Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (543) → 14 – 27 августа Успенский пост

14 – 27 августа Успенский пост

№30 (543) / 8 августа ‘09

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
19 августа – Преображение Господне
Церковный календарь
Дни памяти святых

  Успенский пост – православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы. По церковному календарю соблюдается с 14 августа по 27 августа и завершается собственно днем Успения.

  Начало поста отмечается как день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.

Происхождение в Византии

  Греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста».

В русской традиции

  В Русской Церкви, по преданию, праздник соединился с воспоминанием о крещении Руси в 988 году. По традиции, совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

«Спас на воде»

  В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде». В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершался крестный ход на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
  Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий («хлебный», «ореховый») Спас (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, 29 августа).

Медовый Спас

  Медовым же первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена – лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
  Как и в любом православном посту, в Успенском важна также духовная сосредоточенность, то есть нельзя предаваться шумным развлечениям и ссориться, что считается безнравственным.
  Церковным уставом в эти дни строгость в трапезе предписывается такая же, как и в Великий пост:

  • в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;
  • по вторникам и четвергам – варёная пища без масла;
  • по субботам и воскресениям допускается растительное масло;
  • в Преображение Господне (19 августа) и Успение Божией Матери (28 августа) можно употреблять рыбу и растительное масло.

  Но несмотря на такие строгости, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким:

  • основу постного стола составляют молодой картофель с созревающими в эту пору овощами и, конечно же, грибы;
  • первый день Успенского поста называется «медовым Спасом», т. к. в этом день пасечники начинают качать мёд и освящать медовые соты. В этот день пекли медовые пряники, пироги, рулеты, булочки с маком и мёдом;
  • 19 августа Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня, который в России получил название «яблочный Спас». С этого дня постное меню можно было разнообразить созревшими яблоками;
  • в день завершения Успенского поста, 28 августа, празднуется Успение Божией Матери. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае разрешается употребление рыбы.

  Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.
  В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».
  Святой Симеон Солунский пишет, что «пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

По материалам
из Википедии – свободной
энциклопедии

  Расскажите, пожалуйста, об Успенском посте. Должен ли я на работе скрывать свой пост, если остальные не постятся? Андрей.

  Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
  Двухнедельный пост в августе с 1 (14 н.ст.) по 15 (28 н. ст.) именуется Богородничным или Успенским, так как установлен перед великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, Которая перед Своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
  Успенский пост – древнее установление. Одно из самых ранних упоминаний о нем встречается у святителя Льва Великого. Римский святитель в беседе, произнесенной около 450 года, называет его осенним. По строгости он приближается к Великому посту. Только в праздник Преображения Господня разрешается рыба.
  По гражданскому закону Российской империи (Свод законов, ч. XIV, ст. 177) на период Великого и Успенского постов прекращалась деятельность зрелищных учреждений.
  Все, даже нецерковные люди, знают о существовании Успенского поста, поэтому надо его спокойно, не скрывая, исполнять. В соблюдении устава Церкви нет личной заслуги верующего. Если же по благословению духовника человек ради какой-то духовной цели взял на себя подвиг, не предусмотренный церковным уставом, то надо его совершать незаметно. Православный христианин, нарушающий уставные посты Церкви, легко может соблазнить неверующих людей.

Православие.ру

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

  1 августа Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия (ок. 430). Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Собор Курских святых.

 
Церковный календарь

19 августа – Преображение Господне

Преображение Господне – праздник христианской Церкви в связи с упоминаемым в Евангелиях Преображением Иисуса во время молитвы Празднование совершается 19 августа. Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако высказываются мнения, что местом Преображения мог быть и один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс