмов, но славяне, христиане употребляют очень много алкоголя, и от этого очень много невзгод происходит в нашей жизни. Я хотел бы узнать, что будет дальше, если население России все уменьшается, а нравственность и духовность все время падают. От этого все больше невзгод в нашей жизни и проблем. Владыка, ответьте, пожалуйста на этот вопрос. Спасибо.
– Да, вы правы, действительно у нас ситуация с алкоголизацией общества очень серьезная, тяжелая. Многие погибают от чрезмерного потребления спиртных напитков. Есть статистика, что от передозировки спиртными напитками умирает даже больше, чем от передозировки наркотиками. Это очень печальная ситуация, что наш народ спивается, много употребляет спиртных напитков. В епархии есть Общество трезвости, которое работает на областном, епархиальном уровне, совместно со светской властью. Вы знаете, что во вторую субботу сентября мы по всей области проводим акцию трезвения, трезвенничества – День трезвости. Мы призываем людей обратить внимание на эту проблему и меньше употреблять или совсем не употреблять спиртные напитки. В этот день многие действительно не употребляют, стараются придерживаться призыва. Но, к сожалению, может быть, не до всех доходит этот призыв Церкви и общества.
Конечно, работа по спасению людей от пьянства не ограничивается одним днем. Общества трезвости организуются при приходах нашей епархии, при общественных организациях; совместными усилиями мы стараемся обратить внимание на эту проблему. У нас есть при Обществе трезвости люди, которые занимаются с подверженными слабости чрезмерного употребления; после встреч и лекций, которые мы даем, люди перестают пить, дают даже обет трезвости на месяц, на год, на несколько лет или навсегда. Можно перечислить много мероприятий в этом направлении. Может быть, это начальная стадия нашей деятельности, об обетах трезвости мало кто знает, не приняты они широко в обществе. Мы надеемся, со временем общими усилиями получится сделать движение трезвости массовым. Сейчас мы говорим на всю нашу область и на всю страну и призываем все здоровые силы к этому недугу относиться более внимательно – не придерживаться наших привычных обычаев, когда все встречи проходят на основе винопития, принятия алкогольных напитков. Если мы исследуем жизнь наших отцов в дореволюционное время, то увидим, что люди того времени не так много пили, хотя у нас сложилось представление, что Россия всегда пила. Это неправильно, неправда. Она стала очень сильно употреблять напитки уже после революции, к сожалению. До революции у нас велась большая работа; с помощью Императора Николая II, Святого Царя Страстотерпца, повсеместно были образованы общества трезвости. К 1914–1916 годам в России пили где-то в пределах литра в год на душу населения. А сейчас у нас, к сожалению, на душу населения около 18 литров чистого спирта официально, а неофициально еще больше. В царской Росии была проведена очень большая работа – люди перестали пить вообще или пили очень мало. Государство в то время отказалось от денег, которые получает бюджет от продажи спиртных напитков – как тогда говорилось: «Нам не нужны пьяные деньги». Такое было серьезное и мужественное решение – бюджет страны формировался не от спиртных напитков, а от производительности труда народа, и этого хватало для содержания нашей страны. Мы должны этот опыт внедрять в нашу сегодняшнюю жизнь. Я думаю, мы способны будем прийти в те нормы, в которые пришла Россия в XIX – начале XX века, употребляя умеренно или вообще не употребляя спиртные напитки.
– Владыка, у нас совсем немного времени остается. У последнего телезрителя была вторая часть вопроса. Она звучала пессимистично. Если можно, прокомментируйте, пожалуйста – он почти утверждает, что у нас день за днем падает уровень духовности. Правда, у нас все так безнадежно?
– Нельзя сказать, что духовность падает. Сейчас очень много молодых людей здраво смотрят на жизнь, возвращаются к нашим ценностям, к нашим корням, к вере Христовой. Потому что самое важное, что нужно иметь в нашей жизни – это возвратиться к вере: она основа нашей жизни. И многие молодые люди приходят осознанно в Церковь, к вере, живут церковной жизнью. Даже удивительно, что есть глубоко верующие молодые люди в семьях, где мама, папа, бабушка, дедушка далеки от Церкви, от веры. Никакого понятия у них нет о Православии, а он – глубоко верующий человек. И свою семью воспитывает, и детей. Что-то есть благодатное; видно, Господь проявляет Свою милость к нам и не дает нам погибнуть, дает нам надежду на возрождение нашей страны на основе христианских ценностей, которые были положены в основу еще в начале строительства нашего Отечества, государства еще с Х века. Значит, не так все безнадежно; надеемся, что с Божией помощью выберемся из эпохи безнравственности, бездуховности. Такие ростки уже есть.
– Владыка, спасибо Вам за Ваши ответы. Время нашей сегодняшней передачи подошло к концу. Пожалуйста, благословите наших телезрителей и радиослушателей.
– Всех вас, дорогие братья и сестры, благодарим за участие в нашей программе. Поздравляю вас с наступающим праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Дай Бог, чтобы Пресвятая Богородица покрывала нас Своим всемощным омофором, избавляла нас от всякого зла и покрывала нас Своей милостью. Бог в помощь всем нам в нашей духовной жизни, в нашем духовном возрастании.
– Спаси Господи, Владыка.
Дорогие телезрители, еще раз спасибо вам за ваши вопросы и до свидания, до встречи!
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие организаторам и участникам проходящего в Твери Съезда православной молодежи Центрального федерального округа. Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в городе Твери для участия в работе Съезда православной молодежи Центрального федерального округа.
Обретение мощей – обретение памяти Члены редакции журнала «Трезвое слово» вместе с духовником священником Игорем Бачининым побывали в Тюмени на праздновании обретения мощей святителя Филофея (Лещинского, 1650–1727), митрополита Сибирского и Тобольского. Справка: Тюмень – первый русский город в Сибири.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.