Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На днях начался весенний набор на Высшие миссионерские курсы, действующие при Ново-Тихвинском женском монастыре.
Миссионер – это не только тот, кто проповедует веру в языческих племенах, и не только тот, кто работает с жертвами сект.
Миссионером может стать каждый православный человек, который желает нести свет Христовой веры другим людям – своим близким, друзьям, коллегам и всем, с кем он постоянно общается. Миссионерство заключается в том, чтобы самим своим поведением, всеми своими словами – всем образом жизни – свидетельствовать о вере, показывать пример христианской жизни. К такому миссионерству призван каждый.
О том, как учат этому на Миссионерских курсах, «Православной газете» рассказали два преподавателя курсов – наместник Свято-Косминской пустыни игумен Петр (Мажетов) и историк Константин Владиленович Корепанов.
Знание, идущее из сердца
– Отец Петр, вы читаете на курсах аскетику. Но для чего она нужна миссионеру? И вообще – для чего она мирянам?
– Здесь, наверное, уместно будет привести евангельские слова: «от избытка сердца глаголют уста» (Мф. 12, 34). Холодное знание может коснуться только ума слушающих, сердце же у них останется безучастным. В лучшем случае у людей появится желание подражать миссионеру – в красноречии или всезнайстве. Имея же не только знания, но и опыт духовной жизни, то есть имея подлинное общение с Богом, миссионер сможет рассказать людям не просто о том, что такое христианство, но и поведать о том, Кто есть Сам Христос. Такая речь будет способна зажечь в сердце человека искреннюю потребность стать и быть христианином.
– Какую страсть вы считаете в человеке самой пагубной?
– Больше всего боюсь как в людях, так и в себе самом – нерадения. Согласившийся пустить в сердце такое чувство, можно сказать, способен на все: пренебречь самым великим и сокровенным и сотворить всё самое страшное и подлое.
– Что читать будущим миссионерам?
– Любое дело, если оно не развивается, не имеет будущего. Взять хоть спорт, хоть науку, хоть бизнес. Христианин должен читать много духовной литературы, и прежде всего – святоотеческой. Кто-то может возразить: но ведь современная проблематика была неведома древним отцам. Я не случайно привел пример о необходимости развиваться. К сожалению, сейчас «духовное развитие» понимается в другом ракурсе, можно сказать, в обратной перспективе относительно подлинного, святоотеческого учения о духовном совершенстве. В древности, чтобы научить способности существовать в обществе, взор юного человека обращали внутрь него самого. Пребывая в большей степени в домашнем уединенном чтении святоотеческих книг, человек успевал сформироваться как личность независимо от пороков улицы. Сейчас же, наоборот, взор молодого человека обращают вовне: ребенок-де должен знать, что творится в мире, чтобы быть подготовленным к жизни в нем. В детстве нас не учат заниматься собой, своим внутренним миром. И нам необходимо, хотя бы в зрелом возрасте, с помощью антониев, пименов и сисоев, учиться заботиться о своем «Я». К сожалению, мы думаем о своей душе «по остаточному принципу»: смотрим сначала на общество, а потом – через призму общественного мнения – формируем самих себя, в то время как, по святым отцам, нужно делать как раз наоборот. Человек должен сначала познать самого себя, чтобы потом суметь познать и мир, и Бога.
Для чего миссионеру знать историю?
– Константин Владиленович, кажется, что для миссионера главные задачи – изучить богословие, овладеть искусством проповеди. А история – это предмет как будто второстепенный…
– Это не так! Чем больше я преподаю на миссионерских курсах, чем больше общаюсь с людьми, тем больше убеждаюсь, что знание истории просто необходимо – любому человеку, и в особенности – миссионеру! Это очень важный элемент духовной, и не только духовной, культуры миссионера. Потому что, наверное, ничто так не подвергается ревизии, переосмыслению, ничто так не поляризует общество, как разные подходы к истории. И у человека, который выходит к людям, должно быть осознанное отношение к спорным ключевым моментам истории. Он должен знать христианский, церковный взгляд на эти события, чтобы уметь что-то сказать людям, которые наверняка будут задавать ему «каверзные» вопросы. Потому что эти вопросы обсуждаются в печати, в беседах верующих и неверующих. Догматические вопросы люди мало обсуждают. Самим-то миссионерам они, конечно, интересны, но неверующему или неофиту не будешь ведь сразу излагать догмат о Троице. Ты ему расскажешь об этом догмате, а он скажет: «Но, позвольте, а вот как вы относитесь к тому, что Церковь то-то и то-то делала в такое-то время?» Ему это гораздо более интересно. Или: «Как вы относитесь к личности Александра Невского?». Или: «Как вы относитесь, к тому, что некоторые люди хотели бы прославить в лике святых Григория Распутина и Ивана Грозного?». Миссионер просто обязан дать адекватный, аргументированный ответ на эти вопросы, и только тогда может состояться какой-то более глубокий разговор. Когда человек поймет, что миссионер открыт к диалогу на такие спорные темы и у него есть осмысленная позиция, что он не какой-нибудь фанатик, который нахватался чего-то и идет проповедовать, подобно сектантам, тогда он и станет доверять миссионеру. Общаясь с людьми в приходской жизни, с учениками, со студентами, я все больше и больше прихожу к выводу о том, что общая культура сегодня очень востребована. В миссионерах и священниках люди хотят видеть людей культурных!
Подготовила Ольга Зверева
Высшие миссионерские курсы действуют при Ново-Тихвинском монастыре. Цель учебного заведения – духовное просвещение и воцерковление мирян. Верующие миряне получают на курсах богословское и гуманитарное образование, с тем чтобы в дальнейшем духовно просвещать и приводить к вере других людей. Занятия на курсах ведут священники и преподаватели вузов. Студенты изучают Священное Писание Ветхого и Нового Завета, катехизис, историю поместных Церквей, церковно-славянский язык, русский язык и культуру речи, историю Древнего мира, отечественную историю, культурологию, экономику, литургическое богословие, древнерусскую литературу, латинский язык и другие дисциплины.
Собеседование состоится 10 июня (в среду) с 16.00 до 19.00 по адресу: Зеленая Роща, 1 (м. «Геологическая», ост. транспорта «Цирк»). Справки по телефонам: 269–30–36; 345–58–88; 8–902–877–17–93; 8–922–109–58–88.
При себе нужно иметь письменное благословение духовника, составленное в произвольной форме. Требования, предъявляемые к абитуриентам, можно найти на сайте курсов: www.uralsky-missioner.ru/doc/3
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Самоубийство Самоубийство — это не сокращение страданий, а продление. Пчела, которая перебирается из одного улья в другой, становится нежелательной для двух сторон: для улья, из которого она бежала, и для улья, к которому она прибилась.
Духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание уделяют священники приходов Богдановичского района. Они духовно окормляют кадетские классы, постоянно встречаются с детьми, проводят беседы на духовно-нравственные темы, дают благословение на проведение тех или иных мероприятий.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.