Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (545) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№32 (545) / 22 августа ‘09

Архипастырь

 – Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня в прямом эфире очередной выпуск программы «Архипастырь» и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
 Здравствуйте, Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.


 – Бог в помощь нам, Бог благословит.
 – Владыка, позвольте поздравить Вас с праздником Преображения Господня, которое мы сегодня отмечаем. В нашем эфире вчера и сегодня очень много говорилось о празднике Преображения, о его истории, богословском значении; рассказывали об этом и митрополит Воронежский Сергий, и архиепископ Ростовский Пантелеимон. Поэтому хотелось бы поговорить сейчас немного о другом: а зачем нам преображаться? Мы о празднике Преображения в духовно-нравственном преломлении говорим, что это должно быть преображение нашей души. А зачем? Обычный человек с улицы, как говорится, с той стороны церковной ограды, именно этим вопросом задается: «А зачем мне ваше преображение? У меня все хорошо, я живу не хуже, не грешнее других, у меня все нормально». Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
 – Мы призваны Богом для вечности, для вечной жизни. И наша земная жизнь – это приготовление к вечности. Поэтому нам нужно пройти этот жизненный путь, постоянно исправляя нашу испорченную вследствие грехопадения прародителей природу. Как сказано в некоторых стихирах на Рождество Христово, Господь пришел на землю, чтобы «падший восставить образ». Вместе со Христом с Божией помощью нам необходимо этот падший образ изменить, преобразить, восстановить то, что было порушено грехом. Поэтому задача нашей с вами жизни – трудиться над своей природой, над своей жизнью, преображать ее, улучшать, изменять. И приготовлять себя к тем благам, обителям небесным, которые приуготовил нам Господь Бог в Царстве Христовом.
 Рано или поздно человек приходит к осознанию: ему нужно что-то делать, чтобы исправить себя. Есть те, кто с самого раннего возраста уже задумывается над смыслом жизни и стремится жить по заповедям Божиим, а другие, к сожалению, долго живут по своим похотям и желаниям. И в конечном счете видят, сколько «шишек набили» себе, столько трудностей испытали, претерпели. И за что? За то, что стоим уперто на своих капризах, не подчиняемся воле Божией, а живем по своим прихотям. Эти прихоти, к сожалению, приносят много скорбей, болезней, трудностей, испытаний. И в конечном счете, когда человек пройдет определенный отрезок жизненного пути, он видит, что жизнь прошла только в скорбях, болезнях, трудностях и испытаниях, страхах и ужасах. Тогда человек понимает, что ему нужно что-то изменить. Конечно, это сложно, потому что человек уже укоренился в некоторых своих земных привязанностях, утехах. Думал, что это утехи нормальные, а они и тянули человека вниз.
 Мы начинаем молиться, просить у Бога помощи, но, ко сожалению, не получается. Не получается, потому что нужно посмотреть на себя и понять, в чем привязанность к земному, что мешает оторваться от своих привязанностей и наслаждений.
 И стоит человеку получить какое-то просветление ума, в какой-то степени – духовное преображение, он видит недостатки, которые необходимо исправить и исцелить. Когда человек чувствует необходимость сделать это, но сам не может, он, конечно, слезно молится Богу, чтобы Господь Своей всемогущей силой мог искоренить из его сердца то, что его останавливает, придерживает от продвижения выше, дальше, от устремления к совершенствованию.
 Господь нас всех призывает к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Устремление души к чему-то возвышенному присуще нашему сердцу, и мы должны всегда прислушиваться к этому стремлению, шествовать по этому пути. Если мы приближаемся к Богу, к Свету Присносущному, то, конечно, мы тоже просветляемся и умом, и сердцем, и волей своей. Потому что Бог есть Свет, и приближаясь к Свету, мы тоже просвещаемся. Мы сами являемся частичкой этого Света Божественного, когда делаем добрые дела, поступки, устремляемся к Богу. Тогда этот Свет просветляет нас, оживотворяет нашу душу, у нас появляется ревность, желание что-то доброе делать, что-то исправить в своей жизни. Так идет постепенное исправление, просветление и преображение нашей жизни, которое протекает у кого-то быстрее, у некоторых очень медленно, но ощутимо для самого человека. И он радуется: каким он был несколько лет назад – и каким стал теперь. Ликует душа, и хочется еще чего-то большего – человек устремляется ввысь и просит у Бога помощи. И Господь помогает. Увидев результат своих действий, устремлений, человек ощущает большую победу над собой, над окружающим миром. И эта победа приносит человеку радость и утешение. С привязанностями, которые когда-то его сильно тяготили, он расстается быстро и легко.
 – То есть преображение нам нужно и для гармоничной жизни здесь, на земле, и для жизни вечной, для вечности…
 – Конечно.
 – Владыка, в эти дни в Екатеринбурге пребывает большая всеправославная святыня, которая была доставлена с Кипра. В Свято-Троицком кафедральном соборе находятся мощи святых Киприана и Иустинии. Скажите, пожалуйста, что поучительного мы можем для себя извлечь из житий святых Киприана и Иустинии? И с какими просьбами люди идут к мощам этих святых?
 – Из житий священномученика Киприана и мученицы Иустинии мы можем взять для себя очень много важного. Мученица Иустиния совсем юной девочкой полюбила Христа так, что хотела следовать за Ним и сохранить девство до конца жизни своей. Но на пути встало такое искушение: юноша Аглаид предложил Иустинии стать его супругой, от чего она удалялась. Это причиняло ей много неприятностей, она избегала встреч, но когда этот молодой человек увидел, что ничего не получается, он прибег к колдовству, волшебству и чародейству. Тогда эта борьба стала еще тяжелее, еще жестче. И казалось, что колдовство невозможно победить, потому что великая бесовская сила напала на Иустинию – такую сильную борьбу ей нужно было выдержать. Но, движимая верой в Бога, любовью ко Христу, движимая пламенной молитвой к Богу и верой в Животворящий Крест Господень, в его силу, она победила все козни вражьи. Когда колдун, наводивший ужас на всех людей, увидел, что есть другая сила, способная победить бесовскую, он задумался и понял свою малость перед нею, захотел жить с силой Божественной, которую имела святая Иустиния. И он оставил свое колдовство и принял христианство, принял Крещение и стал ревностным проповедником христианской веры. За это он был удостоен чести быть священнослужителем, архиереем. И до своей мученической смерти проповедовал слово Божие.
 Сегодня многие люди тоже подвергаются колдовству, чародействам со стороны нехороших людей, которые наводят страхи и ужасы. И, конечно, человек испытывает много неприятностей. Он, к сожалению, не делает так, как делала Иустиния, а просто бежит…
 – К другим колдунам…
 – К другим колдунам, к «белой магии» и гадалкам, чтобы «снять порчу». Не бежит в Церковь, не бежит к Богу, а бежит к той же силе диавольской: чтобы диавол освободил его от диавола, можно так сказать… И человек ничего не получает. Он в какой-то момент чуть-чуть освобождается от одной неприятности, а потом с новой, большей силой враг его борет и больше причиняет страданий и мучений. И так он мучается всю жизнь.
 Человек же, который один раз и навсегда победил диавола с помощью Божией, с помощью Христа Спасителя, навсегда освободился от чуждой силы – он свободен, и Господь всегда рядом с ним, помогает ему во всем.
 Поэтому сейчас, когда многие, к сожалению, даже меня в прямом эфире спрашивали, куда идти, чтобы получить отчитку от бесовских наваждений – важен пример святой мученицы Иустинии, которая сама себя «отчитала» – она молилась, уповала на Бога, боролась, сколько сил ей было дано от Господа. Она сопротивлялась всем козням вражьим, терпела нападки – и победила, Господь помог ей. Так и каждый из нас сможет, потому что мы с Богом сильны, а без Бога слабы. Наша с вами задача – укрепляться в вере, жить по заповедям Божиим и приводить к жизни церковной других, чтобы отвратить от ложного пути, на который они попали из-за незнания. Когда мы видим, что люди в чем-то согрешают, в этом есть в какой-то степени и наша вина – мы смотрим, знаем, что человек совершает согрешения в христианской жизни, и не помогаем это исправить.
 Жития святых угодников Божиих призывают нас к активной христианской жизни. Если мы, по своей слабости, не имеем такой силы молитвы, как мученица Иустиния, то можно помолиться угодникам Божиим, которые прошли этот путь. И святому Киприану, и святой мученице Иустинии помолиться, чтобы они исходатайствовали у Бога нам избавление от бесовских наваждений, колдовства, волшебства и чародейства. Приходите, молитесь им, и они умолят Бога нам помочь. И обо всем, что у нас есть скорбного, тяжелого, болезненного в духовном и нравственном, что нас мучает в нашей душе, перед святыми угодниками Божиими мы можем помолиться, и они нам могут помочь, имея большое дерзновение к Богу.
 Еще раз призываю всех жителей нашего города и области: пока есть возможность, оставляйте все житейские попечения и приходите к святым мощам, молитесь пред ними усердно, со слезами. Молитесь не один-два раза – несколько раз можно прийти, пока Господь не услышит молитвы наших святых угодников Божиих и не даст то, что нам необходимо для нашего спасения, здравия душевного и телесного.
 – Владыка, у нас звонок из Московской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Владыка, благословите. Это раба Божия Вера из Московской области.

 – Бог благословит. Я слушаю вас.
 – Я бы хотела Ваше мнение послушать. Сейчас Вы говорили о чародействе. Как нам относиться, когда священники у нас в Лавре изгоняют бесов? Или мне недавно предложили поехать в Мордовию, в Иоанно-Богословский монастырь – там якобы архимандрит, по благословению Патриарха, занимается очищением от чародейских наваждений и болезней. У меня онкология. Как мне быть? Поехать или не поехать? Я профессора Осипова слушаю, он говорит, что не надо, лучше молиться. Но в Деяниях есть слова, что можно быть исцеленным кем-то из священников. Как нам это понимать?
 – Что касается вашего желания посетить святыни нашей Церкви, в том числе Троице-Сергиеву Лавру или другие монастыри – конечно, нужно и можно туда ехать. В Троице-Сергиевой Лавре есть мощи преподобного Сергия Радонежского – источник, преизливающий благодать Божию, которая исцеляет наши недуги и душевные, и телесные. Исцеляются все болезни, которые имел человек – и онкологические, и другие тяжелые болезни. Поэтому, если мы с верой уповаем на милость Божию, Он поможет и исцелит, только нужно усердие, старание, веру крепкую и несомненную и сильное желание преобразить, изменить свою жизнь. Потому что какие-то наши грехи, какие-то наши привязанности земные тянут нас вниз и не дают возвыситься к Богу, к Царству Христову. Если мы будем посещать святыни нашей Церкви и молиться, просветляться умом и сердцем, Господь откроет нам нашу душу, мы увидим себя больше, чем сейчас видим, постараемся исправиться в своих делах и поступках. Господь, видя наши старания и исправления, даст нам исцеление душевных и телесных болезней, которые нас тяготят, мучают, даст возможность еще прожить на земле, преображая свою жизнь, изменяя ее к лучшему, исправляя прежде содеянные грехи.
 – Владыка, продолжается строгий Успенский пост. И есть несколько вопросов об Успенском посте и о постах вообще. В частности, Алена из Каменска-Уральского спрашивает: «В течение года четыре поста. Я беспрекословно соблюдаю Великий – самый длительный и серьезный пост, а остальные не всегда удается выдерживать, бывают сбои в силу различных обстоятельств. Так ли это важно – исполнять все посты, невзирая на разное здоровье людей и их возможности?»
 – Пост нам дается, чтобы мы исцеляли свою душу, обратили больше внимания на исцеление наших душевных недугов. Пост – это время посмотреть на себя, увидеть себя и изменить свою жизнь к лучшему, обогатившись добродетелями, которые украшают нас. Поэтому посты для человека очень полезны, и хорошо, что сейчас многие постятся Великим постом, стараются точно исполнять все его предписания. Но нужно сделать следующий шаг и поститься всеми постами.
 Апостольский пост установлен нашей Церковью с древних времен, чтобы мы подражали святым апостолам Петру и Павлу в истинном покаянии; они показали нам плоды покаяния. И если мы постом и молитвой достигнем такого уровня, чтобы видеть свои грехи, как они видели, и оплакивать свои грехи, как они оплакивали, мы поднимемся над собой, над своими страстями и будем совсем по-другому жить на этой земле. Ведь святые апостолы Петр и Павел согрешили в свое время тяжким грехом, но Господь простил за их покаяние. Мы тоже согрешаем и, слава Богу, приходим в состояние покаяния, идем на Исповедь и каемся даже в самых тяжких грехах и получаем разрешительную молитву. Мы успокаиваемся и думаем, что на этом все кончилось, а оказывается, надо еще иметь плоды покаяния. Эти плоды мы видим в жизни святых апостолов Петра и Павла, которые ежедневно каялись в содеянных грехах, хотя были прощены Спасителем. Господь восстановил их в апостольское достоинство, дал дары исцелять больных, ходить по водам и так далее. Но они считали себя самыми большими грешниками. Они терпели много бед, скорбей, болезней, трудностей, испытаний. Их били, гнали, ругали, унижали, оскорбляли, но они радовались, что благодаря этим скорбям и болезням они искупают грехи, которые совершили в свое время.
 А можем ли мы с вами порадоваться за какие-то неприятности, скорби, которые у нас бывают в этой жизни? Мы, конечно, больше стремимся избавиться от них. А апостолы наоборот просили болезней, скорбей, чтобы, претерпевая эти скорби, очистить душу от грехов, совершенных ранее. Вот почему мы постимся постом Петра и Павла. И молитвами этих угодников Божиих ищем помощи для начала правильной христианской жизни в покаянии и исполнении своих обязанностей, чтобы принести достойные плоды покаяния.
 Успенский пост тоже очень важен; он совсем короткий – две недели, но строгий, как Великий пост. Этим постом мы почитаем Пресвятую Богородицу, отдаем дань любви и уважения нашей Матери, Заступнице, Помощнице, Ходатаице, Покровительнице нашей. Мы Ее дети, и если Она видит, что Ее дети стремятся к Ней и почитают хоть в малом воздержании, Она еще больше нас будет миловать и помогать. Это пост благодарения Божией Матери за Ее великие дела и помощь нам в течение всего года. Это приобретение – мы ничего не теряем, мы приобретаем еще большую силу, Божию Ходатаицу за нас, за наше благополучие здесь, на земле, и для блага в Царстве Христовом.
 Следующий пост – Рождественский; им мы готовимся к Рождеству Христову, встречаем великий праздник, который принес нам рождение свыше, новое рождение. Дана нам радость восстановления нашей падшей природы, той, что мы потеряли в раю. И благодаря пришествию в мир Христа Спасителя мы приобрели даже больше, чем потеряли в грехопадении прародителей в раю. Поэтому мы тоже должны благодарить Господа и встречать этот праздник в чистоте своего сердца, в молитве, в воздержании. Потому что такое благо совершил Господь для нас, и мы хоть что-нибудь должны отдать, пожертвовать собою ради Его милости, любви, которую проявил Христос Спаситель к нам.
 – То есть важны все посты. Их все нужно соблюдать.
 – Конечно. Церковь и святые отцы очень мудро установили, что каждый наш праздник, все, что делается в течение церковного года, все связано и полезно для нашего спасения. Поэтому мы должны следовать церковному календарю. Существует даже хороший чин на церковный новый год, где мы просим, чтобы Господь по молитвам всех угодников Божиих, которых мы почитаем в течение года, по молитвам Божией Матери помог нам нести свой крест, пройти это бушующее море на спасительном корабле наших ходатаев, которые ходатайствуют за нас, чтоб мы не утонули в пучине беззакония и безнравственности, существующих в этом мире. Этот корабль – твердыня, которая нас укрепляет, помогает и защищает, чтобы не попасть в какое-то кораблекрушение.
 – Спаси Господи, Владыка! Всего доброго.

Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Уполномоченному по правам человека в РФ о соблюдении прав верующих, которые опасаются, что использование новых технологий может привести к тотальному идеологическому и иному контролю над личностью

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

 
Духовное чтение

Священник Павел Гумеров: «Таинство Причащения»

Значение таинства причащения в жизни православного христианинаТаинство Причащения, или Евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое Крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру) – православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс