Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Период жизни: 6–2 гг. до н. э. – ок. 30 г. н. э.
В иных культурах: Яхья (ислам)
Местность: Иудейская пустыня
Занятие: проповедник
Происхождение: еврей из сословия коэнов
Упоминания: Новый Завет, Иосиф Флавий
Отец: Захария
Мать: праведная Елисавета
Место погребения: Севастия, в настоящее время место нахождения мощей оспаривается
Связанные события: крещение Христово, танец Саломеи
Характерные черты: одежда из верблюжьей шерсти, длинные волосы и борода, книга, крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох.
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча – согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший Пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными.
В христианских представлениях является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода мессии. В исламе, христианских арабских церквах, мандеями и бахаи почитается под именем Яхья (Йахйа).
Прозвание
Иоанн носит титулы Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям – как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами.
Именования «Предтеча» нет в Новом Завете (точнее, оно применяется собственно к Иисусу Христу, например, в Послании к Евреям, 6, 20). Иоанн Креститель впервые назван «Предтечей» у Гераклеона (II век) в его комментарии на Евангелие от Иоанна. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них широко вошло в обиход. В Православии оба эпитета используются практически одинаково часто, в то время как на Западе приоритет остается за наименованием «Креститель».
В Православии принято именование «Иоанн Предтеча, Креститель Господень» и обращение «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».
Евангельское повествование
Об Иоанне свидетельствуют все четыре автора канонических Евангелий, а также историк Иосиф Флавий, дополняя сведения о последних днях деятельности Иоанна.
Рождение
Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу евангелиста Луки. Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елисаветы (из рода царя Давида), пожилой бесплодной пары. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына, сказав: «Многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1, 13–17). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.
После того как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её, и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1, 41).
Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса. Отец Иоанна всё ещё оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно: «Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним» (Лк. 1, 63–66).
Евангелие упоминает о последующем детстве Иоанна вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 80), то есть до достаточно взрослого возраста. Упоминается, что отец Иоанна Захария был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода (Мф. 23, 35).
Деятельность
Как пишет евангелист Лука (Лк. 3, 2–3), в пустыне был «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи) (Мк. 1, 6).
Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году н. э. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря» — Лк. 3, 1). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.
Иоанн не был обычным проповедником — он передавал людям волю Бога (Лк. 3, 2), как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого, будучи ещё во чреве матери (Лк. 1, 15). Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали (Мф. 11, 14; 17, 12).
Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил: «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 7–11).
В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» – Лк. 3, 14), мытарям («Ничего не требуйте более определенного вам» –Лк. 3, 13) и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» – Лк. 3, 11). Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм (Мф. 9, 14).
Пришедшим из Иерусалима священникам и левитам, явившимся, чтобы проверить его, он ответил, что не является ни Илией, ни пророком, но: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».
Пророчества о приходе мессии
На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 26–27).
На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Затем последовало крещение.
Крещение Иисуса Христа
К Иоанну, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1, 28), пришёл и Иисус с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона). Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3, 21–22).
Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение, свершившееся тогда, сильно повлияло на Иисуса и рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. 3, 23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1, 35–37). Около 30 года н. э. Иоанн был арестован, и его проповедническая деятельность завершилась.
Арест и смерть
В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника (Мф. 14, 3–5, Мк. 6, 17–20).
В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне; из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась (Мф. 4, 12, Мк. 1, 14). Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 2–3).
Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя, и «царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6, 26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14, 6–12, Мк. 6, 21–29).
Легенды
Несмотря на значимость фигуры Иоанна, сведения о нём не нашли широкого распространения в апокрифической литературе. Например, в «Арабском евангелии детства Спасителя» образ Иоанна отсутствует даже при описании крещения Иисуса. Тем не менее некоторые детали к биографии Иоанна они все-таки добавляют:
Праздники
6 октября — зачатие;
7 июля — рождество (входит в число великих праздников);
11 сентября — усекновение главы (входит в число великих праздников, установлен строгий пост);
20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения;
9 марта — переходящее празднование первого и второго обретения его главы;
7 июня — третье обретение его главы;
25 октября — праздник перенесения его правой десницы с Мальты в Гатчину.
Небесный покровитель
Иоанн Креститель считается небесным покровителем следующих мест и общин:
Многие из указанных выше городов поместили изображение Иоанна Крестителя на своих гербах.
Рождество Иоанна Предтечи отмечают во многих странах. Например, в Болгарии – это Еньовдень. В Германии – Гехан день. Датчане называют Иоанна Крестителя Святым Гансом и отмечают день этого святого во время летнего солнцестояния. В Португалии отличительная черта дня святого Иоанна – огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни.
Ислам
Мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану, он был сыном пророка Закарийи. В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран 19, 7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закарийе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран 19, 10).
Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлений] Писания, — и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран 19, 12–15).
Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится в Суре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит о будущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран 3, 39).
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
11 июляПеренесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Сщмч. Василия диакона (1918); прмц. Севастианы (1938); сщмч. Григория диакона (1940).
– «По народному поверью, – спрашивает Лариса из Екатеринбурга, – число 13 считается несчастливым; а как Церковь относится к этому числу?» – К этому числу мы относимся как и ко всем числам: оно не имеет никакого значения, не несет никакой мистической негативной силы, которая бы нас смущала. Что 13, что 14, что 15 – все одно и то же.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.