Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
— Владыка, поступил звонок из города Орла. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
— Здравствуйте. У меня умер родственник недавно. Он был в детстве крещен в Православной вере, потом уехал в Таллинн и там помогал протестантам переводить Евангелие с английского языка на русский и печатать эти книги. Теперь мне здесь не разрешают поминать его в церкви. Скажите, можно за него заказывать требы, подавать записочки? Я хотела бы у вас это спросить.
— А он не отрекся от нашей Православной веры?
— Знаете, он был равнодушным, вернее сказать. Он не отрекся, но в то же время и не был воцерковлен.
— Надо за него молиться, чтоб Господь помиловал и помог ему. Если он уже отошел ко Господу, то нужно молиться, особенно в ваших келейных, домашних молитвах, чтобы Господь его посетил Своей милостью и простил все его согрешения, которые он совершал в своей жизни.
— Спасибо, Владыка. На Причастии мы вкушаем Тело и Кровь Христовы. Так ли это на самом деле?
— На самом деле так и есть — Тело и Кровь Христовы. Мы, люди, не можем кушать сырое мясо и пить кровь, для нас это будет неприятно и трудно, поэтому Господь по Своей милости дает нам возможность вкушать Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина.
Подобные вопросы и недоразумения были в истории нашей Церкви, когда люди тоже сомневались: как это так — мы видим, что это вино, а не кровь, это хлеб, а не тело человеческое. И одному из таких сомневающихся была показана истина: когда он приступил к Чаше, то на лжице оказался кусочек мяса и кровь течет. Конечно, он испугался и не смог причаститься тем, что увидел. Так Господь вразумил человека, чтобы он не сомневался, а верил, что действительно причащается Телом и Кровью Христовой.
— Анна из города Лыскова Нижегородской области спрашивает: «У нас нет батюшки в храме. Помогите советом, куда и к кому можно обратиться за помощью?»
— Там очень хороший Владыка — архиепископ Георгий. Он заботится о каждом приходе, чтобы каждый приход имел священнослужителя, поэтому, я думаю, этот вопрос в скором времени разрешится. Можно обратиться к Владыке или благочинному. Есть, конечно, проблема с кадрами священнослужителей, не так все быстро получается. Но, я думаю, Владыка имеет в планах направить туда священника, и там будет все в порядке.
— Любовь и жалость в семейных отношениях — в чем их отличие с точки зрения Православия? Прокомментируйте, пожалуйста.
— Мы знаем, что такое любовь. По апостолу Павлу, «любовь не раздражается, не мыслит зла, не бесчинствует, все терпит, все переносит, любовь никогда не кончается», она вечна. Это и есть любовь жертвенная, которую должен иметь каждый человек. Конечно, особенно важно, чтобы это было в семье, чтобы отношения между супругами строились на основе жертвенной любви — когда мы полностью отдаем себя для блага своего супруга или супруги и готовы снисходить к немощам друг друга, как написано у апостола: «Носите бремена друг друга. Так исполните закон Христов». Любовь — это не жалость. Конечно, нам может быть жалко человека, если он, может, погибает в каких-то страстях, грехах, в привязанностях греховных. Мы жалеем, что он такой, и желаем, чтоб он исправился. Поэтому и терпим, и смиряемся, и надеемся, и верим, что рано или поздно Господь даст силы этому человеку оставить все грехи и слабости и стать свободным от рабства греху. Мы жалеем ближнего, но не делаем «резких движений»: «раз ты такой-сякой, значит, ты мне не нужен!». Это, конечно, приводит к разводу, к скандалу в семье — это небогоугодно. Нужно найти силы, чтобы все «острые углы» переносить с любовью, молитвой, кротостью, со смирением. И сохранить в семье мир, согласие и любовь.
— Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Тюмени. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
— Владыка, я хотела бы задать вопрос по поводу отчитки. У меня кума живет в Краснодарском крае, и у них очень часто в монастыре проводят отчитку. А не так давно я по Вашему каналу слушала лекцию профессора А. И. Осипова, и он высказался по этому поводу, можно сказать, негативно. Я хотела бы узнать Ваше мнение по этому поводу.
— Вопрос об отчитке очень серьезный, сложный. Не каждый священнослужитель имеет дар отчитывать и избавлять человека от бесовской силы. Я по этому поводу говорил несколько раз: одна из важных сторон в деле избавления от диавольской силы — чистая духовная жизнь, чистота сердца нашего. И, конечно, очень важно, чтобы мы очистили свою душу покаянием. Это самое главное. Есть примеры из жизни людей, подверженных беснованию. Они были достаточно благочестивы, ходили в церковь, молились, но в то же время бес их мучил. Конечно, они обращались к старцам, чтоб избавиться от этой болезни бесовской. Я знаю пример, когда мама бесноватой дочери молила разных священников, чтобы они избавили дочь от бесовского мучения. Но когда они отчитали и избавили дочь от бесов, она стала жить очень безнравственно, развратно, стала пить, курить и творить всякие безобразия. Тогда мать пришла к священнику и взмолилась: «Молись, отче, чтобы вновь возвратить в нее беса, который ее удерживал от греховной жизни. Когда она была бесноватая, она была лучше, а сейчас совсем изменилась». Стала бесноватой, только в другом направлении — стала жить бесовской, греховной жизнью.
Наши желания освободить близких и родных от неприятностей естественны, мы хотим помочь, чтоб человек не мучился. Но иногда бывает, что Господь промыслительно попускает такие испытания, чтобы удержать человека от греха. И если человек усовершенствуется в духовной жизни, то Господь через это избавляет его от бесовской силы без отчитки, без поисков священнослужителя, который может отчитать. Конечно, есть у нас в Церкви такие священники, которые имеют благословение от чиноначалия нашей Церкви отчитывать бесноватых. Но их не так много, поэтому очень важно думать больше о своем спасении, чем о том, как освободить людей от их бремени — потом они могут погибнуть во грехах и пороках. Главная наша цель в жизни — через труд, подвиг, через трудности этой жизни достигнуть вечного, блаженного Царства. Господь сказал, что этот путь узкий, тернистый. Одним из таких препятствий на пути могут быть попущенные Господом беснования. Если со смирением принимать все трудности, то Господь, видя и зная нашу душу, может освободить ее от бесовской силы, если мы дальше будем жить благочестиво и не будем впадать во грех. А если нет, то Господь знает и будет оставлять нас в таком состоянии, чтоб мы удержались от греха, от греховной жизни. Из Священного Писания мы знаем, что кровосмешник был, по молитвам апостола Павла, предан сатане во измождение плоти — для спасения души. Когда этот кровосмешник покаялся и исправился, то был освобожден от измождения плоти сатанинской силой. Поэтому мы должны думать о своем покаянии — все зависит от нашего очищения от греха. И тогда, конечно, Сам Господь будет принимать решение — освободить или не освободить, потому что Он знает лучше, что нам полезнее.
— Спасибо, Владыка. Вопрос от Елены из Екатеринбурга: «Мы с мужем планируем родить ребенка. Как духовно подготовиться к этому событию?»
— Конечно, очень важно готовиться к деторождению молитвой и мирным устроением своей души. Чем больше во время плодоношения муж и жена будут жить в мире и добродетельной жизни, тем больше сообщаются младенцу доброта, доброе устремление и хорошие качества души, которые очень важны для человека. Еще до рождения надо воспитывать его в крепости сил душевных и телесных против соблазнов этого мира и против всех капризов, которые, к сожалению, проявляются — и гордость, и высокоумие, и раздражительность, и непослушание, и нетерпеливость... Все негативные стороны нашего сердца мы должны очищать, не проявлять, а вместо них проявлять добрые качества. Чтоб ребенок родился добрым, крепким, мужественным, добродетельным. Мы видим, как родители Божией Матери, Иоанна Предтечи молились всю жизнь, терпели унижения, оскорбления и неприятности, и вот плод их терпения. Плоды их молитв, добродетельной, благочестивой жизни — рождение прекрасных детей, которых Господь призвал к служению всему человеческому роду. От нас зависит, какими будут дети. Мы знаем, что родители великих подвижников Сергия Радонежского, Серафима Саровского ходили в церковь, молились Богу. Плодами их молитв, трудов, участия в богослужениях Церкви стали дети, которые прославились чистотой своей жизни и являются молитвенниками за весь мир.
— Вопрос от Любови из Белоярского района: «В акафисте Кресту Господню есть слово „радуйся“. Может ли радоваться неодушевленный предмет?»
— Крест Господень наделен особой силой Божественной. И мы радуемся, когда прикладываемся к Животворящему Кресту Господню, мы радуемся той благодати, которую мы приобретаем через Крест Господень. Говоря «радуйся», мы, конечно, обращаемся к источнику этой радости, которым является Господь Бог. Поэтому мы не поклоняемся, как это можно сказать, древу, а поклоняемся благодати Божией, которой наделено это древо ради искупительной жертвы, которую принес Господь ради спасения всего рода человеческого.
— Спасибо, Владыка. Житель Екатеринбурга спрашивает, есть ли в настоящее время тайный постриг в монашество? Если есть, доступно ли это мужчинам и женщинам?
— Сейчас нет необходимости в тайном монашестве. Тайное монашество было в годы советской власти, когда не было монастырей, когда в монастырях власть предержащие не допускали к постригу людей, чтобы монастырь вымирал и не развивался. Сейчас монастырей у нас много, и есть необходимость в монахах. Ведь смысл монашеской жизни — спасаться в монастыре на основе монастырского Устава. В миру монашество сегодня неприемлемо. Была сложная, тяжелая ситуация в годы богоборческой власти, когда принимали постриг тайным образом, жили в миру и подвизались по мере своих сил. Но сейчас такой необходимости нет, наоборот, обители испытывают необходимость в монахах. Монастырей много, но они малочисленны, мало людей идут в монастыри. Конечно, там можно и трудиться, и нести послушание. Там создаются такие условия, чтобы человек отрекся от себя, от своей воли, взял на себя крест и следовал за Христом. Через послушание человек созидает в себе смиренное сердце, через терпение и послушание он несет свой подвиг, укрощает гордыню, становится на путь смирения, добра, на путь очищения своей души от страстей. А в миру что он может? Будет себе самоугождать, что он такой смиренный, что он такой послушный. А кому он послушание несет? Самому себе? А в монастыре есть условия, чтобы свою гордыню смирить.
— Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Серпухова. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
— Владыка, вот мы читаем молитвы на сон грядущим в молитвеннике. Как правильно читать сейчас, в Пасхальную неделю? Объясните, пожалуйста!
— В Светлую седмицу мы должны читать утренние и вечерние молитвы не из молитвослова, которые мы обычно читаем круглый год. Вместо обычных утренних и вечерних молитв мы должны читать Часы Пасхальные, в которые входят: трижды «Христос Воскресе!», трижды «Воскресение Христово видевше», потом тропари праздника «Предваривши утро яже Марие», потом «Аще и во гроб», и еще два тропаря, сорок раз «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим» и отпуст. Вот таково утреннее и вечернее правило на Светлой седмице. Сейчас уже Светлая седмица прошла, и нужно читать утренние и вечерние молитвы, которые написаны в молитвослове — до следующей Пасхи.
— Спасибо, Владыка. Вопрос от Нины из Тольятти: «Очень часто снятся умершие родственники. Какую требу заказать, чтобы сны эти ушли? Они меня пугают».
— Разные бывают ситуации. Может быть, этот усопший не отпет; тогда нужно отпеть его, если этого не совершили в свое время — совершить заочное отпевание. Бывает, что усопший так просит о более усердной молитве. Конечно, усердная молитва произносится в церкви. И каждый раз, когда человек приходит в церковь, надо писать записку об усопших, чтобы за Божественной литургией его поминать, — если он, конечно, крещен и скончался естественной смертью; если он некрещеный или покончил жизнь самоубийством, нужно молиться дома и подавать милостыню. Важная и большая помощь для усопшего — подавать милостыню, совершать добрые дела. Конечно, большая милостыня не столько материальная — очень важно, чтобы ради усопшего сам человек стал жить по-христиански, добродетельно, церковно, своих родственников, близких, соседей привел к церковной жизни. Это тоже будет большая помощь усопшему для его упокоения.
— Спасибо, Владыка. Вопрос от Марии из города Полевского Свердловской области: «Что означает „умная“ молитва?»
— «Умная» молитва — это когда человек внимательно вперяет свой ум в слова молитвы и не рассеивается во время ее совершения, никакими мыслями не отвлекается, ни малейшего отступления не допускает от смысла слов молитвы, которая читается, поется. Конечно, это подвиг, это труд, можно сказать, это дар Божий. Нужно много потрудиться, чтобы Господь дал такое внимание. Нужно, конечно, постоянно себя настраивать, когда на молитву становимся, на то, чтобы наша молитва была внимательной, чтобы мы сознательно произносили ее слова, а не просто, как святые отцы говорили, «били воздух». Чтобы молитва прошла через наш ум, а если молитва прошла через наш ум, то она со временем пройдет и через наше сердце, будет умно-сердечной молитвой.
— Вопрос от Ольги из Удмуртии: «Как в моей ситуации исполнять заповедь о почитании родителей своих? У меня двое детей, муж выпивает, ведет себя не всегда достойно. Что мне внушать детям, чтобы прививать им уважение к отцу?»
— Конечно, плохо, что отец пьет и ведет себя недостойно. Но детей нужно воспитывать так, чтобы они знали, что это плохо, что отец имеет такую слабость, немощь, и в то же время чтобы они снисходили к его немощи. И очень важно, чтобы дети научились молиться за своего отца, чтобы Господь ему помог избавиться от этой страсти. Детская молитва очень сильна, и, я думаю, она будет действенна. Рано или поздно Господь услышит их молитву, и так они помогут своему отцу избавиться от страсти. А с другой стороны — они приобретут опыт молитвы, поймут, что такое молитва, ее большую силу, и что молитва — это действительно беседа с живым Богом, Который слышит нас, помогает нам. Так мы детей научим практической религиозной жизни.
— Дорогие братья и сестры, на этом наша передача подошла к концу. Владыка, благословите наших телезрителей.
— Дорогие наши телезрители, всех вас поздравляю с Пасхой Христовой, с великим праздником Воскресения Христова. Дай Бог, чтобы радость о Воскресшем Господе всегда пребывала в нас, путеводила нас на все наши добрые дела. И чтобы путь спасения, путь добродетельной жизни Господь освещал Своей силой, светом Воскресения Своего и помогал нам никогда не терять радость Пасхальную, увлекаясь своими грехами. Чтобы мы понимали, что Пасха — переход от смерти к жизни, от греха к добродетели, от тьмы к свету Божественному. И дай Бог, чтобы мы всегда шли по этому пути и были близки к победе над грехом, близки к свету Божественному и близки к Царству Небесному.
Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе! Спаси Господи, Владыка.
Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи —
Анастасия Медведева
Интервью газете «Известия» — Ваше Святейшество, что оказалось самым тяжелым и самым радостным для Вас после избрания Патриархом? — Самым сложным стало ощущение многократно возросшей ответственности, а самым радостным — та помощь словом и делом, которую я ощущаю ежеминутно. Особенно я благодарен всем православным христианам, поддержавшим меня главным — своими молитвами.
«В братолюбии любовь» (2 Пет. 1, 7) Христианство есть выражение всеобщей, всемирной любви.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.