Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (525) → Святитель Николай Сербский: «Мысли о добре и зле»

Святитель Николай Сербский: «Мысли о добре и зле»

№12 (525) / 22 марта ‘09

Духовное чтение

Рабы, ничего не стоящие

  Предай забвению как можно скорее свои добрые дела и заслуги.
  Стыдно, если пчела и муравей тебя в этом превзойдут.

Считай, как пчела и муравей, каждое новое дело первым делом и каждую новую заслугу первой заслугой.
Выпячивание своих трудов и похвальба своими заслугами приносят плохие плоды — злобу, вражду и раздоры между людьми, а в конце концов, неизбежно, чувство невозданности по заслугам и — отчаяние.
  Видел ли ты когда-нибудь отчаявшегося муравья или отчаявшуюся пчелу?
  Воистину, стыдно должно быть человеку, что муравей и пчела лучше его исполняют известную заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы, рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10).

Богатство природы

  Богатство природы вызывает зачастую немое удивление.
  Нет такой философии у человечества, нет такой теории, которые бы в этом богатстве не могли найти множества доказательств для себя.
  Покажется ли тебе, что вся природа — это сам разум, и богатство природы сразу же представляет тебе тысячи доказательств этого.
  Покажется ли тебе, что вся природа — это прежде всего инстинкт да воля, и богатство природы снабжает тебя тысячами доказательств этого.
  Покажется ли тебе, что вся природа — это лишь эмоция, и пожалуйста, из богатства природы бери себе сколько угодно доказательств этого.
  Покажется ли тебе вся природа гениальной игрой «я» и «не-я», света и мрака, бытия и небытия или же «майи» и «атмана», проси доказательств у этой богатейшей госпожи, и она насыплет тебе полные пригоршни.
  Покажется ли тебе, наконец, вся природа дикой борьбой за существование, за существование безумное и бесцельное, и в этом случае ты наберешь мешок доказательств.
  Но когда каждая из этих философий и теорий насытит свой разум настолько, что он начнет ликовать по поводу «обретенной» истины, ты успокой свои ум, сердце и душу и держи их долго в покое. И тогда почувствуешь вдруг протест, возникающий, как вулкан, в одной из названных глубин в тебе или во всех трех одновременно. Этим трем глубинам разум — лишь слуга и посланец. Нетрудно накормить слугу, но трудно насытить хозяина.
  Поэтому будь осторожен, чтобы тебя не обмануло богатство природы. А обманывать она будет тебя все время, пока не почувствуешь, что ты богаче ее, что в тебе кроется богатство, превосходящее то, которое имеет природа.
  Так что берегись, чтобы богатая Кирка не пленила тебя своим пением и не превратила в животное. Оберег от ее пения ты носишь в душе своей. Если знаешь это, богатая колдунья совьется в клубок и ляжет у твоих ног.

Магия

  Отрицать черную и белую магию — значит отрицать повседневный опыт духовных людей.
  В нравственном смысле магия выражается в виде злой и доброй воли, а в духовном смысле она выражается в злонамеренности и добронамеренности.
  Злая воля одного человека ослабляет другого человека, парализует его и буквально убивает. Добрая воля поднимает, укрепляет и буквально оживотворяет.
  Если встречаются два человека доброй воли, в них увеличивается магия добра.
  Если встречаются два человека злой воли, в них увеличивается магия зла.
  Если встречаются два человека, один из которых — доброй воли, а другой — злой воли, то между их душами происходит невидимый поединок, даже если они и не подавали друг другу руки и ни одного слова не промолвили. И редко случается, чтобы разошлись оба они без ран в душе.
  Поэтому когда идешь ты к людям, собери свою добрую волю и призови Бога на помощь. Он повелит ангелу Своему, чтобы не удалялся от тебя. Ведь Бог несказанно милостив ко всем, кто призывает Его.
  Когда к ребенку приближается змея и ребенок позовет мать, не поспешит ли мать на помощь? А милость матери бледна, как тень, в сравнении с милостью Божией.

Наказание

  Согрешивший против мира физического наказывается физически.
  Согрешивший против мира нравственного наказывается физически и нравственно.
  Согрешивший против мира духовного наказывается физически, нравственно и духовно.
  Так что:
  если кто-то пустил пыль против ветра, то пыль возвратится ему в глаза;
  если кто-то дал ложную клятву, то он попадет в тюрьму и, кроме того, будет презираем сыновьями своими.
  А если кто-то дерзнет хулить Бога и святых ангелов Его, то он будет бит самыми жестокими бичами телесно и нравственно и закончит жизнь свою либо преступлением, либо сумасшествием. Единственное, что может спасти человека от неминуемого наказания за грех, — это покаяние и самонаказание.

Человек и природа

  Пока человек не показал свои когти, природа не знала, что она тоже имеет когти.
  Когда человек стал на краю рая и протянул свои когти по направлению к Богу, вся природа вдруг обнажила свои когти и начала ими царапать человека.
  Когда некто поднимает руку на царя, он, битый многими слугами царскими, попадает во тьму окончательную.

Не вводи в грех

  Берегись греха сам и не создавай повода для греха другим.
  Ты не спасешься, если спасаешь сам себя, в то время как другие из-за тебя падают в пропасть.
  Есть повествование о царе Авенире, жестоком гонителе христиан, как он однажды пошел в горы охотиться и встретил там двоих христиан-монахов. Увидев и узнав царя-гонителя, монахи бросились убегать. Но воины царские догнали их, привели обратно и поставили перед царем. Тот, довольно долго побеседовав с ними, задал такой вопрос:
  — Если вы, христиане, смерти не боитесь, как утверждаете, почему тогда убегали?
  — Мы убегали не потому, что боимся смерти (телесной) своей, а потому, что боимся стать причиной смерти (духовной) твоей.

Мало и много

  Кто не удовлетворится малым добром, тот верит в большее добро и ищет его.
  Кто не удовлетворится большим добром, тот верит в самое большее добро и ищет его.
  Но кто не удовлетворится самым большим добром, тот не верит ни в какое добро и уже не ищет никакого добра.
  Кто не удовлетворится низшей нравственностью, тот верит в высшую нравственность и ищет ее.
  Кто не удовлетворится высшей нравственностью, тот верит в самую высокую нравственность и ищет ее.
  Но кто не удовлетворится самой высокой нравственностью, тот не верит ни в какую нравственность и уже не ищет никакой нравственности.
  Кто не удовлетворится светлым ликом истины, тот верит в более светлый лик истины и ищет его.
  Кто не удовлетворится и более светлым ликом истины, тот верит в еще более светлый лик истины и ищет его.
  Но кто не удовлетворится и самым светлым ликом истины, тот не верит ни в какую истину и уже не ищет никакой истины.
  Этим объясняется, почему среди принявших христианскую веру иногда бывает больше безнравственных и безбожных, чем среди нехристиан, которые не имели всего и не потеряли всего.

Две нравственности

  Нравственность хозяина и нравственность слуги — по сути одно и то же.
  Это когти одних и истекание кровью других; или: это одержимость одних и отчаяние других.
  Но когда исцарапанные покажут когти, тогда роли — в том же кругу — меняются: отчаяние превращается в одержимость, а одержимость в отчаяние. А конец всей игры — безумие.
  В сущности, и одно, и другое — это не нравственность, а лишь негативное оправдание нравственности.
  Еще раз запомни: когда проповедник «нравственности» царапанья и истекания кровью закончит в доме умалишенных, это называется оправданием (негативным) нравственности.

Душа не знает усталости

  — Дайте отдохнуть моему телу! – В конечном счете это означает: дайте мне выспаться.
  — Дайте отдохнуть моей душе!
  В конечном счете это означает: дайте мне Бога.
  Неверно думать, что душа, которая дает силы телу, может утомляться так же быстро, как тело, да еще и должна отдыхать так же долго, как тело.
  Ночью душа работает так же, как и днем. Ночью она обобщает и усваивает свой дневной урок. И ночью душа выносит свой страшный приговор человеку за прошедший день.
  Пустынники святогорские, как и пустынники восточные вообще, имеют обычай поспать некоторое время днем, тогда как ночь проводят в размышлениях и молитве.   Это имеет огромное значение для их душ. В ночной тиши и темноте, когда работа чувств задерживается, душа действует беспрепятственно и мощно. Днем же чувственная активность человека ограничивается сном и молитвой, что также помогает душе действовать более свободно и интенсивно.
  Постоянное общение души духовной личности с невидимым и нечувственным миром, конечно же, делает и его сны отличающимися от снов чувственных людей.
  Великие молитвенники на собственном опыте знают, что душа неутомима.
  Те же люди, которые не научились либо не решились общаться с Богом посредством размышления и молитвы, постоянно говорят о «душевной усталости».
  Однако эта их «душевная усталость» — не что иное, как тирания чувственной гиперактивности над пассивной и стесненной душой.

Медленно, да успешно

  Природа производит впечатление легкости, непринужденности, как будто она ничего не делает, хотя в действительности она так непрестанно занята деланием, как будто назавтра готовится к смерти.
  Ленивый человек, лень которого бросается в глаза, вроде бы похож на природу, но на самом деле совершенно отличается от нее.
  Торопливый человек, поспешность которого бросается в глаза, вроде бы похож на природу, но на самом деле совершенно отличается от нее.
  «Торопись медленно!» — говорили древние и тем самым хотели научить людей, как медленно поспешать.
  Поспешность природы скрыта, а ее неторопливость открыта, видима. Трава незаметно растет — и несведущие дети сетуют на малосильность природы, — но природа день и ночь трудится, чтобы трава росла больше.
  Люди не должны каждый день замечать, что ты духовно растешь; не беспокойся об этом, но сам ты должен чувствовать, что возрастаешь изнутри все больше.
  Божия мера деликатнее и вернее меры человеческой. Если люди меряют палкой, Бог меряет шелковой нитью.

Сделай и забудь

  Не записывай своих добрых дел, ибо если запишешь их, они быстро поблекнут; если же забудешь о них, они будут вписаны в вечность.
  Не записывай злых дел соседа своего, ибо если запишешь их, половина тяжести этих злых дел ляжет на тебя; если же забудешь о них, Бог и твои злые дела предаст забвению.

Исповедь

  Исповедь — желание Церкви, чтобы человек открыл свою скрытую тень.
  Исповедь — желание Церкви, чтобы человек показал раны своей души, которые он припрятывает за видимостью здоровья.
  Исповедь — желание Церкви, чтобы человек открыл свою немощь, которую он прикрывает маской силы.
  Исповедь — желание Церкви, чтобы человек вскрыл гнойник души своей, который он искусно замазывает снаружи благовониями.
  Исповедь — желание Церкви, чтобы человек, играющий роль прекрасного рыцаря, показал себя как горбуна — каким он наедине с самим собой является.
  Никто не идет к врачу, чтобы ему похвастаться своим здоровьем, а идет, чтобы показать ему гнилое место на своем здоровье. Точно так же никто не идет к духовнику, чтобы ему похвастаться своей праведностью, а идет, чтобы явить ему о какой-то опасной трещине на своей праведности.
  Когда человек переступает порог кабинета врача, он оставляет всю свою гордыню перед порогом, чтобы забрать ее вновь при возвращении к людям. Когда человек идет на исповедь, он должен оставить всю свою гордыню перед порогом церкви. И благо ему, если он оставит ее там при возвращении к людям. Дай, Боже, чтобы при выходе он заменил костыль: вместо гордыни взял смирение для опоры в жизни.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Юрий Максимов: «О видах добродетелей»

  Существует несколько видов добродетелей, которые, хотя имеют внутреннее единство, как происходящие от единого Бога, при этом являют видимое многообразие. В том, что Господь предлагает для желающих достичь святости разные пути в виде различных добродетелей, проявляется Его внимание к свободе человека, или, иными словами, Его любовь к нам.

 
Духовное чтение

Схиигумен Авраам (Рейдман): «О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин»

Каноническая справка  На необходимость супружеского воздержания в дни Великого поста указывает 40-я статья «Номоканона» при Большом требнике: «Мирянам должно воздерживаться от жен весь святой Великий пост. Если же кто падет со своей женой в святой пост, таковой не должен причащаться даже и на Пасху, поскольку весь пост обесчестил.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс