Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (527) → Святитель Николай Сербский: «Мысли о добре и зле»

Святитель Николай Сербский: «Мысли о добре и зле»

№14 (527) / 8 апреля ‘09

Духовное чтение

Законы природы

 О законах природы никогда не говорилось столько, сколько в нынешнее время, и никогда люди не чувствовали себя рабами этих законов так, как в нынешнее время. Частые революции и войны – подтверждение сказанного, – это чирьи, прорывающиеся под нажимом стальных щипцов.

А ведь частые революции и войны, преступность и самоубийства — это самое убедительное опровержение всех нынешних разглагольствований о свободе и прогрессе.
 Никогда прежде не проповедовалось почитание законов природы столь широко, как в нынешнее время. Но почему никто не берется проповедовать любовь к законам природы? Потому, что все люди тогда бы чувствовали отвращение к такой природе. А духовные люди знают, что законы природы – лишь слуги вечной любви и что человек выше законов природы.
 И хотя к почитанию вообще следует относиться как к добродетели, оно все-таки является добродетелью, которая ниже любви. И если эта низшая добродетель требуется для столь большого предмета, как законы природы, то где же и какой он, предмет наивысшей добродетели – любви? Предмет любви там, где законы теряют свою силу и где получают свою силу.

Слово «любовь»

 Бог дал людям слово любовь, чтобы они этим словом называли свою связь с Ним.
 Когда люди злоупотребляют данным словом и его назначением, называя им свою связь с землей, тогда слово это ослабевает по отношению к Богу.
 Слова при злоупотреблении теряют свою магическую и божественную силу и становятся словно мертвые. Точно так же, как северное дерево, пересаженное на юге, увядает и засыхает.

Когда отнимаем у природы

 Когда люди жадно отнимают золото у природы, природа под видом золота им дает отраву.
 Когда люди жадно отнимают знание у природы, природа им дает игрушки вместо истинных знаний.
 Когда же люди кротко и во имя Божие, во имя Хозяина природы просят то, что на потребу, природа им дает то, чего они просят.
 Мудрая мать дает ребенку все, что ребенок, по его потребности, у нее просит. Когда же ребенок попросит что-то из праздного любопытства, мать дает ему игрушку (отвлекающее нечто) взамен того, что он просил.
 Так поступает и мудрость Божия с людьми.

Оптимизм

 Этот мир хуже всех миров, которые человек может вынести. А мир хуже этого, не для людей, а для демонов.
 Все люди это ощущают, но бегут от этого своего ощущения, как неумелый пловец, испугавшийся глубины морской, поворачивается к простору моря спиной и плывет на мелководье, к берегу.
 Все люди это ощущают, оттого легко поддающихся оптимизму все подозревают в шарлатанстве. И действительно, шарлатанства больше, чем оптимизма, у тех, кто весело смотрит на этот мир, а смерть между тем считает точкой нашей жизни.
 Оптимист, без шарлатанства, – единственно тот, кто имеет смелость признать весь ужас этой жизни, но имеет также и проницательность, чтобы видеть смерть не как точку нашей жизни, а как запятую; причем запятую, после которой нам открывается чистый лист, на котором уже предстоит писать не кровью и слезами, а золотыми лучами божественного света и радости.

Над пропастью

 Как беззаботные дети не имеют представления о суровой жизненной борьбе, в которой находится мир вокруг них, так и многие взрослые люди, словно дети, не имеют представления о той ожесточенной духовной борьбе, которую Христос со Своим ангельским и святительским воинством ведет против темных сил в этом мире.
Лишь о духовном человеке можно сказать, что он вышел из детского возраста, независимо от того, что он остается большим ребенком в другом смысле. Поэтому духовный человек, осматриваясь, видит человечество – как мать свое неразумное дитя – окруженным страшной опасностью.
 И как ребенку зачастую непонятны предостережения родителей, бдительным взглядом сопровождающих его в опасности, так многим людям непонятны предостережения духовных личностей. Ибо для многих остается навсегда невероятным то, что видят люди духовные, – невидима и пропасть, над которой многие спят.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Юрий Максимов: «О видах добродетелей»

(Продолжение. Начало в № 12–13)Кротость  Кротостью называется состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, злопамятство и осуждение. Кротость – это смиренная преданность Богу, соединенная с верой, это устроение души, которая и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковой, это утверждение терпения и мать любви.

 
Духовное чтение

Священник Павел Гумеров: «Восемь смертных грехов и борьба с ними»

Статья 8. ГневУбийца любви  Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс