Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, у нас звонок из Вологодской области. Алло, говорите, пожалуйста.
– Поздравляю Вас с праздником, с Вознесением. Владыка, благословите.
– Спасибо. Вас также поздравляю с праздником.
– Очень рада, что дозвонилась. Меня интересует такой вопрос: колокольный звон является целебным, на душу влияет, и даже не только на душу – говорят, что и микробы убиваются. В церковной лавке я купила кассету с колокольным звоном, чтобы дома послушать. Передается ли эта благодать, которую получаем мы, находясь в храме, у храма, когда слышим колокольный звон? А когда дома слушаем? Даже ведь колокольчики продаются в церковной лавке – просто звенишь ими, и они тоже передают благодать, целебную силу свою…
– Конечно, передаются и благодать, и настроение духовное. Ведь мы в храме слышим песнопения, и они записываются на пленки, на видеокассеты. И когда дома мы слушаем, тоже чувствуем особое благостное состояние души – передается дух церковной музыки, церковного пения. Таким же образом и записанный колокольный звон благотворно влияет на нас. Эти колокола освященные, и когда читалась молитва, мы просили, чтоб Господь послал этим бездушным колоколам силу Божию, которая бы исцеляла нас от недугов, избавляла от разных климатических условий, катаклизмов в природе, избавляла от нападений вражьих, бесовских. Таким образом, колокола имеют для нас ту силу божественную, которая помогает нам в нашей жизни. Поэтому в домашних условиях они имеют свое благотворное влияние.
– Владыка, есть схожий вопрос. Вы уже на него отвечали, но у нас буквально каждую неделю появляются новые зрители в разных городах. Вопрос от инвалида I группы: «Можно ли считать, что я участвую в службе, если смотрю по телевизору Всенощное бдение?»
– Да, мы уже об этом говорили: мы передаем Bсенощное бдение и Божественную литургию именно для тех людей, которые не могут прийти в церковь – людей, прикованных к постели, болящих, людей, которые не могут ходить, инвалидов. Мы для них это специально транслируем, чтобы не лишать их возможности быть в храме в святые дни праздников или воскресные дни, чтобы дать возможность человеку участвовать в богослужении.
Но те, кто в силе, кто может идти, должны обязательно прийти в церковь и молиться в церкви за Всенощным бдением и Божественной литургией. Инвалид I группы слушает трансляцию и молится – это приемлемо, это правильно, это нужно. Потому что без службы человеку очень сложно, тяжело и, конечно, скучно одному в постоянных болезнях, скорбях. А служба его утешает, умиротворяет, укрепляет, дает ему силы нести крест терпения. И Господь через терпение в болезнях укрепит и очистит его душу, примет его в Своем Царстве Небесном.
– Единственное, что, наверное, еще стоит сказать – что во время этих служб, и во время утреннего и вечернего правила лучше молиться и креститься не на телевизор, а поставить икону и обращаться к иконе.
Вот дальше есть тоже такие вопросы, на что молиться: на экран телевизора или на иконы? Конечно же, надо поставить иконы.
– Да, конечно, иконы поставить надо.
– У нас следующий звонок. Звонят, Владыка, из Северной Осетии, из Владикавказа.
Говорите, пожалуйста, мы Вас слушаем, Вы в эфире.
– Здравствуйте, Владыка, с праздником Вас.
– И вас с праздником.
– Я выпускник 11 класса и хочу поступить в Московскую духовную семинарию. Насколько мне известно, Вы тоже ее окончили, обучались там. Прошу Вашего наставления, совета, на что надо обратить внимание? Я из Северной Осетии, есть ли у меня какая-то возможность поступить?
– Очень хорошо, что вы приняли правильное решение поступить в Московскую Духовную семинарию, а может, потом и в академию поступите. Действительно, это место особое, можно сказать, духовное сердце России – Троице-Сергиева Лавра. Там находятся мощи преподобного Сергия Радонежского, печальника русской земли. А Духовную семинарию мы называли большой келией преподобного Сергия Радонежского. Мы притекали к преподобному за благословением каждый день, и он нам помогал в учебе, чтобы освоить все богословские предметы, которые нам преподавали. Находясь около такого великого светильника нашей Церкви, конечно, легче осваивать и легче питать свою душу тем благочестием, тем духом благодати Божией, который существует в Троице-Сергиевой Лавре. Можно приобрести знания и укрепить себя в вере, можно получить опыт духовной жизни. Там, конечно, очень хорошие возможности. Поскольку я учился и в семинарии, и в академии, и в Лавре был около 10 лет после окончания обучения, то, конечно, для меня Лавра является очень большой ценностью –как родной дом для меня. Я, конечно, советую вам поступить в семинарию, учиться, укрепляться в вере, благочестии, в добродетельной жизни, которую можно получить именно в этом святом месте.
– Владыка, Галина из Екатеринбурга спрашивает, можно ли молитву Ефрема Сирина читать дома не во время Великого поста?
– Молиться можно, конечно, круглый год даже теми молитвами, которыми мы молимся Великим постом, в том числе и молитвой Ефрема Сирина. Она очень содержательна, и если человек любит постоянно повторять эту молитву, это не возбраняется. Это хорошо, это нужно и даже полезно – вспоминать молитвы, которые мы читаем Великим постом. А если будем часто вспоминать их в течение всего года, то это еще лучше, потому что мы просим в них нужные добродетели, которые необходимы для нашего спасения.
– Я знаю четырех святых Елен; которой из них мне молиться? И подобный же вопрос от Геннадия из Краснодарского края: «Имя моей жены – Татьяна. Когда ей отмечать день ангела? 25 января или 14 сентября, в день святой новомученицы Татианы?» Как определить день своих именин?
– Тут можно по-разному определить. Можно самому выбрать, какую из Елен или другую какую-то святую хотелось бы иметь своей небесной покровительницей. Или выбирать ближайшего святого ко дню рождения, или ко дню, если помнит человек, когда он был крещен. Можно самому избрать или посоветоваться с духовником, как он посоветует.
– Традиция, что ближайшего выбирают после дня рождения…
– Да.
– Нам звонят из Удмуртии, город Ижевск. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.
– Здравствуйте. Владыка, благословите.
– Бог благословит.
– У меня такой вопрос. Я не мог найти чин освящения перекрестков…
– Такой чин, наверное, есть в требнике Петра Могилы, но это для духовенства…
– Не обязательно по этому чину освящать – обычно на перекрестках ставят крест или часовенку. И если поставить крест, то есть молитва на освящение креста, и это будет как раз то, что необходимо для освящения перекрестка, если мы чувствуем, что там есть опасность.
– Анастасия из Перми спрашивает: «Мне сказали, что пока ребенка не окрестили, матери нельзя причащаться. Правда ли это?»
– Есть в этом доля правды, но не до конца. В течение сорока дней после родов мама действительно не может причащаться, даже в храм она не может прийти. Ей необходимо после сорокового дня прийти в церковь и получить специальную молитву. К сожалению, такое не делают сейчас, это плохо, надо обязательно это делать – наше церковное правило так гласит. Мы должны подчиниться этому правилу: по истечении сорока дней после рождения ребенка прийти в храм и получить молитву, благословение ходить в церковь, причащаться и жить церковной жизнью. Что касается ребенка, то после Крещения можно его причащать, даже если это будет до 40 дней, до того, как мама получит эту молитву.
– А если уже во взрослом возрасте у мамы некрещеный ребенок, можно ли ей причащаться?
– Если мама хочет причащаться, я не думаю, что она не хочет дать благодать Причастия своему сыну или дочери. Она должна позаботиться о его Крещении, чтобы он тоже участвовал в великом и радостном таинстве Причастия Тела и Крови Христовой.
– Отпевают ли в церкви магов и колдунов?
– Маги и колдуны в церковь не ходят и не просят себя отпевать, а насильно мы никого не отпеваем.
– Поступил звонок, Владыка, из Кемеровской области, город Новокузнецк. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Здравствуйте. Благословите, пожалуйста, Владыка.
– Бог благословит.
– У меня такой вопрос. Моя родственница, в летах уже женщина, некрещеная, но вроде захотела креститься. И вот нечаянно ей попадает, или, может, специально кто-то дал книжку французского писателя Мориса Дрюона, где написано, что ада нет – якобы было такое откровение одному из пап. Она теперь так вдохновилась этой прочитанной ересью, что переубедить теперь ее я не могу, даже не знаю, как с ней теперь разговаривать. Ни о каком Крещении она теперь слышать не хочет. Помогите, пожалуйста, подскажите, как ее переубедить, чтобы это было аргументировано, доказательно. И второе предложение у меня по поводу пожертвований на содержание телевидения: а что если использовать коммерческий мобильный номер – это было бы очень удобно, и мне кажется, что поступления платежей возросли бы во много раз. Спасибо большое.
– Владыка, я по поводу коммерческих платежей отвечу, с Вашего благословения.
Братья и сестры, мы многократно объясняли, что при отправке пожертвований через сотовые телефоны от 60 до 80 процентов перечисляемой суммы идет оператору связи, то есть вы пожертвование будете оказывать сотовому оператору, а мы будем получать 10, 15, 20, максимум 30 процентов. Поэтому если вы хотите помогать сотовым операторам, то вы можете им и так помочь, а если вы хотите телеканалу «Союз» помогать, то надо пользоваться теми реквизитами, которые мы даем.
А более важная часть вопроса: как неверующему во ад человеку объяснить и доказать, что ад есть? Французский писатель человека отвернул, отвратил от Крещения.
– Дело в том, что мы должны руководствоваться не изречениями каких-то писателей, а слушаться Бога, слова Божия, которое является для нас руководством в нашей жизни, чтоб мы знали, что есть ад и рай. И когда мы не отвергаем, а принимаем слово Божие, Евангелие, то там написано, что есть рай и ад. В этом и есть доказательство. Из Священного Писания можно черпать огромное количество свидетельств и цитат, свидетельствующих о том, что существуют ад и рай.
– На каждой странице…
– Да, на каждой странице. Вот можно взять евангельский рассказ Самого Спасителя о Лазаре и богаче. Богач попал в ад, и некому было остудить ему каплей воды жажду, которую он испытывал в аду. И видел он Лазаря, который был на лоне Авраамовом и наслаждался всеми благами райскими, и просил Лазаря омочить конец перста его в воде и прохладить язык богача, потому что он испытывал очень тяжкие страдания. И просил, чтобы сказали его братьям, чтобы они знали, что есть ад, чтобы они не попали туда. А Господь сказал: «Достаточно им слова Божия». Вот ответ на этот вопрос. Ведь многие современные люди считают, что нет ада.
– Одни наслаждения…
– Да. Вот оттуда, из ада люди кричат: «Не обманывайтесь, не попадайте в эти сети вражьи. Враг на основе обмана нас увлекает, чтобы мы не шли по пути спасения, он отец лжи, от него только ложь исходит». Он обманул – и эта женщина попала в ловушки диавола. Обманул ее, что нет ада, и она успокоилась, стала исчадием ада невольно, попала в клещи диавольские. Вот и будет потом страдать, но будет поздно. Сколько раз приходили люди со слезами, с содроганием, с плачем – мамы и папы скончавшихся сыновей или дочерей. Умершие являются им, близким людям, и говорят: «Мама, помоги мне, мне плохо, мне очень плохо – сделайте что-нибудь». И родители приходят и спрашивают, чем помочь сыну или дочери, потому что они страдают там…
– Собственно говоря, есть ведь и работы врачей-реаниматологов, когда люди, пережившие состояние клинической смерти, возвращаются оттуда и описывают примерно одни и те же переживания. Но здесь, наверное, проблема немножко в другом – когда лукавый такое затмение напускает, то человеку приводить какие-то аргументы бывает бесполезно, поэтому, может быть, стоит от этой знакомой пока временно отступиться, а молиться за нее больше.
– Да, чтобы Господь просветил ее разум, и она поймет, что находится в очень тяжелом заблуждении.
– Владыка, прихожане храма поселка Сосновского Каменска-Уральского района позвонили и передают благодарность: «У нас батюшка Александр, он очень нам нравится, мы благодарны Вам за то, что Вы благословили его к нам на служение».
А Максим (ему 13 лет, он живет в поселке Горячий Ключ) спрашивает, почему помощнику в алтаре нельзя носить черную одежду, как батюшке?
– Когда будет возраст, как у батюшки, тогда будет надевать и черную одежду. Наверное, имеется в виду черный подрясник. Подрясник – это одежда священнослужителя, начиная с посвященного иподиакона. Конечно, есть люди, которые любят облачить детей в подрясник, но я думаю, что это не совсем правильно. Потому что дети привыкают к подряснику как к повседневной одежде, не ценят его как священническую одежду. Когда придет возраст и время, если есть желание посвятить свою жизнь Богу и Церкви, будет и подрясник.
– Будет не только подрясник, а, может быть, даже и клобук.
– Да, может, и клобук. Так что надо потерпеть.
– Всему свое время. Нам сегодня позвонили уже из очень многих регионов нашей страны. И сейчас дозвонились из нашего Екатеринбурга, Владыка.
Мы слушаем вас.
– Алло. Благословите, Владыка.
– Бог благословит.
– Такой вопрос: я крестилась давно уже, и меня смущает, что мое имя до Крещения было – Элина. А Крещение я принимала то ли как Ирина, то ли как Елена. Я не помню. Но причащаюсь я сейчас как Елена, потому что когда у меня была первая Исповедь, я назвала себя Еленой. Есть ли в этом грех и что мне делать? Вдруг я Ирина все-таки.
– Если вы называли себя Еленой в таинстве Исповеди, а потом Причастия, то на вас это имя и освящено, это ваше имя, почитайте святую Елену как свою небесную покровительницу. Если вы назвались этим именем в двух великих таинствах – Причастия и Исповеди, то, конечно, все правильно.
– «Мне 58 лет, – позвонила нам телезрительница. – Я верую в Бога, хожу в Церковь, но у меня нет детей. Могу ли я в таком возрасте взять приемного ребенка, у которого нет родителей?»
– Конечно, можно. Только я не знаю, как это по закону – могут ли детские дома дать. Тут есть определенные правила: оценивается возможность материально обеспечить ребенка, содержать, жилищные условия – много требований, чтобы усыновить или удочерить. Но в принципе, конечно, можно и даже важно и нужно взять на воспитание ребенка, который получит воспитание в вере, благочестии, добродетельной жизни.
– Владыка, нам звонят из Надыма. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
– Алло, здравствуйте, Владыка и отец Димитрий.
– Здравствуйте.
– Это раба Божия Елена звонит вам из Надыма. Завтра моя дочь сдает единый государственный экзамен по русскому языку. С детства я ее вожу в храм, и она в воскресной школе учится в городе Надыме. Прошу Ваших молитв, чтоб успешно сдала все экзамены. Ее зовут раба Божия Мария.
– Помоги Господь. Дай Бог, чтобы она хорошо сдала и получила хорошую, отличную оценку. Помоги ей Господь. Будем молиться.
– У нас было Соборование, и нам дали масло. Что нужно с ним делать? Принимать натощак или с пищей, или втирать в больные места?
– Можно и то, и другое. Можно употребить для своей пользы, можно, если хорошее масло – оливковое или подсолнечное – и в пищу употреблять, можно втирать себе в больные места. Для этого и дано.
Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Патриаршее напутствие студентам Московских
«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.