Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую и Ладожскую епархию проходил с 27 по 29 мая.
В аэропорту «Пулково», куда Патриарх прибыл специальным авиарейсом вечером 26 мая, Его Святейшество встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга В.
И. Матвиенко и губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков. По прибытии в северную столицу Святейший Патриарх сделал краткое заявление для прессы.
«Это особенный Патриарший визит в северную столицу, связанный с замечательным событием большого исторического значения. Завтра, в День города, с Божией помощью мы освятим храм в здании Святейшего Правительствующего Синода, который возродился во всей своей былой красоте после десятилетий забвения, и в этом же историческом здании проведем первое после революции заседание Синода, — сообщил Святейший Патриарх Кирилл. — Завтра же мы будем иметь возможность совершить в Исаакиевском соборе Божественную литургию вместе с епископатом, духовенством и верующим народом, помолиться о северной столице, о благостоянии, здравии и благоденствии всех ее жителей».
«Важные события, которые предстоят нам, наполняют душу радостью. Все это свидетельствует о замечательных переменах в жизни нашей страны, нашего народа и Санкт-Петербурга», — отметил Святейший Патриарх.
«Передаю свое благословение и самые добрые пожелания всем жителям Петербурга, — сказал Предстоятель Русской Церкви. — Пусть Господь в ответ на молитвы — в первую очередь тех, кто в свое время пострадал за веру, — дает нам силы, мужество, крепость достойно осуществлять свое призвание».
В Санкт-Петербург прибыли и члены Священного Синода. Местом пребывания Предстоятеля Русской Православной Церкви и членов Синода в период их пребывания в Санкт-Петербурге стал Константиновский дворец.
27 мая, в день отдания Пасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении членов Священного Синода, а также сонма иерархов и духовенства совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.
Святейший Патриарх Кирилл прибыл на катере из Константиновского дворца к причалу напротив Исаакиевского собора вблизи памятника императору Петру I («Медного всадника»). Предстоятеля Русской Церкви встречали губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов, вице-губернатор А.И. Вахмистров, другие представители властей города, члены Священного Синода и священнослужители Санкт-Петербургской епархии, а также военнослужащие и моряки.
Перед началом богослужения в Исаакиевском соборе губернатор Санкт-Петербурга поздравила митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира с 80-летием со дня рождения. В.И. Матвиенко отметила, что в знак высшей признательности и уважения жителей Петербурга постановлением городского Законодательного собрания от 20 мая 2009 года митрополиту Владимиру присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». В.И. Матвиенко также поздравила собравшихся в соборе православных петербуржцев с Днем города.
За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили: митрополиты Киевский и всея Украины Владимир; Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси; Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Кишиневский и всея Молдавии Владимир; Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Екатеринодарский и Кубанский Исидор; Тульский и Белевский Алексий; Донецкий и Мариупольский Иларион; архиепископы Берлинский и Германский Феофан; Саранский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; Владивостокский и Приморский Вениамин; епископы Гатчинский Амвросий, Петергофский Маркелл, Солнечногорский Сергий, Переяслав-Хмельницкий Александр.
По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл поздравил собравшихся в этот день в величественном храме архипастырей, пастырей и богомольцев с отданием Пасхи: «Этим торжественным богослужением в Исаакиевском соборе мы завершаем празднование Святой Пасхи – особого времени в жизни Церкви и каждого христианина. Ничто не утверждает веру так, как размышления над Воскресением Спасителя. До глубины души пронзают верующего человека дивные слова, которые мы неоднократно слышали во время Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его» (Пс. 67, 2). Это древнее пророческое прозрение, и как много силы в нем!».
Его Святейшество отметил, что сила Божия и способность Бога побеждать любого врага не всегда бывают очевидными для людей, тем более в условиях, когда человек переживает видимую победу зла, созерцает внешнюю немощь Церкви, становится очевидцем торжества не христианской истины, а светских идеологий, когда внешняя сила, далекая от Создателя, господствует, а сила Божия скрывается. Увидеть в этой немощи силу Божию очень непросто, сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
«И даже тогда, когда строился этот величественный собор и наполнялся людьми, когда Церковь наша была значительной государственной силой в России, когда все изучали в школах Закон Божий, когда множество было монастырей и храмов, не для всех была очевидна сила Божия, – засвидетельствовал Святейший Владыка. – И потому отступил от веры наш народ, что человеческие искушения, человеческие кривотолки взяли верх над очевидностью Божественной силы, явленной миру в Воскресении».
Его Святейшество напомнил: образованные люди, интеллигенция, оказалась порабощенными иными идеями, и никто не желал видеть силу Божию. «Люди стали терять веру в то, что эта сила может быть реально явлена в личной и общественной жизни, – продолжил он. – Где сила Божия, если произошло страшное разделение нашего народа, в революционном вихре стали разрушаться святыни, не было даже внешней силы и славы церковной, а в этом величественном храме молилась испуганная группа оставшихся от всего прихода людей, которых, в конце концов, выгнали из этого храма? Так, наверное, многие спрашивали себя, и как много из них соблазнилось!».
«Никогда не забуду разговор с одним верующим человеком. Я был совсем юным, заканчивал школу, и вот этот человек пришел в нашу семью и спросил меня: «Куда ты собираешься поступать?» Я ему сказал: «Хочу в семинарию идти учиться». Этот верующий, церковный человек задумался и ответил: «Тебе не надо поступать в семинарию, потому что пройдет еще пять-десять лет, и семинария будет закрыта, и храмы будут закрыты. Ты только себе испортишь жизнь». Я благодарю Бога, что не послушался тогда того человека, как не послушались таких советов и даже приказов властей многие мои современники и те, кто до меня встали на путь служения Господу. Многих из них я вижу сегодня здесь, в этом храме, среди священнослужителей. Они не убоялись в то время вступить на путь служения Церкви, они видели силу Божию, они понимали, что сила Божия сильнее силы человеческой», – сказал далее Предстоятель Русской Православной Церкви.
Подчеркнув, что сегодня Церковь имеет такие условия для своего служения, каких у нее не было за всю историю России, Святейший Владыка отметил: «Мы должны благодарить Бога за этот великий дар свободы, за то уважение, которое Церковь сегодня имеет в обществе и в государстве, за признание ее несомненных заслуг в созидании Российского государства, нравственного идеала нашего народа и его культуры», – отметил он.
Засвидетельствовав, что ныне через средства массовой информации так же людям во всем мире проповедуются чуждые христианству идеалы, стереотипы мысли и нормы поведения, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Все это преследует совершенно конкретную цель, – чтобы человек верил в человеческую силу, но не в силу Божию, чтобы связывал свои надежды с организацией, с технологиями, с властью, с финансами».
«Сегодня, в условиях того благополучия, в котором мы пребываем, необходимо размышлять о своей вере, воспитывать ее в себе молитвой, постом, добрыми делами, – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. – Но самое главное – нужно развивать свой личный духовный, религиозный опыт, чтобы никакая сила не могла помрачить нашего сознания ни прямым фронтовым ударом, ни исподволь. Мы должны быть готовыми к тому, чтобы силу Божественного Воскресения исповедовать словами и делами в личной, семейной, общественной и государственной жизни».
За многолетнее служение Церкви Божией и в связи с 80-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил митрополита Санкт-Петербургского Владимира орденом Преподобного Серафима Саровского I степени. Предстоятель Русской Церкви также передал владыке в дар крест с панагией. В ответном слове митрополит Владимир сердечно поблагодарил Его Святейшество за поздравления.
После богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход к историческому зданию Синода. Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил малое освящение восстановленного домового храма Святых отцов семи Вселенских Соборов.
На освящении присутствовали управляющий делами Президента России В.И. Кожин, председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, а также архиереи, сослужившие Его Святейшеству за Божественной литургией в Исаакиевском соборе.
По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к присутствующим с речью, в которой, в частности, сказал: «Совершив историческое освящение храма в здании Святейшего Правительствующего Синода, лицезрея эту возрожденную из небытия, возвращенную к жизни красоту, возблагодарим Господа за великие и дивные дела Его, которые совершаются руками конкретных людей и по воле конкретных людей».
Предстоятель Русской Церкви выразил также глубокую благодарность Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину за оказанную поддержку.
«Я хотел бы также отметить особо и всех тех, кто потрудился над возрождением храма, — сказал Святейший Патриарх, — руководство Управления делами Президента Российской Федерации, наших замечательных реставраторов, художников, которые восстановили в первозданной красоте некогда утерянный и казавшийся многим навсегда утерянным храм святых отцов семи Вселенских Соборов, а также замечательные удобные для работы помещения Священного Синода. Дай Бог, чтобы синодальная деятельность, осуществляемая под этими историческими сводами, приносила несомненное благо народу нашему, Церкви нашей, содействовала процветанию всех народов и стран, входящих в каноническую ограду Русской Православной Церкви».
Затем Предстоятель Русской Церкви осмотрел и освятил восстановленный зал заседаний Синода, а также Патриаршие покои.
Днем 27 мая Предстоятель Русской Церкви принял участие в церемонии открытия Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, которая расположена в комплексе исторических зданий Святейшего Правительствующего Синода и Сената. Возглавил церемонию Президент России Д.А. Медведев.
Величественное здание Святейшего Правительствующего Синода было построено архитектором К. Росси. По завершении строительства, 27 мая 1835 года, в день Святого Духа, здесь состоялось освящение домовой церкви. В храме были трехъярусный иконостас и иконы с изображениями святых — небесных покровителей императоров Петра I, Николая I и Александра I. После революции до начала 2000-х годов в здании располагался Российский государственный исторический архив. Реставраторами были восстановлены домовый храм Cвятых отцов семи Вселенских Соборов и зал заседаний Синода. В апреле на купол храма был установлен крест. Он идентичен кресту, установленному полтора года назад над домовым Александро-Невским храмом в соседнем здании Сената, где теперь размещается Конституционный суд Российской Федерации.
В зале, в котором проходили заседания Святейшего Правительствующего Синода до 1917 года, впервые в новейшей истории состоялось заседание Синода Русской Православной Церкви. Впервые в истории Русской Церкви заседание Синода в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге возглавил Патриарх Московский и всея Руси.
Перед началом заседания Преосвященные члены Синода пропели пасхальный тропарь, после чего Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором, в частности, сказал:
«Позвольте сердечно приветствовать членов Священного Синода на первом заседании в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. Мы сегодня освятили храм после Божественной литургии в Исаакиевском соборе и сейчас открываем рабочую сессию в этих исторических помещениях, под сводами, которые были свидетелями самых важных решений, принимаемых церковным священноначалием в течение XIX — начала XX века.
Сопрягаются исторические эпохи: через катаклизмы, через разрушения, через скорби, через кровь Церковь наша и народ наш выходят на тот уровень исторического бытия, который высвечивает явную преемственность с прошлыми временами, а преемственность в жизни страны и в жизни Церкви — это непременное условие процветания, дальнейшего продвижения по пути развития духовной и национальной жизни. Я хотел бы сказать о том, что первым деянием Священного Синода на этой сессии должно было бы быть выражение благодарности тем, кто явился инициатором воссоздания этого благолепия и передачи в пользование Церкви храма и Синодальных помещений».
В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл предложил начать работу по вынесению решений, касающихся внешней и внутренней жизни Церкви, с принятия в присутствии прессы одного из журналов Синода, в котором постановляется «благодарить Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за инициативу воссоздания храма семи Вселенских Соборов в здании Святейшего Правительствующего Синода в городе Санкт-Петербурге и передачу его Церкви вместе с помещениями для работы Патриарха и Священного Синода», а также «выразить признательность всем, кто потрудился над возрождением переданного храма и помещений в былом великолепии».
Решение Преосвященными членами Синода было принято единогласно.
Священный Синод принял ряд решений об открытии новых и преобразовании старых духовных школ.
Решением Священного Синода на базе пастырского факультета Новосибирского Свято-Макарьевского Православного богословского института открыта Новосибирская духовная семинария. Священный Синод принял также решение об открытии духовной семинарии в Оренбурге.
Синод благословил открытие Читинского духовного училища с трехгодичным сроком обучения. Ростовское духовное училище переведено с двухгодичного курса обучения на четырехгодичный.
Священный Синод расширил состав Комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и утвердил новый состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
На заседании Синода было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости упорядочить практику награждения епископов, клириков и мирян иерархическими и общецерковными наградами Русской Православной Церкви.
Было отмечено, что ныне имеют место регулярные отклонения от соблюдения «Положения о наградах», выражающиеся, в первую очередь, в игнорировании межнаградных сроков при представлении ходатайств о награждении, в несоблюдении порядка и сроков подачи этих ходатайств, а также в обращениях к Патриарху Московскому и всея Руси с ходатайствами о награждении со стороны не уполномоченных на то лиц.
В связи с этим Священный Синод постановил образовать Наградную комиссию при Патриархе Московском и всея Руси в следующем составе: архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии, — председатель комиссии; епископ Егорьевский Марк, секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; иеромонах Савва (Тутунов), секретарь Управления делами Московской Патриархии, — секретарь комиссии; монахиня Фотиния (Братченко), руководитель Единой службы делопроизводства Московской Патриархии.
В обязанности Комиссии вменяется изучение ходатайств о награждениях, поступающих на имя Патриарха Московского и всея Руси. Также Священный Синод поручил Наградной комиссии разработать и представить на утверждение Патриарха разъяснение к «Положению о наградах Русской Православной Церкви» для дальнейшего направления епархиальным архиереям и председателям Синодальных учреждений.
Учитывая высокую значимость общецерковных наград, являющихся формой поощрения клириков и мирян за дела, имеющие общецерковное значение, и с целью награждения клириков и мирян за церковные заслуги перед епархиями Русской Православной Церкви, Священный Синод рекомендовал повсеместное учреждение епархиальных медалей трех степеней.
Члены Священного Синода Русской Православной Церкви, заслушав прошение архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, постановили благословить открытие мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери в г. Городец Нижегородской области.
Также Священный Синод принял решение удовлетворить прошение епископа Балтийского Серафима, викария Калининградской епархии, о благословении на преобразование прихода в честь иконы Божией Матери «Державная» поселка Изобильное Полесского района Калининградской области в женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Державная».
Священный Синод удовлетворил прошение епископа Орловского и Ливенского Иеронима о почислении на покой. Новым правящим архиереем Орловско-Ливенской епархии определено быть архиепископу Пантелеимону, ныне занимающему Майкопско-Адыгейскую кафедру. Епископом Майкопским и Адыгейским решением Синода становится нынешний епископ Ейский Тихон, викарий Екатеринодарской епархии.
На заседании Священного Синода принято решение о хиротонии наместника санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии.
Архимандрит Назарий (в миру – Николай Алексеевич Лавриненко) родился в 1952 г. в Черкасской области УССР. В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию и семинарию. В 1985 г. был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. Служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, Спасо-Преображенском соборе г. Выборга, на подворье Казанской иконы Божией Матери г. Ленинграда Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. В 1991 г. возведен в сан архимандрита. В 1997 г. решением Священного Синода утвержден в должности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Является членом епархиального Совета Санкт-Петербургской епархии.
Решением Священного Синода удовлетворено прошение митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия о назначении в помощь по делам управления Эстонской Православной Церковью викарного епископа. Епископом Нарвским, викарием Таллинской епархии, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Макаровского монастыря города Саранска архимандриту Лазарю (Гуркину).
Архимандрит Лазарь (Гуркин Александр Николаевич) родился 13 марта 1969 г. в Мордовской АССР в семье служащего. После окончания средней школы и прохождения военной службы до 1991 г. нес послушание алтарника в одном из храмов Мордовии. 27 марта 1991 г., по благословению епископа (ныне – архиепископа) Саранского и Мордовского Варсонофия, был пострижен в мантию в честь праведного Лазаря Четверодневного. 30 марта 1991 г. был рукоположен во диакона, а 4 апреля 1991 г. — во иеромонаха. С 1991-го по 1992 г. служил келарем и экономом Санаксарского монастыря. С 1992-го по 1993 г. являлся настоятелем прихода в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» в селе Старое Дракино Мордовской епархии. С 1993-го по 2000 г. являлся наместником Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря Ромодановского района, благочинным Чамзинского района Мордовской епархии. С 2000 г. — наместник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря г. Саранска, секретарь Саранского епархиального управления, председатель отдела по благотворительности и социальному служению. В 2001 г. закончил Самарскую духовную семинарию, в 2005 г. — Московскую духовную академию. Работает над кандидатской диссертацией «Монастыри Мордовского края ХVII-ХХ веков».
По завершении работы Синода вечером того же дня в домовом храме в честь святых отцов семи Вселенских Соборов исторического здания Святейшего Правительствующего Синода Святейший Патриарх Кирилл совершил наречение наместника Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского.
28 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
По прибытии в собор Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам святого благоверного князя Александра Невского.
За Литургией состоялась хиротония архимандрита Назария (Лавриненко), наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к новохиротонисанному владыке Выборгскому с Первосвятительским словом. «Этот прославленный монастырь, задуманный и устроенный как духовная цитадель новой столицы, со дня своего основания нес бремя общественного служения, — отметил Святейший владыка. — И сегодня обитель, расположенная в шумном мегаполисе, посреди людской суеты и треволнений моря житейского, снова призывается к устроительству духовной жизни города. Вновь и вновь она должна свидетельствовать о непреложности Божественных обетований и неизменной верности пути, начертанного основателями иноческого жития».
Прежде всего, по мысли Его Святейшества, «иночество должно дать современному человеку пример внутреннего горения, твердой и непоколебимой веры, чистоты сердца, готовности жертвовать собой по примеру Пастыря доброго, полагающего жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).
При этом, подчеркнул Патриарх, «монастырям необходимо быть очагом миссионерского свидетельствования о Христе, о красоте и истине Православия, о радости жизни в единстве с Богом. Это значит, что монастырские стены должны быть не средостением между братией и обществом, но прибежищем для ищущих утешения и отрады, местом духовного успокоения и богообщения для тех, кто живет и трудится рядом с нами, кто нуждается в помощи и поддержке».
«Деятельность любого монастыря сегодня должна иметь практическое приложение, соотнесенное с нуждами всей Церкви: будь то осуществление социальных, благотворительных или образовательных проектов, — напомнил Предстоятель. — Важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека».
«Только так — служа обществу Евангельской проповедью и духовным наставничеством — монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом», — заключил Патриарх.
Святейший владыка вручил наместнику Лавры архипастырский жезл, после чего епископ Назарий преподал пастве первое архиерейское благословение.
Затем Патриарх произнес проповедь, в которой раскрыл духовное значение праздника Вознесения Господня для христиан нашего времени.
«Праздник этот особенный — в нем запечатлена слава Воскресшего Спасителя. Апостолы были свидетелями Воскресения не прямо, а косвенно: они обнаружили пустой гроб, отваленный гробовой камень; войдя в пещеру, не нашли Господа Иисуса и вспомнили, конечно, о том, как Он говорил о Своем Воскресении. Но они не были в этой гробовой пещере в момент Воскресения, они не видели восстания Спасителя из мертвых, они не видели вхождения Его в Божественную славу. И, наверное, Евангельская история была бы ущербной, если бы не было этого видения Божией славы перед глазами апостолов, очевидцев и посланников Спасителя. Вознесение и было таким видимым вхождением Спасителя, умершего и воскресшего, в Божественную славу. Этот заключительный аккорд Евангельской истории поражает своей силой: видимым образом Спаситель восходит на небо.
Это совершенно неслучайный образ и неслучайный знак. Господь мог бы иным образом покинуть этот мир — просто стать невидимым, как Он становился невидимым для учеников после Воскресения. Но нужно было это торжественное завершение Его миссии на земле, и Он совершает этот заключительный акт, который поражает воображение учеников. И каким невероятно огромным оптимизмом и духовной силой наполнено это событие! Когда ангелы, предстоя ученикам, говорят им такими простыми человеческими словами: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Какие простые, совсем не премудрые человеческие слова, которые сопрягают эту божественную тайну Вознесения с реальностью жизни простых людей, которыми были апостолы! И ведь как поразили эти слова апостолов — они идут в Иерусалим; вначале они ожидают пришествия Спасителя каждый день, и только потом понимают, что слова ангелов не имеют отношения к ближайшему времени. Но что означают эти слова? Они означают, что вся история после Христа проходит под знаком этих слов: «Что вы стоите и смотрите? Вот Христос, который так придет к нам». Эти слова до глубины души волнуют каждого верующего человека, который способен сознательно относиться к слову Божиему. Они должны быть некой программой жизни, неким определением ценностей человеческого бытия. Наша самая главная ценность — это и есть ожидание Воскресшего, и не только в Парусии, не только во втором и страшном пришествии. Это ожидание Воскресшего должно наполнять нашу жизнь, потому что каждый в конце своего земного бытия, переходя от жизни сей к жизни вечной, увидит своими глазами Христа Воскресшего и Ему даст отчет о своей жизни — так же, как все человечество и весь мир дадут отчет о своей истории Сыну Божьему, когда Он, по слову ангелов, так же явится миру, снизойдя с неба, снова выйдя из Божественной жизни небесной в жизнь земную, для окончательного суда над родом человеческим.
Вот так Евангелие замыкает прошлое с эсхатологией, с неведомым будущим, наполняя все пространство человеческой истории реальной и самой главной ценностью, которая заключается в том, что жизнь человека имеет смысл только тогда, когда человек устремляется к Богу и ожидает пришествия Спасителя и в своей личной жизни, и в жизни всего рода человеческого.
Нам дано это время — от пришествия в мир Спасителя до Парусии, до второго и страшного пришествия, — как время творчества, борьбы, утверждения Божественной правды, сопротивления злу и неправде человеческой, утверждения Божественной истины в своей личной жизни, в жизни окружающего нас мира. Мы призваны не к безразличному и безучастному ожиданию Спасителя, но к действенному творению Его воли. И как важно понять это нам, русским людям, прошедшим через катастрофу революции, гражданской войны, многих лет безбожия! Как важно понять всему нашему многонациональному народу эту великую истину: если будем жить по слову Божиему, ожидая Его пришествия, то мир станет другим. Господь найдет здесь Своих учеников и каждого, кто потрудился на сей спасительной ниве, сопричтет к Своему Небесному Царству.
Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братия и сестры, поздравляю с этим замечательным праздником. Желаю вам помощи Божией в вашей жизни, в укреплении веры православной, в проповеди о своей вере и словом, и делом, в утверждении вечных и неизменных христианских ценностей в жизни нашего народа.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши добрые слова; всех дорогих владык — за возможность вместе с вами совершить Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Вчера было совершено освящение храма в здании Святейшего Правительствующего Синода, в котором также, по указанию Президента и по желанию премьер-министра нашей страны, Русской Православной Церкви выделены исторические помещения для проведения заседаний Священного Синода. Вчера состоялось первое такое заседание, и на нем два клирика Русской Церкви были избраны во епископов. Одного из них мы сегодня рукоположили здесь, восстановив тем самым дореволюционный обычай, когда наречение избранного Синодом в архипастыри совершалось в храме Святейшего Правительствующего Синода, как то вчера и произошло, и когда рукоположение нареченного совершалось в Троицком соборе Александро-Невской лавры, который на протяжении почти двухсот лет был купелью для духовного крещения, получения архиерейской благодати почти всех архиереев Русской Православной Церкви.
В течение последних двух с лишним десятилетий архиерейские хиротонии здесь не совершались, однако те, кто сегодня возлагал руки на рукополагаемого епископа, включая и Патриарха, получили хиротонию именно в этом святом храме. И для многих из нас это событие было очень трогательным: оно воскресило в памяти наши собственные архиерейские хиротонии, согрело сердце священными воспоминаниями.
Я радуюсь тому, что именно наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрит Назарий получил здесь, после долгого перерыва, архиерейское рукоположение».
На молитвенную память о состоявшемся богослужении духовенство и богомольцы получили в дар от Предстоятеля Русской Церкви иконки Вознесения Господня.
Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могилах петербургских владык, погребенных на кладбище Александро-Невской лавры — митрополитов Никодима (Ротова), Антония (Мельникова) и Иоанна (Снычева).
Вечером 28 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил ряд храмов Царского Села (город Пушкин, Санкт-Петербург).
Святейший Патриарх начал свое посещение Царского Села с Феодоровского Государева собора. Этот величественный храм был построен в 1909–1912 годах на средства императорской семьи близ Александровского дворца — резиденции Николая II. В крипте собора расположен так называемый пещерный храм преподобного Серафима Саровского с личной молельней последней российской императрицы Александры Феодоровны. Храм закрыли в 1933 году; его иконы и утварь были переданы в Государственный Русский музей, Государственный музей истории религии и другие учреждения. Богослужения в соборе возобновились в 1991 году.
Осмотрев храм и ознакомившись с ходом его реставрации, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Феодоровский Государев собор несет отпечаток нашей истории — трагической и величественной одновременно. В дар храму Патриарх передал список Феодоровской иконы Божией Матери.
Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил место воссоздания собора святой великомученицы Екатерины. Осмотрев план благоукрашения прилегающей территории, макет и стройку собора, Предстоятель Русской Церкви вознес молитву в стенах возрождаемого храма.
Собор был построен по повелению императора Николая I в 1835–1840 году; автором проекта стал выдающийся архитектор К.А. Тон. В ноябре 1917 года в соборе был погребен протоиерей Иоанн Кочуров — первый священномученик, пострадавший от большевиков после октябрьского переворота. В 1939 году храм был взорван. 7 декабря 2006 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, была совершена закладка воссоздаваемого собора. Окончание строительства планируется в 2010 году.
Затем Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Софийский Вознесенский собор, где Его Святейшество встречали члены Священного Синода и иерархи, участвовавшие в торжествах в Санкт-Петербурге, клирики и прихожане царскосельских храмов.
Собор Вознесения Господня был сооружен в 1782–88 годах в уездном городе София, позднее присоединенном к Царскому Селу. С 1817 года Софийский собор был полковым храмом Гусарского лейб-гвардии полка, в нем хранились воинские трофеи и реликвии. В 1933 году собор был закрыт и обращен в склад. В 1989 году храм был возвращен верующим.
В связи с 20-летием восстановления Вознесенского собора Святейший Патриарх Кирилл вручил настоятелю храма протоиерею Геннадию Звереву орден Серафима Саровского II степени.
За активное участие в возрождении церковной жизни в Царском Селе и в связи с 90-летием со дня рождения ордена Даниила Московского II степени был удостоен писатель Даниил Гранин.
Также церковными наградами и Патриаршими грамотами были награждены благотворители, активно участвовавшие в восстановлении Софийского Вознесенского собора.
В дар Софийскому собору Святейший владыка передал образ Спасителя.
В пятницу 29 мая Святейший Патриарх побывал в нескольких храмах Ленинградской области. В первой половине дня Предстоятель посетил Русский этнографический парк «Богословка», расположенный в Невском лесопарке во Всеволожском районе, в том числе Покровский храм парка-музея восстановленных памятников русского деревянного зодчества.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы — уникальный памятник русского деревянного зодчества XVIII века. Храм был построен в селе Анхимово Вытегорского погоста Олонецкой губернии в 1708 году, утрачен (сгорел) в 1963 году. Воссозданный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и при поддержке экс-президента РФ В.В. Путина, храм в усадьбе «Богословка» является точной копией сгоревшей церкви.
Работы по воссозданию храма начались в 2003 году, освящение состоялось 14 октября 2008 года.
Во время посещения этнографического парка Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, отметил, что на берегу Невы создается замечательный комплекс, который призван видимым образом запечатлеть наше бесценное национальное и духовное наследие, оказавшееся порушенным, разоренным и уничтоженным в годы лихолетия.
«Помимо того что деревянное строительство хрупко само по себе, потому что хрупким является материал, еще неблагоприятными были и исторические условия, в результате чего мы потеряли огромное количество национальных памятников, имеющих значение мировых шедевров, — сказал Святейший Патриарх. — То, что здесь создается такой замечательный заповедник, где будут воссозданы исторические образцы храмов и гражданских строений, это, конечно, очень важно, но важно еще и то, чтобы все это жило своей жизнью».
Святейший Владыка отметил, что порой музеи деревянного зодчества под открытым небом не вызывают значительного интереса, потому что они являются новыми постройками, «в которых нет жизни».
«По образному выражению покойного Святейшего Патриарха Алексия II, это мертвые храмы. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы и здесь появились «мертвые храмы», потому что люди разберутся, поймут и потеряют интерес. Важно, чтобы в этих храмах была молитвенная жизнь, важно, чтобы храмы служили той цели, ради которой они создавались нашими благочестивыми предками. Важно, чтобы здесь была правильно организована каноническая жизнь церкви, чтобы культурная составляющая и церковная составляющая находились в гармоничном единстве», — сказал в заключение Святейший Патриарх.
В дар приходу восстановленного храма Предстоятель передал Казанскую икону Божией Матери.
После посещения этнографического парка Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился в расположенный неподалеку поселок Мурино. Здесь состоялась встреча и беседа Предстоятеля Русской Православной Церкви и сопровождающих его архиереев с клириками и прихожанами храма Святой Великомученицы Екатерины в Мурине.
Затем Святейший Патриарх посетил cобор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в поселке Токсово Ленинградской области.
Святейшего Патриарха перед собором во имя Архистратига Божия Михаила приветствовал настоятель протоирей Лев Нерода. Предстоятель обратился к собравшимся на площади перед храмом с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал:
«Воцерковление народа – это не механический процесс. Невозможно ни силой, ни властью, ни организацией воцерковить человека. Вхождение людей в церковную ограду как сознательных членов Церкви — это есть результат внутреннего делания самого человека, никто за него это сделать не может, и поэтому успех воцерковления людей заключается, в первую очередь, в том, чтобы народ наш узнавал о Христе то, что реально ему необходимо знать, чтобы менять свою жизнь к лучшему».
«Люди должны понять, что воцерковление — это синоним счастья, того самого счастья, которое начинается здесь, на земле, и которое уходит в вечность, не разрушаясь со смертью тленного человеческого тела», — подчеркнул Святейший Патриарх.
«Нам действительно предстоит огромная работа, — продолжил Предстоятель. — Нам нужно уметь убеждать людей, говорить с ними на том языке, который им понятен, обращаться к тем понятиям, которые им близки, для того чтобы через свой личный опыт, не всегда добрый, каждый мог осознать силу того, Кто есть Христос. Дай Бог, чтобы здесь, на этой земле, совершалось великое дело — сознательное вхождение людей в храм. Дай Бог, чтобы люди, которые сегодня уже отождествляют себя с Православной Церковью, здесь обретали духовную силу, доказательство правоты своих убеждений. Дай Бог, чтобы вокруг храма объединялась и общественность, и представители власти, интеллигенции, молодежи, те люди, которые еще, может быть, не имеют навыка регулярного участия в богослужении, но которые уже умом ясно понимают важность духовной опоры в нашей жизни, той опоры, которая и дается нам через православную веру».
В память о посещении храма Святейший Владыка передал в дар храму образ святителя Николая.
На территории прихода в Токсове в настоящее время возводятся социальные объекты, почти завершено строительство гериатрического центра, которому указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было присвоено имя императрицы Марии Феодоровны. Центр начнет работу осенью текущего года. В приходе начато строительство сиротского дома на 60 детей.
В ходе визита Святейший Патриарх посетил и окропил святой водой помещения и домовый храм гериатрического центра.
В завершение своего визита в Санкт-Петербургскую епархию вечером 29 мая в Ледовом дворце северной столицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил перед студентами высших учебных заведений Санкт-Петербурга, учащимися духовных школ, членами молодежных организаций.
Во встрече приняли участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и вице-губернатор Санкт-Петербурга А.И. Вахмистров. Ведущим вечера был председатель Синодального информационного отдела, главный редактор журнала «Фома» В.Р. Легойда. Прямую трансляцию встречи осуществлял телеканал «Вести». На вечере присутствовали свыше 8 тысяч студентов и представителей молодежных организаций, развернувших на трибунах плакаты «Кирилл — наш Патриарх», «В будущее — с верой!», «Православный храм — в каждый вуз» и др.
Святейший Патриарх обратился к молодежи с речью, в которой, в частности, поделился размышлениями о счастье, природе юношеских ожиданий и их изменениях по мере взросления человека.
По словам Его Святейшества, каждый человек в юности имеет свою мечту. Затем в какой-то момент оказывается, что ее трудно или невозможно реализовать, и происходит изменение вектора жизни, что может приводить к разрушению четких нравственных ориентиров. Часто человек теряет верность своим юношеским идеалам, становится совсем другим, в нем развиваются цинизм и недоверие к жизни, он подвергает самой разрушительной внутренней критике, осмеянию и забвению свою мечту, называя высокие идеалы чем-то наивным и нереалистичным.
Святейший Патриарх постарался донести до умов и сердец молодых людей значение сознательного духовного делания и православной веры, которые позволяют сохранить верность нравственным идеалам на протяжении всей жизни.
Говоря о миссионерском служении Церкви, Предстоятель подчеркнул, что Христос обращался не к представителям одной конкретной культуры, но ко всему миру. Он принес универсальное учение, которое может быть усвоено в рамках любой культуры, в том числе молодежной. Однако молодые люди, воцерковляясь, приходя в храм, должны иметь чувство ответственности за сохранение церковной общины и понимать значение традиционной культуры, воспринимая все лучшее от наследия предыдущих поколений.
Святейший Патриарх ответил на ряд вопросов, которые были заданы молодыми людьми, — о современной молодежной культуре, об истинной и ложной любви, о семейной жизни, о миссии Церкви среди молодежи, о духовном окормлении военнослужащих и др.
Встреча с молодежью в Ледовом дворце стала последним пунктом программы визита Святейшего Патриарха в Санкт-Петербург. 28 мая поздно вечером Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Память – 23 июня(последнее место служения – Свято-Троицкий собор Каменского завода Камышловского уезда) Священномученик Василий Победоносцев родился в 1849 году. В двадцать два года Василий Владимирович закончил Пермскую Духовную семинарию, а через несколько лет, в 1878 году был рукоположен в сан священника и направлен для служения в село Травянское Камышловского уезда. Через 13 лет, 9 апреля 1891 года, отец Василий был переведен в Троицкую церковь Каменского завода того же уезда.
Ваше Высокопреосвященство! Дорогие друзья! Для меня большая радость встретиться сегодня с вами. Я сожалею, что свет в зале установлен так, что я не могу видеть ваших глаз. Но я многое чувствую, даже если глаз не видно; я чувствую ваше настроение. Я понимаю, что встреча с Патриархом для многих людей сегодня происходит в первый раз. Я сознаю ответственность, которая лежит на мне сегодня, – сказать нечто, что реально помогло бы вам в жизни.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.