Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (543) → 19 августа – Преображение Господне

19 августа – Преображение Господне

№30 (543) / 8 августа ‘09

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
14 – 27 августа Успенский пост
Церковный календарь
Дни памяти святых

Преображение Господне – праздник христианской Церкви в связи с упоминаемым в Евангелиях Преображением Иисуса во время молитвы Празднование совершается 19 августа.

Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако высказываются мнения, что местом Преображения мог быть и один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой.

Событие Преображения

О Преображении Господнем говорят все евангелисты, за исключением Иоанна. Следует отметить, что три евангелиста абсолютно одинаково описывают это событие.

Евангелия повествуют, что Иисус взял троих из своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он преобразился перед ними: «и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 2). После этого явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9, 5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).

Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9).

Богословское толкование

Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы – божественной и человеческой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время его не произошло какое-либо изменение божественной природы Христа, напротив, его божественность была явлена в его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, Преображение произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Ряд богословов (Косма Маиумский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».

Праздник Преображения. История установления

Праздник местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные «Слова» о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три «Слова»), Кирилла Александрийского и других.

Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная Церковь перенесла празднование на 19 августа, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.

На Западе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых Церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при святом Ильдефонсе в VII веке. Однако в Католической Церкви он установлен для всеобщего почитания папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом.

Празднование

Принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается Литургия, читаются паремии, а также поётся канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник – белый, символизирующий в этот день Божественный нетварный свет.

В русской народной традиции Преображение называется «вторым Спасом» или «яблочным Спасом». В православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но начиная с этого дня разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой им природы.

Гимнография

В стихирах на этот праздник воспроизводится внешняя обстановка евангельского события (молитва Христа, сон учеников, явление пророков и т.д.), а также поясняется его внутренняя (символичная) сторона – то, что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в Своем Божестве и показать, что и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество».

Тропарь праздника

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак праздника

На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Задостойник

Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа (припев).Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.

В изобразительном искусстве

В православной иконописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии Своей Божественной славы, которая символически выражена в особой белизне Его одежд. Белизна подчеркивается мандорлой – темным кругом, на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время Литургии. Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие ему священник и диакон.

Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими Преображением их Учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица – в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

Материал из Википедии

Радовались пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, – пророки на апостолов, и апостолы на пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.

Ефрем Сирин

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

14 – 27 августа Успенский пост

  Успенский пост – православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы. По церковному календарю соблюдается с 14 августа по 27 августа и завершается собственно днем Успения.

 
Первосвятитель

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в прямом эфире украинского телеканала «Интер»

 28 июля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий с Первосвятительским визитом Украинскую Православную Церковь, выступил в прямом эфире украинского телеканала «Интер». Беседа Его Святейшества с украинскими телезрителями транслировалась российскими телеканалами «Вести 24» и «Глас».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс