Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (543) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№30 (543) / 8 августа ‘09

Архипастырь

 – Владыка, нам звонят из Москвы. Здравствуйте!
 – Здравствуйте.

Многая лета Вам, Владыка.
 – И вам многая лета тоже.
 – Меня зовут Марк, я из Москвы Вас беспокою. Очень много разговоров и споров по поводу числа 666. Я хотел бы Вас спросить: многие ИНН начинаются на 666. И я могу также получить ИНН 666 или номер машины – хочешь или не хочешь, надо получать. Объяснили бы Вы нам эту историю. И как нам быть, если 666 нам выпадает где-то?
 – Мы знаем из Священного Писания, из Апокалипсиса, что 666 является числом зверя, это один из знаков власти бесовской, диавольской, с которой антихрист должен прийти в последние дни жизни человечества на земле. Что касается нашей области, то как раз ее численный номер, так совпало…
 – 66-й регион…
 – Да, 66-й регион, это две шестерки, но не три. А в ИНН иногда складываются и три вместе. Люди к этому числу относятся очень осторожно, чтобы не согрешать в чем-либо. Конечно, осторожность нужно иметь, но не надо предаваться каким-то мистическим понятиям, что именно от этого числа исходит какая-то сила, которая может что-то преодолеть или победить. Господь, если мы будем жить правильно, духовно, жить в Боге, по заповедям Божиим, нас всегда сохранит от всех бед и напастей.
 Если бы мы знали, сколько козней вражьих диавол нам строит и хочет строить, то мы бы не устояли в своем психическом равновесии. Но Господь нас хранит, Господь нас защищает, знает нашу слабость, нашу немощь. Наш долг – стоять в Боге, приближаться к Богу, жить ради Бога, жить по Его заповедям. И чем ближе мы будем к Богу, чем меньше будем совершать грехов, тем надежнее мы будем избавлены от всех вражьих нападений, козней и искушений – грех является проводником бесовской силы в нас, и не «шестерки», не какие-то другие номера виноваты, а грех наш. И все эти современные ИНН, все ситуации номерные, в какой-то степени созвучные Священному Писанию Нового Завета (книге Откровения Иоанна Богослова), показатель, что грехи человечества приближают нас к последним временам, описанным в Апокалипсисе. Господь нам открыл, что будут времена, когда власть диавола будет большой, чтобы испытать веру людей. Потом Господь придет со Страшным Судом и будет судить живых и мертвых.
 Ничего секретного в этом нет, мы к этому приближаемся. Но мы приближаем это время своими грехами. Если мы боимся этого времени, не желаем его, то должны бояться греха в первую очередь. Нужно обратить пристальное внимание на своею жизнь – на грехи, чтобы изжить их из нашей жизни. Тогда Господь, все во власти Божией, отдалит последние времена, и никакие ИНН, никакие «шестерки» долгое время нас пугать не будут, и никакие силы вражьи не смогут нас одолеть. А если полюбил грех – то и получай. Не будем любить грех, будем любить добродетель – за добродетель Господь наградит нас миром, благополучием, наградит нас Своим покровом и будет избавлять нас от всех вражьих козней.
 От нас с вами зависит приближение или удаление времени антихриста. И чем больше мы сможем сами себя беречь от греха и помогать ближним обрести веру Христову, жить по заповедям Божиим и удаляться от греха, тем больше мы будем показывать свое желание, чтобы Господь в этом мире послал Свою милость, Свое благополучие, Свое благословение, и чтобы не наступали тяжелые и страшные времена власти антихриста.
 – То есть не три шестерки нас отдаляют от Бога, и не три семерки, восьмерки или девятки приближают к Нему, а наша жизнь. Алексей Ильич Осипов в своих лекциях об этом очень хорошо говорит. Ведь нумерология – это из области каббалистики: это мистическое, магическое отношение к цифрам к христианству отношения не имеет. Поэтому надо больше на свою жизнь обращать внимание…
 Но давайте вернемся к вопросам, которые поступили к началу программы, их больше ста. Вот вопрос, Владыка, острый и негативный по отношению к Царским дням, к Царской Семье. Задает его Любовь из Тольятти: «Не я одна являюсь противницей канонизации Царской Семьи, и тому есть веские доводы. Вот хотя бы один из них – сколько грехов надо было совершить царствующим особам, что Господь никого из них не защитил от поругания и допустил эту смерть, допустил их убийство? Что Вы можете на это возразить?»

 – Я уже в одной из передач говорил, что за святую жизнь Господь удостоил их принять мученическую смерть – этого тоже надо удостоиться.
 – То есть здесь на жизнь и на смерть по-другому надо смотреть…
 – Совершенно по-другому: Царскую Семью так жестоко убили, а они смогли мужественно и доблестно претерпеть; не каждый так сможет. И не каждому дано. В древние времена мученики за Христа сподоблялись такого мучения и благодарили Бога, что Господь сподобил их быть мучениками за имя Его и получить мученический венец. Это великий венец в Царстве Божием – большая слава и честь их там ждет. И эту честь и славу сподобились принять Царственные Страстотерпцы за великую святую жизнь, которой они жили. Не грехи их привели к смерти, а добродетели. И еще раз говорю: все, что в своей жизни они накопили хорошего, мы увидели в последние дни их. Когда они в скорби находились, когда они были в узах, в очень тяжелых условиях, они проявили настоящее христианство, настоящую жизнь во Христе и со Христом, так что мы все удивляемся. До этого мы как-то не замечали, не видели: они ходили, как все, в церковь, молились, делали добрые дела, постились – в общем-то обычная христианская жизнь. Но что в душе было, мы не видели. Это проявилось в последние дни жизни в Екатеринбурге. И читая их письма, обращенные к близким, друзьям, мы удивляемся их духу благочестия и святоотеческому мышлению. Как они смотрели на смерть, страдания, унижения, оскорбления, как они проявляли доброту по отношению к солдатам, которые их охраняли и издевались над ними, приносили им много неприятностей! Они с благородством, с любовью, кротостью смотрели на них – не с озлобленностью, а с добротой – так, что покоряли даже этих огрубевших, жестоковыйных, жестокосердных людей. Им делали зло, а они делали добро. Они побеждали добром зло. И говорили, что Россия через много испытаний добром избавится от зла. Сейчас видно, что эти пророческие слова они сказали нам, сегодняшним. Мы добро должны преумножать сейчас, добром победить зло, которое, к сожалению, присутствует в нашем обществе. Это очень важно – исполнить волю наших Страстотерпцев, Царя Николая.
 Не раз мы говорили, что Царскую Семью обвиняли в пролитии крови 9 января. Все это уже известно.
 – Исторические мифы…
 – Доказано документально, что виновности Царя в этом нет, не он дал приказ о расстреле – это была провокация со стороны организаторов восстания, чтобы специально спровоцировать людей на кровопролитие. И мы знаем из документов, что Император, когда узнал об этом случае, очень переживал, сострадал, он лично ходил к семьям, которые пострадали от этого ужасного кровопролития: утешал и материально помогал, все делал, чтобы хоть как-то возместить скорбь, которая постигла людей не по его вине. Это была спровоцированная акция; сейчас происходит много так называемых «цветных» революций – оранжевых, розовых, и в толпе протестующих чего только не творится, чтобы спровоцировать тяжелые последствия, чтобы потом кого-то обвинить: ту или иную партию, руководство страны и так далее. Так же спровоцировали и события 9 января, и «вину» Царя. Сами, кто кровь пролил, и обвинили невинного человека. Столько времени прошло, и никак люди от этой лжи не могут избавиться. Ведь всех обманули, и мы сейчас в обмане находимся по отношению к невинному Царю. Его обвинили, что он был зачинщиком, дал приказ стрелять, и эту ложь принял весь мир. Но изучение архивов открывает совсем другую картину. Если все объективно рассматривать, то видим, что Царя оклеветали. Все, в чем его обвиняли – что он пьяница, блудник, развратник, что он не управляет государством – грязная ложь, неправда, сильнейшая клевета, которой, к сожалению, народ русский поверил. Поверив клеветническим воззваниям, он ослабил любовь к Царю, потом получилась такая беда – из-за отступления от помазанника Божия великие трудности испытали. Потом, конечно, люди каялись: что мы натворили, что мы наделали?! Как выражались некоторые люди того времени, «наклеветались и наговорились». В последнее время Российской империи основным занятием людей, особенно верхушки, интеллигенции было обсудить что-то новое о Царе – где он что сделал…
 – Посплетничать…
 – И когда случилась беда, они говорят: «вот, досплетничались до такой степени, что просто развалилась вся страна». И не понимали, что своими же руками ломают механизм, который строился веками в России. Ломали чем? Клеветой, сплетнями, ложью, обманом и пересудами. Это для нас должно быть уроком: так скоро принимать обвинения в адрес любого человека очень опасно. Опасно для общества, государства, окружающих. Надо сначала исследовать, посмотреть, увидеть, убедиться, потом уже делать выводы – было или не было. А тут сказали, и все подхватили, весь мир твердит одно и то же. А когда немножко успокоятся, видят, что ошиблись. А человек уже оклеветан, страна уже потеряна, кровопролитие неминуемо. Вот чего добились. Поэтому происшедшее с нашей страной должно быть для нас большим уроком.
 – Но пока не извлекли…
 – Не извлекли, к сожалению. Клеветать, обманывать, подозревать – очень опасно и большой грех. И этот грех привел к катастрофе: погибло мощное государство, которое развивалось высокими темпами.
 – Для того и было сделано, чтобы остановить…
 – Мировые державы удивлялись, что Россия становилась лидером во всех сферах жизни. Сейчас мы где-то на 70–100 месте – а тогда были на первом месте. А сейчас куда нас отодвинули…
 – Все получилось у тех, кто этого хотел… Следующий вопрос – от Екатерины: «Сын собрался жениться, свадьба назначена на 15 августа – в дни поста. Мы с отцом просили перенести день свадьбы, но невеста настояла на этой дате. Как Вы думаете, переубеждать их перенести день свадьбы или смириться?»
 – Тут нужно понимать, чего они хотят – счастья или быстрого развода? Если они хотят счастья, то должны прислушиваться к вековой практике нашего народа. Что постом, особенно Успенским (этот пост строгий, как Великий пост), сочетаться браком запрещается. Нужно прислушиваться; думаю, что не так горит, если подвинуть чуть-чуть.
 – На два дня раньше…
 – Можно венчаться раньше на один-два дня, или через две недели. Обычно в России женились и замуж выходили осенью, когда собрали урожай, потрудившись все лето. Как плоды своих трудов, они имели питание, достаток, и употребляли этот достаток на красивые свадьбы, благословленные Богом, без нарушения установлений Божиих, чтобы жизнь действительно была счастливой, долгой и без разных неприятностей; мы громогласно говорим, что для укрепления семьи мы должны прислушаться к голосу Церкви, которая говорит на протяжении веков, как нужно относиться к браку. Заключение брака с нарушением канонических правил, постом – одна из причин огромного количества разводов.
 Давайте сделаем такой эксперимент: возьмем за правило в течение года не жениться и замуж не выходить постом, и посмотрим, какие дети будут рождаться от этих браков. Можно прислушаться к голосу Церкви – мы ничего плохого не желаем. Желаем, чтобы был счастливый, вечный, благословенный брак, чтоб этот брак был в радость и утешение супругов. И, конечно, добрым в деторождении, чтобы дети были здоровы и психически, и телесно. К сожалению, многие дети, рождающиеся в нарушение божественных правил, рождаются больными психически. Это плохо, потому что нужно здоровое общество, здоровое поколение, а мы из-за своего невоздержания и непослушания воле Божией получаем горькие плоды. Зачем, когда можно сделать так, как надо? Конечно, желательно объяснить, но если человек не хочет, не слушается – это его дело.
 – Свободный выбор…
 – Да, свободный выбор. Он сам потом будет пожинать плоды своего непослушания.
 – Вот еще один проблемный вопрос, от Валентины из Краснодарского края: «В свое время я обращалась к гипнотизеру для установления диагноза своего заболевания. Теперь мучаюсь, сожалею о своем поступке. Грех ли это? И что нужно предпринять, чтобы этот грех убрать?»
 – Если душа неспокойна, если совесть мучает, значит, это грех. Потому что совесть не может мучить беспричинно. Она мучает, когда человек совершил какой-либо грех. Поэтому нужно каяться в грехе – они прощаются и очищаются покаянием. Мы должны помнить пример святых первоверховных апостолов Петра и Павла: они покаялись в грехе, Господь им простил и восстановил их апостольское достоинство. Но после этого они не успокоились, они постоянно сознавали свой грех, и сознание греха побуждало их еще больше делать добра, чтобы, жертвуя собой, отблагодарить Господа за милость, которую Он проявил по отношению к ним. Господь простил, но мы в долгу пред Богом за Его милосердие. И что мы можем взамен сделать? Какие-то добрые дела. Что делали апостолы? Они шли из города в город, из села в село, из страны в страну и проповедовали слово Божие, чтобы отвратить от ложного пути людей и привести их к церковной жизни, к Богу и так покрыть множество своих грехов и очистить свою душу от греха. Вот что они делали. Они постоянно сознавали свой грех, но не отчаивались. За это Господь им еще большее благо даровал, потому что сила Божия «в немощи совершается». За сознание апостолами своей немощи Господь умножал их дары, которыми они совершали большие чудеса.
 Так же и мы должны: согрешили, душа мучается, неспокойна. Чем утешить? Сделать добро: помочь ближнему, творить дела милосердия, отвращать людей от ложного, греховного пути, на котором находится человек, не зная пути Христова, который избавляет людей от многих бед и напастей. Ведь почему многие люди страдают от болезней, трудностей, испытаний в этой жизни? Потому что нарушают правила христианской жизни, не знают этих правил. Они нарушают по незнанию – если дать им знания, они не будут нарушать, и им будет легко: душа будет спокойна, меньше стрессов будет, меньше нервных потрясений. Когда человек не знает, он совершает много ошибок, и эти ошибки, конечно, отражаются на его здоровье телесном и душевном. Если мы будем отвращать людей от ложного пути, покажем истинные плоды своего покаяния.
 – Наталия из Владимира спрашивает: «В одной из телепередач, но не на телеканале «Союз», говорилось, что в Израиле есть кладбище, к покоящимся на котором Божий Суд будет более милостив. Так ли это? И почему?»
 – Я не думаю, что есть такое кладбище; наверное, это в народе бытует поверье такое. Мы четко понимаем, что не место освящает человека, а его добрая и благочестивая жизнь. Если он жил благочестиво, добродетельно, то где бы его ни похоронили, как бы его ни похоронили, Господь принимает его душу в Свое Царство, и она будет там радоваться и блаженствовать вечно. Если человек жил по своей греховной воле и не исполнял волю Божию, то можно похоронить его хоть в самом святом месте, но толку от этого никакого не будет.
 – Еще один вопрос по телепередачам. «Второй раз по центральному телевидению, – позвонила нам Светлана из города Копейска, – рассказывается о евангелии от Иуды, которое якобы было найдено не так давно среди старых манускриптов. Ваше мнение об этом?»
 – Как сейчас есть много ложных книг, которые людей отводят от правильного пути, идет борьба с правдой, с истинным учением, так это было и в те далекие времена, когда боролись с Церковью, чтобы отвратить людей от правильного пути. Поэтому было очень много апокрифических книг с какими-нибудь добавками описаний быта, общества, семьи и так далее. Апокрифы противостояли истине, истинному Учению Христову. Они вроде интересны, но в то же время – с закваской яда заблуждения. В том числе и так называемое евангелие от Иуды. Поэтому святые отцы, видя опасность такой борьбы, собрали канон, то есть истинные книги Священного Писания, воедино. И сказали: эти книги истинные, а остальные неполезны для чтения, опасны. Одной из таких опасных для чтения книг является это апокрифическое евангелие, которое введет людей в очень тяжелое заблуждение, поскольку оправдывает грех самоубийства, грех предательства – здравому человеку ясно, что его не должно быть, невозможно.
 – Еще вопрос, зачем это все преподносится сейчас, тем более что найдено-то оно было не вчера, не позавчера, а лет 40–50 назад. А только сейчас, когда грех становится добродетелью, порок – достоинством, это все вытаскивается…
 – Да.
 – Владыка, у нас звонок из Воронежа. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
 – Здравствуйте! Я слушаю по телевизору, как А.И. Осипов и священники общаются с протестантами. У меня есть друг – протестант. Он меня позвал в свою церковь съездить, там дела были у него – мы оба там ни разу не были. Мы приехали, а они начали молиться, и все на иностранных языках. Я испугался, конечно, чтобы бесы-то ко мне не перепрыгнули. И теперь не знаю, нужно ли мне в этом исповедоваться? И можно ли общаться с ними? Ведь на вид они добрые, простые люди, а в молитвах вон что происходит.

 – Конечно, нужно исповедоваться, что были в обществе людей, которые ведут неправильную духовную жизнь. И ваша душа сейчас неспокойна и нуждается в разрешении этого вопроса. И, конечно, если есть возможность этих людей вразумить и отвести от заблуждения, привести к церковной, христианской, православной жизни, к Православной вере – это будет большое благо для них. А если нет, то это, конечно, печально; но бывают такие случаи, когда люди прислушиваются к голосу здравомыслящего православного человека и оставляют заблуждения.
 – Екатерина из Новосибирска спрашивает, как вести себя, если в твоем окружении есть люди, занимающиеся черной магией? Достаточно ли посещать церковь и исповедоваться? Или нужны еще какие-то меры предосторожности?
 – Почему мы говорим всем, что нужно ходить чаще в церковь? Не реже раза в неделю – каждый воскресный день желательно. Бывает, что иногда пропускаем по каким-то оправданным случаям одну неделю, но ни в коем случае не больше. Почему мы так учим, так говорим? Потому что человек, который ходит в церковь, окружен благодатью Божией, и Господь его бережет от колдовства, волшебства и чародейства. То есть грех, проводник бесовской силы, исповеданный и омытый в таинстве Причащения, уже не способствует силе бесовской. Потому что человек очищается молитвами и благодатью Божией.
 Человек же, который не ходит в церковь, не молится – беззащитен. Тогда сила бесовская, которая может посылаться через чародеев, может легко поранить или повредить этому человеку. Поэтому главное средство защиты – чистота души, очищение ее через Покаяние, делание добрых дел ради Христа, получение благодати, которая изгоняет из души всю нечисть бесовскую, и человек становится свободным от рабства греху.
 – Вопрос из Каменска-Уральского: «У некоторых людей сложилось представление, что кладбище нужно посещать только в родительские субботы. Но ведь это не так. Объясните, пожалуйста, когда можно и нужно посещать кладбище».
 – Кладбище нужно посещать, конечно, не только в родительские субботы, когда мы совершаем поминовение усопших, это можно и почаще делать. Мы должны постоянно ухаживать за могилкой, сохранять ее в чистоте. Но приходить на могилы усопших надо не только чтобы чистить. Чистота – это тоже важно, но важнее помолиться об усопшем, помянуть его пред Богом, чтоб Господь его помиловал, даровал ему прощение грехов, вселил его в Своих обителях. Мы это делаем как в церкви, так и на кладбище. Наше почтение к предкам привлечет к нам благоволение и благословение Божие.
 – Время программы очень быстро пролетело. И последний вопрос на сегодня. Спрашивает Светлана из города Кирова, Вятки: «Я читаю молитвы мысленно, когда еду в общественном транспорте, иду по улице. Может быть, это неправильно?»
 – Нет, молиться нужно всегда, как апостол говорит: «непрестанно молитесь». Если мы можем это делать, желательно в уме повторять те или иные молитвы, лучше самые короткие, чтобы не запутаться. Если молитва длинная, это сложнее, потому что тяжелее сосредоточиться на молитве. А вот более краткие: «Богородице Дево, радуйся», Иисусова молитва, «Господи, помилуй», «Господи, прости», «Господи, помоги», «Пресвятая Богородица, спаси, помоги и сохрани». Такие молитвы постоянно совершать в уме гораздо полезнее, чем заниматься разглядыванием непристойных картин, развешанных по городу, а их очень много сейчас. Даже и на селе сейчас не совсем все чисто в духовном плане. Поэтому лучше сохранить свое духовное состояние, свою душу в чистоте через молитву, не пускать никакие соблазнительные, греховные образы, мысли и сохранить себя в чистоте через обращение к Богу – это будет очень полезно и важно для души; так мы себя оберегаем от искушений и испытаний вражиих.
 – Благодарим Вас, Владыка, за Ваши ответы – такие подробные, глубокие. И благословите, пожалуйста, наших зрителей и радиослушателей.
 – Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с наступающими праздниками. Мы надеемся, что молитвами Царственных Страстотерпцев Господь, видя наши труды, наше жертвенное служение Отечеству и своему спасению, спасет Россию и дарует нам радость, славу и честь нашего Отечества.
– Спаси Господи, Владыка. Всего доброго.

Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

В день памяти князя Владимира состоялся многотысячный крестный ход к Дальним пещерам

  По завершении Божественной литургии, которую в день памяти равноапостольного князя Владимира совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, от Успенского собора Киево-Печерской Лавры к Дальним пещерам отправился многотысячный Крестный ход.  По завершении молитвенного шествия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен святому крестителю Руси.

 
Духовное чтение

Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым)

Научись молиться   Научись молиться от всего помышления твоего, от всей души твоей, от всей крепости твоей. Спросишь: что это значит? Этого нельзя иначе узнать, как опытом.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс