Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» очередной выпуск программы «Архипастырь». И на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Здравствуйте, Владыка. Благословите наших зрителей и начало беседы.
– Бог благословит всех нас, и помоги нам, Господь.
– Уважаемые телезрители и радиослушатели, начнем мы с вопросов, которые остались еще с прошлой передачи, а также с тех, которые поступили накануне программы. А в процессе беседы, пожалуйста, присоединяйтесь, и можете в прямом эфире задать свои вопросы Владыке Викентию. Особенно я приглашаю к участию в нашей программе жителей Дальнего Востока, потому что благодаря выходу на третий спутник – «Ямал-201» они нас стали видеть (хотя у них сейчас где-то около двух часов ночи). К сожалению, наш канал от Калининграда до Владивостока работает пока в одном часовом поясе: в Калининграде сейчас 6 часов вечера, а во Владивостоке 2 часа ночи. Может быть, все-таки кто-нибудь из вас не спит – пожалуйста, звоните, подайте голос, что вы нас видите, слышите; мы будем очень рады вашим звонкам!
Владыка, наша программа в прямом эфире выходит 22 июня – в день начала Великой Отечественной войны. Говоря о войне, Святейший Патриарх Кирилл недавно сказал, что она была попущена Богом нашему народу за грехи богоборчества, богоотступничества. И страдания, которые наш народ понес в этой войне, были своего рода искупительной, очистительной жертвой за эти грехи, а победа в войне была настоящим чудом. И сейчас некоторые издания, некоторые деятели критикуют Святейшего Патриарха за эти слова, говоря, «что это за такой жестокий Бог» и что Патриарх умаляет значение подвига нашего народа, победившего в войне. Что бы Вы могли сказать по этому поводу? Действительно ли война могла быть попущена Богом за богоборчество? Или мысль Патриарха как-то не так была понята?
– Конечно, Святейший Патриарх все правильно сказал – действительно, война была попущена Богом за страшнейшие и тяжелейшие грехи, которые совершались в годы богоборчества. Мы знаем, что были сильные гонения на веру Христову, что ссылались и архиереи, и священники, и миряне в далекие места. И там в нечеловеческих условиях они подвергались тяжелейшим мучениям. Конечно, это все отражается на жизни. Мы знаем, что грех человека влияет на окружающую среду, на природу. Мы знаем, что природа «мучается и стенает» за грех человеческий. Он выражается какими-то природными катаклизмами – бывают у нас, к сожалению, и смерчи, и цунами, и наводнения, землетрясения; это и есть следствие наших грехов. К сожалению, люди этого не понимают, думая, что это что-то с природой непонятное. На Руси даже в годы монголо-татарского ига народ сознавал, что это за его грехи Господь попускает: вразумить нас, чтобы мы вновь возвратились к Богу и жили по Его заповедям.
– Народы даже постовали, брали на себя такие подвиги…
– Да, постовали. Например, все празднования иконе Божией Матери «Владимирская» связаны с победой нашего Отечества в войне с татарами. И каждый раз, видя, что бессильны противостоять грозному врагу, люди собирались в храмах, каялись, стенали, плакали и накладывали на себя многодневный пост. С такими подвигами они приступали к войне, и чудесным образом Божия Матерь, видя их покаяние и возвращение к истинной христианской жизни, защищала народ Божий и избавляла от врагов. И во время Великой Отечественной войны тоже совершалось много чудес, и люди, хотя и не так открыто, как в другие времена, все равно обращались к Богу, к Божией Матери за помощью. Мы знаем, что когда немцы были под Москвой, столица была обнесена, как это было традиционно в России, иконой Богородицы по линии фронта. Есть люди, которые видели это, я знаю очевидцев, которые мне рассказывали, как через окопы проносили святую икону. Некоторые усмехались, другие серьезно относились к этому, молились, чтобы Божия Матерь помогла в страшной битве, в таком критическом состоянии нашего Отечества. И благодаря такому молитвенному предстательству пред Богом, пред Божией Матерью наших отцов (может быть, не всех, но большого количества) Господь помогал в борьбе с грозным врагом. Люди понимали: хотя в стране и богоборческая власть, гонения страшные, но враг может быть еще страшнее. Поэтому люди объединились и с верой, надеждой на милосердие Божие победили в войне. Еще очень важно знать, что на этой войне многие люди обратились к Богу, многие были вразумлены, что надо верить в Бога: они почувствовали Господа. Находясь в безвыходных ситуациях, когда смерть рядом, они восклицали: «Господи, помоги!», «Спаси и сохрани!». И Господь совершал моментально чудо – очень многие по молитвам к Господу и Богородице остались живы. Многие говорили: «Если Господь меня сохранит сейчас, то когда я вернусь с войны, обязательно крещусь». Тогда были даны тысячи и тысячи таких обещаний, и мы знаем, что после войны большие очереди стояли у храмов, чтобы креститься.
– Многие сан принимали…
– Да, и сан принимали. Когда я был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена и находился часто в Богоявленском соборе, где служили, там встречался со многими людьми, которые рассказывали, что после войны от Богоявленского собора до метро «Бауманская» стояла целыми днями очередь на Крещение: после войны люди пришли креститься, потому что дали обещание Богу. Война была своеобразным импульсом, чтобы люди оставили безумный атеизм, перестали безумствовать в неверии и приняли веру, жили благочестивой, христианской жизнью. Война способствовала сплочению народа, дала сильную веру в Бога и в Церковь. Не случайно после войны было послабление по отношению к верующим, были открыты храмы, нашей Церкви были даны большие возможности. При Хрущеве стало снова хуже, снова начались гонения, а после войны верующие стали чувствовать себя гораздо лучше, чем в 30-е годы. Война для нас была уроком жизни. Через горнила испытаний Господь привел многих к вере, к Церкви. Потому что безумствовали люди. Сейчас мы видим такие прекрасные храмы, которые мы восстанавливаем! Даже глядя на наш «Большой Златоуст», видя такую красоту, многие говорят: «Как можно было поднять руку, взорвать этот храм – такую красоту, такое благолепие?» Почему? Безумие.
– Атеистическое безумие…
Владыка, у нас звонок из Ульяновской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Ваше Высокопреосвященство, Владыка Викентий, объясните мне, пожалуйста, в какое время и обязательно ли читать полностью вечерние и утренние молитвы? Я сильно болею и ложусь спать часа в три ночи. Перед тем как лечь, я читаю. А в какое время нужно их читать?
– Читать, конечно, нужно перед сном. Но если вы болеете и вам тяжело читать, то по нашему телеканалу вечерние молитвы транслируются, даже дважды за вечер. И вы можете, если поздно ложитесь, послушать полностью все молитвы. Если вы не можете стоять, можете даже лежа слушать, если вы болящий. Прослушайте молитвы внимательно, с умилением. Помолитесь словами молитвы, получив от Бога милость и благословение. Если вы хотите сами читать, то перед тем как ложиться, надо почитать все молитвы, которые положено читать вечером. Если вы, ложась в три часа, уже не можете, устаете, сон одолевает – нужно как-то упорядочить свой режим, читать раньше, зная, что если будет поздно, то сон не даст внимательно прочитать. Нужно знать себя, свои возможности, свои слабости и немощи, контролировать себя и регулировать время, когда лучше читать. Читайте после двенадцати, если вы так поздно ложитесь после молитвы желательно еще почитать какие-нибудь творения святых отцов, никто не препятствует, не возбраняет – это хорошо даже. И после этого уже ложитесь спать.
– А утренние – когда просыпаемся, восстав от сна.
– Да, утренние после сна.
– Владыка, еще вопрос от нашей телезрительницы Нины из поселка Сосновый Бор (к сожалению, не указано, какая это область). Она спрашивает: «Ежедневно с каналом «Союз» исполняю утреннее и вечернее правило. Дойдет ли моя молитва до Бога, как Вы думаете?»
Наверное, если перефразировать, то это будет звучать так: «Какая наша молитва доходит до Бога? Как сделать, чтобы наша молитва дошла до Бога?»
– Если мы молимся со вниманием к словам молитвы и эти слова проходят через наше сознание, через наше сердце, и мы сочувствуем тому, что мы просим, то, конечно, молитва будет принята у Бога, и Господь исполнит наши просьбы. Мы просим, чтобы Господь дал нам сердце сокрушенное и смиренное, чтобы Господь дал нам прощение наших грехов, чтобы Господь сохранил нас от бед и напастей, помогал нам терпеливо переносить трудности этой жизни. И во всем Господь помогает нам – невидимо, иногда мы даже не замечаем этого, но когда мы молимся утренними и вечерними молитвами, все это получаем. Мы должны замечать: когда человек не молится утром и вечером, у него совсем другое настроение, все получается совсем по-другому. Если человек утром встал – и бегом-бегом на работу, куда-то спешит, не успевает прочитать молитвы толком, к сожалению, бывает так, что целый день комом – все идет не так, как надо. А если настроиться, 5–10 минут отрешиться от всех дел, постоять на молитве, прочитать со вниманием – и все остальное идет как по маслу. А если все наоборот, то все наоборот и получается.
Также и на ночь молитвы, ведь сон – благо Божие, милость Божия, мы благодарим утром, что Господь дал нам сон в успокоение немощи нашей. Если мы не молимся, то сон не бывает крепким и здоровым, чтобы успокоить наши чувства, нервную систему – встаем сами не свои. Потом целый день тоже проходит не так. Поэтому все имеет очень глубокое значение – не случайно утреннее и вечернее правила даны нам Богом, нашими святыми отцами. Утренние и вечерние молитвы составлены святыми отцами нашей Церкви: Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом и другими отцами-богословами, которые глубоко понимали душу человека и знали, что нужно просить у Бога, что полезно для человека. Знали, что Господь слышит нас и что дает нам для нашего спасения. Поэтому утренние и вечерние молитвы очень большое значение имеют для человека.
– Владыка, у нас следующий звонок в прямом эфире. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Добрый вечер, Владыка.
– Добрый вечер.
– Это раба Божия Алевтина из Екатеринбурга. У меня в Пермской области похоронены отец, брат и сестра, умершие более 30 лет назад, во время богоборчества. Батюшек не было, отпеть было невозможно. И у меня есть большое желание их отпеть заочно. Здесь, в Екатеринбурге, похоронена моя мама, и табличка с фамилиями родных прибита к крестику. Будет ли им хорошо от этого моего действия, можно мне это делать или нет? Ответьте, пожалуйста. Храни Вас Господи!
– Можно и нужно сделать! Это будет очень хорошо, если вы совершите заочное отпевание ваших родителей и родственников, которые, конечно, нуждаются в нашей помощи, в нашей молитве церковной. Вы сделаете очень большое доброе дело, если совершите в Церкви нашей заочное отпевание тех, кто в годы лихолетий не был отпет. Сейчас, слава Богу, Господь дал вам такую мысль, открыл сердце ваше, чтобы вы совершили это дело; восполните то, что было невозможно сделать в годы богоборчества.
– У нас звонок из Саратова, Владыка. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Алло, добрый вечер.
– Добрый вечер.
– У меня возник следующий вопрос: если читаешь Иисусову молитву за маленького ребенка 8 месяцев, правильно ли будет говорить: «Господи, помилуй грешную Анну»?
– Можно сказать: «Помилуй рабу Твою Анну». А о себе мы будем говорить: «Помилуй мя, грешную (или грешного)». Молясь Иисусовой молитвой, не всегда говорят: «Помилуй мя, грешного», а просто – «Помилуй мя». Можно и так, и так. Лучше за младенца говорить: «Помилуй рабу Твою Анну».
– С 15 июня по 11 июля идет Петров пост. И мне показалось, что в этом году на улице гораздо меньше свадебных кортежей стало. Люди, кажется, потихоньку начинают возвращаться к традициям, понимать, что во время постов свадьбы играть нельзя. Но все-таки нет-нет, да свадебный кортеж проедет. Прошедшим Великим постом в СМИ даже разгорелась дискуссия о возможности женитьбы Великим постом, о возможности исполнения супружеских отношений. Некоторые даже называли запрет на свадьбы во время постов «ханжеством и мракобесием» – Вы видели эти публикации, Владыка. А из Ваших уст мы всегда слышим противоположную точку зрения. Для наших новых зрителей давайте еще раз объясним, почему нельзя играть свадьбы во время постов, иметь супружескую близость и зачинать детей.
– Во-первых, мы знаем, что святая Церковь в постные дни не венчает. Почему? Потому что в эти дни не положено совместное жительство даже законных супругов. Вот почему мы говорим, что в многодневные посты вступать в брак нельзя. Это делается не только Великим постом или многодневным постом, который сейчас идет – постом Петра и Павла или Успенским, что будет скоро, Рождественским. Запрет действует даже когда нет постов. Ведь в среду и пятницу – пост, поэтому накануне тоже не венчают. Нужно прислушиваться к голосу Церкви. Мне пишут письма о расторжении брака. Многие пишут: «Мы вступили в брак Великим постом, в Великую Пятницу…». Супруг говорит, что его душа была очень недовольна, ему больно было, а супруга настаивала, что надо. Сейчас они разошлись, и никакой жизни нет у них – очень тяжелое состояние. Конечно, это следствие непослушания голосу Церкви. Мол, «мы счастья не нашли в том, что вступили в брак Великим постом». Просто есть уже опыт жизни. Человек, который женится и вступает в брак постом, должен быть готов к тому, что, к сожалению, счастья не будет. Вчера я был в Храме-на-Крови; смотрю, там фотографируются молодожены. Все им желают счастья, а я думаю: «Дай Бог, чтоб были счастливы. Но сейчас пост, и всем ясно сказано Богом, что нельзя. Зачем идти против Бога? Зачем выполнять волю диавола, а не выполнять волю Божию?» Конечно, диавол радуется, что скоро они разойдутся. Это его задача – как можно больше людей развести, а мы плачем, скорбим духовно. Но, к сожалению, люди не слушаются нас, голоса Церкви, а потом имеют проблемы.
– И спрашивают, что делать…
– Да… А что делать? Каяться надо в этом. Непослушание воле Божией влечет за собой такие тяготы. К сожалению, в нашей стране и во всем мире огромное количество разводов. Я считаю: это потому, что не слушаются голоса Божия. Когда слушались и делали в точности, как положено по Уставу Церкви, никаких разводов не было, даже понятия такого не было. Люди жили долгой жизнью и радовались, что можно справить и 25 лет вместе, и 30, и 35, и 40, и 50, и 60, и 70 – такие торжества были. Сейчас это большая редкость, когда человек может отметить, как говорят, «серебряную» или «золотую» свадьбу. Это очень большая редкость, и мы радуемся – не нарадуемся. Слава Богу, что есть такие семьи, которые, несмотря ни на какие трудности, сохранили единство, любовь и не поддались никаким искушениям этого мира.
Дай Бог, чтобы люди вразумились и понимали, что нужно быть осторожней, потому что это очень серьезно. Супружество – это не какая-то сиюминутная радость и «плевать на то, что будет». Как говорят: «Семь раз отмерь и один раз отрежь». А тут все рубят с плеча – «сейчас приспичило, хотим жениться или замуж выйти!» Если не знаете, то спрашивайте лучше, советуйтесь. Нет совета, нет уважения к старшим, которые знают, имеют большой опыт. Поэтому через короткое время, год-полтора, а иногда несколько месяцев – и уже кончились вся радость, все счастье, все утешение, о которых они думали как о вечных. К браку относиться нужно очень серьезно – это один раз на всю жизнь.
– Владыка, обратите внимание: даже когда садоводы делают посадки, часто смотрят календарь – в эти дни лук садить можно, а в эти дни лучше не садить, потому что он не уродится. Мы, сажая репу, обращаем на это внимание, а зачиная ребенка, обустраивая свою семейную жизнь, мы на календарь совершенно не смотрим – идет сейчас пост или какое-то другое время, не подходящее для этого. Насколько современный человек стал легкомысленным…
– Нас критикуют или говорят, что это мракобесие, но это практика: дети, которые зачинаются постом, в большинстве – где-то 80–90% – рождаются больными. Ведь нетрудно посчитать, что большинство больных детей зачаты Великим постом или другими постами, когда Церковью не благословляется совместное жительство. Человек этого не знает и не хочет знать, не хочет воздерживаться, считает, что это все мелочи, что не нужно слушаться никого. Как «природа» захотела, так и делают. А Господь нас призывает к разумному отношению к любому нашему делу, тем более – зачатию нового человека, чтобы он был здоров и телом, и душой. К сожалению, сейчас очень многие дети рождаются с ненормальной психикой, несмотря на то, что есть пресловутая организация планирования семьи. Они так «планируют», что одни только нездоровые дети рождаются. А когда верующая женщина не слушает их и рождает и второго, и третьего, и пятого, то рождаются прекрасные дети. А они пророчествуют такие беды, такие болезни…
– Подводя черту, скажем, что пост – это время воздержания и в пище, и в развлечениях, и в семейной жизни.
Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Апостол Павел (Савл, Саул (предп. 5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» (Рим. 11, 13), не входивший в число двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.
«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф. 8,7)Бывают молитвы, на которые Господь отвечает лишь обещанием исполнения в будущем.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.