Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы!
– Бог благословит. Бог в помощь всем нам.
– Владыка, 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. Что это за праздник? В память о каких событиях он установлен и каков его духовный смысл?
– Покров Пресвятой Богородицы – это великий праздник, очень почитаемый на Руси, хотя событие этого праздника произошло не в России, а в Константинополе, во Влахернской церкви. Тогда греческое государство было в опасности, и люди собрались во множестве в храмах Божиих, чтобы умолить Бога отвратить эту опасность. Поэтому они молились с усердием. И двум праведникам, Андрею с Епифанием, среди этого множества народа было откровение Божие. Они увидели раскрытое небо, а над храмом был распростерт омофор Божией Матери, которая обещала, что Господь помилует город, помилует народ и отвратит от них нападение сарацин, которые пришли поработить православный народ. Такое покровительство Божией Матери страждущему народу очень близко стало сердцу верующих в России. Конечно, каждый православный христианин хотел бы, чтобы Божия Матерь была и его Покровительницей, чтобы Она покрывала Своей благодатью, милостью, Своим всемощным омофором и всесильными молитвами нас всех и отвратила праведный гнев, движимый на нас от Бога по нашим грехам, отвратила беды и скорби, которые бывают в нашей жизни. Поэтому мы всегда с особым умилением относимся к этому празднику, к Божией Матери, к Покрову Божией Матери. И всегда с умилением и воодушевлением говорим: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!». Это умилительное песнопение поднимает наш взор к Божией Матери. И мы надеемся, что Пресвятая Богородица действительно нас покроет Своим всемощным омофором, Своей любовью материнской и дарует нам мир, благополучие и успех в нашей жизни. Поэтому в праздник Покрова Божией Матери мы собираемся во множестве в храмах Божиих, чтобы воздать благодарение Пресвятой Богородице за Ее покровительство нам, милосердие, за то, что Она в течение всей нашей жизни и всего предыдущего года покрывала нас Своим всемощным омофором. Приходим помолиться, чтобы Она и впредь не оставила нас, покрывала Своей любовью, милосердием и снисходила к нашей немощи, когда мы отступаем от норм христианской жизни, помогала нам исправиться.
В нашей стране, в каждой епархии есть много храмов, освященных в честь Покрова Пресвятой Богородицы – народ очень любит этот праздник, надеясь на покровительство Пресвятой Богородицы. Я поздравляю всех с наступающим праздником Покрова Божией Матери! Дай Бог, чтобы Пресвятая Богородица нас покрывала Своим милосердием, Своим всемощным омофором. А мы в свою очередь старались не забывать о Ее милосердии к нам, помощи, о тех благах, которые Она нам всегда посылает, молясь за нас как за Своих детей. Мы ее дети, а Она есть наша Мать Небесная, Заступница, которая печется о нас, как любящая Мать.
– Владыка, спасибо. Вопрос к нам пришел из республики Марий-Эл от Зои: «Муж любит смотреть по телевизору криминальные истории и судебные разбирательства. Это неблаготворно влияет на психику – ведь возраст уже. А я не могу уберечь его от искушений и негативного мировосприятия. Помогите объяснить ему, что подобная информация разрушает его, убивает его веру в добродетели».
– Действительно, на психику не только взрослых, но и молодых людей, детей очень негативно влияют криминальные сцены, которые показываются по телевидению, в том числе и судебные разбирательства. Это в какой-то степени даже развращает, меняет поведение человека не в лучшую сторону. Лучше воспитываться на позитиве, на добродетелях, на добрых качествах. В Священном Писании написано, что мир во зле лежит. Что об этом еще нужно знать? Видеть зло во всех красках, конечно, не совсем правильно. Видеть добродетель, видеть способ приобретения добродетели в жизни – это другое дело, это благотворно сказывается на нашей внутренней, духовной жизни. Хорошо воспитывать в себе эти качества, которые нам очень нужны и полезны для нашего спасения. Ведь главная цель нашей жизни на земле –преобразить свою душу, изменить ее от зла к добру, изменить нашу падшую природу, ее испорченность. Это возможно, наблюдая, как люди делают добро, чтобы приобретать это в своем сердце, в своей жизни, и преумножать его – совершенствоваться от силы в силу, как нас призывает Господь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Этот путь должно избрать и полюбить, потому что мы живем здесь временно – и нет времени для каких-то негативных исследований. Есть люди, которые специально этим занимаются, это их профессия, они для этого готовятся – расследовать те или иные злые дела людей и привлекать их к ответственности, чтобы они исправились, может быть, видя это зло. Но нам даны большие возможности приобретать добро, бороться со злом и укрепляться в добре через добрые дела, которые мы видим среди окружающих нас людей.
– Владыка, спасибо. У нас первый телефонный звонок. Алло, здравствуйте, говорите, вы в эфире!
– Спаси Господи. У меня такой вопрос. У меня умер свекор, он некрещеный. Я узнала, что за некрещеных можно молиться мученику Уару. В городе Химки есть храм мученика Уара. Скажите, каким образом я могу заказатьтам молебны, живя на юге России? Как можно молиться этому святому?
– Действительно, мы знаем, что мученик Уар молил Бога, чтоб Господь помиловал некрещеного человека. Поэтому мы и молимся, чтобы он исходатайствовал пред Богом, чтоб Господь помиловал и простил и избавил от вечных мучений того или иного человека, который в этой жизни не был крещен, жил не совсем правильной жизнью. Конечно, мы можем молиться не только святому мученику Уару, мы можем молиться и другим угодникам Божиим, чтобы они молили Бога помиловать наших усопших близких, которые ушли из жизни не совсем готовыми. Мы молимся в основном дома, читаем акафисты, можем заказывать в церкви святым угодникам, в том числе и мученику Уару, молебны с акафистом. Это единственное, что мы можем сделать – поминать в Церкви мы не можем некрещеного человека, молиться в церкви за него тоже не можем, но можем помолиться мученику Уару и другим угодникам Божиим, чтобы они молили Бога за наших некрещеных предков. Они-то знают, за что мы просим, молимся. И даже если мы в церкви закажем молебен, а в нашем сердце имеем намерение, чтобы он умолил Бога о том или ином человеке, то, конечно, Господь знает наши мысли, наши чувства, скорбь, боль душевную. И тогда по молитвам угодников Божиих Господь помилует. Есть надежда, есть вера.
– Владыка, еще звонок – из Каменска-Уральского.
– Владыка, у меня такой вопрос: как обстоят дела с канонизацией схимонахини Евфросинии (Мезеновой) из города Каменска-Уральского, села Маминского? Уже подходит 91 год со дня ее кончины, а дело с канонизацией идет очень трудно. Помогите как-то в данной ситуации, походатайствуйте перед Святейшим Патриархом, чтобы быстрее шло дело с канонизацией! Потому что почитание ее очень большое: люди приезжают из других епархий. Почитают, молятся, просят помощи, и происходят даже чудеса.
Это первый вопрос. А второй: когда ожидать приезда Святейшего Патриарха к нам на Урал, а даже, может, и в Каменск-Уральский? Спасибо, до свидания.
– Для канонизации нужно набрать определенный материал, который от нас требует Комиссия по канонизации святых при нашей Патриархии. И когда мы все необходимые документы соберем и они будут удовлетворять нашу комиссию, тогда этот вопрос, я думаю, решится.
Что касается приезда Святейшего Патриарха, то мы уже его пригласили, он дал согласие. Надеемся, что на следующий год, с Божией помощью, Господь сподобит нас такой радости – приезда Святейшего Патриарха Кирилла в нашу область, в нашу епархию. Поэтому будем молиться о здравии нашего Святейшего Патриарха, чтобы Господь сподобил нас такой чести.
– «Владыка, почему имя Александра Меня предано забвению, о нем почти ничего не пишут и не вспоминают?» – спрашивает Мария из Подмосковья.
– Почему предано забвению? О нем очень много пишут, знают его, читают его книги. Нельзя сказать, что он предан забвению. Люди, которые считают, что у отца Александра Меня можно почерпнуть что-то хорошее, его читают. Разные есть люди. Одни больше любят древнюю святоотеческую литературу, некоторые, только начинающие, может, любят более современных проповедников, которые им близки по духу. Читают Меня и других пастырей нашей Церкви. Нельзя сказать, что он предан забвению. Многие пользуются наследием, что он оставил для будущих поколений. Если человек, который задал вопрос, знает отца Александра и читает его, это свидетельствует о том, что он не предан забвению.
– Владыка, спасибо. Телезритель из Тамбова спрашивает: «Скажите, пожалуйста, когда у человека долгое время уныние, утрата смысла жизни, безрадостное состояние души, что нужно сделать, какой огонек зажечь в его сердце, чтобы появился смысл жизни, надежда? Спасибо».
– Во-первых, конечно, нужно за этого человека помолиться, чтобы Господь посетил его Своей благодатью и зажег в его сердце огонек любви к Царству Божию, к Богу, к стремлению возделывать свою душу, приготовляя ее для Царства Небесного. К сожалению, у нас во все времена было, что человек верит в Бога только чтобы получить какие-то блага земные, чтоб ему было хорошо в семье, на работе, дома. Такова вера, его отношение к Богу и духовной жизни. Это, конечно, тоже нужно и важно – чтобы Господь помогал и содействовал во всех добрых начинаниях в земной жизни. Но главное не это – главное, чтобы успешная наша жизнь на земле способствовала получению от Бога Царства Небесного. Надо готовиться к этому Царству с воодушевлением, какое имели наши отцы, всю жизнь горевшие душой к Царству Небесному. Даже когда были гонения, они готовы были ради Христа пострадать и отдать свою жизнь, чтобы только Господь сподобил их вечного Царства, вечной радости, вечного утешения, счастья и блаженства в Царстве Небесном. Если бы такой настрой у нас был, то у нас бы не было состояния уныния, отчаяния и потери смысла жизни на земле. Смысл жизни не в том, чтобы у нас все было благополучно в материальном плане, а в том, чтобы достигнуть своими трудами здесь, на земле, вечности, блаженной вечности. Ради этого и Христос на землю пришел – возвратить нас к вечной блаженной жизни, которую мы потеряли в грехопадении наших прародителей. Может быть, не хватает нам сил или, может, мы просто остановились на малом достигнутом, на первой ступени нашего становления в вере: мы верим, когда чувствуем, что Господь помог нам в том или ином нашем деле. Это, конечно, удостоверение в том, что Господь Бог есть и что Он помогает, слышит и видит нас. Но мы остановились на первой ступени, на этом малом достигнутом. Господь нам помогает и проявляет Свою милость к нам не только чтобы нам было хорошо здесь, на земле, но чтобы нас подвинуть к большему – к самому главному, к тому, чтобы наши труды и заботы в этой жизни способствовали вечности, вечной блаженной жизни. И если нам удастся человеку дать такое направление жизни, я думаю, огонь веры в Царство Божие, подготовка к этому и ощущение недостатка времени (надо спешить в Царствие Божие) отодвинут уныние и тоску. Появится активность в земной жизни – много работы над своей душой, надо помогать другим, приобретать много добродетелей, творить добро. Когда человек занят, ему некогда унывать, некогда скорбеть, некогда замечать невзгоды земной жизни. Он весь устремлен ввысь, к Царству Небесному, и живет на земле лишь ради небесного блаженства: «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдеши», что приготовил Бог любящим Его.
– Владыка, еще один звонок, из Екатеринбурга: «Здравствуйте; скажите, пожалуйста, будет ли строиться часовня на Лесном кладбище?»
– Будет строиться. Мы уже заканчиваем подготовку документов, необходимых для оформления участка земли. И надеемся, что с Божией помощью на Лесном кладбище начнем строительство нового храма. Кладбище очень большое, многие люди ходят к своим родственникам, знакомым. И очень было бы хорошо, чтобы там была церковь – помолиться «об усопших отцах и братиях наших, зде лежащих».
– Владыка, звонок из Березняков. Алло, здравствуйте!
– Алло, благословите, Владыка!
– Бог благословит вас.
– Ответьте на два вопроса. Первый: называют субботу перед Покровом родительской субботой. Правильно ли это? И второй вопрос: говорят, что после Покрова нельзя ходить на кладбище. Это православная точка зрения или это языческое?
– Да, у нас на Урале есть традиция, чтобы накануне праздника Покрова Божией Матери совершать Покровскую родительскую субботу. Думаю, хорошая традиция – чем чаще мы будем вспоминать наших предков, наших усопших, тем больше блага им и нам. Тем более что мы имеем большую веру в помощь и Покров Пресвятой Богородицы, что Она покрывает Своим милосердием не только нас, живущих на земле, но и молится за усопших, которые нуждаются в помощи Божией, чтобы Господь их простил, помиловал и покрыл Своей милостью, вывел их из страданий в адских мучениях. Мы знаем, что молитва Церкви земной и Небесной делает такие чудеса, способствует, чтобы усопшие наши получили облегчение и избавление от вечных мучений. Божия Матерь имеет большую силу, чтобы умолить Сына Своего возлюбленного о наших усопших, чтобы они получили утешение и помощь от Пресвятой Богородицы.
А второй вопрос, что после Покрова нельзя ходить на кладбище – это неправильно. Нужно ходить и до Покрова, и после Покрова. Это не возбраняется. Можно сказать, что это какие-то языческие традиции, которые не соответствуют нашему православному пониманию.
– «Владыка, обязательно ли крестить в младенчестве, или человек должен осознанно прийти к этому?» – спрашивает Людмила из Ирбита.
– Было время, когда в первые века христианства крестили в основном взрослых. В современной жизни мы практикуем Крещение младенцев, потому что очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста мог приступать к таинствам церковным: его можно причащать, приводить в церковь, молиться за него, когда он нуждается в лечении духовном или телесном. К тому же есть опасение, что младенец отойдет ко Господу, но некрещеного мы не можем поминать в Церкви, что, конечно, очень печально, больно сказывается на душе родителей: они не могут ребенку ничем помочь, кроме домашней молитвы. А хотелось бы и в церкви помянуть на проскомидии, подать записки о упокоении на год или на сорокоуст. Но это сделать будет невозможно. Из таких опасений крестят младенцев. И в то же время, когда ребенок с самого раннего возраста впитывает в себя дух благочестия, любви к Богу, к церковной жизни – это очень полезно для его духовного становления в зрелом возрасте. Взрослый человек труднее приходит к Богу, делает много ошибок. И эти ошибки оставляют раны в душе человека, ему потом тяжелее их исправить, излечить, изгладить эти раны душевные, нанесенные жизнью вне Бога, вне Церкви, вне благочестия. Поэтому очень важно, чтобы человек с раннего возраста был воспитан в благочестии, в вере и рос с самого детского возраста в духовном, нравственном состоянии благочестивой жизни. К сожалению, у нас не совсем так получается – мы крестим детей в детском возрасте и не даем им должного воспитания; они растут, как получается. Потом, в возрасте, они вспоминают о Боге и начинают возвращаться к церковной жизни, нуждаются в помощи, в знаниях о правилах христианской жизни. А если делать, как задумано Церковью, чтобы и родители, и восприемники трудились над воспитанием младенца в благочестии, в нравственности, в высоких идеалах христианства, то человек вырастет с хорошим воспитанием, нравственным, с добрыми порывами сердца к Богу, к добродетельной жизни. Это правильно, хорошо задумано, но не всегда получается.
Сейчас мы стремимся дать людям знания о Боге. У нас есть воскресные школы для взрослых и детей. Перед Крещением детей или взрослых стремимся некоторое время их оглашать, то есть дать знания о Боге, о вере, о Церкви, о церковной жизни, и даже в какой-то степени воцерковлять восприемников, если они не воцерковлены, и родителей. После того как они приобрели навыки духовной, церковной жизни, можно приступить к таинству Крещения, чтобы после него человек не возвращался к своей греховной жизни, а жил в чистоте, святости. А младенец, конечно, будет жить той атмосферой духовной, нравственной, христианской, православной, которую будут создавать родители и духовные наставники, восприемники. Эта атмосфера нравственности и Православной веры в доме, обществе воспитывает в ребенке крепость, силу, чтобы, когда он станет взрослым, навыки, которые он увидел и почувствовал от взрослых, проявить в своей жизни.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому,
«Это Я, не бойтесь» (Мк. 6, 50) Чем же Господь помог ученикам в их бедствии? Тем, что сказал: «Это Я». Он не обещал им тихой погоды, не повелел еще волнам уняться, не предвещал им и близкой пристани. Все это могло быть или не быть – но они ничего не должны были бояться с той минуты, когда Господь Сам присоединился к ним. В этом кроется поучение для каждого из нас – указание того именно, что нам нужно и о чем мы часто забываем. Не то необходимо, чтобы Он избавил нас от всего, что нас устрашает, но чтобы Он отнял у нас самый страх. Не то, чтобы Он усмирил бурю, но чтобы Он Сам пришел к нам среди этой бури. Вот чего мы должны просить у Господа; ничто другое не может нам помочь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.