Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви за Божественной литургией в Свято-Успенской Почаевской Лавре
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня великий праздник: мы празднуем 450-ю годовщину со дня принесения сюда, на святую Почаевскую гору, чудотворного образа, который стал щитом великим и символом надежды для тысяч и миллионов людей. Мы прославляем силу Царицы Небесной, явленную всем нам, роду человеческому, через этот чудотворный образ. Потому и притекаем сюда в таком множестве, что знаем историю этих чудес, знаем не понаслышке, потому что и сегодня многие люди, делясь друг с другом, говорят о том, что совершила Божия Матерь в их жизни после молитвы на этом святом месте, у чудотворного образа, у отпечатка стопы Царицы Небесной. Мы прославляем Божию Матерь, которая реально слышит наши молитвы, которая отвечает на них. Именно в этом ответе и содержится основание нашей веры в то, что она, Мать наша, предстоит пред престолом Сына Своего и молится за род человеческий.
Когда мы литургически празднуем дни, связанные с памятью Богоматери, то читаем всем хорошо известное Евангелие от Луки, повествующее о том, как Господь посетил дом Своих друзей, где были две сестры, Марфа и Мария. Марфа заботилась об угощении, как всегда бывает, когда дорогой гость приходит в дом, а Мария слушала то, что говорит Спаситель. И когда вознегодовала Марфа на младшую свою сестру Марию и сказала Господу: «Скажи ей, чтобы помогла мне», то Господь ответил: «Ты заботишься и суетишься о многом; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (см.: Лк. 10, 40–42).
Почему в день, когда мы вспоминаем Божию Матерь, читается Евангелие об этих двух женщинах? В конце этого евангельского чтения есть небольшое добавление из другой части Евангелия от Луки, повествующее о том, как некая женщина воскликнула громким голосом: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27), но в основном евангельское чтение посвящено Марфе и Марии. И ответ вот в чем: Господь не осудил Марфу, Он не сказал: «Марфа, ты неправильно поступаешь, ты не должна была готовить этого угощения; права Мария, которая Меня слышит». Он не осудил Марфу, потому что осудить не мог — ведь женщина от чистого сердца готовила эту трапезу, вкладывая в свой труд всю свою душу. Он только сказал и Марфе, и Марии, а через них и всем нам, что главное и единое на потребу перед лицом вечности, в масштабах всей человеческой жизни — это Слово Божие.
А читаем мы о Марфе и Марии в день, когда прославляем Божию Матерь, потому, что Дева Мария в Самой Себе соединила и Марфу, и Марию, но соединила так, что Мария всегда первенствовала, а Марфа шла своим путем в Ее жизни, ибо Божия Матерь была призвана к тому, чтобы заботиться и о старце-обручнике Иосифе, и о Своем Возлюбленном Сыне, и эта забота была связана с трудами. Она была Мать, Она создавала семью, Она заботилась, Она трудилась, но эти труды никогда не заслоняли единого на потребу, и мы знаем, что в самый страшный момент Своей жизни, когда Она стояла у Креста, то слышала слово Своего Сына, который вручил Ей в лице Иоанна, возлюбленного ученика Своего, всех Своих учеников и всю Свою Церковь, вручил для того, чтобы Церковь Божия повторяла в своих трудах, в своем служении то, что совершала Богоматерь, соединяя молитву, веру и труд.
В этом соединении — весь смысл нашего земного существования. В этом соединении — высочайшая ценность человеческого бытия. В этом соединении — осуществление Божией заповеди. И когда люди эту заповедь осуществляют, они обретают радость при самых тяжких внешних обстоятельствах, они обретают духовную силу, они обретают спасение.
В этом году мы празднуем не только 450 лет со дня принесения иконы, но также и 350 лет со дня обретения мощей святого преподобного Иова Почаевского, игумена сей святой обители. Он так же соединил — и в своей личности, и в учениках своих — то, что мы слышим из слова Божиего: и молитву, и созерцание, и труд. И в Лавре сей всегда была горячая молитва, которая устремлялась к Богу как высшая ценность человеческого бытия. И вера пламенела, и сила веры останавливала даже врагов. Но и труд шел рука об руку с молитвой и с верой. Святой преподобный Иов создал здесь школу, и типография возникла, и множество людей приходило в обитель и получало не только духовное утешение, но и хлеб насущный, и защиту. Так в монашеской жизни осуществлялся идеал жизни христианской.
А что же бывает, когда люди разделяют два этих идеала? Что же бывает, когда на свой труд, на свое умение, на свое образование, на науку, на деньги, на организацию, на силу возлагают свою надежду? Когда считают, что вера — это частное дело человека? «Ты там у себя дома можешь делать все, что хочешь. Хочешь — молись, хочешь — не молись; хочешь — живи по Божиим законам, а хочешь – греши. Ты свободен, наслаждайся своей свободой; но трудись, потому что без труда денег у тебя не будет, а не будет денег – не будет наслаждения, не будет радостей жизни, загубишь свою жизнь».
Мы знаем, к чему приводят попытки строить обеспеченную, счастливую и даже справедливую жизнь без Бога. Мы все с вами вышли из советского прошлого, по крайней мере, люди среднего и старшего поколения. Мы помним, как великая страна, напрягая все свои силы, перемалывая человеческие ресурсы и ресурсы, данные Богом, пыталась построить общество богатое, справедливое, процветающее, но без Бога. И ничего не получилось. Никакие ресурсы и никакая сила человеческая оказались неспособны создать то счастье, о котором люди мечтали и во имя достижения которого положили головы миллионы людей. Этот страшный исторический опыт является свидетельством того, как любые усилия построить Вавилонскую башню без Бога обрушивают и башню, и человеческие жизни.
Сочетание веры и труда, сочетание неба и земли, сочетание духовного, вертикального измерения жизни и горизонтального измерения нашей повседневности, образуя крест, указывает человеку, обществу, народам, государствам, всему миру путь, по которому нужно идти.
И отсюда, с этой святой Почаевской горы я бы хотел обратить свое слово к Украине, стране, где крепка вера, где так много людей призывает имя Божие, — призыв сохранить верность Господу, сочетать веру и труд для построения мирной и справедливой жизни. Для того чтобы было так, молитва должна быть крепкой, воздыхание ко Господу должно быть сердечным. А для того чтобы было так, нужно, чтобы было восстановлено единство Церкви Христовой – то самое единство, без которого не может быть спасения народа. И потому человеческие амбиции, политические проекты и прочие идеи, которые сегодня разделяют Церковь, должны быть отодвинуты в сторону, потому что ни один человеческий проект не обеспечит счастья и благополучия, если достижение этой идеи лежит через разделение народа, Церкви, через разрыв между небом и землей.
Но этот же самый призыв я бы хотел обратить и к России, и к Белоруссии, и к Молдове – ко всем странам, которые образуют духовное пространство Святой Руси. Не нужно поддаваться на искушения и соблазны нового идолопоклонства, не нужно своими руками разрушать то, что только и способно обеспечить человеческое счастье. Нужно сочетать веру и труд, молитву и человеческие усилия, и тогда все станет возможно верующему человеку, тогда горы сможем свернуть — действительно сопрягая во едином человеческом усилии Божественное и человеческое начала.
Но с этой святой горы я хотел бы обратиться и к Европе. Здесь она совсем рядом. Почаев — один из великих духовных центров русского Православия. И с этой горы я хотел бы обратиться к нашим братьям-христианам в Европе и сказать: мы прошли через страшный опыт построения мира и общества без Бога. Не повторяйте этот наш страшный урок. Мы кровью своею, страданиями своими поняли, что такое жить с Богом. И когда сегодня в Европе отказываются от своих христианских корней, предают забвению христианские ценности, выталкивают религиозную жизнь в сферу частной жизни, то делают величайшую ошибку. Не построить счастливого общества с опорой на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию. И нынешний кризис, который поразил в первую очередь самые богатые страны, яснее ясного говорит нам об этом. Не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль, когда разрушаются нравственные основы жизни. И если мир пойдет по тому пути, который сегодня нам Господь указывает на примере двух женщин — Марфы и Марии, то у нас будет надежда на то, что остановлена будет апостасия, остановлено пришествие зла, и Господь приклонит любовь Свою и благословение Свое ко всему роду человеческому. И тогда отпадут все проблемы военных блоков, противостояний, в том числе идеологических, потому что люди, сопрягающие Божественное и человеческое, небесное и земное, способны к правильному устроению своих межличностных и международных отношений.
Я хотел бы от всего сердца приветствовать Владыку митрополита Киевского и всея Украины Владимира, священноархимандрита сей Свято-Успенской Почаевской Лавры; всех вас, мои дорогие братья и сестры, Высокопреосвященных и Преосвященных Владык, всечестных отцов и множество паломников, народ наш благочестивый, народ — исповедник и мученик, выдержавший страшные гонения XX века и сегодня с любовью, в покорности Господу, склоняющий сердца свои и главы свои перед Божественным величием, перед силой Божией благодати, которая только и способна преобразовать наш грех в спасение, наши слабости — в силу, наши болезни — в здоровье. И верим, что Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, охраняя Русь Святую, поможет всем нам идти только таким путем ко славе Божией. Аминь.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Херсонесе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он целью жизни полагал ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной рукотворной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.
С 20 по 23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь и Архангельскую епархию. 20–21 августа Святейший Патриарх Кирилл совершит Всенощное бдение и Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе монастыря, посетит Свято-Вознесенский скит на Секирной горе, поклонный крест и Филипповскую Пустынь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.