Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Елена Николаевна Нестерова, консультант Центра «Колыбель», преподаватель УрГПТУ, психолог, подготовила диссертацию на тему «Особенности структуры самосознания женщин, имеющих и не имеющих детей». Сегодня она рассказывает о своей работе.
– Объектом исследования было самосознание женщины: совокупность ее представлений о себе, о своей личности, о своем жизненном пути, эмоциональное отношение к этим представлениям.
Гипотеза была следующая: мы полагали, что в связи с реализацией роли матери самосознание женщины качественно меняется. И изначально было определено, что это – разные типы самосознания женщины в разных образах жизни.
Если рассматривать ситуацию материнства – меняется все. Это – особый физический опыт вынашивания ребенка и его рождения, который не может пройти для женщины бесследно. Это другой образ и ритм жизни, проведения свободного времени и другая позиция в социальных отношениях – это другой образ жизни, который влечет за собой определенный тип самосознания.
– И что же явилось итогом столь непростой и необычной работы?
– На основе анализа этих показателей было выяснено следующее. В смысловых образованиях в самосознании женщин, не имеющих детей, выделены два. Условно первый назван «дети» – это смысловое образование, выражающее материнство. Оно проектировано у них на образ будущего – это дети, семья, благополучие семьи, но не сегодня и не сейчас. Второе смысловое образование – «досуг, развлечения», то есть сфера жизни, которая связана с получением удовольствия, проведением свободного времени, хобби. Время в данном случае не определено, но оно очень четко «схватывает» настоящий момент.
По сути, это две разные позиции: отдавать себя и получать себе. Одна из них, «материнство» – более зрелая форма, другая, «досуг и развлечение» – это проявление детскости и инфантилизма: «получать любовь, получать позитив, ничего не отдавая взамен».
– Таким образом, существует два варианта жизненного выбора женщины?
– Несомненно. И то, что мы реально видим на консультациях – это противоборство тех смысловых позиций, которые определила лично для себя каждая женщина в отдельности.
Что еще немаловажно отметить: у девушек, не имеющих детей, досуг и развлечения, получение удовольствий частично служат снижению неблагоприятного опыта прошлого – снижению эмоционального заряда негативных переживаний. То есть в их жизни был некий травматический опыт, связанный с расставанием, предательством, неразделенной любовью, несбыточными надеждами, и они пытаются снизить полученные прежде отрицательные эмоции путем получения удовольствия. Большое место в этом у них занимает забота о внешнем виде, о телесном благополучии, здоровье, материальном достатке. Главное для них – быть модной, активной, здоровой, красивой, успешной. Ведь именно это пропагандирует большинство средств массовой информации, на этом и «играют», внушая молодежи: «получая удовольствие от развлечений, ты на время забудешь о том, что тебя беспокоит, волнует, тяготит».
Вот и идет такое взвешивание: какая ценность будет преобладать у той или иной женщины. Либо осознанное материнство, либо жизнь «для себя».
– Получается, что многими женщинами, которые приходят к вам на консультацию по поводу предстоящего аборта, ребенок воспринимается как обуза, имея которую никаких удовольствий получить нельзя?
– По сути, да. Их пугают предстоящие трудности и заботы: с рождением ребенка им предстоит сделать шаг в другую жизнь, в другую позицию, в другой, более взрослый, образ жизни. Еще более осложняется положение у тех женщин, которые были младшими в семье и не имеют опыта ухаживания за младшими братьями и сестрами или племянниками – детьми старших детей.
– Что же показали исследования женщин, которые имеют детей?
– У них выявлено три смысловых образования, но они все очень тесно связаны между собой. Это – материнство, супружеские отношения и материальный уровень жизни семьи. Таким образом, назвать их можно одной фразой – семейно-супружеское материальное благополучие.
Материальное благополучие – это стабильность и предсказуемость будущего, это возможность для женщины чувствовать защищенность самой себя и своих детей. И то, что многие женщины у нас на консультациях объясняют отказ от рождения еще одного ребенка тем, что надо «поднять» уже имеющихся, – это не просто высказывания. В смысловой сфере всего внутреннего мира женщины эта тематика имеет огромное значение, и я расцениваю ее именно как стремление к стабильности и предсказуемости дальнейшей жизни семьи.
– То есть женщина должна быть уверена в завтрашнем дне?
– Да, она должна быть уверена, что у нее будут и в дальнейшем хорошие взаимоотношения с мужем, что им будет на что кормить и одевать детей, дать им надлежащее образование. И это нормально, это соответствует определенной жизненной логике. Но иногда это выливается в то, что женщина ответственность за детей берет только на себя: «Я должна поднять», «мне нужно прокормить их», несмотря на то, что в семье есть отец…
Поэтому она приходит к выводу: «Я должна работать». К нам на консультации нередко приходят женщины, которые моделируют будущую ситуацию: «Если муж меня бросит, смогу ли я обеспечить себя и своих детей?». Многие из них готовы уже тащить на себе этот воз материального добывания.
Когда в семье два-три ребенка, некогда думать о прошлом, ставить перед собой какие-то новые цели. С одной стороны, это – ежедневный круговорот, а с другой – вот она, настоящая сегодняшняя жизнь.
– Таким образом, получается, что, если девушки живут «между прошлым и будущим», то женщины, имеющие детей, четко обозначают границы «своего мира»: «мой мир – моя семья»…
– Действительно, в плане развития внутреннего мира у молодых девушек смысловая сфера очень неустойчива: их смысловые образования либо конкурирующие, либо взаимоисключающие. Поэтому идет внутренняя борьба. У женщин, имеющих детей, все находится на своих местах. Хотя здесь можно остановиться на одном немаловажном факте: у многих женщин-матерей проявляется следующая смысловая тематика – неудовлетворенность самореализацией. Им необходимо время для себя, для самораскрытия.
– Тут, как говорится, мы имеем две стороны медали. С одной стороны – позитивный момент: женщины осознают свою семью как «мы», у них в большей мере «мы», а не «я», которое преобладает в самосознании у женщин, не имеющих детей. А оборотная сторона – в том, что они не удовлетворены степенью возможности реализации собственной личности…
– Иногда именно это может выступить мотивом отказа иметь в семье еще одного или нескольких детей. Недостаток внутреннего личного пространства нередко приводит к желанию женщины изменить что-то в самой себе, в своей семье, чтобы найти какое-то время и возможности и «для себя».
– Неудивительно, что многие женщины часто говорят: «Я так устала, я просто хочу элементарно выспаться…»
– Добавим к тому: побыть одной, заняться чем-то для себя. И это естественно, потому что излишнее «растворение» в семье, отсутствие в душе женщины какого-то личного «уголка» может привести к печальным последствиям. Психологи даже ввели понятие «кухонный бунт», которым определяется кризис в духовной жизни женщины.
– Какие же рецепты семейного поведения женщины Вы можете дать?
– Давайте рассуждать так: что такое материнский талант и талант вообще? Талант – это сплав заложенных тенденций, труда, мотивов, интересов… Материнство в этом разрезе – особая структура ценностей, в которой приоритет отдается именно материнству, плюс еще такие врожденные компоненты, как физиология, генетика, факт наличия органов репродуктивной системы, то есть особая биологическая форма женского существа.
Очень многое в материнстве зависит от результатов опыта социализации и семейного опыта. Я с этой стороны больше изучаю материнство с точки зрения ценностей и смыслов, а в ценностно-смысловой сфере, наверное, доля социализации все же выше, чем наследственность.
– Таким образом, у каждой женщины должна произойти переоценка ценностей, чтобы понять, что такое ребенок и для чего ты в этой жизни существуешь. На мой взгляд, ошибка многих современных женщин заключается в том, что ребенок воспринимается ими только как «объект», который надо кормить, поить, одевать, стирать, а женщина при нем – только обслуживающий персонал…
– Как можно прокомментировать подобную ситуацию? В мотивации внутреннего мира смыслового содержания у женщины очень много смысловых «узелков», но они концентрируются вокруг материнства. И поэтому все идет на благо, они все связаны, непротиворечивы, не образуют в смысле самораскрытия отдельный «узелок», отдельный «уголок», который конкурирует или мешает материнству, или материнство мешает самораскрытию.
Но опять же, если у женщины в сознании имеется один только «узелок» – материнство и больше никаких связанных с ним тем нет, это тоже плохо. Это – обеднение личности, зацикленность только на благополучии семьи, что сказывается на взаимоотношении с окружающим миром. Есть глубина внутреннего мира, и смысл материнства заключается в том, какое место оно занимает во внутреннем мире, насколько оно связано с другими темами женской жизни.
Может быть, с появлением первого ребенка у женщин бытовые тревоги связаны прежде всего с организацией ухода за ним. Они не знают, что надо делать, как сделать это лучше. Вот и получается, что на первом ребенке идет испытание проб и ошибок, на втором – «оттачивание мастерства», а на третьем и последующих – наслаждение мастерством, когда можно взращивать именно то, что у женщины получается лучше всего.
– Ну, период такого ученичества, наверное, есть во всех сферах жизни женщины. К примеру, сшила она своими руками первое платье – получилось не очень хорошо; но она начинает учиться у более опытных портних, принимает их советы и снова берется за работу. Второе изделие получается уже лучше, третье и четвертое – просто загляденье.
– Вот так и с детьми. Границы личной самореализации со временем у женщины становятся все шире и разнообразнее, ведь дети все разные, и ей приходится общаться с каждым по-своему. Наверное, в этом и заключается тот феномен, когда женщины, родившие третьего ребенка, затем рожают еще несколько детей. Это еще и еще раз наглядно подтверждает, что материнский талант дается не сразу, его нужно развивать. А на это способна каждая женщина-мать.
Материал
подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Я не начало жизни, не конец,Я продолженье жизни – я отец.
Церковь на рок-концертах – это невыразимо скучно для самих рок-меломанов. Они думали, вера – это царевна, ради которой надо подвиг совершить, а ее делают крашеной девчонкой из тусовки.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.