Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (536) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№23 (536) / 15 июня ‘09

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.


 Владыка, благословите наших зрителей и начало нашей сегодняшней беседы.

 – Бог благословит всех нас, и помоги нам Господь.
 – В первую очередь позвольте, Владыка, поздравить Вас с праздником Вознесения Господня и попросить Вас сказать несколько слов по поводу этого праздника нашим зрителям и радиослушателям.
 – Я всех наших телезрителей и радиослушателей поздравляю с праздником Вознесения Господня. Это большой двунадесятый праздник; в этот день мы вспоминаем величайшее событие, когда Господь после Своих искупительных подвигов ради человеческого рода вознесся на небо Своей пречистой плотью и вознес до престола Божия нашу плоть, человеческую. Человеческий род пал, но Господь восстановил человеческую природу и вознес ее до высшей ступени совершенства. Конечно, для нас с вами это праздник, который сподвигает думать больше о горнем, чем о земном. О том, чтобы и мы с помощью благодати Христовой восстановили свою падшую природу и сподобились райских обителей, которые Господь уготовил всем любящим Его. И сейчас наш труд, подвиг, который мы несем в этой жизни, должен увенчаться славой, которую Господь уготовал нам в Царстве Небесном. Поэтому все наши труды, которые мы несем на земле, имеют цену и смысл. Сейчас мы меньше должны думать о лени, бороться с этой страстью греховной, которая преграждает путь к Царству Божию, и безленостно, самоотверженно трудиться, потому что каждый наш труд на земле имеет вечную ценность. Я желаю всем нам доброго подвига, ревностного труда, ибо трудом стяжается Царство Божие.
 – Спаси Господи, Владыка. Еще раз Вас с праздником от всех наших телезрителей.
 8 мая Вы, Владыка, встречались в Москве со Святейшим Патриархом Кириллом. Мы рассказывали об этом в новостях, рассказывали, что обсуждалось очень много вопросов. И о преподавании «Основ православной культуры», и о грядущих Царских днях, о приближающемся в следующем году 125-летнем юбилее Екатеринбургской епархии, и о деятельности нашего телеканала «Союз». Но я думаю, нашим зрителям интересно будет узнать и другое. Какой он, наш новый Предстоятель Церкви, Святейший Патриарх?

 – Конечно, всегда очень волнующе встречаться со Святейшим Патриархом, но так бывает только перед встречей, а потом, когда начинается беседа, говорить со Святейшим Патриархом очень просто и легко, потому что он очень простой и доступный. Легко обсуждать все вопросы, которые необходимо решить с главой нашей Церкви. Действительно, было очень много вопросов, и все они были решены. Святейший Патриарх очень глубоко вникал в смысл каждого вопроса, который я задавал, прося его благословения и наставлений, как лучше поступить в том или ином случае. По-отечески, с любовью он все объяснял, рассказывал и советовал. Конечно, была очень приятна такая встреча – очень по-доброму, с отеческой любовью Святейший относился ко всем проблемам, которые есть в нашей епархии. Конечно, очень приятно, что для Святейшего Патриарха не чужды наши проблемы: они близки его сердцу, потому что он наш отец и наш великий господин.
 – А как человек он суровый или добрый?
 – С ним очень легко было говорить, в каждом слове чувствовалась доброта и человеколюбие, очень легко было решать все вопросы, которые мы ставили.
 – После встречи с Патриархом Вы ездили в две паломнические поездки. Сначала на Афон, потом по христианским святыням Турции. И совсем недавно, на днях, вернулись из этих поездок. Владыка, чем сегодня для христианина должно стать паломничество? Это больше труд или отдых? Когда лучше совершать паломничество: в посты или в праздники? Давайте немного поговорим об этом.
 – Паломничество – это необходимый, я думаю, подвиг, который должен нести каждый христианин. Это подвиг, труд и лишь в малой степени отдых…
 – Для души…
 – Да, для души. Это укрепление нашей веры, сил духовных и телесных. Это подвиг, который мы несем, чтобы Господь, видя наши посильные труды, вознаградил нас Своими небесными наградами. Я вспоминаю одно событие, которое было на Афоне уже давно, но нам рассказали именно сейчас, в нашем путешествии, когда мы поднимались на святую гору Афон, на высоту свыше 2000 метров. Мы поднимались на самую вершину и там совершали богослужения: Всенощное бдение, потом Божественную литургию. Когда мы спускались, один из афонских монахов направил нас к источнику. Когда мы пошли к нему, монах рассказал, что наверху есть румынский монастырь, а ниже – колодец с очень хорошей и вкусной водой. И монахи этого монастыря хотели облегчить свой труд, пожелали выкопать колодец наверху, чтобы не спускаться вниз, так как это трудно. Это действительно трудно – не просто спускаться вниз, набирать воду и носить в гору. В то время, когда они копали, явилась Божия Матерь и сказала: «Что это вы тут делаете, зачем вам это нужно? Ведь я каждую вашу каплю пота считаю, за ваш труд вы получите большую награду на небе». Конечно, когда они услышали такие слова от Пресвятой Богородицы, перестали копать, и до настоящего времени все иноки этого монастыря ходят за водой вниз.
 Думаю, даже за наш небольшой труд, который мы несем в паломничестве по святым местам, Господь даст нам награду: мы не просто проводим время в каких-то наслаждениях греховных – мы путешествуем по святым местам, где служим, исповедуемся, причащаемся, беседуем с людьми, которые там находятся, получаем новые знания и обогащаемся духовно. Даже то, что мы узнали от монаха – тоже для нас поучительно. И я думаю, что каждый христианин должен так устроить свой отпуск, чтобы можно было запланировать заранее поездку по святым местам.
 – Хотя бы часть отпуска…
 – Да, хотя бы часть. Я знаю, что так делают многие православные – они копят средства в течение всего года, чтобы определить потом время для своего путешествия, для паломничества по святым местам. Сейчас для нас открылась хорошая возможность паломничества по Византии, по Каппадокии, то есть по территории нынешней Турции. И когда мы говорим, что едем в Турцию, люди говорят: там одни мусульмане, – что там смотреть, что там есть?
 – И дешевый пляжный отдых…
 – Да. А на самом деле Турция наполнена святыми местами. Ведь по этой земле путешествовали апостолы Христовы, прошли ее вдоль и поперек. Там огромное количество мест, связанных именно с апостольским временем. Апостол Иоанн Богослов нес подвиг в городе Ефесе, он много потрудился, чтобы обратить в христианство жителей одного из самых больших городов того времени в Римской империи. Богатый коммерческий, портовый город с людьми, развращенными земными богатствами. И он смог их привести к Богу, к церковной жизни. Там был построен огромный собор – по несколько тысяч человек можно в нем помещать. Это свидетельствует, что весь город шел в церковь, в праздничные и воскресные дни всегда был в храме, потому что такая была востребованность. И не только апостол Иоанн Богослов, но и апостол Павел, и святители Христовы здесь бывали, и Вселенские Соборы проводились. Если почитать жития святых, то в основном все они из Малой Азии, то есть из нынешней Турции. Каппадокия и окружающие места были источником святости и благочестия христианского, православного богословия. Там интересно увидеть своими глазами то, что описано в Евангелии, в Деяниях святых апостолов, что описано в посланиях святых апостолов: там города, к жителям которых они обращались и посылали свои поучения.
 – Почти руками потрогать…
 – Да, можно потрогать руками камни, которых касались святые апостолы и святые угодники Божии.
 – Владыка, простите, у нас звонок. Давайте мы ответим, а потом продолжим разговор о паломничестве. Из Орловской области нам звонят.
 Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.
 – Здравствуйте. Это раба Божия Елена из Орловской области. Владыка, благословите.

 – Бог благословит вас.
 – Мне 54 года, я крестилась два года назад, как раз под праздник Вознесения Господня. Человек я воцерковленный. Сын у меня ушел в армию, потом поступил в военный институт, а я пошла в церковь, молиться за сына и изменять свою жизнь. Я ее во многом изменила. А вопрос такой: какие грехи во взрослом сознательном возрасте смывает обряд Крещения? Я долго готовилась ко Крещению, 9 месяцев ходила в храм на все службы, батюшка испытывал мое желание. Смывает ли обряд Крещения страшный грех аборта? Спасибо.
 – Действительно, в таинстве Крещения Господь прощает все наши грехи, которые мы совершили до таинства. Но, конечно, мы должны нести труды покаяния, достойные этого очищения. Мы должны после этого таинства совершить какие-то добродетели, противоположные грехам, совершенным ранее. Тяжел грех аборта; я думаю, даже после Крещения женщина чувствует вину за собой, хотя Господь простил и очистил грехи. Но все равно совесть мучает. И чтобы как-то успокоить свое сердце, нужно что-то доброе и хорошее сделать. Конечно, одна из важных добродетелей – обратить от ложного пути людей, которые вокруг нас находятся, направить ко спасению – своим подвигом, поведением, своими добрыми словами приводить людей к Богу, к церковной жизни. Сейчас есть очень много брошенных детей – можно их взять и воспитать в Православной вере, чтобы готовить их к Царству Божию. Ведь мы живем на земле, чтобы готовиться к вечности, к вечной блаженной жизни. Если мы хотя бы одну душу направим на путь спасения, на путь, ведущий в Царство Божие, этим мы сделаем и для себя великое благо – может быть, за это Господь грехи простит. Так что этот подвиг очень важен для настоящего времени, когда люди живут, не зная пути ко спасению, к Богу, к церковной жизни – в школах не преподают, не учат, дома, в семье часто тоже воинствует атеизм. И если мы, православные христиане, будем более активно трудиться, чтобы детям дать знания о Боге, и своим личным примером покажем, как нужно идти к Богу, это будет самый верный путь к очищению души от тяжелых грехов, которые мы совершали в своей жизни.
 – У нас следующий звонок – из Челябинской области.
 Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.
 – Раба Божия Алевтина из Челябинска. Благословите, Владыка!

 – Бог благословит вас.
 – Звоню от группы челябинских паломников на Святую Землю во время Пасхи 2009 года. Благодарим Ваше Высокопреосвященство, Владыка Викентий, за совместную молитву в Троицком соборе Русской Духовной миссии Иерусалима, а также за молитвенный труд и духовное окормление, заботу о нас в лице протоиерея Спасо-Преображенского собора города Невьянска Игоря Титова. Низкий поклон Вам, Владыка!
 – Спасибо вам большое. Дай Бог, чтобы благодать, которую вы получили на Святой Земле, споспешествовала к вашему духовному росту.
 – Видите, как средства коммуникаций сейчас объединяют людей: Челябинск, Екатеринбург, Святая Земля – и все это как бы едино. Этот вопрос возвращает нас к теме паломничества. Вы очень интересно, Владыка, рассказали о Византии, о Турции, но, наверное, в каждой епархии есть и местные святыни. В Екатеринбургской епархии, например, это Верхотурье, где прошли недавно празднования в честь святого Симеона Верхотурского. Когда лучше паломничать: во время постов или в праздники?
 – На Урале в старину очень любили паломничать к праведному Симеону именно Великим постом или другими постами. Почему и построен такой величественный собор Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – чтобы вместить большое количество паломников, которые приходили поговеть Великим постом, исповедаться, причаститься, помолиться у мощей святого праведного Симеона, который очень много помогал и помогает людям во всех случаях жизни, в бедах и скорбях. И, конечно, главное, что утешает нашу душу, к сожалению, погрязшую во многих грехах – у этой святыни она получает очищение в таинстве Покаяния и утешение от праведного Симеона. Была такая традиция… Конечно, можно в любое время года приехать, когда есть время и возможность – многие работают, и им дают в определенное время отпуск, чтобы посетить святые места. В постное время можно прийти и отрешиться от всех земных утех, наслаждений и попечений, полностью отдать себя на возделывание души, думать, как ее очистить, избавить от греховных состояний, дать ей возможность отдохнуть духовно и очиститься, чтобы она почувствовала дыхание жизни и вечности.
 – Владыка, у нас звонок из Перми. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.
 – Здравствуйте, Владыка, здравствуйте, отец Димитрий! Беспокоит вас Дионисий из Перми. Моя мама, ее зовут Марина, волнуется, и попросила меня задать вопрос: «Почему я должна ходить в церковь, когда у меня Бог в душе? Я молюсь за сына, почему этого не достаточно?». Спаси Господи.

 – Достаточно распространенный вопрос: «Зачем ходить в церковь, когда Бог в душе»…
 – Да. Если Бог в душе, то мы не можем Его скрыть там, Он рано или поздно должен выйти наружу, чтобы порадоваться сокровищам, которые у нас в душе, а мы захотим поделиться ими со своими ближними. Конечно, куда нам еще идти, если не в церковь, где есть общество наших единомышленников, верующих людей, с которыми мы хотим поделиться своей радостью, вместе обратиться к нашему Богу, Небесному Отцу, чтобы Он исполнил наши просьбы, чтобы послал Свою милость и благословение нашим детям, родным и близким, да и нам чтобы Господь послал Свое благословение и подкрепил наши немощные силы. Одна домашняя молитва – это хорошо, никто не опровергает, это нужно делать каждый день, и даже, может, каждый час – никто не запрещает непрестанно молиться и помнить о Боге. Но очень важно, чтобы мы могли собираться в праздничный и воскресный день вместе составить большое молитвенное воздыхание к Богу, чтобы Господь, слыша наши молитвы, посылал Свою милость не только на нас, но и на весь мир. Ведь когда мы молимся в церкви, священнослужители в алтаре молятся священническими молитвами, где они просят у Бога, чтобы Он послал Свою милость и посетил и тех, кто находится в храме, и вне храма, тех, кто на пути к Богу, и тех, кого нужно призвать к вере. И когда соединяется молитва священническая с молитвой людей в храме – это более действенная молитва. Господь слышит и помогает, посылает помощь всем людям.
 В церкви совершается бескровная жертва, святая Евхаристия – благодарение Богу за Его милость к нам. Это таинство Тела и Крови Господней совершается только в храме – нигде в другом месте, дома ее мы не можем совершить. Господь сказал, что тот, кто не будет пить Крови Христовой и питаться Телом Христовым, тот жизни вечной не будет иметь, то есть Царства Божия не наследует. Поэтому, конечно, необходимо подготовиться к великому таинству, прийти в церковь, принять Тело и Кровь Христовы. Все это вместе взятое сподвигает нас к общественной молитве в церкви, которая установлена Самим Богом. Господь призывает нас именно к церковной молитве. И не случайно святые отцы или святые апостолы по Божию произволению определили правила вхождения человека в Церковь: даже есть прещения строгие, что если человек две или три недели не был в храме, он отлучается от Церкви, отлучается от великой благодати Божией, которая дается именно в церковной молитве. Поэтому мы не должны лишать себя этого блага, этой великой благодати, которую Господь дает именно в церковной молитве. Это важно для нас: важна для нас молитва церковная, общественная, участие в таинствах церковных. Пора нам нашу веру из глубины своего сердца наружу выводить, дать ей возможность свидетельствовать о вере Христовой всем окружающим людям. Ведь если бы апостолы Христовы, получившие дар благодати Божией, скрывали веру в своем сердце…
 – Сидели дома…
 – Да, сидели бы дома и молились, то мы до сих пор бы не знали о Боге, о Христе, и вера Христова никогда бы не распространилась по всему миру. Они имели веру и не могли скрывать ее, они дышали благодатью Божией и радостью общения с Богом, хотели поделиться ею со всеми. Поэтому они, когда вера Христова была гонима, безбоязненно выходили на площади и говорили: «Я христианин, я говорю вам глаголы вечной жизни, и не заблуждайтесь вашими поклонениями языческими». Вот истинная вера! И когда человек болеет душой еще и за ближнего своего, хочет дать ему то, что может спасти его от греховной жизни, от вечных мучений, – это и есть проявление нашей доброты и человеколюбия, нашей веры в Бога. Если я знаю, что человек, находящийся рядом, не знает Бога, не знает Его заповедей, правил христианской жизни и погибает, а я смотрю пассивно на него – это нечестно, неправильно, недобросовестно. Может быть, даже эгоистично: я спасаюсь, а он пусть погибает. Мы должны веру проявлять вовне, проявлять ее в мире, чтобы все знали и видели нашу веру в делах, чтобы люди могли тоже приобщиться этому благу. Так вера Православная быстрее распространится в нашем Отечестве, которое было когда-то Святой Русью. А сейчас из-за того, что мы боимся веру проявлять, держим ее в глубине своего сердца, не развиваем ее – она не распространяется. А вера должна быть постоянно, Господь нас призывает стремиться к совершенству, постоянное движение должно быть. Если мы после многих лет богоборчества начнем проявлять свою веру в обществе, чтобы общество восприняло веру и распространило по всему миру, то наша страна будет совсем другой через очень короткое время. Доброта, честность, добросовестность и порядочность – должны исходить из нашего сердца на основе веры. И мотивацией нашей жизни, наших поступков должна быть вера Православная, христианская жизнь.
 – Здесь можно еще вспомнить слова Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Одному молиться дома хорошо, но чтобы Господь был действительно с нами, нужно чтобы нас было много.
 – Да, это так.

Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в рамках XIII Всемирного Русского Народного Собора

  Дорогие друзья, я хотел бы прежде всего поблагодарить вас за то, что вы собрались на эту встречу. Для меня как для Патриарха и епископа Москвы очень важно видеть ваши лица и слышать ваши голоса.

 
Духовное чтение

Жизнь святителя Игнатия (Брянчанинова). Часть 2

(Окончание. Начало в № 21)  В селе Покровском жизнь Дмитрия Брянчанинова и его друга Михаила Чихачева не могла продолжаться долго: мир все более вторгался в заветный круг их духовного безмолвия, а после выздоровления матери отец Дмитрия вновь стал требовать от него вступления на мирскую службу. Тогда они удалились в Кирилло-Новоезерский монастырь Новгородской губернии, где жил знаменитый старец архимандрит Феофан.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс