Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Настоятель прихода во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины села Большой Лаи Екатеринбургской епархии отец Александр Малых в своей работе уделяет большое внимание просветительской и миссионерской деятельности среди молодежи. В приходе накоплен большой опыт совместной работы храма с учебными заведениями и молодежными организациями.
– Практический опыт моей работы на приходах говорит, что люди, которые вчера пришли в храм – самые разные: взрослые и молодые, активные и даже… буйные, и если священник принимает их, берет их с собой, они остаются в храме надолго. Они не только вносят в жизнь прихода какую-то свежую, новую, чистую струю, но в скором времени, рядом со священником, они становятся его первыми помощниками. И результат налицо, это понятно всем.
Собрался, скажем, батюшка поехать к мощам, обзвонил знакомых, все собрались – и поехали уже целым автопоездом. Вот уже и приходское паломничество состоялось. Говорить о духовной стороне паломнических поездок, пеших походов можно долго – это отдельная тема. Паломничество – это путь ко Христу, и пути эти очень разнообразны. И один из них – активный духовный подвиг, делание человека.
Я просто кратко остановлюсь на некоторых моментах опыта отдельных храмов Екатеринбургской епархии. Мне нравится ситуация в приходе во время престольных праздников. Там сразу после богослужения прямо на улице накрывают столы, выставляют ведра с компотом, чаем, квасом, подносы с булочками, пирогами и другими вкусностями. Времени на это требуется немного, да и материальные затраты небольшие – каждому приходу по силам. В результате такого гостеприимства и радушия к людям значительно поднимается, скажем так, статус и престиж церковного прихода.
Давайте же честно посмотрим, как мы в своих храмах встречаем паломников. «Пришел, помолился – и все, ступай дальше»? Относиться к паломникам потребительски не просто некрасиво, это – показатель, какие мы, какая наша Церковь. Ведь они приехали к нам в деревню, в наш храм, они вместе с нами приняли участие в богослужении, прикоснулись к нашим молитвам, к святыням нашего храма, увидели нас, людей, которые в этом храме реально трудятся.
Гостеприимство настолько важно в организации паломнических поездок и приеме паломнических групп у себя в приходе! Я знаю историю одного уральского храма. Когда туда пришел священник, паломников там было один-два человека на престольный праздник. Но в последние годы приезжих там в два-три раза больше, чем местных жителей. А ведь паломники в храме – это добрая слава прихода во всей округе, его авторитет среди верующих людей.
Я считаю, что человек должен четко определить грань между паломнической поездкой и православной экскурсией. Конечно, в нашей жизни присутствуют обе формы. Но когда православный человек, паломник, опускается до уровня экскурсанта – это как-то несерьезно. И наоборот, когда мы на светского человека, который пришел в храм просто на экскурсию, смотрим как на православного паломника – это тоже ошибка. Сократ, помните, сказал: «Говорить надо в двух случаях – когда либо спрашивают, либо слушают. В остальных случаях – глупость уметь болтать, мудрость – иметь молчание». Поэтому дай нам Бог премудрости найти какую-то золотую середину и всегда ее в себе иметь, организуя просветительскую и миссионерскую работу.
Экскурсии – это отдельная и очень важная, многогранная тема. По сути, если одним словом сказать, – это прикосновение к молитвам тех святых, в честь кого назван храм. Вот храм Николая Чудотворца: вы благословились у его иконы, поставили свечу, просто постояли возле святого образа. А когда человек уходит, он чувствует, что Николай Чудотворец благословляет его, видит его (может быть, он еще не понимает этого, но это действительно так). И результат таких экскурсий налицо – здоровая, нормальная молодежь в храме, обновление прихода.
Само понятие паломничества я разделяю на несколько категорий. Паломничество может иметь культурологическое направление, которое приближается к экскурсии, о которой я уже сказал. Опыт работы нашего храма говорит: когда к нам приезжает экскурсия студентов, учащихся, происходит лишь первое, краткое общение с ними священнослужителей и прихожан.
Я немного отойду от темы. Недавно я разговаривал с одним мусульманином, очень интересным человеком. В своих беседах, не обижая друг друга, мы каждый раз что-то открываем для себя, не навязывая друг другу своих собственных взглядов. И он высказал одну очень интересную мысль: они раньше уважали русских за то, что мы не такие, как они. «Хотя нам Коран правильно говорит, что не надо быть рабами материальных благ, мы все-таки понимаем, что мы рабы, рабы наших баранов, вещей, тряпок, денег. А вы, русские, всегда были выше этого рабства вещей, и мы за это вас всегда подсознательно уважали».
Другой момент. Когда недавно проводился саммит ШОС, наша прихожанка была переводчицей на этой встрече. И она рассказала одну интересную историю. Высокопоставленный чиновник одной из стран, генерал, попросил свозить его в Храм-на-Крови. И в процессе разговора и общения она увидела в нем глубокое уважение к России и к русскому народу. Спросила, почему. А он отвечает: «Потому что вы, русские, победили под Сталинградом!» Получается, что многие иностранцы уважают нас только за наше прошлое; если бы они знали наше настоящее, они бы, наверное, изменили свое отношение к нам…
За что нас сегодня уважать – это сложный вопрос. И если мы хотим, чтобы нас уважали жители стран СНГ, уважали в Европе, нам надо просто самим уважать себя, свои культурные и духовные традиции. И первый шаг в этом самоуважении надо помочь сделать именно молодежи. То есть не полениться организовывать паломничества, экскурсии для студентов в храм, чтобы они открывали и через храм прошлое нашего народа, самих себя, свое прошлое. Ведь когда человек видит эту красоту, духовную мощь, хранимые веками в этом храме, то вполне естественно, что он уже подсознательно становится как-то ближе к Православию.
Второй этап духовного возрастания молодых людей начинается, когда студенты приезжают в храм не просто на экскурсию, а чтобы оказать приходу какую-то посильную помощь, то есть поработать на храм. Они могут красить забор, убирать прихрамовую территорию, проводить косметический ремонт помещения. И это очень важно и нужно именно для них. Когда человек что-то сделал для храма – все, этот храм – его. И как бы его ни штормило и ни кидало в жизни, он помнит и знает, что у него есть своя спокойная заводь – его храм. Потому что он там гвоздик приколотил, он там что-то сделал. Там Господня благодать и святые храма. В принципе, организовать такую студенческую работу в храме вполне реально, и это делается уже.
Ну, и последний этап – это духовный момент в паломничестве; это понятно. Когда человек зашел в храм раз-другой, значит, он сделал уже первые шаги на пути ко Христу. Повторюсь, паломничество – это путь ко Христу и встречи со Христом. Мы можем сколько угодно рассказывать человеку о Боге, а он не воспримет Его. Как-то я встречался с протестантами, ненавязчиво знакомились друг с другом. И я наконец-то понял суть протестантизма. Я им так сказал: «Вы знаете о Православии и Христе больше, чем мы, вы можете с любой строчки процитировать Евангелие – это однозначно. Но вы все ходите вокруг Христа, все узнаете о Нем, изучаете Его жизнь, определяете, какой Он, где и как Он что-то сделал… А я вам просто желаю однажды встретиться со Христом».
Встреча со Христом происходит не во время изучения Закона Божия, хотя Закон Божий однозначно нужно знать – она происходит во время принятия таинств. Поэтому наша цель – подвести человека к принятию таинств Церкви. И если человек пришел к этому, он сделал серьезный шаг вперед в своем духовном возрастании.
А там уже все проще, там уже Господь управляет, не мы.
Рассказывать о нашем храме я не буду; нужно приехать сюда и все увидеть своими глазами, все прочувствовать сердцем. Нельзя же рассказывать, скажем, о музыке – ее надо услышать. История нашего уральского храма, конечно, богата и интересна. Феофан Затворник очень мудро сказал, что человека в поиске благодати Божией укрепляют два момента: во-первых, собственный опыт, а во-вторых, чужой пример. И это всегда надо помнить: не изучение теории, а собственный опыт и чужой пример. И паломничество в данном случае – прикосновение к духовному опыту прежних поколений, которые воздвигали эти храмы, в них молились. Этим опытом в храме и стены дышат, и печка зимой трещит…
В завершение я вспомню одну притчу. Когда человек сильно радуется злу, у него никогда нет возможности постижения добра, которое дает Православие. Поставь в храме свечу где-нибудь в уголке, где нет ни ветра, ни дождя – она будет тихо и спокойно гореть. Так и человек иногда думает: горишь, и слава Богу, что ты горишь – это лучше, чем коптить. Но сегодня такое время, что я прошу каждого из вас «гореть» не в уголке, дома, а на виду – под дождем и на ветру. И «гореть» искренне и основательно – чтобы не потухнуть на ветру и под дождем. И это будет ваш лучший пример для других – какие вы христиане. Нельзя толкать человека к нравственности, ко Христу впереди себя. Нельзя говорить ему: ты будь хорошим, ты будь праведным, ты иди ко Христу, а я тут хочу приостановиться. Это просто лукавство души.
Поэтому организация работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи требует серьезного духовного внутреннего труда священнослужителей и православных педагогов. И если этой работы нет, то ничего и не получится: если не посеешь добрые зерна, то не получишь ни добрых всходов, ни доброго урожая.
Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Духовник епархиального Паломническо-экскурсионного отдела настоятель храма Преображения Господня города Екатеринбурга протоиерей Николай Ладюк на секции «Духовно-нравственное воспитание детей через паломничество» выступил с интересным докладом о роли паломничества в воспитании детей и подростков. Сегодняшняя наша беседа с отцом Николаем – продолжение обсуждения поднятой темы: батюшка размышляет о том, что его тревожит и беспокоит, проводит некоторый анализ и намечает интересные планы на будущее.
Новомученики Российские против алкоголизма В начале ХХ века проблема алкоголизма в Российской империи стала особенно тяжелой из-за угрожающих масштабов распространения пьянства и его пагубного воздействия на общество. В борьбу с этим пороком включились тогда все лучшие силы русского общества и особенно Русская Православная Церковь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.