Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В рамках V епархиального Съезда православных законоучителей состоялась секция Паломническо-экскурсионного отдела, на которой обсуждались вопросы духовного воспитания подрастающего поколения.
– Наверное, все согласятся, что тема эта очень актуальна, – говорит руководитель епархиального Паломническо-экскурсионного отдела Любовь Анатольевна Белогурова.
– Вот мы и постарались вынести на обсуждение очень необходимые и важные вопросы: от того, каких сегодня мы воспитаем детей, зависит наше будущее. От того, как мы будем их возить в паломнические поездки, знакомить с православными святынями, будет зависеть, каких православных людей и граждан России мы воспитаем.
Первым руководителем нашего отдела был священник Николай Ладюк, ныне помощник Правящего Архиерея, настоятель прихода в честь Преображения Господня города Екатеринбурга и духовник Паломническо-экскурсионного отдела. Батюшка всегда в курсе дел нашего отдела и всегда помогает нам во всем. Отец Николай сам имеет очень большой опыт паломничества и работы с приходами и с детьми. И этим опытом, очень большим и мудрым, он с радостью делится со всеми желающими – и по вопросам паломничества, и отношения к детям.
Несколько слов о деятельности нашего отдела. Мы стараемся к своей работе, к своим профессиональным обязанностям относиться так, как благословляет наш Патриарх Кирилл: чтобы наше христианство, наше православие проявлялось не только когда мы молимся в храме, но и когда занимаемся своей профессиональной деятельностью. Поэтому мы хорошо понимаем, что паломничество – это один из действенных, ярких и необходимых методов работы с нашими прихожанами и нашими детьми.
Традиция паломничества многовековая. Мы знаем, что Сам Христос еще маленьким ходил в паломничество в Иерусалим – это та трогательная история, когда родители потеряли его, очень волновались, куда делся этот маленький мальчик, их любимый сын. А ходили они на поклонение святыням в Иерусалимский храм. И мы должны к своей работе и паломничеству относиться как к освященному Богом делу.
Конечно, до революции паломничество в России было очень развито. Мы знаем, что конец XIX и начало XX века были расцветом русской духовной миссии в разных странах, в том числе и в Иерусалиме. При каждом монастыре в то время был паломнический дом, где принимали паломников, кормили их, а они по мере сил трудились в святой обители. Центром паломничества был Валаам, у нас на Урале – Верхотурье, куда люди ходили пешком…
В стране случился переворот, поменялись власть, идеология, и, казалось бы, традиция православного паломничества должна была погибнуть. Но она не погибла. Мне сразу же вспомнилась одна параллель. Наша матушка София из Покровского монастыря Верхотурья рассказывала нам, как она девочкой ходила в Почаев. Это были уже советские годы, середина 20-х годов – но она туда ходила. И мы знаем, что когда мощи праведного Симеона из Крестовоздвиженского собора Верхотурья были перевезены в Нижнетагильский краеведческий музей, верующие приходили в музей и прикладывались к мощам даже через стекла витрины. Казалось бы, выставили мощи на поругание, чтобы показать, что православные преклоняются перед простыми костями. А верующие ходили в музей, и их ничто не останавливало.
И матушка София говорит: «Мы ехали и шли в Почаев, и понимали, что если нас сейчас задержит милиция или другие советские службы безопасности, нас просто «на сотый километр» отвезут и в поле выбросят. И как уж мы дойдем, так мы и дойдем».
Сейчас, в наше время, конечно же, мы должны об этом помнить. И должны относиться к нашей работе так, чтобы нам не было стыдно ни перед отцом Николаем, ни перед матушкой Софией, ни перед праведным Симеоном, Елисаветой Феодоровной, вклад которой и ее мужа в устройстве Русской Духовной миссии в Иерусалиме огромен.
Наш епархиальный Паломнический отдел был одним из первых в России, и мы сейчас стараемся поддерживать этот уровень. Наша первая поездка состоялась в 1996 году к праведному Симеону. Тогда не все получилось гладко: про нас просто-напросто забыли, мы, полуголодные, спали на полу, наши паломники чуть не плакали… Но батюшка Симеон и сам смиренный был, и нас смиряться научил. Да и многому батюшка Симеон научил за все эти годы, и мы считаем, что его молитвами и трудами наших Владыки Никона и Владыки Викентия мы пришли сейчас к тому, что имеем.
У нас сейчас больше тридцати маршрутов, и в 2000 году Владыка нас благословил на то, что наши прихожане, паломники должны знать наши сельские храмы и святыни уральского края. И прежде всего это должны знать наши дети. В нынешнем году у нас была юбилейная поездка в Иерусалим, куда мы возим паломников уже пять лет. Хорошая, чудесная поездка! А когда пять лет назад мы организовывали туда первое паломничество, мы очень боялись – получится ли? Слава Богу, Господь все устроил как надо.
Традиционными стали у нас поездки в Италию, много интересных паломнических маршрутов по России. Для многих пап и мам, наших паломников удивительным откровением стало то, что, оказывается, наших детей нужно везти во Владимир, Муром и Нижний Новгород, чтобы ребенок узнал историю России, святыни.
Совершенно новый маршрут – в святую Византию. Сейчас это Турция, и многие воспринимают ее как мусульманскую страну. А о том, что Каппадокия и все каппадокийские и константинопольские святые жили и служили на территории нынешней Турции – об этом мало кто задумывается.
Когда Владыка благословил нас подготовить такое паломничество, мы были несколько удивлены и обескуражены. А сейчас, год спустя, мы спрашиваем себя: как мы без этого раньше жили? Оказывается, Иоанн Златоуст – это константинопольский патриарх, Иоанн Русский – это каппадокийский святой, Николай Чудотворец в Патарах родился и вырос, по преданию, в Демре служил. Сейчас мы открыли это себе, но мы должны открыть это и нашим приходам, и нашим взрослым паломникам, и, конечно же, детишкам.
Дети – это особая категория. Чем раньше они прикоснутся к святыням, тем лучше. Они увидят устройство, уклад монастыря, увидят матушку и батюшку. Они будут прибегать к святыням и узнают о многих святых, они узнают о Сергии Радонежском, который им будет просто помогать учиться и познавать Истину с самого раннего детства. А многие из нас впервые узнавали это в 30–40–50 и 60 лет.
И наша задача открыть это нашим детям – мы сейчас, слава Богу, это можем. Недавно, например, возник такой интересный вопрос: а что должно быть на первом месте – семья или работа? Конечно, на первом месте у сотрудников епархии семья. Но когда понимаешь, что ты можешь сейчас заняться только своей семьей, а если ты сейчас не сделаешь, что ты можешь сделать для Церкви, то через пятнадцать лет, когда твои дети вырастут, может случиться, что они и в церковь-то ходить не смогут – некуда будет.
Паломнические поездки – это воцерковление наших детей. Многие педагоги согласятся со мной: одно дело – полгода на уроке заниматься с ребенком, которого родители привели и ушли. А что через полгода с ним будет? Он просто может уйти из школы, потому что его «выбросили на снег», как котеночка, а дома-то никакой поддержки нет. Другое дело, когда он на несколько дней съездил в храмы, в монастырь – под присмотром педагогов и батюшки, пообщался с другими ребятами, просто поучился слушать своего соседа, любить своего ближнего, да и помочь девочке поднести сумку.
К сожалению, в школе об этом не говорят, родителям некогда – все работают, и, конечно, потребность в нравственном воспитании ребенка, его духовном возрастании очень велика. И возможности осуществить это именно в паломничестве тоже очень большие.
Детское паломничество может быть разным. Это могут быть одно-двухдневная поездка с приходом и приходской школой, походы и сплавы по рекам и посещение храмов со святынями на берегах, совместные поездки с родителями, экскурсии. Для ребятишек, которые вообще не бывали в церкви, экскурсия на Ганину яму – очень большое и очень нужное дело.
Это может быть и пешеходная экскурсия. У нас есть опыт такой работы. Настоятель прихода в честь Святой Троицы города Полевского рассказывал, как он с ребятами ходил в паломнический поход. Они прошли между Сысертью и Полевским, обошли все храмы, познакомились со священниками и прихожанами, узнали о жизни приходов. Примечательно, что в этом походе принимали участие не только ученики воскресной приходской школы, но и светские дети. Для них это был первый, но такой важный опыт приобщения к православным святыням и жизни Церкви.
Три года подряд мы организовываем для детей православный лагерь в Геленджике. Для наших уральских детей южное солнце и море – просто великолепие. Но они обязательно посещают все храмы Геленджика, приходят к Сергию Радонежскому в подворье Троице-Сергиевой Лавры.
Отдельно нужно сказать о подготовке таких поездок для детей. Содержательная часть очень важна: хорошо включить даже подготовку к поездке в учебный план, чтобы дети сами почитали, посмотрели, подготовили материалы про святого, к которому собрались ехать, и его житие.
Казалось бы, мы живем в глубинке – у нас нет Киево-Печерской Лавры, Троице-Сергиевой Лавры, у нас нет Валаама, – но у нас на Урале есть величайшие православные святыни. И самое главное – у нас есть тема, которая объединила всю Россию, православных в России и за рубежом: Царская тема, уральская Голгофа настолько важна – мы должны это понимать. Нынче на Царских днях мы принимали множество паломнических групп из Украины, Сербии, Москвы, Санкт-Петербурга, почти всех крупных городов Сибири. И, конечно же, нашего праведного Симеона они тоже любят. Мы должны сознавать, что на материале наших святынь воспитаем наших детей и примем паломников со всего мира.
Как сказал наш Владыка, хотели на Урале, в Екатеринбурге, уничтожить Россию, уничтожить Царя, а оказалось, что Урал стал тем местом, из которого Православие уверенно шагает теперь по всей территории нашей огромной Родины.
Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Литургия оглашенныхВторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. В древности люди, чтобы принять святое Крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на Литургии они могли только до определенного момента службы. Перед перенесением Даров с жертвенника на престол оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от Причастия, должны были выйти в притвор храма.
Духовник епархиального Паломническо-экскурсионного отдела настоятель храма Преображения Господня города Екатеринбурга протоиерей Николай Ладюк на секции «Духовно-нравственное воспитание детей через паломничество» выступил с интересным докладом о роли паломничества в воспитании детей и подростков. Сегодняшняя наша беседа с отцом Николаем – продолжение обсуждения поднятой темы: батюшка размышляет о том, что его тревожит и беспокоит, проводит некоторый анализ и намечает интересные планы на будущее.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.