Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (550) → Мария Виноградова: «Паломнические поездки – школа изучения глубин Православия»

Мария Виноградова: «Паломнические поездки – школа изучения глубин Православия»

№37 (550) / 1 октября ‘09

Духовное чтение

В этой теме:

Духовное чтение
Он – твердыня моя
Духовное чтение
«Уже не я живу…»

  Молитва не требует определенного места и времени, мысленно обратиться к Спасителю можно в переполненном автобусе или одиноким вечером дома. Молиться можно в глухом сосновом бору, как Серафим Саровский, или с удочкой у реки, как Симеон Верхотурский.

Но тысячи верующих стремятся в дальние монастыри и обители, в осененные соборной молитвой места, к мощам святых угодников.
  Многие святые отцы и умудренные старцы говорили о несомненной пользе паломничества, призывая укреплять веру в душеспасительных путешествиях. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наставлял прихожан: «Паломнические поездки могут стать школой изучения глубин Православия в его богатейшей истории, способствовать катехизации, воцерковлению, углублению веры… Путешествия к святым местам способствуют единению Церкви, скрепляют ее невидимыми узами крепчайших духовных связей». Святейший Владыка Патриарх Кирилл также неустанно подчеркивает важность паломнического движения, говорит, что лишь в таких поездках можно воочию убедиться, что «…раны на лице нашего Отечества постепенно затягиваются, и мы видим красоту Божия замысла об Отечестве нашем».
  Осенью делегация Пермского края совершила паломническую поездку к святыням Екатеринбургской епархии. Это уже стало традицией: люди, от которых во многом зависит жизнеспособность нашего края, его привлекательность и комфортность, его культурная и духовная наполненность – представители администрации края и города Перми, главы районов – ежегодно посещают исторически значимые места России и ближнего зарубежья. Эта поездка – пятая по счету. До этого состоялись поездки в Дивеево, Киево-Печерскую Лавру и Оптину пустынь, на Валаам и в Московский Свято-Трифоновский монастырь. Результат не замедлил сказаться: началось активное строительство и реставрация храмов, возобновились старинные традиции – широкое празднование Ильина дня, дня иконы Казанской Божией Матери, Всех Святых, Крестные ходы.
  Поездку благословили епископ Пермский и Соликамский Иринарх и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
  Долгие годы наши территории составляли единое целое. До 1885 года Екатеринбургская епархия находилась в зависимости от Пермского архиерея и входила в состав Пермской епархии в статусе Екатеринбургского викариатства. Территория была огромна, управление становилось все затруднительнее, и по решению Синода нас разделили на две епархии. Конечно, многие святыни, построенные пермскими и соликамскими зодчими, оказались в Екатеринбургской епархии. Но пермяки и поныне считают их родными, исконными, и едут на поклон к Симеону Верхотурскому, к новомученику Константину Богоявленскому, к месту кончины Святых Царственных Страстотерпцев…
  Ранним субботним утром от администрации Пермского края в сторону Екатеринбурга отправился автобус с паломниками. Чтобы настроиться на нужную волну, организаторы поездки (администрация Пермского края и компания «ЛУКОЙЛ-Пермь») подготовили подборку фильмов о жизни и мученической кончине Царской Семьи, о подвиге старчества, о значении молитвы и веры в повседневной жизни.
  Время в пути прошло с пользой. Многие из нас не знали, как трепетно относились в Царской Семье друг к другу, с какой заботой и нежностью писал Николай II с фронтов Первой мировой войны своей супруге и детям, призывая неустанно молиться о судьбе страны, как дочери Царя отказывались выходить замуж «в заграницу», желая жить в России. Сейчас бы сказали, что в Семье Романовых царил «культ любви и веры». И это так: свою Александру Николай полюбил еще двенадцатилетней девушкой и ждал ее совершеннолетия. Их разделяла вера, и Николай убеждал избранницу: «Когда Вы узнаете, как прекрасна наша религия, как прекрасны наши храмы, Вы их полюбите».
  Действительно, проникшись красотой и строгостью Православия, Александра вскоре приняла Крещение.
  «Ты обручен с Россией», – сказал будущему Императору Николаю II его отец. Если бы каждый облеченный властью чувствовал себя ответственным за судьбу России в той же мере, что и ее последний Император!
  Нет необходимости много рассказывать о Храме-на-Крови. Об истории строительства храма на месте Ипатьевского дома, где прошли последние дни Царской Семьи, знает каждый россиянин. Здесь бережно хранятся фотографии и записи членов Царской Семьи, предметы быта и обстановки комнат, где вынуждены были находиться в заточении Романовы. Совсем недавно музею при храме представителями Зарубежной Церкви были переданы дорогие реликвии: иконы, личные вещи Царской Семьи. Протоиерей отец Владимир провел для нас экскурсию. И мы вновь убедились, как условны границы: батюшка – уроженец Пермского края, а сейчас служит, пишет стихи и строит храмы в Екатеринбурге, но трогательно любит свою малую родину. «Мы связаны кровными узами, у нас единый исток», – говорит отец Владимир.
  Многие, конечно, слышали и о Ганиной яме. Сюда в ночь с 16 на 17 июля 1918 года после расстрела были вывезены и сброшены останки Царя Николая II, его Семьи и приближенных. В 1991 году, по благословению архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека, на Ганиной яме был установлен первый крест, проводились Крестные ходы и богослужения о погибшей Семье Императора. В августе 2000 года на Ахриерейском Соборе члены Царской Семьи были прославлены в лике святых страстотерпцев, а 1 октября того же года на Ганиной яме заложен первый камень мужского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев.
  Сейчас на территории монастыря расположены 7 храмов (по количеству убитых членов Царской Семьи). Наша группа побывала во всех храмах, прошла по галерее около царского креста. Многие уже посещали святыню и не сдерживают удивления: как быстро все меняется, возводятся и достраиваются церкви, появился пруд, установлен памятный камень…
  Ранним утром следующего дня наша группа уже была на утренней Литургии в Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря (кстати, построен пермским архитектором А.Б. Турчевичем). Величие храма, его мощная архитектура в русско-византийском стиле и декоративные элементы явно напоминают наш Крестовоздвиженский собор Свято-Николаевского монастыря на Белой горе. Недаром Верхотурский монастырь называют «папой», «праотцом» нашей пермской святыни. Недаром и названия абсолютно идентичны. Строительство на Белогорье началось вскоре после разделения епархий, так как такой духовный центр был необходим верующим Прикамья, его строгий монашеский устав и архитектура главного храма во многом вторили Верхотурской обители.
  Верхотурье по праву считается православным центром Урала, его духовной столицей. До революции в городке вместе с часовнями насчитывалось более 20 храмов. Сегодня осталось 8 действующих церквей (что тоже немало для города с населением в 7, 5 тысячи жителей) и единственный на Урале каменный кремль. Монастырь в Верхотурье возник в 1604 году на территории крепости и служил преградой от набегов вогулов. Наместник монастыря отец Филипп – родом из Чернушки Пермского края – приветливо встретил своих земляков, рассказал о вехах развития монастыря. Поначалу обитель была весьма бедна, но все изменилось, когда монастырь осенил своим присутствием святой праведный Симеон Верхотурский, всея Сибири Чудотворец… В XVII веке в 50 км от Верхотурья в селе Меркушине жил великий молитвенник Симеон. По смерти о нем как-то забыли, но его нетленные мощи вышли на поверхность земли, когда в месте захоронения забил целебный источник. В 1704 году мощи святого Симеона были торжественно перенесены в Верхотурский монастырь, и поток паломников возрос многократно. Монастырь рос: освящена каменная церковь в честь Преображения Господня, чуть позже выстроены церкви во имя Святителя Николая Чудотворца, надвратная Симеоно-Аннинская, Успенская и Крестовоздвиженский собор. Все здания были чудовищно поруганы в 1930-е годы, но с помощью Божией и тщанием многочисленных прихожан монастырь сегодня предстает во всем великолепии, возвышаясь над рекой Турой и осеняя окрестности многочисленными крестами.
  В этот же день мы побывали и в Меркушине, попили святой воды из источника, над которым выстроен храм во имя Святого Симеона, приложились к мощам святого новомученика Константина. Он тоже наш земляк, окончил Пермскую Духовную семинарию, после учебы был послан служить в Меркушино. Ему было всего 22 года, когда село захватили красногвардейцы и повели молодого священника на расстрел. В дороге он отпевал себя, а после сам выкопал могилу. Его нетленные мощи были случайно найдены при строительстве – Господь не забывает своих праведников. Рука святого застыла в крестном знамении. Вероятно, он благословлял своих палачей…
  По пути из Меркушина в Верхотурье паломнику встречаются еще несколько интересных, самобытных храмов: в месте, где, по преданиям, святой Симеон удил рыбу, предаваясь одиночеству и молитве, стоит деревянный терем-храм в честь Всех Святых, в Земле Сибирской Просиявших. На месте, где по просьбе юродивого Космы останавливался Крестный ход с мощами Симеона Верхотурского, идет к завершению строительство кирпичной часовни, украшенной смальтой и фаянсовыми вставками. Обнесенный высоким каменным забором стоит у дороги мужской монастырь Всемилостивого Спаса. Здесь очень строгий устав, и нас пустили лишь в гостевую комнату. Но и из окон видно, как бережно братия украшает свою обитель, белоснежные стены монастырских зданий и золотые купола.
  Мы всего два дня в пути – но как много узнали, увидели, прочувствовали! На добрую память – полная сумка книг и буклетов, образок, освященный на святых мощах, множество фотографий и воспоминаний. Но главное – щемящее чувство сопричастности к этой неземной красоте. Спасибо вам, соседи, что с такой заботой и любовью благоукрашаете свой край, восстанавливаете святыни, родные каждому пермяку, дарите нам возможность прикоснуться к своим истокам!

Мария Виноградова,
корреспондент епархиальной газеты
«Православная Пермь»

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Лариса Лоевская: «Как не разминуться с чудом»

О чудотворных святынях Екатеринбурга  Честно говоря, я, будучи православным воцерковленным человеком, долго не верила в чудеса. Точнее, не верила, что они могут быть в моей жизни.

 
Церковь и общество

В Таллине открыта площадь Патриарха Алексия II

 1 октября в таллинском районе Ласнамяэ возле строящегося православного храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» состоялось открытие площади имени Патриарха Алексия II. В церемонии приняли участие митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, архиепископ Истринский Арсений, мэр эстонской столицы Эдгар Сависаар, председатель комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс