Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, очень интересный вопрос пришел из Тюмени от Александра – скажем так, про инопланетян: «Мироздание, – пишет Александр, – это около двух миллиардов галактик, таких, как наша Солнечная система. Соответственно, конечно, они сотворены Богом, поэтому в них все разумно, но какое может быть понимание о Боге в других галактиках? Ведь христианское понимание, что человек создан по образу и подобию Бога, может не подходить к другим разумным существам, отличным от нас.
Что Вы можете по этому поводу сказать?»
– Мы должны руководствоваться Откровением Божиим: Господь открыл нам, что есть невидимый мир и видимый – ангельский мир и мир, в котором мы живем. И другого мира не существует. То есть других каких-то цивилизаций, инопланетян – этого нет, мы сами себя обманываем. Нет, и все.
– А может быть, есть?
– Нет такого, это просто выдумки из области современной научной фантастики. Мы на наших встречах говорим, что есть бесовская сила, которая может что угодно сделать, в том числе и «инопланетян» послать. И они вроде бы разумны, имеют разум, только извращенный. Темные силы много что могут натворить так, что мы будем следовать их логике, потом в заблуждении будем строить какие-то свои «научные» трактовки. Поэтому лучше всего не «засорять» свои мозги.
– Всякими инопланетянами…
– Да. У нас есть путь, смысл жизни; надо следовать этому смыслу и достигать обителей, которые нам Господь уготовал. И там нам откроется, что есть вообще во всем мироздании Божием. Сейчас мы видим все, как сказано в Священном Писании, «через тусклое стекло». Гадаем даже. Даже то, что нам Господь открыл, мы до конца не знаем хорошо. А то, что нам совсем не открыто, мы выдумываем: какие-то цивилизации другие. Это из области фантазий, поэтому не надо заблуждаться.
– То есть на вопрос «есть ли жизнь на Марсе?» Вы отвечаете однозначно: «нет»?
– Как человек, я думаю, что нет. Что-то там может быть…
– Микробы?
– Какие-то частицы. Весь мир создан Богом как живое, действующее, мудро устроенное… Но о том, что есть еще какие-то разумные существа где-то, очень сложно сказать.
– Владыка, у нас есть следующий звонок, давайте послушаем. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Добрый вечер. Владыка, благословите.
– Бог благословит.
– Раб Божий Димитрий, город Екатеринбург. Владыка, подскажите, пожалуйста, почему нельзя подавать записки о здравии монахам, которые привезли мощи священномученика Киприана и мученицы Иустинии, чтобы они помолились в своем монастыре?
– А почему вы считаете, что нельзя? Можно, если они желают взять эти записки. Надо их спросить, а не меня. Если они желают взять записки, то будут на Кипре поминать и молиться. А если скажут, что не желают – их воля. Просто надо завтра их спросить: если они готовы взять записки, то мы сделаем столик, поставим человека, который бы принимал записки и отдал им на молитву в их монастыре.
– Мы сегодня были там, и нам служители сказали, что они не берут записки, а их самих мы не видели…
– Да, они сейчас ездят по нашей области, по приходам, знакомятся с нашими святынями. Завтра они будут в Храме-на-Крови на службе, которую я буду возглавлять; приходите туда, и этот вопрос мы решим – спросим их об этом.
– Спаси Господи!
– Вера из Волгограда спрашивает: «Считается ли грехом не доверять духовнику? А как быть, если есть сильные сомнения в его советах? Можно ли в таком случае обратиться к другому священнику?»
– Можно, конечно, если есть такие сомнения. Никто вам не запрещает. Нужно только быть более критичным к себе и не осуждать духовника. Если он говорит о духовной жизни и Священном Писании, он не может что-то неправильно сказать; но если есть какие-то сомнения, по собственной немощи, можно обратиться к другому священнослужителю, чтобы эти сомнения вас не мучили.
– У нас звонок из Ростовской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Здравствуйте. Владыка, я хотел бы задать Вам вопрос. Пожалуйста, выслушайте. Панихида – 50 рублей, панихида заказная (одно имя) – 100 рублей, крестины – 300 рублей + 50 рублей за свечи, Венчание – 500 рублей, и так далее. Как Вы это прокомментируете?
– То, что вы назвали, – это пожертвование, которое может человек дать Церкви, потому что жертвуя Церкви, он жертвует самому себе – совершает дело милосердия. Мы говорим, что милостыня превозносится над судом. Поэтому человек в храме смотрит не на цены, а на то, что он получит от Бога за пожертвование в Церкви, ведь жертвуя Богу, он жертвует для своей души. Господь через наше милосердие, пожертвование на Церковь, дает Свое милосердие нам. С такой точки зрения суммы ничего не значат. Но с другой стороны, мы понимаем, что есть люди, которым, в силу их финансовых возможностей, тяжело пожертвовать даже такие средства. Поэтому в храмах существует такой порядок: если человек подойдет и скажет, что он не может такую сумму пожертвовать за свечи, он может взять за любую сумму, которую может дать. Это его добровольное пожертвование. В некоторых храмах у нас просто лежат свечи, и человек может класть 1, 2, 3 копейки – сколько у него есть. Это все от произволения сердца: как он понимает, что такое жертва Богу. Если он понимает, что жертва дана, чтобы Господь миловал нас на Страшном Суде, простил наши немощи и слабости, тогда он поймет: мы приносим малую милостыню, а Господь сторицею воздает. Конечно, мы отдаем от всего сердца. Мы знаем, что в Евангелии Господь похвалил вдовицу, которая положила в дар Богу в Церкви небольшую сумму – толику (одну копейку, можно сказать), но она положила от всего сердца – последнее, что могла дать. И Господь принял и похвалил ее. Здесь то же самое: если мы приносим в жертву Богу от своего сердца то, что можем, в этом есть благо для души.
Еще раз повторяю: если это некоторым тяжело, то нет проблемы, чтобы получить свечку или требу какую-то совершить за меньшую сумму или вообще ничего не жертвуя. В этом случае жертвует сама Церковь человеку на совершение того или иного чинопоследования. Это тоже возможно, тоже важно, и мы это делаем. Потому что когда нужно помочь, Церковь милосердствует. Мы тоже делаем дела милосердия: кормим нуждающихся, одеваем, помогаем им. То, что люди жертвуют на Церковь, Церковь в свою очередь жертвует другим нуждающимся, дает то, что необходимо человеку для его потребностей. Если человек не имеет ничего, мы можем и окрестить бесплатно, и еще какое-то чинопоследование совершить бесплатно; и не надо говорить: «Я не крещусь, потому что у меня нет денег».
– Это глупость просто…
– Глупость, да. Или «я не венчаюсь, потому что у меня нет денег». Надо венчаться, креститься. Есть деньги, нет денег – все равно приходите, мы поймем и сделаем все как нужно, только не лишайте себя благодати Божией, которая дается в таинствах Церкви.
– Вообще такие вопросы вызывают недоумение – человек неизмеримо больше тратит денег на новогодний стол, на празднование 1 мая или дня рождения… Я не говорю уже о покупке пива или сигарет. И в то же время задается вопросом, что 50 рублей за сорокоуст или 300 рублей за Крещение – это очень дорого. Крещение бывает раз в жизни. Неужели мы на новогодний стол тратим денег меньше, чем 300 рублей, и меньше, чем мы готовы раз в жизни пожертвовать за Крещение?! Такие странные вопросы задаются… И это при том, что стоит к любому батюшке подойти и батюшка бесплатно окрестит, если человек действительно нуждающийся.
– Просто сейчас у нас, мне кажется, в моде западный дух – все считать деньгами…
– Товарно-денежные отношения…
– Если бы человек понимал глубоко, что такое таинство Крещения… В таинстве Крещения человек рождается духовно, получает особую благодать Божию, чтобы войти в Царство Небесное, в вечную жизнь. Какие могут быть разговоры о средствах, когда он получил то, что невозможно даже оценить?! В сравнении с тем, что он получил, деньги – мелочь. Надо здраво посмотреть на любое чинопоследование – отпевание, Крещение, Венчание, сорокоуст… Ведь человек получает что? Сорокоуст – это 40 дней Церковь молится за него. Такое благо! Он ездит, летает, ходит, работает, а за него молятся. Его Господь охраняет, оберегает, помогает. Если Господь помогает через молитвы Церкви, то он приобретает больше этих 30 рублей, больше, чем он отдал – намного больше.
– Ирина из Новоуральска спрашивает: «Скажите, Владыка, почему так мало сидячих мест в храмах? Многие пожилые прихожане из-за этого реже их посещают, потому что выстоять всю службу не по силам. Можете ли Вы дать какие-то указания на этот счет?»
– Да, в нашей Русской Православной Церкви не практикуется, чтобы в храмах были сидения. Это в основном в католических храмах, но есть и в православных храмах Греции и других Церквей. Но у нас это не принято, потому что мы, видимо, больше благоговеем пред Богом. Если сказано в Священном Писании: «Пред лицем седаго восстани, и почти лице старче», то тем более мы должны восстать пред Ликом Божиим. И стоять пред Богом со страхом и трепетом, с любовью и благоговением. У нас такое понятие: когда мы находимся в церкви и стоим – мы выражаем свое почтение Богу. Это трудно, тяжело, но когда имеем такое понятие о своем предстоянии, то нам Господь помогает, и ноги не чувствуют, что они болят, потому что все внимание – Богу. И тогда меньше думаем о ногах. Конечно, есть у нас и скамеечки, несколько скамеек для тех, кто совсем не может стоять. Но их немного, чтобы дать возможность большему числу людей войти в нашу церковь. Слава Богу, люди идут и молятся. Поэтому просто нужно друг другу уступать – один посидел, потом другой посидел: проявлять свою любовь друг к другу, братство, сестричество. Вот один из выходов из этого положения.
– Наша программа, Владыка, сегодня завершается. И вот несколько просьб к Вам о молитвах.
«Прошу Владыку Христа ради помолиться за моего мужа – болящего Леонида. Он в начале 90-х годов много сделал для передачи и реставрации храма Александра Невского в Зеленой Роще, принимал участие в голодовке, чтобы храм передали, в восстановлении храма, потом был старостой в нем», – просит Римма из Екатеринбурга о болящем рабе Божием Леониде.
«Ради Христа прошу Владыку помолиться о здоровье моей 17-летней дочери Иоанны – она пятый год находится в коме после аварии: ее сбила машина. Девочка лежит дома, но мы не теряем надежды на ее выздоровление», – Новополоцк, Белгородская область.
Мы просим молитв всех наших зрителей о болящем рабе Божием Леониде, о болящей рабе Божией Иоанне.
Тамара из Архангельской области просит помолиться за раба Божиего Виктора, страдающего недугом пьянства. Помоги Господи исцелиться!
Давайте все вместе, все наши зрители, в вечерней молитве сегодня помянем болящих Леонида, Иоанну и Виктора.
Владыка, Ваше Архипастырское напутствие в завершение нашей программы…
– Я хотел всех вас поздравить с праздником. Дай Бог, чтобы свет Преображения Господня просветил наши сердца и мы преобразились, изменились, усовершенствовались и были светом этого мира и солью земли. Бог в помощь всем нам трудиться во славу Божию и во спасение своей души!
– Спаси Господи, Владыка. С праздником Вас!
– Спасибо. И вас с праздником!
Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Слово Предстоятеля Русской Церкви за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня великий двунадесятый праздник, престольный праздник главного храма нашей Церкви — сего Патриаршего Успенского собора в Московском Кремле. Мы прославляем Успение Пресвятой Богородицы.
«Родилась в семье девочка…» Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.