Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (538) → «Потрудимся идти путем Православия!»

«Потрудимся идти путем Православия!»

№25 (538) / 1 июля ‘09

Духовное чтение

В этой теме:

Духовное чтение
Монастырь глазами современников
Духовное чтение
Об отчужденности

Из творений священномученика Иоанникия, митрополита Черногорско-Приморского

Два пути

  В жизни всегда было два пути: путь добра и путь зла, путь добродетели и путь греха. Путь добра и добродетели тяжел, пролегает через многие ущелья и пропасти, ведет вверх, сопряжен с усилиями и утомлением, поэтому им идет мало людей.

Путь зла и греха значительно легче и удобнее, ибо широк и ведет постепенно все ниже, не требует трудов и мук, поэтому им идет большинство людей.
  Люди, которые в своей жизни идут первым путем, – настоящие последователи Господа Иисуса Христа, они – христиане по делам, а не только по словам. Их прекрасные души наполнены идеалами и радостью, которые возвышают над общими человеческими бедами. Это героические души, наполненные верой в Бога, верой в жизнь, в победу правды над неправдой, истины над ложью, света над тьмой; наполненные надеждой на лучшее и радостное будущее; наполненные любовью к Творцу и Промыслителю мира и ко всем людям, независимо от [их] веры, национальности, расы и социального положения. Эти люди – оптимисты и большие работники, которые свое дело совершают с песней на устах, как и птица вьет себе гнездо припеваючи. Они создали все красивое, великое и возвышенное на этой планете. Им обязаны своим успехом наука, философия, литература и техника. Эти люди представляют собой духовные огни, которые светят и греют; они подобны источникам [воды], которые освежают и возвращают силу.
  Люди, которые в своей жизни идут вторым путем, не являются истинными последователями благого Учителя из Назарета Галилейского; это люди, чьи души наполнены мраком, злобой, завистью и ненавистью. Такие люди составляют одну несчастную и разлагающую среду, которая заразно и убийственно влияет [на все]. Они знают лишь болото и грязную лужу. В такой среде рушатся идеалы и святыни. Здесь увядание без цветения, старость без молодости, смерть без жизни. Здесь мысль и сердце привязаны к земле, здесь люди, отравленные бездельем и уставшие от него. В такой среде властвуют ложь, интрига, наговор, нашептыванье, клевета, оскорбление и другие грехи. Здесь холодно без любви, мрачно без знания, досадно без труда. Такие люди мечутся и грызутся между собой, как дикие звери. Здесь раздается страшный шум от скрежета зубов, лая и кудахтанья. Здесь ощущаются трупное разложение и запах распада.
  Первый – путь Православия, второй – путь безверия. Первый созидает, второй разрушает, первый лечит, второй разлагает, первый ясен, второй мрачен, первый ведет в жизнь, второй – в смерть.
  Первым путем шли наши святые: Симеон Мироточивый, Савва, «светильник, подобный солнцу», Стефан Первовенчанный, Владислав, Арсений, Савва Второй, Милутин, Стефан Дечанский, «предивный в страданиях, сияющий адамант», Урош, Анастасия, Елена и Ангелина, Никодим, Даниил, «звезда утренняя, которая тьму неведения разгоняет», первый патриарх Иоанникий, великомученик князь Лазарь, «который пролил кровь свою за веру и отечество», страстотерпец патриарх Гавриил, Стефан Пиперский, Василий, чудотворец Острожский, Петр, чудотворец Цетиньский.
  Вторым путем шли и идут разрушители веры, народности и семьи, те, кто не почитают нравственность, не соблюдают благочестивые семейные традиции в день небесного покровителя, не кладут рождественских подарков беднякам, не красят пасхальных яиц, в своих домах не имеют икон и не кропят дома богоявленской водой, те, кто не посещают храмы и монастыри, не признают кумовство и дружбу, для которых гостеприимство и данное слово – не святыня.
  Потрудимся же всеми силами ума, сердца и воли, чтобы в своей жизни избежать пути безверия, а идти путем Православия.

О грехе блуда

Окружное послание священникам епархии

  Слово Божие никакой грех не осуждает так страшно и ни о каком грехе не говорит с таким отвращением, как о разных видах блуда. Иисус Христос, Который так строго осуждал даже сладострастные мысли и желания, когда хотел показать глубину морального падения людей, называл их «родом прелюбодейным и грешным» (Мк. 8, 38). С такой же строгостью выражался об этом грехе и апостол Павел, часто повторяя, что «блудники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10). Указывая недозволенность этого греха для христиан, он определенно желал, «чтобы блуд даже не именовался у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3). Наиболее полно свой взгляд на этот порок апостол изложил в следующих словах: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших…» (1 Кор. 6, 15–20).
  Ясно, что невозможно в одно и то же время быть христианином и блудником. Одно исключает другое.
  И жизненный опыт очевидно подтверждает нам всю вредоносность этого греха, этого основного телесного и душевного извращения жизни. Лица, которые вступают на путь блуда, становятся недостойными и неспособными к чистой и благословенной брачной жизни. Такие люди загрязняют свой телесный сосуд, губят свой организм, подвергаются различным заразным болезням. И таким образом наказание Божие и месть природы исполняется на них и их потомстве. Человек, который злоупотребляет телесными похотями, подрывает благосостояние семьи и всего общества.
  Пастыри Церкви должны энергично встать на борьбу против этого порока, который подкапывает корень моральной и физической жизни нашего народа, чтобы, по слову апостола Павла, из душ и тел людских удалялись «блуд, страсть и злая похоть» (Кол. 3, 5), чтобы сбросить с людей оковы страсти и порока и чтобы вливать в сердца людские теплоту любви к добру.
  В связи с прискорбными фактами прелюбодеяния и блуда, которые, на наш позор и несчастье, в последнее время страшно умножились среди нашего народа, призываем христолюбивое священство наше, дорогих наших соработников в винограднике Господнем, приложить все свои силы, чтобы положить преграду на пути этого великого зла.

Приведем детей в Церковь!

Окружное послание священникам епархии

  Среди многих вопросов, которые заботят нас в это тяжкое время, есть и вопрос о религиозно-нравственном воспитании молодежи. Последние события, которые мы пережили, уверили нас, что воспитание не стояло на должной высоте.
  В чем состояла основная ошибка нашего воспитания, и почему оно давало нравственно слабых людей? Ответ совершенно ясен: потому что оно происходило далеко от религии и далеко от храма Божия. Вне храма, без его благодатного воздействия даже самое заботливое воспитание дает слабые результаты.
  Ради счастья и лучшего будущего нашей молодежи призываем священство, родителей и воспитателей обратить особое внимание на религиозно-нравственное воспитание молодежи. Святой Иоанн Златоуст, убеждая своих слушателей, сказал: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, что их нужно воспитывать и наставлять в науке Господней. Не столь полезно дать сыну образование, обучая его внешним наукам и знаниям, с помощью которых он добудет деньги, сколь научить его благочестию». «Делает человека нравственным не образование, но воспитание, и прежде всего религиозное воспитание», – говорит известный французский педагог Куцош.
  Детская душа живет и растет только от соков, которые принимает от Церкви, от религии, от святого Евангелия Христова. Закройте для нее этот вечный источник, эту чистую воду, и весь ваш школьный рассадник захиреет. Вы готовитесь построить большое прекрасное здание, но строите не на камне, а на песке. Таких строителей наш Господь называл «людьми легкомысленными», а о самом здании, его печальной судьбе Он сказал: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27).
  Иисус Христос – это самый совершенный образец ученья, Он должен быть идеалом для воспитания детей. История Его детства показывает, что тот, кто почитает Бога, обязательно почитает и своих родителей и в то же самое время до самоотречения служит общей нравственной цели жизни. В учении и делах этого совершеннейшего Учителя содержатся все вечные педагогические основы, которые в будущем нужно только развивать и применять. Родители и все ближние, которым дорога душа ребенка, не смеют забывать, что в его душе есть образ Божий, по отношению к которому они имеют священные обязанности.
  «Бог есть свет» (1 Ин. 1, 5), «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), «Христос есть истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Детей нужно знакомить со словами Божиими, которые ведут к свету, любви, правде, истине и жизни. При всяком воспитании, особенно религиозно-нравственном, нельзя забывать о таком важном факторе: каждый, а особенно дети, нуждаются в подражании. «Слова учат, а примеры вдохновляют», – говорили древние римляне. Примеры влияют лучше, чем слова. Уча молитве, молись сам, уча смирению, не гордись, уча любви и братскому единству, не будь мстительным и злобным, и так далее. Это тяжело, но это – обязанность воспитателя.
  Вот почему в воспитании необходима и незаменима Церковь. Здесь истина без компромиссов, здесь слова не расходятся с делом. Здесь учит Сам Господь, Который собственной кровью, мученическим крестом подтвердил все, чему учил. В Церкви видны дивные образцы кристальной нравственной чистоты, подвиги веры, примеры любви, которая ради ближнего не жалеет положить и жизнь. На свежую чистую детскую душу все это должно влиять так же приятно, как [возможность вдохнуть] чистый равнинный воздух после болотных испарений. Поэтому нужно приводить детей в церковь. Пусть им храм Божий будет мил, как родной дом. Тогда мы сможем быть спокойны [за них], ибо дети будут давать отпор всему, что противоречит моральным законам, и станут добрыми, почтительными и верными гражданами.

Перевел
с сербского Юрий
Максимов

Православие.ру

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших

Сегодня праздник всех святых, в земле Российской просиявших — всех святых, которых возрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией.

 
Духовное чтение

Миссия в миру

Из интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона для еженедельника «Эксперт»  — Владыка, уже прошло сто дней после интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Что поменялось за это время в отношениях Церкви и общества? Проявились ли какие-нибудь новые тенденции?  — На московский Патриарший престол взошел человек, который на протяжении многих лет был известен как миссионер, просветитель.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс